Найди себя: типология личности
Что такое тесты и зачем они нужны?
На текущий период интернет просто переполнен информацией о тестах, тестах онлайн, психологических тестах, тестах для девочек и мальчиков, тестах по знакам зодиака, тесты на профориентацию, тесты при приеме на работу и т.д., также популярны запросы бесплатные тесты, тесты скачать бесплатно.
Но нельзя забывать о том, что многие тесты являются производными от фундаментальных (научных) тестов, в результате модификаций многие тесты искажаются, что приводит к некорректной информации.
В целях оказания консультативной помощи при выборе тестов ниже мы приводим определение понятия слова тесты, их назначение и классификацию, что поможет вам определиться с выбором необходимых вамтестов и не потратить время впустую.
Тест (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Классификация тестов
Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др. являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания, которая обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов. Практически все современные тесты создаются на основе математической теории оценки качества заданий и параметров личности.
Тесты как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты - значительно более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципиально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них.
Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов. Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:
1. Классификация тестов по назначению:
- общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тестыобщего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);
- профессиональной пригодности (множество общих классификационных тестов - общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана, тест при приеме на работу и др.);
- специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.);
- достижений (например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п. т. е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.).
2. По средствам, используемым в процессе тестирования:
- бланковые (тесты "бумага и карандаш", в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы - вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов достижений и др.);
- предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий - кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест "Сложение фигур" из набора Векcлера и др.);
- аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления - "детектор лжи", аппарат для определения энцефало-грамм мозга и др.);
- практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами - по химии, физике, биологии и пр., - однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение);
- программные (тесты с применением программ ЭВМ).
3. По количеству одновременно обследуемых людей:
- индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера, на профориентацию и др.);
- групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов достижений, тесты при приеме на работу и т. д.).
4. По форме ответа тесты делятся:
- устные;
- письменные;
- с применением ПК.
5. По ведущей ориентации:
- тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Лан-дольта, Бурдона, "шифровка" из набора Векслера);
- тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;
- смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике, например тест на профориентацию.
6. По степени однородности задач:
- гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;
- гетерогенные, имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию.
7. По характеру действий:
- вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий - словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);
- невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями).
8. По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:
- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;
- личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких как эмоции, тесты на профориентацию;
- другие.
9. По виду нормирования:
- ориентированные на статистические нормы - тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;
- критериально ориентированные - тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);
- прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;
- ненормированные.
10. По характеру ответов на вопросы:
- открытого типа (со свободными ответами - когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)
- закрытого типа (с предписанными ответами - когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант).
- множественного выбора (ответы с вариантами выбора) - испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;
- исключения лишнего (устранения лишнего элемента, "встретил лишнее - убери");
- аналогии - испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);
- последовательности (на завершение последовательности) - испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.