Сущность управления и менеджмента

"Всё есть система, и в этой системе нет ничего, кроме системы" (Р.Н. Шаменков)

 Любая сложная система действует по определенной программе в пространстве и времени. Такая ориентация системы происходит в ре­зультате целенаправленного поведения ее элементов, необходимой согласованности их действий. Обеспечение этих важных моментов осу­ществляется благодаря управлению. Для понимания управления необходимо использовать системный подход, который предпола­гает выделение в любой системе двух подсистем: управляющей и упра­вляемой, или субъекта управления и объекта управления (Рис. 1).

Рис. 1. Схема процесса управления

Субъект уп­равления, как более активная подсистема, воздействует на объект управления благодаря прямой связи. Реакция объекта управле­ния на это воздействие передается субъекту управления посредством обратной связи. Следующий акт управленческого воздействия субъекта управления корректируется и осуществляется обязательно с учетом реакции объекта уп­равления на предыдущее воздействие. Необходимо подчеркнуть, что данные акты осуществляются с учетом влияния внешней среды, в которой функционирует система. При этом влияние может носить как позитивный, так и негативный характер.

Возможно, у кого-то возник серьезный и важный вопрос: что может происходить с системой, если будет искажаться прямая или обратная связь? Дело в том, что можно привести исторические примеры таких искажений в экономической системе нашей страны.

Благодаря перестройке в конце 80-х годов XX века стало известно, что информация об экономическом развитии страны в 1928 — 1987 гг. постоянно искажалась [1, с. 43-58], то есть реально ни один пятилетний план не был выполнен. Для выполнения пятилетних плановых заданий предприятиям и организациям приходилось нередко делать приписки и «округлять» экономические показатели развития до необходимых.

Получалось, что обратная связь — о выполнении плановых заданий — искажалась «снизу», а на ее основе разрабатывались следующие планы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что прямая связь тоже носила искаженный, нереальный характер. И вот в таком искаженном информационном поле наша экономическая система функционировала 13 пятилеток! Для справедливости хочется отметить, что в те пятилетки в нашей стране были построены и работали электростанции, заводы, фабрики и т.д., люди бесплатно получали квартиры и отдыхали по путевкам в санаториях и домах отдыха!

Интересно узнать, а что сейчас, изменилось что-нибудь и в каком направлении? По альтернативным оценкам российских ученых общий размер экономического роста в 1987-2013 гг.  уступал официальным данным Госкомстата РФ: размер российского ВВП составлял в 2013 г. около 84% от ВВП РСФСР 1987 г. (по данным официальной статистики, он превосходил его на 16%) [2]. Это говорит о том, что информация по-прежнему искажается, но уже «сверху», для лакировки существующего положения, а положение с каждым годом, мягко сказать, не становится от этого красивее...

Искажение информации формирует информационные барьеры во взаимоотношениях рыночных субъектов, что вызывает деформацию информационного поля экономической системы реального уровня. Результатом этого процесса является образование определенных структурных деформаций в самой экономической системе. Таким образом, деформация информационного поля экономической системы дезориентирует взаимодействие всех участников экономических процессов, затрудняет ее нормальное функционирование и дальнейшее развитие.

Всё вышесказанное позволяет нам сформулировать сущность управления. Управление — объективный процесс согласованно­го взаимодействия элементов системы между собой и внешней средой, обеспечивающий ее нормальное функционирование и развитие в пространстве и времени для достижения определенных целей.

Такая трактовка управ­ления отличается от имеющихся точек зрения тем, что управление рассматри­вается как единый процесс, состоящий из двух взаимосвязанных актов: воздействия — прямая связь и реакции на воздействие — обратная связь. Можно сделать также три важных вывода: 1. всё есть система; 2. всё, что происходит в системе, имеет управленческий характер; 3. управление предполагает развитие. Поэтому, если не происходит развитие, то надо проводить изменения в управлении. Но для их проведения надо сделать предварительно системные перестройки, без которых два последующих момента будут невозможны и безуспешны...

Для того чтобы между субъектом и объектом существовала управленческая связь и реализовывалось управленческое взаимодействие, необходимо наличие отношений управления, обеспечивающих возможность управления. Основа для формирования отношений управления зависит от вида системы.

В окружающей действительности учеными выделяются биологические, технические и социальные системы. Управление, как всеобщий процесс, проявляется во всех этих системах и имеет тотальный характер распространения. Частным случаем этого процесса является управление, например, в экономических системах, относящихся к социальным системам.

Когда речь идет об экономических системах, то имеется в виду управление предприятием, производственным процессом. В зарубежной теории управления это понятие рассматривается как менеджмент. Необходимо­сть управления производством возникает в результате развития таких взаимосвязанных процессов, как кооперация и разделение обществен­ного труда.

Истории известны три крупных общественных разделения труда, которые вы можете вспомнить и назвать сами. Увеличение видов трудовой деятельности и усложнение производственных процессов вызывают необходимость обеспечения целенаправленного и согласован­ного взаимодействия работников. В связи с этим для нормального функционирования производства возникает и постепенно выделяется особый вид трудовой деятельности — управленческий труд.

В управлении экономической системой можно выделить в качестве состав­ных частей три основных направления деятельности: постановку це­лей, разработку способов достижения целей, координацию целенапра­вленных взаимодействий работников.

Целеполагание является исход­ным моментом процесса управления производством. Поэтому очень ва­жно правильно определять и формулировать цели, которые будут ак­тивизировать и направлять взаимодействие участников производства. Для этого необходимо строить «дерево целей», которое будет связы­вать частные цели с главной, стратегической, целью развития каждо­го конкретного предприятия.

Цели должны отвечать при этом следую­щим требованиям: быть реальными, объективно отражать необходимость развития предприятия в данном направлении, иметь количественное выражение и качественную оценку.

Правильно поставленные цели позволяют разработать надежный меха­низм их реализации. Разработка способов достижения целей включает: подбор работников необходимой квалификации в достаточном количест­ве; выбор форм организации труда работников в соответ­ствующих процессах производства; отбор прогрессивных технологий и видов техники, необходимых для выполнения поставленных целей. Эти основные моменты осуществляются на альтернативной основе с тем, чтобы разработать наиболее эффективные способы достижения целей и организовать их выполнение на практике

Наконец, важной частью процесса управления является ко­ординация целенаправленных взаимодействий работников. Она подразу­мевает исполнение задуманного на практике, то есть регулируемое соединение работников и средств производства в определенном месте и в определенное время для достижения поставленных целей опреде­ленным образом.

Резюмируя вышесказанное, менеджмент можно опре­делить как совокупность методов, способов, мероприятий стратегического и тактического характера, которые обеспечивают целенаправленное взаимодействие работников предприятия в пространстве и времени.

 

1. Шмелев Н., Попов В. На переломе: перестройка экономики в СССР. М. : Изд-во АПН, 1989. — 400 с.

2. Гирш Ханин, Дмитрий Фомин: Лукавые цифры российской статистики, http://www.vedomosti.ru/opinion/news/24095291/lukavayacifra-protiv-ekonomiki-rossii

 

Копирование материалов сайта группы разрешено только с использованием активной гиперссылки на сайт. Все права защищены.