Клуб ММА - Mixed Martial Arts

"Идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец"

Филострат (648 до н. э.)

Смешанные боевые искусства (также MMA — от англ. Mixed Martial Arts) — боевые искусства (часто неверно называемые «боями без правил»), представляющие собой сочетание множества техник, школ и направлений единоборств. ММА является полноконтактным боем с применением ударной техники и борьбы как в стойке (клинч), так и на полу (партер). Термин «Mixed Martial Arts» был предложен в 1995 году Риком Блюмом, президентом Battlecade, одной из ранних организаций ММА и, впоследствии, нашёл устойчивое применение и в неанглоязычных странах.

Истоки ММА уходят во времена до нашей эры: ещё древние греки на первых Олимпийских играх соревновались в панкратионе, однако, до 1990-х годов ММА не могли похвастаться значительной популярностью в мире. Лишь со становлением и развитием таких организаций как «Ultimate Fighting Championship» (англ. «Абсолютный бойцовский чемпионат»), «Pride Fighting Championships» (англ. Бойцовский чемпионат «Прайд») и т. д. популярность ММА резко возросла, чему также способствовало падение зрелищности профессионального бокса.

Несмотря на то, что ранние соревнования имели минимум правил, в связи с критикой спорта как «кровавой бойни» промоутеры ввели дополнительные ограничения для повышения безопасности спортсменов и привлечения новых зрителей. Благодаря этим усилиям, современные ММА являются одним из наиболее быстро развивающихся видов спорта, о чём свидетельствуют показатели продаж платных трансляций боёв, освещение в СМИ, рост количества занимающихся и увеличение продаж товаров, связанных с ММА.

Истоки и развитие


П
анкратион является старейшим стилем боя без оружия, напоминающим современные ММА. Древние греки вводили эту дисциплину в Олимпийские игры в 648 году до нашей эры. Греческий панкратион потом трансформировался в более жестокий этрусканский и древнеримский «панкратиум». Бои в этом стиле демонстрировались в Колизее, а статуи выдающихся бойцов были впоследствии установлены в Риме и других городах Италии.

Некоторые общественные показы боев имели место в конце XIX века. Они представляли различные стили борьбы, включая джиу-джитсу, борьбу и другие стили. Соревнования со смешанными стилями (например, боксёр против борца) были весьма популярны в Европе и многих странах Дальнего Востока на рубеже XIX и XX вв. В Англии даже возникло боевое искусство под названием «бартитсу», совмещавшее европейские и азиатские учения. Упоминание бартитсу, в частности, встречается у известного английского писателя Артура Конан Дойла, который приписал владение «смертоносной борьбой баритсу» своему антигерою — профессору Мориарти. Свои знания в этой области Мориарти использует в рукопашном поединке против Шерлока Холмса, представителя школы английского бокса, на краю Рейхенбахского водопада, однако Шерлок Холмс также обладал навыками "баритсу".

После Первой мировой войны борьба возродилась в двух главных потоках. Первый — это было реальное соревнование, получившее название «шутрестлинг» (англ. shootwrestling); во втором случае поединки превратились в хореографически запланированные шоу, которые в итоге привели к профессиональной борьбе, ныне популярной во многих странах, в частности, США, Японии и Мексике.

В конце 60-х годов концепция объединения элементов разных боевых искусств была популяризована Брюсом Ли. Философия, разработанная Брюсом Ли, носила название «Джиткундо», и одним из главных её принципов являлось умение бойца успешно адаптироваться под любой стиль. Учение Ли и особенно фильмы с его участием оказали влияние на ММА до такой степени, что в 2004 году президент UFC Дэйна Уайт назвал Ли «отцом ММА». Также необходимо заметить, что и помимо джиткундо ещё с более давних времен в Японии уже существовали боевые искусства смешанного типа, такие как кадзюкембо и карате Годзю-рю.

Предок ММА существовал и в СССР: им стало самбо — система, разработанная в 1938-ом году в результате синтеза многих видов единоборств, благодаря приказу № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Из всех существующих сегодня спортивных боевых искусств самбо наиболее близко напоминает ММА по арсеналу используемых приёмов. Здесь необходимо уточнить, что самбо подразделяется на два главных направления: спортивное и боевое. Если в первом случае основной задачей является демонстрация бросковой техники или техники болевых приёмов, то боевое самбо гораздо ближе к ММА по своей сути, так как в нём первоочередной является способность бойца максимально эффективно и быстро лишить противника возможности к сопротивлению. Частично в связи с этим боевой раздел самбо до 1991-го года был доступен лишь для силовых структур.

Кроме того, в вооружённых силах СССР, начиная с 1979 года, проводились соревнования по АРБ, правила которого весьма схожи с правилами смешанных единоборств.

Современные ММА

Современные смешанные боевые искусства имеют свои корни в двух событиях: соревнованиях по вале-тудо (буквально с порт. Всё разрешено) в Бразилии и японском шутрестлинге. Вале-тудо берёт своё начало в третьем десятилетии XX века, когда представители бразильского джиу-джитсу Карлос Грейси и Хелио Грейси пригласили любого соревноваться с ними в борьбе. Это было так называемым «Вызовом Грейси», который позже поддержали потомки Грейси.

 

Кандзи Иноки

В Японии в 70-х годах XX века профессиональный борец Кандзи «Антонио» Иноки (яп. 猪木寛至), организовал ряд поединков по смешанным правилам. В частности, 26 июня 1976 года Иноки встретился с прославленным боксером Мохаммедом Али. Изначально планировался бой по смешанным правилам в полном смысле, однако, за два дня было введено ограничение, существенно повлиявшее на исход встречи: Иноки разрешалось наносить удары ногой, только если он стоял одним коленом на полу. В итоге, Али нанес шесть ударов, а Иноки почти весь бой провел на полу, не подпуская Али к себе лоу-киками. Бой закончился ничьей, хотя ущерб ногам Али чуть было не поставил под угрозу его боксерскую карьеру. В результате незрелищного боя, распространилось мнение, что бои по смешанным правилам невозможны из-за неадаптированности правил, и долгое время они не проводились. Тем не менее, Иноки время от времени продолжал организовывать бои по смешанным правилам, не получившие широкого признания, однако, именно они в 1986 году привели к формированию первой организации смешанных боевых искусств, известной как «Шуто» (англ. Shooto).

 

Сатору Саяма

Сам Иноки к «Шуто» отношения не имел: организацию основал его бывший «коллега по рестлерскому рингу» — Сатору Саяма.

В дальнейшем, судьба ММА развивалась в разных странах по-разному. В США популярность ММА начала возрастать в 1993 году, когда калифорнийский бизнесмен Арт Дэйви и руководитель школы бразильского джиу-джитсу Рорион Грейси организовали первый турнир Ultimate Fighting Championship (UFC), состоявшийся в Денвере, Колорадо. Турнир из восьми участников, имевший призовой фонд для победителя в 50 тысяч долларов, включал представителей бокса, савата, сумо, карате и борьбы. К удивлению 2800 зрителей присутствовавших в зале, и ещё 86 тысяч, купивших платную трансляцию по кабельному телевидению, победителем турнира стал бразильский спортсмен Ройс Грейси, значительно уступавший всем своим противникам в росте и весе и выигравший благодаря удушающим и болевым приёмам, малоизвестным в то время. Впоследствии, Грейси выиграл ещё два турнира UFC, чем широко популяризовал бразильское джиу-джитсу — один из ключевых компонентов в подготовке многих бойцов ММА в наше время.

 

Создатели MMA 

Хелио Грейси Карслос Грейси Хойс Грейси Рорион Грейси

 В начале, принцип no holds barred, как представлял его Арт Дейви, строился на противостоянии двух стилей без каких-либо правил и временных ограничений. Воплотить этот принцип было сложно из-за требований политиков, государственных постановлений и требований телевидения. Тогда Арт Дейви, комиссионер UFC, столкнулся лицом к лицу с тяжелой задачей: сохранить дух NHB, сделав его при этом политически корректным и прибыльным. Процесс трансформации тянулся около половины десятилетия, пока все атлетические комиссии не приняли 90% всех правил ММА.Vale tudo переводится с португальского как разрешено все. Неоспоримыми создателями стиля считаются Хелио и Карлос Грейси из Рио де Жанейро. Хелио просто брал всех приходивших к нему борцов не зависимо от их возраста, веса и стиля. Другие члены семьи Грейси, а особенно Хойс Грейси и Рорион Грейси, сын Хелио, специально ездили в США для тренировок и обучения своему искусству начинающих борцов. Благодаря знанию бизнеса и творческому взгляду Арта Дейви, концепция vale tudo трансформировалась в no holds barred (NHB – все захваты разрешены), которая и стала основой современного стиля смешанных боевых искусств (mixed martial arts - MMA).

Рождение Ultimate Fighting Championship - UFC 

Арт Дейви: 

Все идеи Арта Дейви, подобно большинству блестящих идей, пришли к нему довольно странными путями.

В моей компании был клиент, который занимался импортом пива. Мы должны были делать ему рекламу. И этот клиент попросил меня дать ему несколько альтернативных идей для мероприятий, в которых замешаны мужчины от 18 до 34 лет, но так чтобы они не были связаны с боксом. Когда я служил в морской пехоте, мы часто собирались и спорили о том, какой бы стиль борьбы выиграл, если представителей всех стилей поставить друг против друга вразнобой. Смог бы боксер завалить мастера карате, справился бы дзюдоист с экспертом кун-фу? Когда Текате попросил меня дать ему идею, у меня это сразу же всплыло в голове. Я занялся поиском всех промоутеров боевых искусств в Америке. Среди найденных промоутеров оказался Грейси со своим джиу-джитсу. Он привлек мое внимание, потому что я читал о нем в Плейбое, в выпуске сентября 1989 года.

В 1992 году я встретился с Рорионом Грейси, и я предложил ему сделать шоу под названием Война Миров (War of the Worlds). Это был своего рода большой отборочный турнамент, в котором друг с другом соревновались представители разных стилей борьбы. Я разработал бизнес план, а Рорион дал мне двух борцов: Ройса и Зейна Фрейжера. Позже я получил других борцов с разными стилями, среди которых был Кен Шемрок. Поломав немного голову над названием, мы решили назвать организацию The Ultimate Fighting Championship, а прежнее название War of the Worlds мы начали использовать как название производственной фирмы.

По поводу телевизионных трансляций я пытался договориться с Джеем Ларкиным и Джоком МкЛином из кабельной компании Showtime и Лу ДиБеллой из HBO, но они оба отказались. Тогда нашим телевизионным партнером стал SEG, который транслировал наше первое шоу из Денвера в ноябре 1993 года. Это шоу моментально стало суперпопулярным, набрало 86,000 закупок, чем просто ошеломило индустрию платных программ. По тогдашним меркам, это были огромные цифры, которые шокировали абсолютно всех, кроме меня. Я всегда знал, что это будет хитом. Я говорил людям, что даже если смотреть это шоу с выключенным звуком, все равно будет интересно. Даже если ты слеп на один глаз и глух на оба уха, все равно ты полюбишь UFC.

Рождение стиля Mixed Martial Arts - MM

Арт Дейви и Фредерико Лапенда

Во время формирования самого спортивного стиля, среди борцов смешанных боевых искусств происходила своя революция. Идея стиль против стиля медленно эволюционировала в

Марко Руас

идею борец против борца. То есть, представители всех стилей в равной степени начали обучаться захватам, ударам, пинкам и болевым приемам. Самый большой шаг в развитии спорта был сделан в 1995 году бразильским промоутером, Фредерико Лапендой. Фредерико Лапенда приехал в Лос-Анджелес с целью вывезти стиль ММА за пределы США и создать совершенного борца, на которого смогут ровняться представители всех стилей. Этим совершенным борцом стал Марко Руас из Рио де Жанейро, который приехал в США, чтобы участвовать в UFC VI. На следующий год Руас стал победителем UFC VII. Стиль под названием Ruas vale tudo стал прототипом нынешнего стиля тренировки смешанных боевых искусств.

Фредерико Лапенда:

Когда у меня появилась идея смешанного стиля, никто не думал, что из этого что-нибудь выйдет. Я смотрел UFC V. Когда бой Ройса и Шемрока завершился вничью, остальные борцы повыскакивали, чтобы отметить с ним ничью, будто они тренировались с ним вместе. Именно тогда я понял, что борцы разных стилей начинают прекрасно понимать стиль другого борца, как это обычно и происходит во время смешанных тренировок.

Тогда я решил создать Бразильскую Команду Мечты, которая объединила бы всех бразильских борцов. Вместе они практикуют стили luta livre, бразильский джиу-джитсу, борьбу и муай-тай. Тренером команды стал Карлсон Грейси. Я также открыл академию в Лос-Анджелесе, в которой Карлсон Грейси работал тренером. Многие традиционные представители стилей отказались мешать свой чистый стиль с другими стилями. Но Марко Руас согласился, хотя у него тогда не было даже основы смешанных стилей. Он самостоятельно выработал стиль, который включал в себя luta livre, борьбу, бокс, джиу-джитсу и капуэйру. Тогда мы создали Ruas Vale Tudo, потому что я был твердо убежден в том, что борцы, тренирующиеся по его методу, смогут добиться успеха. Бразильская Команда Мечты стала самой лучшей командой. Исключительно борцы этой команды были отправлены тренироваться в академию. Это и было началом современного стиля смешанных тренировок ММА.

 NHB превращается в MMA 

В самом начале существования UFC были большие жалобы на то, что матчи не были ограничены во времени, поэтому шоу не имело никаких условных временных границ. Трансляция этого платного шоу имела непредсказуемую продолжительность и угрожала сбить график трансляций. Вес борцов никак не сопоставлялся, поэтому многие талантливые легковесы часто ограничивались в полной реализации своего потенциала. Большая разница в весе между участниками также принималась вштыки атлетической комиссией, которая заботилась о благополучии борцов. Тогда Дейви пришлось вводить новые ограничения, которые и отличают стиль no holds barred от стиля MMA.

Арт Дейви: 

Требования со стороны телевидения, давление критиков и мой собственный горький опыт в раскрутке шоу вынудили меня ввести ограничения в соревнования. Я начинал развивать этот спорт с нуля. У меня не было предшественников, на чьем опыте я мог бы учиться. Поэтому я много экспериментировал и смотрел, что получится, а что нет. На программе UFC V начался процесс превращения vale tudo в NHB, а потом и в MMA. Я добавил ограничения во времени, судей, дисквалификацию за запрещенные техники, классификацию по весу и перчатки. Я запретил бодания, удары в голову и заднюю часть шеи, пинки на лежачем сопернике, выкручивания мелких суставов, удары в болевые точки и дергание за волосы. 

Уже на UFC XV изменения достигли 90%, а NHB окончательно трансформировалось в MMA. 17 октября 1997 на UFC XV комиссионер бокса штата Миссиссиппи, Билли Лайонс официально признал MMA. За два года до этого ММА получила официальное одобрение от атлетического контрольного органа штата Нью Джерси. Тогда же кабельная компания SEG включила UFC в ряд первых разрешенных шоу Атлантик Сити.

Глобализация MMA 

Пока Дейви превращал NHB в MMA, Фредерико Лапенда решил распространить стиль повсемирно. В 1996, когда Фредерико было всего 26 лет, он сам организовал шоу под названием World Vale Tudo Championship (WVC). Первое шоу из этой серии состоялось в Японии. 

Фредерико Лапенда: 

Я решил сделать свое собственное шоу и показать его всему миру. Я знал, что это привлечет людей по всему миру и перевалит через все политические барьеры и пересечет все континенты. На самом первом шоу был турнамент с восемью участниками, плюс супер-игра. Среди участников было шесть чемпионов UFC, включая Марко Руаса, Стива Дженнума и Олега Тактарова. Тогда впервые иностранцы решили раскрутить смешанные боевые искусства в Японии, а также впервые чемпион UFC избирался в Японии.

Вскоре Лапенда устроил в Японии более грандиозные шоу WVC. WVC стал наиболее популярным иностранным шоу во второй половине девяностых годов. Благодаря этому шоу в свет вышли новые суперзвезды: Педро Риззо, Марк Керр, Хет Херинг, Игорь Вовчанчин и другие. Все эти борцы WVC позже выступали в шоу UFC и Pride в Японии. Они привлекли еще больше зрителей к японскому WVC.

Но Лапенда не успокоился на Японии и Бразилии. Он также проводил шоу ММА в Израиле, России, Голландии, Арубе, Ямайке и Украине. Кроме всего прочего, он стал первым продюсером, выпустившим ММА на кабельное телевидение США. Это первое ММА шоу вышло в 1999 году под названием Смертельная Битва (Combate Mortale). Еще Лапенда стал первопроходцем в документальных фильмах об ММА, выпустив два фильма The Smashing Machine и Rites of Passage. Они до сих пор считаются золотым стандартом компании. Именно он ввел платные программы в бразильское телевидение, а его японское шоу WVC стало четвертым платным шоу, транслировавшемся в США.

Благодаря новаторским способностям, в 2002 Лапенда стал продюсером компании Mandalay Enterteinment Group, а позже обосновался в Paradigm Pictures. Он выпустил четыре наиболее популярных программ для канала Fox Files: Russian Night Life, Amsterdam - The Red Light District, Ultimate Fighting Around the World и Underground Fighting in California. Он также числится продюсером в фильмах Blond and Blonder, Fathers of the Sport, Bad Guys, Shut Up & Shoot и Nightmare Man. Но ММА все еще течет в крови Лапенды. Он сказал, что скоро выпустит фильм в кинопрокат, повествующий о мире смешанных боевых искусств. Сейчас фильм в разработке.

Взрыв популярности ММА 

По словам Арта Дейви, основателя ММА, смешанные боевые искусства пока даже не допрыгивают до пика своей потенциальной популярности.

Это еще не конец роста популярности спорта, это только начало. Борец ММА обязательно будет на обложке журнала Sports Illustrated, а шоу ММА обязательно станут неотъемлемой частью кабельного телевидения в Америке, так как они уже стали в других странах. У нас появится достойный конкурент для UFC, которым однажды пепси стала для кока-колы. Если вы сравните количество продаж в процентном соотношении с количеством клиентов, которым доступен UFC, то это будет один процент, ровно столько, сколько делал старый UFC по отношению к нынешнему. Только сейчас, спустя 12 лет, результат ММА в сто раз превзошел первоначальный. Сейчас завоевание рынка пойдет как по маслу. Уже сейчас ММА вытесняет платные программы бокса.

В этом Лапенда полностью согласен с Дейви.

ММА только начинает развиваться. Сейчас есть масса возможностей поставить его на ноги. Если вовлечь в это больших игроков, то они заработают на этом серьезные деньги. Какой еще спорт в Америке был построен при вложении менее 100 миллионов долларов? На данный момент есть все что нужно, чтобы вступить в мир ММА и играть. Как и во всех других спортивных состязаниях, ММА ждут перемены связанные с рынком. А, подкрепившись интернетом и обосновавшись в спорте, ММА достигнет новых вершин.

Арт Дейви: 

Я горжусь тем, что создал UFC, который стал мировым феноменом. Я с нетерпением жду, когда мое дитя не только встанет на ноги, но добежит до верха горы и займет достойное место среди других спортивных состязаний. 

 В Японии в 1997 году интерес к смешанным боевым искусствам привёл к созданию большой организации ММА — Pride Fighting Championships. По мере развития спорта стали появляться и другие организации: Strikeforce, EliteXC, Bellator Fighting Championships, Bodog, Affliction, WEC, Dream, M-1 Global, однако, в условиях жёсткой конкуренции некоторые из них потерпели крах, в то время как другие были вынуждены довольствоваться небольшой популярностью и относительно невысоким уровнем бойцов.

В России и странах СНГ, в связи с распадом СССР, развитие ММА носило более хаотический характер и, в основном, проявлялось в форме отдельно взятых турниров или просто боёв без турнирной сетки, которые начали проводиться с середины 1990-х годов. Ввиду отсутствия структур, регулирующих правила, медицинское обеспечение и условия проведения боев, уровень соревнований зависел исключительно от желания спонсоров вкладывать деньги в бои, что часто приводило к тому, что бои проводились в неадекватных условиях. Значительное улучшение было отмечено с появлением в России японской организации RINGS, где хорошо зарекомендовали себя такие бойцы как Волк-хан, Андрей Копылов, Михаил Илюхин и Николай Зуев. RINGS также дала старт Фёдору Емельяненко, впоследствии, многократному чемпиону мира по ММА по версиям различных организаций.

На сегодняшний день развитие ММА в России, по-прежнему, продвигается не так быстро, как например, в США, где интерес к боям UFC значительно возрос с покупкой промоушена владельцами сети казино «Station Casinos», братьями Фертитта, в 2001 году, и назначением на роль президента компании бывшего промоутера бокса Дэйны Уайта, что повлекло за собой массовое увлечение спортом, даже в тех штатах, где ММА на тот момент было официально запрещено (например, Нью-Йорк). Связано это, в первую очередь, с изменениями правил, сделавшими бои более зрелищными, агрессивной политикой Уайта, направленной на популяризацию спорта (точнее, самой организации UFC), и эволюцией бойцовской техники. В декабре 2006 года популярность UFC достигла пика, когда бой Чака Лидделла против Тито Ортиза собрал на платном телевидении кассу, по объему не уступавшую самым кассовым боям в истории бокса. В 2007 братья Фертитта выкупили главного конкурента, японский «Pride», в результате чего UFC стала самой крупной организацией в мире ММА и, благодаря приходу лучших бойцов Pride, сумела поднять популярность спорта в США ещё выше, свидетельством чему стало увеличение количества продаж платных трансляций.

В России же, ситуация кардинально отличается, преимущественно из-за отсутствия адекватного освещения спорта средствами массовой информации и по-прежнему бытующего мнения у большой части населения, что ММА — это «кровавый спорт». Государством спорт также не финансируется и программы развития не имеет, в результате чего эволюция проходит за счёт немногих энтузиастов.

26 сентября 2012 года комиссия Министерства спорта РФ официально признала ММА самостоятельным видом спорта.

В других странах (например, в Англии, Австралии и Германии) ММА также является развивающимся спортом, в то время как во Франции — ММА запрещены.

Правила

Правила современных ММА претерпели значительные изменения со времен первых боёв по вале-тудо, шутрестлингу и UFC 1, и ещё большие изменения со времен панкратиона. С развитием техники приёмов и многочисленных улучшений в процессах физической подготовки, стало ясно, что чрезмерно свободные правила необходимо изменить. Главными мотивирующими факторами стали необходимость охраны здоровья бойцов и желание избавиться от стереотипа «человеческих петушиных боёв», характерного для начала 1990-х. Подобное восприятие мешало развитию спорта, и промоутеры были вынуждены изменить правила на более мягкие. Новые правила включали разделение на весовые категории, использование специальных перчаток, дополнительные ограничения в разрешённых приёмах и временны́е рамки для поединков.

Весовые категории

Ввиду распространения знаний техники приемов, разница в весе стала значительным фактором. В сегодняшнем ММА девять весовых категорий:

Вес (кг)Название категорииАнглийское название категорииПримечания
от 120 Супертяжелый вес Super heavyweight В некоторых организациях класс отсутствует
93 — 120 Тяжёлый вес Heavyweight
84 — 93 Полутяжёлый вес Light heavyweight
77 — 84 Средний вес Middleweight
70 — 77 Полусредний вес Welterweight
66 — 70 Лёгкий вес Lightweight
61 — 66 Полулёгкий вес Featherweight В некоторых организациях класс отсутствует
57 — 61 Легчайший вес Bantamweight В некоторых организациях класс отсутствует
до 57 Наилегчайший вес Flyweight В некоторых организациях класс отсутствует

Защита

Вместо боксерских перчаток в ММА используются накладки на руки с открытыми пальцами. Относительно боксерских перчаток, накладки для ММА значительно тоньше: профессионалы используют 4-унциевые, а любители — 6-унциевые перчатки. Накладки были введены для защиты кулаков, снижения количества рассечений и связанных с этим остановок боев. Кроме того, накладки в какой-то степени повышают зрелищность боев, так как стимулируют бойцов использовать ударную технику.

Ограничения

Также было введено ограничение по времени во избежание длинных боёв, во время которых бойцы экономили энергию. Бои без ограничения во времени также затрудняли трансляцию по телевидению в прямом эфире. В большинстве профессиональных организаций обычные бои длятся три раунда по пять минут, в то время как в титульных боях количество раундов увеличивается до пяти.

Также следует отметить различие в принципиальном подходе к правилам в разных странах: так, в США бои ММА строго регулируются атлетическими комиссиями штатов, в результате чего бойцы более ограничены в приёмах, в то время как в Европе и Азии правила, преимущественно, более свободные. Например, во многих штатах США в любительском ММА запрещено наносить удары локтями. Удары локтями сверху вниз, в английском языке называемые «12-6» («двенадцать-шесть»), вообще запрещены многими профессиональными организациями, в частности, UFC. Также во многих организациях наложены ограничения на удары коленом в партере: в данном вопросе наиболее фривольной являлась ныне несуществующая японская организация Pride Fighting Championships, где разрешалось наносить удары коленями и ногами по голове лежащего противника (т. н. «футбольные удары»). Также варьируется легальность таких приемов, как удары головой и болевые на позвоночник (напр., «гильотина», «распятие»), однако, несмотря на различия, приёмами, запрещёнными практически во всех официальных организациях, на сегодня являются:

Исход матча

Состязания обычно заканчиваются следующим образом:

Бой также может закончиться техническим решением, дисквалификацией, отменой, технической ничьей или признанием боя не состоявшимся (англ. no contest). Последние два варианта не имеют победителя.

Одежда

Организации ММА, как правило, требуют, чтобы из одежды на участниках были только шорты, таким образом запрещая использование ги или кимоно, чтобы исключить приемы по типу «удушение отворотом куртки» и минимизировать преимущества «раздетых» бойцов. Женщины выступают в шортах и спортивных бюстгальтерах.

Стратегия

В ММА существует две основные стратегии ведения боя: ударная техника — когда боец стремится выиграть путем ударов руками, локтями, коленями и ногами, и борцовская — когда боец использует броски, захваты и болевые/удушающие приемы. Впрочем, для улучшения способностей ведения боя традиционно используются состоявшиеся боевые искусства.

Гибридные стили

Гибридными стилями неофициально называются те стили ведения боя, где отсутствует доминирующая для стойки или партера характеристика, и взамен используется комбинация ограниченного количества приёмов, позволяющая бойцу использовать свои сильные стороны. К таким стилям можно отнести:

Тактика данного направления заключается в использовании клинча, чтобы ограничить возможности противника отодвинуться на достаточное расстояние одновременно с нанесением ударов руками, коленями и локтями, а также попытками перевести бой в партер. Данный подход часто используется борцами, добавившими в свой арсенал элементы ударных техник (как правило, бокс), и тай-боксёрами. Борцы пользуются клинчем для нейтрализации более сильного ударника, в то время как тайский клинч используется для нанесения точных ударов коленями и контроля над позицией оппонента. Одним из наиболее известных практиков данного направления является член Зала Славы UFC — Рэнди Кутюр. Действующий чемпион UFC в среднем весе Андерсон Силва также часто использует тайский клинч для победы над соперниками.

Методика данного стиля весьма незамысловата и состоит из прохода в ноги, установления доминирующей позиции в партере и нанесения ударов противнику, преимущественно руками и локтями. Граунд-энд-паунд часто проводится перед попыткой болевого приёма. Данную тактику популяризовали бойцы с солидным борцовским прошлым, такие как Марк Колман и Тито Ортиc, в прошлом оба — чемпионы UFC, а Марк Колман, благодаря этой технике, также становился чемпионом турнира Pride Grand Prix 2000. В настоящее время самым известным представителем MMA, использующим стиль граунд-энд-паунд является чемпион UFC в тяжёлом весе Кейн Веласкес. Граунд-энд-паунд часто практиковал в своих боях и Фёдор Емельяненко.

Помимо обозначения отдельного боевого искусства, представляющего собой борьбу с использованием болевых и удушающих приёмов, термин «грэпплинг» также обозначает стратегию применимую к боям по смешанным правилам и заключающуюся в минимизации ударов, быстрому переводу боя в партер и применения болевых/удушающих приёмов. Несмотря на то, что большинство грэпплеров пытаются занять доминирующую позицию, некоторые успешно проводят приемы и снизу. Если грэпплеру не удается сделать проход в ноги, то он зачастую может прыгнуть на соперника и, обхватив его ногами, утянуть таким образом на пол. Грэпплинг, популяризованный такими первопроходцами современных ММА, как Ройс Грейси и Кен Шемрок, является неотъемлемой частью таких боевых искусств как бразильское джиу-джитсу, дзюдо, самбо, панкратион и шутрестлинг.В современном MMA яркими представителями этого стиля являются бывший чемпион UFC в тяжелом весе Фрэнк Мир, Фабрисиу Вердум, Джефф Монсон, Антониу Родригу Ногейра и победитель чемпионата мира по грэпплингу, боец UFC, экс-чемпион M-1 Винни Магальяеш.

Данная тактика заключается в ведении боя в стойке с эффективной защитой от попыток перевода бой в партер. Сторонник этого подхода, как правило, боксёр, кикбоксёр, тайбоксёр или каратист с хорошей защитой от прохода в ноги. Несмотря на внешние сходства с кикбоксингом, этот стиль значительно отличается в силу необходимости защиты от перевода в партер. Среди наиболее известных практиков данного подхода можно выделить члена Зала славы UFC Чака Лидделла и чемпиона Pride Grand Prix 2006, Мирко Филиповича. В настоящее время наиболее яркими представителями этого стиля являются экс-чемпион UFC в тяжёлом весеДжуниор Дос Сантос и боец UFC, экс-чемпион мира по кикбоксингу среди профессионалов по версии К-1 Алистар Оверим.

Женщины в ММА

Женщины активно выступают в ММА, несмотря на более ограниченное количество доступных организаций. Женские ММА весьма популярны в Японии, где с 2000 года проводятся турниры «Валькирия» и «Жемчужины». В США, несмотря на популярность ММА в целом, женские соревнования по этому виду спорта не получают аналогичного внимания от спонсоров в отличие от мужских. Тем не менее, с появлением таких женщин-бойцов как Джина Карано и Кристиан «Киборг» Сантос, женские ММА заставили обратить на себя внимание широких масс. Карано, обладающая уникальной комбинацией сексуальной привлекательности и бойцовских способностей, быстро стала «лицом женских ММА» после выступлений в ныне несуществующей организации «EliteXC». После распада «EliteXC», Карано перешла в «Strikeforce», первую крупную организацию, поставившую женский бой в качестве главного боя вечера 15 августа 2009 года. Бой Карано-Сантос, транслировавшийся по национальному телевидению, собрал у экранов 856 тысяч зрителей и сделал Сантос первой в истории чемпионкой «Strikeforce» среди женщин. Другой яркой представительницей женских ММА является японка Мэгуми Фудзии, по состоянию на ноябрь 2010 года, одержавшая победу в 22 профессиональных поединках из 23, причем в 18 из них — болевым или удушающим приёмом. Из российских женщин-бойцов, выступающих в ММА, наиболее известными являются Юлия Березикова и Милана Дудиева.

Безопасность

Несмотря на репутацию «кровавого спорта», иногда распространяемую средствами массовой информации, за историю современного ММА, начиная с 1993 года, было задокументировано четыре случая, когда травмы, полученные во время боя, стали причиной смерти бойца, при этом в двух случаях — поединки не были санкционированы уполномоченными организациями. В 1998 году американец Дуглас Дэдж скончался через два дня после участия на несанкционированном мероприятии в Киеве. В 2005-ом году человек, известный лишь по фамилии Ли, умер в результате несанкционированного боя в ресторане в Южной Корее из-за сердечного приступа. Третий смертельный случай в ММА произошел, когда боец Сэм Васкес, будучи нокаутированным в бою 20 октября 2007 года в Хьюстоне, штат Техас, был немедленно госпитализирован, после чего перенес две операции по удалению тромбов из головного мозга, однако так и не пришёл в сознание и скончался 30 ноября того же года. Четвёртая смерть в результате поединка по правилам ММА случилась в Южной Каролине 28 июня 2010 года, когда 30-летний Майкл Киркхэм был нокаутирован и через два дня умер, не приходя в сознание. Для сравнения, согласно информации популярного интернет-издания «The Journal of Combative Sport» (англ. Журнал боевого спорта), за тот же период (с 1993-го года) в результате боксёрских поединков скончался 71 человек, что в среднем составляет почти 4 смертельных случая в год.

Исследование, проведенное учёными университета Джонcа Хопкинса, пришло к выводу, что уровень травматизма (исключая травмы головного мозга) в ММА, в целом, схож с уровнями других видов спорта, где используется ударная техника. Однако, в силу правил, разрешающих болевые и удушающие приёмы, количество нокаутов в ММА ниже, чем в боксе, что предполагает сниженный риск травм головного мозга.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F8%E0%ED%ED%FB%E5_%E1%EE%E5%E2%FB%E5_%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%E0