История возникновения Кунг-Фу

С начала V-VI вв. н.э. в Китае зародились и развивались различные направления, которые впоследствии разделились на два основных направления кунг фу:

В соответствии с этим, в данных направлениях использовались боевые практики на основе внутренней мягкой техники "ИНЬ" и внешней жесткой техники "ЯН".

В середине XVII столетия в одном из Даосских монастырей начала образовываться боевая школа, которая включила в себя опыт предыдущих поколений из Уданского и Шаолиньского направлений. Методика преподавания данной школы предусматривала обучение монахов боевому искусству, которое позволяло укреплять дух, совершенствовать физическое и развивать энергетическое тело человека. В обучающем процессе данной школы использовались физические упражнения, боевые приемы, дыхательная техника, повышающая энергетический потенциал человека, в т.ч.:

Этот стиль получил название "Западный Дракон" и преподавался мастерами в закрытых Даосских монастырях для монахов, обеспечивая им те практические знания, которые позволяли совершенствовать свои дух и тело. Так как монахам в Китае запрещалось носить оружие, они должны были обладать такими знаниями, которые позволяли бы им не попадать в критические ситуации, в случае необходимости защитить себя и других от агрессии окружающего мира. Для этого монах-воин должен был обладать трезвым умом, сильным духом и крепким телом. Изучаемые в стиле "Западный Дракон" боевые приемы должны были иметь исключительно практичное и эффективное применение в любой жизненной ситуации.

В стиле существует 90 ступеней развития мастерства. Каждая ступень имеет свой боевой знак отличия, который показывает уровень (ступень) мастерства данного ученика. Этот уровень необходимо подтверждать в течение всей жизни, т.к. боевой знак - это не пожизненный знак отличия, а показатель уровня мастерства, которого достиг ученик. Методика преподавания кунг фу, разработанная Даосскими мастерами, имеет многовековой опыт. До наших дней данная методика видоизменялась в зависимости от условий преподавания и других внешних факторов. Разрабатывать и видоизменять методику преподавания мог только мастер постигший "Высшую 90-ступень мастерства". Это правило сохранилось до наших дней.

В начале XX в. эту Даосскую школу кунг фу в Китае представлял легендарный мастер Ся-Тун, обладавший "Высшей 90-й ступенью мастерства". У него за все время было несколько учеников. Посещая СССР с 1956 по 1976 гг. мастер нашел новых учеников. За прошедшие годы из учеников Ся-Туна, обучавшихся у него - единственный мастер достиг высшей ступени. Этот мастер - Валерий Гусев один из основоположников направления кунг фу в СССР.

Основной принцип кунг фу - "НЕ ОСЛЕПНУТЬ ОТ БЛЕСКА СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ".

В соответствии с этим принципом кунг фу преподается и в наше время.

Источник: http://www.fitness-portal.ru/martial_art/kung_fu/history.htm

Кунг-Фу

Для подавляющего большинства людей названия «кунг-фу» и «Шаолинь» обычно звучат просто завораживающе, особенно для тех, кто понимает их истинное значение — не просто эффективное боевое искусство и великолепная система укрепления здоровья, а высочайшее духовное самосовершенствование! Те из вас, кому уже посчастливилось встретиться с настоящим мастером кунг-фу и приобрести более или менее твердые знания об этом искусстве, обязательно согласятся со мной. Ведь кунг-фу, вместе с искусством ки-кунг и учением дзен, действительно были созданы именно в том самом легендарном монастыре Шаолинь, который издревле называли «Первым из божественных монастырей Поднебесной».

В 495 ГОДУ индийский монах Бато приехал в Китай, чтобы проповедовать буддизм. Императорские чиновники разрешили ему основать в горах Суньшань монастырь. Гора, на которой была построена обитель, находилась чуть ниже, чем другие горные пики, и поэтому создавалось впечатление, что лес, окружающий монастырь, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название Шаолиньсы — "монастырь молодого леса". Место было выбрано не случайно: гора Суньшань считается в Китае священной, на ней жили даосы и отшельники. 
Монах Бато, который стал первым настоятелем обители, хотел сделать монастырь чем-то исключительным, своеобразной жемчужиной китайского буддизма, поэтому тщательно отбирал первых послушников. Сначала отшельников насчитывалось всего 200-300 человек. Главная цель пребывания в Шаолиньском монастыре — "прозрение природы Будды" на основе сидячей медитации и активных физических упражнений, включающих занятия ушу. Монахи благоустраивали обитель и работали в монастырском саду. Они не сидели на месте: путешествовали, ходили в соседние населенные пункты и проповедовали буддизм. Монахи были легкой добычей для разбойников. Поэтому решили для самообороны усиленно заниматься боевыми искусствами. В монастыре даже появился особый клан людей, которые только преподавали ушу. Их называли либо учителями кулачного боя (цюаньши), либо старейшинами в преподавании боевого искусства (уцзяотоу). Эти наставники разрабатывали приемы кулачного боя и принципы работы с оружием. Методы перенимали от народных учителей и военных инструкторов. 
Первым оружием монахов был их неразлучный спутник — посох, который изготавливался из твердого и тяжелого дерева. Согласно шаолиньским архивам, первоначально все приемы были объединены в один комплекс, известный под названием "18 приемов архатов". 
Он включал в себя несколько приемов захвата, освобождение от них, удары кулаками, ладонями, подсечки и невысокие удары ногами. Легенды приписывают создание этого комплекса Бодхидхарме — человеку, чье имя вошло в историю китайских боевых искусств неразрывно с монастырем Шаолинь. В переводе на китайский язык его имя звучало как Дамо. Он пришел в страну в 520 году из Индии и считается 28-м патриархом буддизма. Дамо был сыном богатого индийского принца, но оставил светскую жизнь и посвятил себя религии. Согласно его проповедям, целью буддизма является "прозреть сердце Будды", то есть реализовать Будду внутри себя, стать им "здесь и сейчас" в акте непосредственного восприятия истины, "свободно и полно входящей в незамутненный разум человека". 
Монахи восприняли учение Дамо как ересь. Тогда он ушел в горную пещеру и 9 лет провел в медитации, сидя лицом к стене. Дамо погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как рассказывают летописцы, он заснул. Когда патриарх проснулся, то в гневе на самого себя, вырвал собственные ресницы и бросил их на землю. Из них выросли кусты ароматного чая, который по традиции пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание.
 
После того как Дамо 9 лет "созерцал стену", монахи прониклись уважением к силе духа патриарха, они поверили в его истину. В легенде сказано, что от долгого сидения у Дамо отказали ноги. И, чтобы встать, он использовал особый комплекс упражнений в виде элементов кулачного боя и дыхательно-медитативные тренировки. 
По преданию, так ушу вошло в комплекс морально-нравственной и духовной подготовки монахов. Дамо конкретизировал все знания, которыми должны были обладать его последователи. Они выражались практическим требованием: "Два проникновения и четыре действия". "Два проникновения" — это способы достижения просветления. Первый — путем внутреннего духовного развития и созерцания ("духовное проникновение"), второй — через добрые дела ("проникновение посредством действия"). Таким образом, создавалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, физического и психического, видимого явления и его метафизического смысла. 
"Духовное проникновение" стало фундаментом, на котором в течение многих веков возводилось здание шаолиньской школы ушу. Методики позволяли обрести "истинное состояние" сознания, недоступное обычным людям, выйти на качественно другой уровень переживания мира и достичь высшего знания. "Проникновение посредством действия" предусматривало четыре вида поступков: воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение буддийскому учению, следование судьбе. 
Пещера, в которой медитировал Дамо, стала одной из главных шаолиньских святынь. От обители до нее нужно идти метров шестьсот в гору. Пещеру опекают "чань" — буддийские монахини из женского монастыря, расположенного на полпути от Шаолиня. Дорога к вершине горы вымощена плитами. На самой вершине, над пещерой, стоит огромная из белого камня статуя патриарха. Со времен Дамо первое правило шаолиньского устава гласит: "Занимаясь боевым искусством, монахи делают это только для укрепления собственного духа и тела и должны тренироваться с утра до вечера". 


"ПЕРВЫЙ В ПОДНЕБЕСНОЙ"

ЛЕГЕНДА гласит: во второй четверти VII века воин Ван Шигунь поднял мятеж против императора Танской династии Ли Шиминя. Императору пришлось спасаться бегством. Скрываясь недалеко от Лояна, правитель обратился к монахам Шаолиньского монастыря за помощью. Мятежники подошли к монастырю и даже пытались поджечь его. Но тринадцать послушников, вооруженные простыми деревянными шестами, вступили в неравный бой и разгромили армию противника. Ван Шигуню удалось скрыться. Монахи устремились за ним в погоню и через сутки обнаружили его на дороге, ведущей в Лоян, в окружении отборных бойцов. Завязался поединок. Охранники использовали мечи, копья, цепи. Послушники, благодаря великолепной подготовке, действуя лишь тяжелыми посохами, сумели не только разгромить отряд, но и взять в плен Ван Шигуня. 
Танский император вновь взошел на трон. Эта история стала поворотным событием в жизни Шаолиньского монастыря, позволив ему превратиться в одну из самых богатых и знаменитых буддийских обителей. Император не забыл обитель и пожаловал ей около 250 гектар земли. Монахам было разрешено пить вино и есть мясо, хотя этим они не злоупотребляли, придерживаясь традиционных предписаний. В связи с императорским разрешением пить вино в народе возникло поверье, что именно шаолиньские бойцы создали стиль цзуйцюань ("пьяный кулак"). Монастырю было позволено содержать особое монашеское войско численностью в 500 человек, что считалось по тем временам ярким символом доверия императора. После этих щедрых пожалований обитель получила громкое звание — "Первый монастырь в Поднебесной по боевым искусствам". 
Летописцы отмечают, что "равных бойцов нет во всей стране". Монахи стали заниматься не только кулачным искусством и боем с палкой, но значительно разнообразили свой арсенал, тренируясь вести поединок на коне, в пешем строю, использовали изогнутые мечи с односторонней заточкой и даже армейские длинные копья. 
Складывался характерный шаолиньский стиль, основанный на жестких ударах, передвижениях по одной прямой, бое на близкой и средней дистанции, коротких атаках с большим количеством ударов локтями и ладонями. 
К VII веку в Шаолиньсы уже находилось около двух тысяч послушников. Постепенно сформировались и основные дисциплины, которым обучали шаолиньских монахов, причем набор предметов оставался неизменным. 
Курс обучения монахов состоял из четырех основных разделов. Первый — буддизм (фо) — представлял собой изучение основных буддийских уложений и канонов, основ медитативной практики и созерцания. Второй раздел — боевой (у) — включал практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья. Третий раздел — медицинские знания (и) — основы массажа, использование и составление лечебных бальзамов, минералов, отваров, мазей, применение ядов, внутренностей животных. Во время тренировок послушники получали серьезные травмы. Для их врачевания было разработано более трех тысяч рецептов, как для лечения видимых травм, так и для лечения "внутренних ран", полученных при неправильных занятиях энергетическими упражнениями цигун. Более того, рецепты составлялись в зависимости не только от характера повреждения, но даже от времени суток, когда травма была получена. Последний, четвертый раздел — гражданские науки (вэнь) — предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучением классической литературы и живописи. До сих пор одной из высших похвал для шаолиньских монахов может служить определение: "Человек, искушенный в четырех дисциплинах". 

УШУ

НЕРЕДКО можно слышать разговоры о тайной технике, секретном оружии бойцов монастыря, которые открывали лишь посвященным людям, после долгих проверок. Несомненно, секреты существуют, и их немало. Однако тайна заключается не в том, как наносить удары или ставить блоки, а в методике преподавания. 
Шаолиньское ушу сочетает в себе два начала — внешнее и внутреннее, то есть физическое и духовное развитие человека. Методики тренировки бойцов монастыря полностью не известны до сих пор. 
Обучение технике складывалось из четырех разделов. 
Первый из них включает "работу голыми руками" — цюаньшу. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу (технические комплексы). 
Второй раздел — парная работа — подразумевает отработку базовых ударов в паре, выполнение таолу с партнером, свободный спарринг. 
Искусство владения различными видами традиционного китайского оружия входит в третий раздел. Конечно же, это монашеский посох, длинный шест, прямой и кривой мечи, копье — всего 18 видов классического оружия. Например, такие экзотические образцы, как мотыги, цепи, костыли. В умелых руках многие предметы превращаются в средство защиты. 
Четвертый раздел включает в себя дыхательно-медитативные упражнения, направленные на управление внутренней энергией. Эти занятия предусматривают оздоровительный аспект. Бойцы учатся правильно дышать, расслабляться, тренировать сознание. Происходит закалка тела и ударных поверхностей, которые в результате тренировок становятся нечувствительными к боли. Большинство ударов при этом наносится не с использованием одной лишь силы мышц, а с внутренней энергией. Это и есть высший этап занятий в шаолиньской школе. 
Цель ушу — не в убийстве живого и даже не в обороне, а в раскрытии себя и в укреплении духа и тела. В древности ушу называлось иначе: "гун" — работа. Работа над собой. Чтобы стать великим бойцом, надо прежде всего отучить себя от агрессивного стиля поведения. Истинный мастер применяет свое умение только для предотвращения насилия. Это искусство для терпеливых людей. Путь к мастерству долог, и на первых порах занятия вовсе не похожи на боевое искусство. Скорее, на гимнастику. Многим они покажутся чем-то общеукрепляющим и безобидным. Какие-то дыхательные упражнения, плавные движения рук и ног. Со стороны — просто урок физкультуры в младшей школе. 
Искусство поединка монахов Шаолиня возникло во времена, когда не знали огнестрельного оружия и современных спортивных снарядов. Тренажерный зал заменяла крутая каменная лестница в монастыре, по замшелым ступеням которой монахи перемещались прыжками, чтобы укрепить все мускулы тела. К счастью, не все упражнения гимнастики ушу требуют таких уникальных условий. Можно тренироваться дома, в спортзале, в парке. 

БОЙ ПЯТИ ЖИВОТНЫХ 

БОЕВОЕ искусство монастыря формировалось столетиями. Каждый мастер вносил что-то новое, особенное. Благодаря плеяде выдающихся монахов-бойцов, навечно вписанных в историю Шаолиньского монастыря, ушу развивалось и совершенствовалось. Одним из таких легендарных мастеров был Бай Юйфэн. Он считался настоящим кладезем многих утраченных методов тренировок и приемов. Мастер Бай родился в богатой семье. Всю свою молодость он провел в родном городе Тайюань — столице провинции Шаньси. Бай Юйфэн после того, как его дом сожгли, скитался по Китаю. По описанию он был невысоким человеком, но очень широким в плечах, крепко сложен. Во время своих странствий Бай тренировался у различных народных мастеров, поэтому его знания оказались весьма разнообразными — начиная от методов "вскармливания ци" и жесткого цигун до тайных техник боя с мечом и подражания животным. 
Придя под сень шаолиньской обители, Бай Юйфэн первоначально не собирался оставаться там надолго, но, увидев, скольким людям нужно его боевое искусство, решил принять монашеский сан и новое имя Цююэ (Осенний месяц). Более десяти лет пробыл он в Шаолине, обучая не только монахов, но и жителей окрестных деревень. Прежде всего мастер Бай дополнил шаолиньскую школу большим разделом, названным "13 шаолиньских захватов" и включавшим болезненные захваты, заломы, надавливания на точки. Так как сам мастер специализировался на технике подражания повадкам животных, то и все захваты реализовывались через похожие движения. "Летящий дракон", "извивающаяся змея", "взлетающая ласточка", "укус аиста", "легкий заяц", "удар пяткой петуха" — всего получилось 13 базовых форм. 
Но этим Бай Юйфэн решил не ограничиваться и постепенно на основе тех знаний, которые он почерпнул во время своих странствий и наблюдений, разработал систему "Бой пяти животных". В своем трактате "Утонченные требования к пяти системам" он описывает систему боя на основе повадок пяти животных — тигра, леопарда, дракона, змеи и журавля. Сама по себе такая имитация животного мира не была чем-то новым для средневекового Китая. В стране на народных праздниках демонстрировались танец обезьяны, бой собак, однако все они представляли своего рода забаву, ритуально-игровое зрелище. Наличие в них некоторых боевых элементов — захватов, ударов — еще не могло превратить все эти танцы и игры в систему боевого и морального воспитания, а ритуальный аспект значительно превалировал над прикладным. Бай Юйфэн отказался от прямой имитации повадок, в пользу боевого аспекта. 
Животные превратились в символы, навеянные китайской историей. Это открыло возможность превращения названий животных в некие глобальные символы, в которых сополагались такие факторы, как характер движений, тип ударов, концентрация на определенных точках организма, метод дыхания. 
Так, стиль дракона воспитывает духовное поле человека. Стиль тигра укрепляет кости, опорно-двигательный аппарат. Он включает много прыжков и ударов "лапой тигра", подходит для физически крепких людей. 
Стиль леопарда особый упор делает на развитие физической силы. Леопард наносит удары размашистыми, "рвущими" движениями "когтей" или предплечий, будто разъяренное животное. Такой удар предплечья валит человека с ног. 
Четвертый стиль — стиль змеи — по своему техническому рисунку полностью противоположен стилю леопарда. Им занимались монахи, обладавшие повышенной гибкостью тела и подвижностью суставов, так как требовалась сложная работа корпусом — наклоны, вращения, волнообразные движения поясницей, а также постановка специального дыхания, выполняемого с небольшим шипением. Большинство ударов наносилось двумя или одним пальцем по болевым точкам, в глаза, горло, пах, для чего требовалось укрепление пальцев. Не случайно монахи, занимавшиеся этим стилем, располагали самым большим арсеналом лечебных бальзамов и микстур для втирания в пальцы. 
Стиль змеи из шаолиньского раздела пяти животных считается самым сложным, так как противопоставлял мягкость и гибкие уходы жесткой силе и прямому нападению. 
Стиль журавля требует взаимокоординации между различными частями тела не столько на физическом, сколько на энергетическом уровне. Это предполагает два типа тренировки — развитие внутренних энергетических связей и тренировку сознания, приведение его в предельно спокойное, незамутненное состояние. Под влиянием системы "Боя пяти животных" затем возникло немало шаолиньских комплексов.

 Истчоник: http://ving-chun2011.narod.ru/history/