Дорога Манчестер - Ливерпуль

Сторонников железных дорог в Англии было немало. Но и противников - тоже. И когда речь зашла о строительстве новой железной дороги между крупными городами Манчестером и Ливерпулем, снова разгорелась борьба. В Манчестере работало много текстильных фабрик. Отсюда готовая продукция по каналам отправлялась в Ливерпуль, порт на западном побережье Англии.

В обратный путь, в Манчестер, переправлялись тысячи тюков с шерстью и хлопком. Это в теплое время года, но зимой каналы замерзали, и товары везли на лошадях по несколько суток, а то и недель.

Между Манчестером и Ливерпулем расстояние невелико, всего полсотни километров. Поток грузов рос от года к году.Железная дорога стала жизненно необходимой.

Главным строителем дороги снова был приглашен Джордж Стефенсон. Сооружение железнодорожной линии заняло четыре года. Ежедневно Стефенсон верхом на лошади объезжал все участки будущей дороги. Строители ее столкнулись с большими трудностями. На пути потребовалось пробить туннель длиной в два с половиной километра, прорыть в скалистом грунте выемку протяженностью в три километра и глубиной около 25 метров, построить более шестидесяти мостов и виадуков.

Но особенно сложной была прокладка пути через топкое Чэт-Мосское торфяное болото. Никто не хотел верить, что это осуществимо. Но Стефенсон сделал, казалось, невозможное - нашел способ проложить надежную железную дорогу длиной в шесть километров через губительный Чэт-Мосс.

Дорога между Манчестером и Ливерпулем была готова к осени 1830 года. Официальное открытие ее состоялось 15 сентября в Ливерпуле. В этот день по дороге намечалось пустить восемь поездов с приглашенными. Поезд с паровозом "Нортумбриец" должен был вести сам Джордж Стефенсон.

Движение началось утром. На одной из промежуточных стоянок случилась трагедия. Один из гостей,  бывший министр торговли Хаскисон, стоя на платформе, зазевался и ... попал под поезд. Его нога превратилась в кровавое месиво. Не теряя времени, Стефенсон положил раненого в свой поезд и, рискуя сойти с рельсов, помчался в Манчестер. К сожалению, бывшего министра спасти не удалось. Конечно, этот трагический случай омрачил открытие дороги, но сорвать праздник все же не смог. А уже на следующий день началось регулярное движение по новой железной дороге, второй в мире после Стоктон - Дарлингтонской.

Число пассажиров на ней непрерывно увеличивалось, и за короткое время достигло 1200 человек в день. Перевозка людей оказалась даже выгоднее транспортировки грузов. А ведь дорогу строили прежде всего как грузовую. Даже сам Джордж Стефенсон не ожидал
такого успеха.

Источник: http://locomotive.org.ua/publ/1-1-0-7