Лодки (байдарки) для туризма

 

Надувная лодка

Все надувные плавсредства можно разделить на две большие категории, делящиеся по материалу, из которого изготавливается лодка или байдарка. Еще с советских времен все помнят резиновые лодки, испачканные в тальке. Так вот эти лодки изготавливались из прорезиненной ткани. Ткань эта имеет неплохие прочностные характеристики. На этом наверное достоинства и заканчиваются. Прорезиненная ткань подвержена гниению, поэтому резиновую лодку после каждого использования необходимо хорошо просушить. Далее, лодки из прорезиненной ткани имеют довольно большой вес. Сейчас резиновые лодки продолжают выпускаться некоторыеми отечественными производителями, например, известные лодки Уфимка, Турист.


Резиновая надувная лодка Иволга и Уфимка

Лодки надувные пвх

На смену прорезиненной ткани пришла чудесная замена в виде ПВХ. Надувные лодки ПВХ имеют меньший вес, не менее прочностные характеристикипо сравнению с прорезиненной ткани. Но главное достоинство такой лодки из ПВХ - такая лодка не гниет, ее можно даже оставить не просушенной, и ничего с ней не будет. Для изготовления надувных лодок ПВХ используется два вида материала - специальные армированные лодочные ПВХ ткани, как правило корейского производства, в основе своейимеющие плетеный синтетический корд, покрытый с обеих сторон поливинилхлоридомом с различными добавками. 

Некоторые производители используют более бюджетные тентовые ПВХ ткани, имеющие меньшую прочность и адгезию, но все равно, превосходящие по качеству прорезиненные ткани. Небольшие надувные гребные лодки различаются по конструкции дна - лодки с надувным дном, и без него, с мягким дном.  С надувным дном несомненно удобней, но такая лодка будет весить на несколько кило больше, чем без него. На больших моделях лодок под мотор, как правило применяются вкладные алюминиевые или текстолитовые профили.Вывод - лучше выбрать все же надувную лодку из ПВХ, как из более современного материала.


Надувная лодка Скиф и Стрим из ПВХ


Надувная лодка годится для рыбалки, растановки сетей и.т.д, но для многодневных водных походов необходима байдарка. Байдарка, в отличии от надувной лодки имеет большую скорость, устойчивость к ветру. В этой статье под понятием байдарки мы будем подразумевать и такие формы плавсредств, как каноэ, пирога. Также, как и надувные лодки, байдарки изготавливаются из прорезиненной ткани и ПВХ. Достоинства и недостатки этих тканей мы рассмотрели выше, поэтому лучше естественно выбирать байдарку из ПВХ. Теперь рассмотрим конструктивные различия байдарок. Байдарки бывают каркасные, надувные и каркасно-надувные (далее КНБ).

Каркасные байдарки изготавливаются на основе дюралевого сборного каркаса и оболочки (шкуры), одеваемой на него.Для примера можно привести всем известный Таймень, шкура которого выполнялась из прорезиненной ткани (сейчас можно купить шкуру для Тайменя из ПВХ). К достоинствам каркасной байдарки следует отнести высокую грузоподъемность за счет большого внутреннего объема. Высокая скорость хода, за счет своей длинной и узкой формы, рассекающей волны. Высокая продольная жесткость. Недостатком является довольно большой вес, как правило за 20 кило. Относительная сложность сборки (зависит от опыта и сноровки).При пробое шкуры вода сразу начнет пребывать внутрь, хотя если дыра небольшая, то ее можно как то заткнуть,чтобы добраться до берега. Осадка у каркасной байдарки больше, чем у надувной, что несомнено ощущается, при прохождении шкуродеров.

Каркасная байдарка Ильмень

Байдарка надувная

Такие байдарки имеют меньший вес по сравнению с каркасными. Надувную байдарку легче собирать и разбирать - взял и надул. Они имеют высокую живучесть при повреждении, поскольку имеют несколько надувных секций, а иногда и надувное дно- при пробое одной, другие секции не дадут уйти на дно на середине реки. Также при пробое дна вода будет поступать только до уровня ватерлинии. К недостаткам таких байдарок следует отнести меньшую продольную жесткость. Хочется отдельно отметить конструкцию надувных пирог Хатанга и Викинг 4,7.Продольную жесткость в Хатанге обеспечивает надувное дно с распираемымми нос и зад дюралевыми штевнями и проходящем через всю пирогу дюралевыми разборными кильсонами в Викинге. Такая конструкция очень себя зарекомендовала, приближая по параметрам надувные байдарки к каркасным.К сожалению Хатанга сейчас не производится, после ухода из "Стрима", Сергей Михайлов, конструктор Хатанги, организовал свое фирму, где производится и совершенствуется Викинг.


Надувная пирога Викинг 4,7 и байдарка Ватерфляй


В свою очередь надувные байдарки бывают однослойные и двухслойные. Двухслойные представляют собой внешнюю синтетическую силовую оболочку и внутренние надувные балоны. К достоинствам можно отнести довольно высокую надежность (зависит от конструкции), простоту изготовления. Для примера можно привести всем известную байдарку Щуку (самую легкую и недорогую в своем классе). О ней ходит много противоречивых споров, но то, что у нее много поклонников это факт.К недостаткам сложность сборки - необходимо определенное мастерство при вдевании балонов в силовую оболочку. При просушке необходимо вытаскивать балоны и вытряхивать попавший внутрь оболочкипесок. Однослойная конструкция при современных ПВХ материалах не уступает по прочности двухслойным байдаркам. Всегда готова к использованию - накачал и поплыл. Вообщем здесь выбор -дело вашего вкуса.


Надувная байдарка Щука двухслойной конструкции


Каркасно-надувная байдарка представляет собой всю ту же каркасную конструкция, но с внутренними накачиваемыми балонами, обеспечивающими непотопляемость байдарки при пробое шкуры и поперечное ее натяжение. Несколько больший вес, чем у каркасной байдарки.

Источник: http://www.i-survive.ru/bayda1.html