Стили кунг-фу и их отличия

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ СТИЛЕЙ КУНГ-ФУ

Термин «кунг-фу», и сегодня гораздо чаще используемый в европейских языках, чем в китайском, на самом деле появился на свет очень недавно — ему меньше 100 лет!

На свете существует такое разнообразие всевозможных школ и стилей кунг-фу, что любые попытки их четкой классификации обычно заканчиваются неудачей. Вот вы, например, способны ли отличить «Длинный кулак» от стиля «обезьяны» или, скажем, разобраться в особенностях направлений тайцзычуань? А знаете ли вы, почему стиль чачуань еще нередко называют «мусульманским кунг-фу»?
Ответы на эти и прочие подобные вопросы вы сможете найти в настоящей главе, в которой я постараюсь рассказать вам об историческом пути развития основных стилей кунг-фу, об их философском обосновании, основных отличиях и типичных формах.


КУНГ-ФУ ИЛИ ЧУАНЬ-ШУ?
Термин «кунг-фу», который сегодня используется для обозначения классического китайского боевого искусства почти исключительно в европейских языках появился на свет очень недавно, только в XX в. В Китае он и сегодня употребляется весьма редко, да то лишь говорящими на кантонском диалекте. На самом же деле и в южных, и в северных диалектах современного китайского языка существует единое название, как нельзя лучше передающее сущность того искусства, которое на Западе называют Кунг-фу — чуань-шу, или же чуань-фа.
Чуань-шу переводится как «кулачное искусство», чуань-фа — соответственно как «кулачная техника». Если вы вспомните историю развития китайских боевых искусств, вкратце описанную ранее, то сразу отметите для себя, что термины «чуни», «щу» и «фа» явно относятся к той области китайских единоборств, в которой упор делался на ударную технику, в отличие от стилей дзюели и цуо-дзяо, где применялись броски и захваты. В то Же время названия чуань-шу и чуань-фа гораздо более конкретны, чем слишком общий термин у-йи, включавший в себя, как всем известно, искусство верховой езды и стрельбу из лука.

В современном китайском литературном языке традиционное направление кунг-фу стиля монастыря Шаолинь называется шаолиньчуань; кунг-фу стиля Багуа» зовется багуачуань, а кунг-фу стиля «Богомил» (по-китайски — «танлан») — танланчуань, и т.д. «Чуань», то есть «кулак», присутствует во всех них названиях как сокращенное обозначение понятий чуань-шу и чуань-фа, и в данном контексте означает не только технику кулачного боя, но и систему единоборств в целом, включая и технику использования оружия, и силовую тренировку и т. п.

Все до единого стили современного кунг-фу возникли только после основания монастыря Шао-линь, и потому почти все они ведут свое происхождение от традиционного шаолиньчуань.

КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ 

Легендарный монастырь Шаолинь был основан в 495 г. н. э. буддийским монахом-индийцем по имени Батуо, с высочайшего благословения тогдашнего правителя Китая Сяо Вен-Ди из северной императорской династии Вэй. В 527 г. в Шаолинь прибыл сам благословенный Бодхидхарма, в прошлом великий и могущественный индийский князь, оставивший мирскую жизнь ради того, чтобы, став простым монахом, начать проповедовать в Китае идеи Будды. Он нашел послушников монастыря слишком слабыми для занятий медитацией, которая является основой основ на пути к Просветлению, и потому показал им комплекс специальных укрепляющих организм движений, известных с тех пор под названием «Восемнадцать рук Лоханя», а также научил сложной системе буддийских «внутренних» упражнений, называющейся «Основы мускульных метаморфоз».

Шаолинь был далеко не рядовым монастырем. На протяжении многих веков у всех китайских правителей существовала традиционная обязанность: раз в год регулярно удаляться в один из Пяти императорских храмов, стоявших на пяти Священных горах Китая, чтобы там в уединении некоторое время молиться Небесам, прося мира и процветания своему народу. Гора Сун, на которой и стоял Шаолинь, считалась Центральной священной вершиной Китая, и потому монастырь регулярно посещался великими императорами и военачальниками, многие из которых оставались там навсегда, чтобы посвятить себя поискам духовного просветления. Большинство из них являлись также опытными мастерами боевых искусств, и вскоре они преобразовали спортивный комплекс «Восемнадцать рук Лоханя» в оригинальные боевые комбинации, позже получившие длинное название «Кунг-фу Лоханя монастыря Шаолинь». Точно так же «Основы мускульных метаморфоз» через некоторое время превратились в ки-кунг монастыря Шаолинь — искусство создания и концентрации жизненной энергии.

Сегодня существует великое множество различных стилей кунг-фу, однако действительно классическим направлением этого искусства всегда останется кунг-фу «Лоханя», практикуемое, как правило, сильными, физически развитыми людьми высокого роста, так как в этом стиле упор делается как раз а использование мускульной силы и длины рук и ног бойца. Точно так же и «Основы мускульных метаморфоз», несмотря на все богатство и разнообразие современных направлений Ки-кунг, всегда останутся в искусстве кунг-фу фундаментальной основой любой тренировки внутренних возможностей организма.

Условия жизни в монастыре Шаолинь как нельзя лучше подходили для регулярных занятий кунг-фу, причем не только как боевым единоборством, но и как сложным и неповторимым искусством, сочетавшим в себе множество теоретических и практических элементов. У монахов Шаолиня не было недостатка ни во времени, ни в талантливых учителях, собиравшихся в стенах монастыря со всех концов бескрайней Китайской империи. Достижения и открытия каждого поколения мастеров кунг-фу, непрерывно добавлявших к общим познаниям что-то свое, новые техники и приемы, постепенно накапливались и бережно сохранялись их потомками и последователями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вскоре монастырь превратился в главный центр изучения боевых искусств всего Китая.

Сначала искусству кунг-фу обучались только сами монахи Шаолиня, но вскоре в монастыре появились и ученики, пришедшие со стороны. После окончания периода обучения они, равно как и некоторые монахи, разъезжались по разным уголкам страны, где продолжали свои занятия самостоятельно и начинали сами преподавать свое искусство. Вскоре даже появилась народная поговорка, гласившая: «Кунг-фу монастыря Шаолинь всегда лучшее в мире». Через некоторое время, как я уже говорил, появились два монастыря и соответственно две школы кунг-фу: Северный Шаолинь и Южный Шаолинь.

Вскоре общий объем всех искусств, различных знаний и особых техник стиля Шаолинь разросся до такой степени, что его нельзя было изучить одному человеку, даже в течение целой жизни, и потому неизбежно появилось множество конкретных направлений и специализаций, которые, хотя с тех пор число их стало намного больше, по сей день традиционно называют «72 искусствами Шаолиня». Естественно, что за многие столетия некоторые направления и стили раздваивались или, наоборот, сливались в своем развитии, их внешние формы и техники менялись, но несколько фундаментальных течений классического кунг-фу, составлявшие костяк общего учения монастыря Шаолинь, остались практически неизменными. Это, например, стили «Сталь-пая ладонь» и «Ножка Цветка Сливы», «Искусство Легкости», направление «Сердечное очищение» или некоторые техники усиления возможностей органов чувств человека. Таким образом становится понятно, что «72 искусства Шаолиня» представляет собой нечто гораздо большее, чем просто комплекс боевых единоборств.

ЧЕНЧУАНЬ, ИЛИ ДЛИННЫЕ КУЛАКИ 

От основополагающего стиля монастыря Шаолинь и дальнейшем отделилось множество интересных самостоятельных направлений. Самым старым из них, судя по всему, является стиль Тайцзу (не надо путать его с направлением тайцзычуань!), который в Китае часто называют стилем первого императора династии Сун тайцзу ченчуань (Длинные кулаки). Термин «длинные» происходит от долгих и размашистых движений, из которых состоит большинство приемов в комбинациях этого стиля, сходных, по мнению старых мастеров ченчуань, с течением великой реки Янцзы, которую китайцы зовут «Длинной рекой». 
Приемы ченчуань выполняются один за другим, до 10-20 приемов подряд, без единого заметного перерыва, в виде одного плавного движения, одной непрерывной «волны», вслед за которой идет другая такая же волна из 10-20 приемов. Типичная комбинация стиля ченчуань, состоящая из примерно 60 приемов, насчитывает в себе, таким образом, не больше 4-5 пауз, как если бы она состояла из всего шести-семи очень длинных плавных приемов. Этот стиль был разработан еще в X в. Зао Куан-Инем, первым императором — основателем династии Сун, кстати, во многом обязанным своим восшествием на трон знаниям и искусствам, полученным им в стенах монастыря Шаолинь.
Позже название ченчуань, то есть «Длинные кулаки», стало употребляться и для обозначения многих других стилей кунг-фу, основу техники которых составляли быстрые, прямые и мощные движения и удары, напоминающие биение морских волн. Все современные стили ченчуань так или иначе ведут свое происхождение от стиля Северный Шаолинь или находятся под его влиянием. Основными из них являются чачуань, гуачуань (Цветочное кунг-фу) и гуачуань (кунг-фу Сущности), хунчуань и баочуань.
Чачуань, или ча кун-фу, было создано китайцем-мусульманином по имени Шамиль, жившим во времена династии Мин. Название этого стиля произошло от имени его основателя — по-китайски «Шамиль» звучит как «Чамиль». Нередко чачуань еще называют «мусульманским кунг-фу», так как этот стиль весьма популярен в среде мусульманских этнических групп Северо-Восточного Китая. На рис. 3.3 изображен типичный прием стиля чачуань.
 

ЧАЧУАНЬ 

查拳
Чацюань


Чацюань является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу.

История распространения стиля такова. В XVI веке восточные провинции Китая страдали от набегов японских пиратов. Император поручил разбить японцев великому полководцу Ци Цзигуану. Однако свободных войск в тот момент не было, и по просьбе Ци Цзигуана император издал указ о призыве добровольцев для борьбы с агрессорами. К Ци Цзигуану отправились патриоты со всех концов страны. В отряде, вышедшем из далекой западной провинции Синьцзян был мусульманин Ча-мир 查密尔 (Джамиль?). По дороге он тяжело заболел, и товарищи оставили его на попечение крестьян в деревне Чжанъиньчжуан (или Иличжуан) уезда Гуаньсянь, что расположен в нынешней восточнокитайской провинции Шаньдун. Там после нескольких месяцев лечения он поправился, и в благодарность за заботу обучил этих людей (которые тоже были мусульманского вероисповедания) боевому искусству, которым владел сам. После смерти Ча-мир оно было названо его именем, а уезд Гуаньсянь приобрел прозвище `Родина чацюань'. Преемником Ча-мира стал Ша Лян 沙亮 по прозвищу `Господин Ша Лян - Летающая нога', от которого этот стиль и распространился среди мусульман севера Китая (некоторые источники отождествляют Чамира и Ша Ляна; в ряде источников имя основателя стиля пишут не "Ча-мир", а "Ча Шанъи").

Также источники упоминают такого соратника Ча Шанъи, как Хуа Цзунчжи. То, что тренировал Хуа Цзунчжи, называли, естественно, хуацюань 滑拳 ("кулак Хуа Цзунчжи"), а так как эти тренировочные методы органично вошли в чацюань, то и сам стиль иногда называют чахуацюань 查滑拳 ("кулак Ча-мира и Хуа Цзунчжи").

В истории боевых искусств остались имена многих мастеров чацюань. Можно вспомнить, например, Чжан Цзивэя 张其为, умершего в 1932 году в возрасте 84 лет, пальцы которого в результате тренировок стали подобными железу. Рассказывали, что как-то раз его окружило несколько десятков человек, но стоило кому-нибудь из них приблизиться, как следовало мгновенное нажатие на точку - и человек падал не успев и руки поднять. Знаменитым учеником Чжан Цзивэя был Чан Чжэньфан 常振芳 (1898-1979), у которого учились почти все крупные мастера чацюань современности. Он родился в бедной крестьянской семье, и с детства прошел суровую закалку жизнью. От дома Чана до дома Чжана было с полкилометра, и чтобы не терять ни мгновения он на занятия не шел а передвигался специальными перемещениями стиля. В 1930 году он отправился на юг, в Нанкин, в знаменитый нанкинский Центральный институт гошу (`гошу' - `национальное искусство' - название ушу при правлении Гоминьдана), затем перебрался в провинцию Хэнань. После 1949 года был приглашен в столицу, работал общественным тренером, издал ряд книг по чацюань, внес вклад в дело образования спортивного ушу. Самым знаменитым из его учеников является Чжан Вэньгуан 张文广, нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры.

Однако самым известным из мастеров чацюань XX столетия является безусловно Ван Цзыпин 王子平 (1881-1973). Он был из бедной мусульманской крестьянской семьи, его отец и дед были известными мастерами китайской борьбы шуайцзяо. Однако отец решил, что с помощью ушу в современном мире прожить невозможно, и решил не обучать сына боевым искусствам. Маленький Цзыпин не согласился с решением отца и стал тренироваться сам. Когда через несколько лет это обнаружилось, то увидев успехи сына в физическом развитии отец переменил свое мнение. В возрасте 16 лет Ван Цзыпин на пари поднял каменный каток для разравнивания почвы весом 140кг. Позднее он уехал в Цзинань (административный центр провинции Шаньдун) чтобы изучать Коран. Во время прогулки по цзинаньским фонтанам он на спор руками остановил колесо водяной мельницы, после чего его пригласил в ученики известный мастер чацюань Ян Хунсю. Позднее, будучи уже преподавателем чацюань в Цзинани Ван Цзыпин не раз одерживал победы над мастерами дзюдо из Японии, силачами из Германии и США. В 1918 году на "Турнире десяти тысяч земель" в Пекине он победил русского силача Кантайра, который до этого разбивал китайцев `одной левой'. В 20-е годы Ван Цзыпин женился и уехал в Шанхай, где работал врачом (сейчас бы его назвали мануальным терапевтом). После образования Центрального института гошу в Нанкине (который с 1927 года был столицей гоминьдановского Китая) был приглашен преподавателем, некоторое время даже проработал деканом одного из факультетов. После прихода к власти в 1949 году коммунистов Институт гошу был закрыт, однако Ван Цзыпин был слишком известной фигурой, и поэтому получил достойный пост в новых структурах власти. В 1960 году он вместе с премьером Чжоу Эньлаем съездил в Бирму, где устроил показательные выступления, и никто не верил что ему уже 79. В настоящее время дело Ван Цзыпина продолжает его дочь - Ван Цзюжун, профессор Шанхайского института физкультуры.

Чацюань является одним из четырех классических стилей категории `чанцюань'. Это слово буквально переводится как `длинный кулак', и в данном случае означает, что бой в этих стилях предпочитают вести на максимально длинной дистанции, что и определяет особенности техники. Когда создавали спортивное ушу, то в треть приемов синтетического стиля чанцюань составили приемы чацюань. Приемы в чацюань довольно простые по сравнению с другими стилями, поэтому их много. Атаки проводятся в основном по прямой, соединяющей бойца с противником. Большое внимание уделяется натренировыванию техники действий ногами. Основной техникой ног является удар `таньтуй' (`удар ногой подобный распрямлению лука'), наносящийся снизу вверх тыльной стороной натянутой стопы с помощью хлесткого распрямления ноги. Начинают изучение чацюань с комплекса упражнений, которые так и называются - "таньтуй". Исходно их было 28, и они соответствовали двадцати восьми буквам арабского алфавита. Однако впоследствии вначале стали изучать лишь первые десять, а из оставшихся восемнадцати были сформированы два отдельных комплекса, именуемые `туйцюань' (`кулак ног'). Хотя комплекс "таньтуй" и предназначен для тренировки ног, но очень большое внимание уделяется также их координированию с руками, требования к движениям очень строги. Существуют рифмованые правила о десяти упражнениях "таньтуй", которые часто цитируются в литературе по ушу. Их последние строчки гласят:

Обычный человек не может предугадать приемов,
много бей ногами и много тренируйся - и мастерство будет безгранично;
Можно распознать в них глубокий сверхчеловеческий смысл,
развязав трудный узел получить удивительное мастерство.

 

世人莫看势法草,多踢多练妙无边;
能 测其中奥妙义,打开难关献绝技

В чацюань десять основных комплексов. К первым двум есть еще по вспомогательному комплексу, что позволяет исполнять их в паре, разыгрывая целый поединок. Все движения каждого комплекса имеют свои названия, к ним есть свои рифмованые правила. Из оружия в чжацюань используют меч-дао, меч-цзянь, копье и шест. О характере движений в правилах чацюань говорится: если движение - то нет такого что бы не двигалось, в покое - нет такого что бы не покоилось, движение и покой взаимно соответствуют, быстр - но без спешки, абсолютно свободен, покой - без разрывов, хоть в покое - но намерен двинуться, внутреннее и внешнее координируются воедино, дух и форма подготавливаются параллельно. Движение - в четырех конечностях, ключ - в пояснице, сила рождается в пятках, достигает источников пальцев рук, выбрасываешь руки словно выпускаешь стрелы, возвращаешь руки словно обжегшись, выброс силы подобен взрыву бамбука, сам настолько прочен что проломить невозможно.

Система комплексов без оружия:

Комплексы с оружием:

Чачуань настолько же эффективно применяется в реальном бою, насколько и эффектно смотрится со стороны. Все направление делится на десять основных частей: 
1. Мать и сын.
2. Движения рук.
3. Порхающие удары ногами.
4. Процветание и мир.
5. Восточная половина ворот.
6. Засада.
7. Цветок сливы.
8. Продолженная атака.
9. Игра хвостом.
10. Скованные вместе.

Хунчуань наиболее широко распространено в провинциях Шаньси и Сычуань. Этот стиль, основанный легендарным шаолиньским монахом Хюэ Юанем во времена династии Юнь, назван по имени двух своих базовых комбинаций: Большой Хун и Малый Хун.
В китайском языке слово «хун», означающее красный», абсолютно созвучно другому слову, которое переводится как «великий» и одновременно является очень распространенной фамилией. Во времена династии Цин в Китае жил очень известный мастер боевых искусств направления Южный Шаолинь по имени Хун (Великий) Си-Гуань, который основал тогда же еще один стиль хунчуань, назвав его в честь самого себя. В китайском языке эти два слова и соответственно названия двух разных стилей пишутся совершенно различными иероглифами, однако при переводе на другие языки может возникнуть путаница, и потому всегда важно знать, о каком именно из стилей хунчуань идет речь. О южном хунчуань мы поговорим в следующей главе. А на рис. 3.4 изображен классический прием из северного хунчуань.
Баочуань, или пушечное кунг-фу, является очень древним стилем. 
Гуачуань, или Цветочное кунг-фу, изобрел шаолиньский мастер боевых искусств Гань Фен-Ки во времена династии Цин. Этот стиль кунг-фу отличается резкими и короткими движениями, основу его техники составляют быстрые контратаки с большим количеством отвлекающих маневров. Цветочное кунг-фу — это стиль бойцов небольшой комплекции, которым приходится действовать против намного превосходящих их размерами и массой противников. В этом стиле гуачуань короткие боевые комбинации очень удачно сочетаются с длинными сериями образцово-показательных движений.

 Китайское слово гуа (хуа), которое переводится как «цветок», произносится на высокой ноте. Дело в том, что существует еще один стиль кунг-фу под тем же названием, гуачуань, однако во втором случае гуа — это совсем другое слово, означающее «сущность», «исток» или «красота», которое произносится низким голосом. В китайском языке названия этих двух стилей и пишутся, и произносятся по-разному, однако при произношении и написании на европейских языках эта разница не чувствуется, и потому их можно перепутать. 
Гуачуань, то есть кунг-фу Сущности, сочетает в себе основы дзин, ки и шен, трех фундаментальных сущностей кунг-фу, в одном едином стиле. Дзин означает внутреннюю силу, ки — внутреннюю энергию, а шен — силу разума. Философия гуачуань покоится на принципах Четырех атак, Восьми способов и Двенадцати форм.

Четыре атаки состоят из ударов руками, ударов ногами, толчков и бросков. Восемь способов — это кисти, глаза, туловище, ступни, физическая сила, внутренняя сила, внутренняя энергия и сила разума. Двенадцать форм означают двигаться, словно морская волна, быть непоколебимым, словно гора, ловким, словно обезьяна, прыгучим, как воробей, напористым, как петух, устойчивым, словно сосна, поворотливым, как колесо, прямым, как тетива лука, легким, как лист бамбука, тяжелым, словно железо, острым, как орлиный клюв и неуловимым, как ветер. 

МАСТЕРА ЧАЦЮАНЬ

Чжан Цивэй (1849-1933) из уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун, мусульманин. С 1859 года у Чжан Цяня изучал чацюань и хуацюань. Прославился своими искусствами "пальцем проткнуть живот быка", "железная ладонь", "стальные пальцы". С 1899 года начал обучать учеников.

Чжан Цзыин по прозвищу Цзюньцзе, родился в 1917 году в уезде Гуаньсянь провинции Шаньдун, мусульманин. Родился в семье мастеров чацюань, с детства у деда Чжан Цивэя изучал чацюань и хуацюань, стал представителем очередного поколения мастеров чацюань семьи Чжан.

Пан Линьтай родился в 1938 году в Тайюани провинции Шаньси. С детства у Хэ Чжэньцзяна и Чжан Ситая изучал чацюань и синъицюань. С 1958 года начал преподавать ушу, воспитал много чемпионов КНР. Автор книг "Фэйхуцюань", "Туйцюань", "Чанцюань".

Чжан Инчжэнь (1896-1977), мусульманин из уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун. С 1908 года изучал у Чжан Цивэя чацюань и хуацюань. В 1915 году вступил в Учреждение по специальной тренировке гошу в Цзинани провинции Шаньдун. С 1917 года преподавал гошу в армии. В 1925 году начал преподавать в Цзинани. В 1928 году участвовал в проходивших в Нанкине "государственных испытаниях по гошу". С 1931 года стал тренером гошу в Академии Вампу, в 1938 году вместе с Академией переехал в провинцию Сычуань, поселился в Чэнду и стал обучать учеников там. В старости написал книги "Общий обзор чацюань", "5-й комплекс чацюань", "8-й комплекс чацюань".

Чжан Инцзянь (1913-1988), мусульманин из уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун. С 1925 года изучал у Чжан Цивэя чацюань и хуацюань. В 1928 году вместе с братом Чжан Инчжэнем отправился в Нанкин в Центральный институт гошу. В 1933 году принял участие в проходивших в Нанкине "государственных испытаниях по гошу", занял второе место по саньда. В том же году стал тренером ушу в роте маузеристов. Позднее стал жить на Тайване.

Ли Чаоцюнь (1912-1985), другое имя - Ли Цзяньган, мусульманин из уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун. С детства изучал чацюань и хуацюань у Чжан Цивэя. В 1933-1937 годах был ректором Института гошу уезда Гуаньсянь. В годы войны с Японией участвовал в подпольном движении в провинции Шаньдун. В 1957 году занял первое место по многоборью на Чемпионате ушу провинции Шаньдун, в том же году занял второе место на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу. Много раз был судьей на Чемпионатах ушу провинции Шаньдун. 

Чан Чжэньфан (1898-1979), мусульманин из уезда Гуаньсянь провинции Шаньдун. В детстве изучил чацюань и хуацюань у Чжан Цивэя. Усердно тренировался много лет, разработал и укрепил связки, наработал каркас, развил ловкое тело. С 1927 года преподавал чацюань в мечети уезда Тунсюй провинции Хэнань. В 1930 году поступил в Центральный институт гошу в Нанкине, где изучал синъицюаньбагуачжантайцзицюань, а также владение мечом, копьем, шестом, борьбу шуайцзяо. За свои успехи был приглашен преподавать боевые искусства в армию Фэн Юйсяна. В августе 1936 года вместе с армией вступил в бои с японцами, из-за ранения оставил военную службу. С 1941 года сосредоточился на преподавании ушу, обучал учеников в Тунсюе, Кайфэне и Пекине. Имел очень много учеников, самыми известными являются Чжан Вэньгуан и Чжай Цзиньшэн. Автор многих материалов по ушу.

Чжан Вэньгуан родился в 1916 году в Тунсю провинции Хэбэй, мусульманин. С 1929 года изучал чацюань у Чжан Фэнлина и Чан Чжэньфана. В 1933-1935 годах учился в Нанкине в Центральном институте гошу, получал указания Хуан Боняня, Цзян Жунцяо, У Цзюньшаня, Ма Юйжаня, изучил чацюаньхуацюаньпаоцюаньхунцюаньдитанцюаньсинъицюаньбагуачжан. В 1934 году победил в легкой весовой категории на Всекитайском чемпионате по шуайцзяо. В 1935 году в составе сборной Центрального института гошу участвовал в поездке по Юго-Восточной Азии. В 1936 году в составе сборной Китая участвовал в демонстрации ушу на 11-х Олимпийских играх в Берлине. С 1936 года преподавал ушу. Участвовал в работе по созданию нормативных комплексов ушу. Принимал участие в написании свыше десятка книг, в том числе "Китайский чацюань", "Китайское шуайцзяо", "Таньтуй", "Сборник чацюань", "Кулачные методы саньшоу". В 1960 году вместе с премьером Чжоу Эньлаем посетил Бирму. В 1980 году в качестве капитана сборной ушу посетил Японию. Вице-президент Всекитайской ассоациции ушу. При введении системы разрядов в спортивном ушу в 1999 году за огромный вклад в развитие ушу Чжан Вэньгуану был присвоен сразу 9-й дуань.

Хэ Чжэньцюань родился в 1913 году в уезде Гуаньсянь провинции Шаньдун, мусульманин. В детстве у Чжан Цивэя изучил чацюань. В 1920-х годах осел в провинции Шаньси и начал преподавать чацюань. В 1983 году принял участие в проходившем в Хух-Хото Фестивале ушу малых народностей. Председатель Тайюаньского общества по изучению чацюань, тренер по ушу городской мечети.

Ян Хунсю (1864-1944) по прозвищу Банчжэн, мусульманин из уезда Гуань провинции Шаньдун. С детства изучал чацюань у Хун Чжаньюаня и Ма Лаовэя. Прославился как "Большое копье Ян Хунсю", "Быстрый кулак Ян". Преподавал в Учреждении по специализированной тренировке ушу провинции Шаньдун и Армейском учреждении по специализированной тренировке ушу Ма Ляна. Помимо преподавания чацюань и таньтуй, помогал Ма Ляну создавать и распространять "Китайское новое ушу". В 1919 году был приглашен тренером в Шанхай в Ассоциацию китайского ушу. У него учились такие знаменитые мастера ушу, как Ван Цзыпин, Ма Цзиньбяо, Хэ Чжэньцзян, Ма Юнфу. 

Ми Гуантин (1887-1965) по прозвищу Яочжэнь, из Цзинани провинции Шаньдун. С детства занимался ушу, у Бай Чжицзюня изучил паоцюань. В 1918 году вступил в "Учреждение по специальной тренировке ушу" в провинции Шаньдун, у Ян Хунсю изучил чацюань. С 1921 года преподавал ушу в различных учебных заведениях. В годы войны с Япониией занимался революционной работой, охранял важных деятелей подполья провинции Шаньдун.

Ма Цзиньбяо (1881-1973) из Цзинани провинции Шаньдун, мусульманин. С детства полюбил боевые искусства, занимался у Бай Цзыцзина и Сай Хэхуна, позднее учился у Ян Хунсю, Чжан Чуншэна, Ша Чжэнцина. В 1928 году на лэйтай в Ханчжоу одним приемом победил тогдашнего чемпиона. В 1936 году, будучи преподавателем спортивного факультета Нанкинского Центрального университета, победил в фехтовании преподававшего на этом же факультете американца. Во время жизни в Нанкине также преподавал в Центральном институте гошу, других университетах и учебных заведениях. В 1940-х годах перебрался жить в Чанчжоу. В 1947 году помог коллеге с основанием в Шанхае Общества ушу "Цюньин". В 1953 году, после переезда в Шанхай, официально стал тренером Общества ушу "Цюньин". Позднее был вынужден покинуть город и остаток жизни провел в районе Чаннин. 

Ма Юнкуй (1891-?) по прозвищу Цзыюань, мусульманин из Тайаня провинции Шаньдун. В 1902 году в Цзинани начал изучать ушу у Цзо Шуанчэня, с 1920 года изучал у Ян Хунсю чацюаньпаоцюаньхуацюань, полностью овладел чацюань семьи Ян. В 1931-1937 годах руководил 4-м филиалом Шаньдунского института гошу. В 1946-1947 годах руководил 8-м исследовательским обществом Шаньдунского института гошу. После образования КНР долгое время занимался преподаванием ушу. 

Ван Чжанькунь (1858-1937) из Ляочэна провинциии Шаньдун. У Ян Хунсю изучил чацюань. Работал в охранных бюро в Шаньдуне и Даляне. В мае 1010 года после основания в Шанхая Ассоциации китайского ушу основатель Ассоциации У Чжицин персонально пригласил Ван Чжанькуня преподавателем чацюань. 

Ван Фэнчжан (1895-1971) из Ляочэна провинции Шаньдун. С детства у отца Ван Чжанькуня изучал чацюань. С 1921 года помогал отцу преподавать чацюань в Ассоциации китайского ушу в Шанхае. В 1926-1930 годах охранял банки и предприятия, преподавал шуайцзяо в Ассоциации китайского ушу. В годы войны с Японией преподавал ушу в армии Фэн Юйсяна. 

Хэ Чжэньцзян (1897-1963) из уезда Гуань провинции Шаньдун, мусульманин. Родился в семье мастеров ушу, с детства изучал боевые искусства у Ян Хунсю. Изучал ушу и шуайцзяо в Шаньдунском "Учреждении по специализированному изучению ушу" и Шаньдунской "команде боевой техники ушу". В 1920-х годах вместе с Ян Хунсю и Ян Чжанькунем основали в Шанхае Общество китайского ушу. Считался одним из "семи рыцарей Шаньцзо". В 1920-х годах преподавал в Университете путей сообщения в Баодине, в 1930-х годах стал командиром батальона в войсках Фу Цзои. Обучил много учеников в провинции Шаньси. 

Лю Чуньфан из Тайюани провинции Шаньси. С 1941 года изучал чацюань у Хэ Чжэньцзяна. С 1958 года - тренер сборной ушу провинции Шаньси. 

Пан Линьтай родился в 1938 году в Тайюани провинции Шаньси. С детства у Хэ Чжэньцзяна и Чжан Ситая изучал чацюань и синъицюань. С 1958 года начал преподавать ушу, воспитал много чемпионов КНР. Автор книг "Фэйхуцюань", "Туйцюань", "Чанцюань". 

Го Людэн родился в 1934 году в провинции Шаньси. В молодости ушел из семьи и на горе Утайшань обрил голову и стал монахом, получил буддийское имя Ляоюань. Позднее пошел в ученики к Хэ Чжэньцзяну и изучил чацюань. В 1982-1984 годах был тренером сборной саньшоу провинции Шаньси. Воспитал чемпионов Китая, как Лю Юйфу, Ван Бо, Сюй Цунькэ, Го Цзэн, Чжао Чжэньго. В 1981 году посетил Великобританию, Мальту, Францию. 

Ван Цзыпин (1881-1973) по прозвищу Юнъань, мусульманин из Цанчжоу провинции Хэбэй. Родился в семье мастеров ушу, с детства тренировался под указаниями представителями прежних поколений. Позднее у Ша Баосина и Ма Юньлуна изучил хуацюань, потом у Ян Хунсю - чацюань. Был прозван "тысячецзиневый Ван с волшебной силой". Не раз побеждал американских, японских, немецких силачей в Цзинани, Шанхае, Пекине. В 1923 году на проходившем в Шанхае "Всекитайском фестивале ушу" выступал вместе с Хэ Юйшанем, Лю Байчуанем и Гао Чжэньдуном. В 1928 году после основания в Нанкине Центрального института гошу стал деканом шаолиньского факультета. После образования КНР поселился в Шанхае, стал костоправом. В 1960 году вместе с премьером Чжоу Эньлаем посетил Бирму в качестве главного тренера сборной ушу. 

Ли Эньцзюй (1857-1932) по прозвищу Хуйтин, мусульманин из Цзинина провинции Шаньдун. Родился в семье мастеров ушу, изучал чацюань у своего отца Ли Чжэньцюаня, стал представителем очередного поколения мастеров чацюань семьи Ли. В 1877 году стал тренировать солдат. В 1915 году основал охранное бюро. В 1929 году был приглашен в Шанхай преподавать в Ассоциации Цзинъу. Неоднократно побеждал на лэйтай всекитайского масштаба. Его сыновья Ли Лунбяо и Ли Фэнбяо также преподавали в Ассоциации Цзинъу в Шанхае. 

Ли Лунбяо (1903-1989) по прозвищу Фэнчи, мусульманин из Цзинина провинции Шаньдун. С 1909 года начал изучать чацюань семьи Ли у своего отца Ли Эньцзюя. С 1913 года изучал тайцзицюань семьи У у У Цзяньцюаня, также изучал преподаваемое в Шанхайской Ассоциации Цзинъу ушу. В 16 лет получил выпускной диплом высшей категории Ассоциации Цзинъу. С 1921 года стал тренером Ассоциации Цзинъу. В 1931-1935 был командирован для преподавания в филиал Ассоциации Цзинъу в Гуанчжоу. В 1935-1947 годах преподавал в армии. В 1947 году вернулся в Шанхай и снова стал тренером в Ассоциации Цзинъу. После образования КНР работал в Шанхайской ассоциации ушу. В 1962 году вернулся в Цзинин. В 1982 году стал заместителем председателя Цзининской ассоциации ушу. 

Ли Дунхай родился в 1927 году в Цзинине провинции Шаньдун, мусульманин. С 1936 года изучал чацюань у Ша Жуминя и Ли Лунбяо. После образования КНР неодновратно участвовал в фестивалях ушу провинции Шаньдун и района Хуадун. В 1984 году занял первое место на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу. Представитель чацюань семьи Ли. 

Хэ Юйшань (1842-1927) по имени Шичан, из Наньяна провинции Хэнань. С 15 лет начал изучать боевые искусства, изучил внутреннюю наработку "7 форм сосуда для омовения", а также боевые методы чацюаньхуацюаньпаоцюань, узнал воздействие на точки. С 1919 года начал преподавание. В 1923 году принял участие в проведенном в Шанхае Большом чемпионате китайского ушу, стал одним из "18 мастеров ушу". 

Хэ Фушэн (1910-1999) из Наньяна провинции Хэнань, мусульманин. С 6 лет начал изучать чацюань у своего отца Хэ Юйшаня. Позднее вместе с Ма Ляном, Ян Хунсю и Ван Цзыпином организовал Шанхайское общество бойцов. С 1925 года продолжил изучать чацюань у Ван Цзыпина, Юй Чжэньшэна, Ма Цзиньбяо. В 1928 году вошел в группу лучших на первых "государственных испытаниях по гошу". В 1929 году поступил в Центральный институт гошу в Нанкине, у Ма Инту изучил бацзицюань, у Хуан Боняня, Цзян Жунцяо и Чжу Гофу изучилсинъицюань, у Хун У изучил шуайцзяо. В 1933 и 1936 годах в составе команды Центрального института гошу выезжал в страны Юго-Восточной Азии. В 1938 году стал заместителем начальника учебного отдела Института китайского гошу. После образования КНР стал тренером сборной ушу провинции Юньнань, воспитал немало чемпионов КНР. При введении системы разрядов в спортивном ушу в 1999 году за огромный вклад в развитие ушу Хэ Фушэну был присвоен сразу 9-й дуань. 

Цзинь Юнхуй (1820-?) из провинции Шаньдун, мусульманин. Был искусен в чацюаньхуацюаньпаоцюаньтаньтуйшуайцзяо, цигун. Его прозвали "Цзинь третий - баши". 

Цзинь Юйтянь (1866-1925) из провинции Шаньдун, мусульманин. Его прозвали "маленький Цзинь третий - баши". В детстве у Синь Хучэня и Цзинь Юнхуя изучил чацюаньхуацюаньлоханьцюаньмайфуцюань, а также цигун и воздействие на точки. 

Бай Чжицзюнь (1846-1918) из Цзинани провинции Шаньдун, мусульманин. В детстве изучал боевое искусство у Цзинь Юнхуя. Был искусен в чацюаньхуацюаньтаньтуйчуаньцюаньмайфуцюань. Его называли "большой рыцарь западного города" и "большой рыцарь волшебных стрел". 

Цзо Шуанчэнь (1881-1939), мусульманин из Цзинани провинции Шаньдун. С детства занимался ушу, у Цзинь Юнхуя, Сай Хэхуна, Бай Чжизюня, Ма Шэнпина изучал стили куньлунского направления, стал искусен в чацюаньхуацюаньтаньтуй. Обучил много людей. 

Ма Юнкуй (1891-?) по прозвищу Цзыюань, мусульманин из Тайаня провинции Шаньдун. В 1902 году в Цзинани начал изучать ушу у Цзо Шуанчэня, с 1920 года изучал у Ян Хунсю чацюаньпаоцюаньхуацюань, полностью овладел чацюань семьи Ян. В 1931-1937 годах руководил 4-м филиалом Шаньдунского института гошу. В 1946-1947 годах руководил 8-м исследовательским обществом Шаньдунского института гошу. После образования КНР долгое время занимался преподаванием ушу. 

Ван Чжаотин (1880-1952) по прозвищу Даньчэнь, мусульманин из Цзинани провинции Шаньдун. С 1888 года учился у Цзинь Юнхуя, Сай Хэхуна, Бай Чжицзюня, Ма Шэнпина. Подростком вместе с братом Ван Чжаолинем изучил чацюаньхуацюаньхунцюаньпаоцюань, получал указания от Ян Хунсю. Преподавал в Учреждении по специальной тренировке ушу провинции Шаньдун. В 1920 году вместе с младшим братом основал в Цзинани первую мусульманскую группу ушу "Спортивная ассоциация выдающихся героев" и стал ее председателем. В эту группу приглашались преподавать знаменитые учителя, там были воспитаны такие знаменитости, как Ян Фау (вошел в группу "лучшие" на 1-х "государственных испытаниях по гошу"), Ма Юйфу, Ян Суншань, Ван Синьу (нынешний заместитель председателя Всекитайской ассоциации ушу), Ван Синьцюань (заместитель председателя Ассоциации ушу провинции Шаньдун). 

Ван Чжаолинь (1884-1968) по прозвищу Цзюньцин, мусульманин из Цзинани провинции Шаньдун. С 1891 года учился у Цзинь Юнхуя, Сай Хэхуна, Бай Чжицзюня, Ма Шэнпина. Подростком вместе с братом Ван Чжаолинем изучил чацюаньхуацюаньхунцюаньпаоцюань, получал указания от Ян Хунсю. В 1920 году вместе с братом основал в Цзинани первую мусульманскую группу ушу "Спортивная ассоциация выдающихся героев". После образования КНР преподавал в Шаньдунском медицинском институте. 

Ма Чжуншань родился в 1908 году в Шэньцю провинции Хэнань. С 1921 года начал изучать ушу у Ма Цуньсяня и Ма Саньюаня, позднее у брата Ма Чжунци изучил чацюань семьи Ма. В 1930-40-х годах преподавал ушу в армии. В настоящее время - консультант Ассоциации ушу провинции Цинхай. 

Ли Цзуньсань родился в 1915 году в провинции Хэбэй. С 1925 года у Ма Чжунцина изучал чацюань. С 1932 года преподавал в Шанхае. После образования КНР вернулся в родную деревню и преподавал там. В 1979 году занял второе место на Всекитайском фестивале по обмену опытом в ушу. В 1981 году стал призером Чемпионата КНР по ушу среди представителей малых народов. 

Фэн Сянжуй (1908-1990) из Цзяннина провинции Цзянсу. Изучал чацюань у Ло Шуцина. В 1936 году в составе шанхайской сборной участвовал в 6-й всекитайской олимпиаде.

Чэнь Дэнцзя родился в 1907 году в провинции Цзянсу. С 12 лет начал изучать боевые искусства в Шанхае, у Лю Чжушаня изучил чацюань. Также изучал бокс, борьбу, фехтование. С 1935 по 1938 годы работал в разных структурах гоминьдановской армии, преподавал ушу. В 1940 году поступил в Центральную военную академию. После завершения образования преподавал гошу и штыковой бой в гоминьдановской армии. После образования КНР обучает учеников. 

ЯНЬЦИН, ОБМАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СТИЛЬ ОБЕЗЬЯНЫ 

Стиль яньцинчуань был разработан мастером кунг-фу по имени Янь-Цин, жившим во времена царствования династии Сун. Как гласит предание, однажды Янь-Цин, путешествуя по провинции Шань-си, повстречался в придорожной корчме со старым монахом, которого все в округе называли Полуночный святой, и с его удивительной дрессированной обезьяной. Старик принялся нарочно обращаться к своей обезьяне, как к Янь-Цину, а к Янь-Цину — словно к своей обезьяне, и вскоре его поведение привело к неизбежной ссоре. Однако Полуночный святой предложил Янь-Цину попробовать сначала сразиться с его обезьяной, а не с ним самим. И Янь-Цин, к своему стыду, ни разу не смог поймать и ударить дрессированную обезьяну, и потому попросил монаха взять его к себе в ученики. Поэтому техника стиля яньцинчуань основана на различных обманных приемах, копирующих движения обезьяны.

Еще одна легенда рассказывает, что как-то за Янь-Цинем по какой-то причине погнались императорские стражники. Но отпечатки его ног на снегу, по которым шли его преследователи, оказались настолько запутанными, что вскоре стража совсем
сбилась со следа и оставила свою затею. Вот почему некоторые направления яньцинчуань еще зовутся ми-дзун-йи, то есть «Искусство обманных движений». Наиболее популярен этот стиль в провинциях Шань-дун и Шаньси. Великолепным мастером ми-дзун-йи был легендарный китайский боец начала XX в. Гуо Юань-Жиэ, вместе с другими мастерами затем основавший Атлетическую ассоциацию Джин By, распространявшую искусство кунг-фу за пределами Китая.

Изначальный стиль Обезьяны, которым владел Полуночный святой, является одним из самых древних направлений кунг-фу. Археологические раскопки подтверждают тот факт, что стиль Обезьяны уже существовал в эпоху династии Хань. О нем также упоминает военачальник и теоретик военной науки эпохи династии Мин Чи Жи-Гуан в своем известном труде «Новая книга обучения».
Стиль Обезьяны отличается ловкой и молниеносной атакующей техникой и множеством обманных оборонительных приемов. Больше всего он подходит для людей маленькой комплекции; большой рост и вес в стиле Обезьяны считаются не достоинствами, а недостатками. Этот стиль широко изучается и как самостоятельное направление, и как составной элемент многих других, более общих школ кунг-фу.  изображен типичный прием стиля Обезьяны.

РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ ТАЙЦЗЫЧУАНЬ

В конце царствования императоров династии Сун в развитии китайских боевых искусств произошло очень значительное событие. Закончив обучение искусству кунг-фу в монастыре Шаолинь, на священную гору Вуданг вернулся даоский монах Зан Сань-Фен, дабы продолжить свои поиски тайны бессмертия.

Однажды утром Зан Сань-Фен увидел поединок журавля со змеей. Это зрелище вдохновило его на создание совершенно нового направления боевых искусств, в котором традиционные внешние формы кунг-фу были бы значительно смягчены и сглажены, и одновременно значительно возросла бы роль укрепления внутренней энергии ки и медитации. Это новое направление получило известность под именем «32 Длинных кулаков Вуданг», а сам Зан Сань-Фен вошел в историю как создатель первой внутренней школы кунг-фу.

Кунг-фу направления Вуданг, которое сегодня обычно называется Вуданг тайцзычуань, в дальнейшем было значительно расширено и упорядочено мастерами Ван Дзун-Ю и Дзан Сун-Си. Позже ученый-полководец Чень Ван-Тин, живший в конце эпохи Мин, окончательно преобразовал это искусство в свое родовое «тайцзычуань деревни Чень Жиа Гоу», основав, таким образом, стиль Чень.

Долгие годы в этой деревне искусство тайцзычуань передавалось от отца к сыну только членам рода Чень, вплоть до середины XIX в. Как гласит легенда, однажды в батраки к семье Чень нанялся молодой юноша по имени Ян Лу-Чань. Он был настолько увлечен боевыми искусствами, что ради возможности изучить тайцзычуань отказался от счастливой и богатой жизни в своей семье, несмотря на то что родители его считались весьма обеспеченными людьми. Украдкой он наблюдал за тренировками членов семьи Чень и потом по ночам тайно занимался сам. Так продолжалось много лет подряд.

Как дальше говорится в предании, в один прекрасный день в их деревне появился некий мастер единоборств, для того чтобы вызвать на бой главу рода Чень, старого Чень Чан-Сина. Поскольку тот был уже совсем дряхлым, вызов принял сын старика — и потерпел полное поражение. Пришлый мастер потребовал, чтобы к нему вышел сам Чень Чан-Син, однако юноша-батрак, пытаясь спасти честь своего хозяина, сказал тому, что старика нет дома. Однако мастер кунг-фу не отказался от своего намерения и стал возвращаться к их дому через каждые три дня, требуя, чтобы Чень Чан-Син вышел на бой. Наконец вызов вдруг принял юноша Ян Лу-Чань и, ко всеобщему изумлению, победил, восстановив славу стиля тай-цзы и рода Чень.

Лично мне вся эта история не нравится по двум причинам. Во-первых, ни один настоящий мастер единоборств, особенно приверженец внутренней школы, никогда не деградирует до такой степени, что уже совсем не сможет драться. И во-вторых, ни один мастер, а тем более глава целой родовой школы, никогда не опустится до вранья и не спрячется от врага, бросившего ему вызов, ни под каким предлогом. Тем более что, согласно легенде, пришлый мастер был настроен к семье Чень скорее дружественно, чем враждебно, и в случае его победы признание превосходства его боевого стиля не обернулось бы позором для деревни.

В те времена тайное изучение боевых искусств путем подсматривания за своим учителем считалось очень тяжким преступлением, караемым смертью. Однако, как и следовало ожидать, Чень Чан-Син совершенно простил Ян Лу-Чаня и принял его в свои ученики.

Позже Ян Лу-Чань много путешествовал по всему Китаю и постоянно совершенствовал свое искусство в дружеских схватках с мастерами разных стилей. Используя технику тайцзычуань, которой научил его Чень Чан-Син, он неизменно побеждал во всех боях, и вскоре у него появилось почетное прозвище Невидимый Ян. Закончив свои странствия, он поселился в Пекине, где открыл собственную школу.

Поэтому Ян Лу-Чань и считается основателем известного ныне тайцзычуань стиля Ян, хотя окончательно переработка «материнского» стиля Чень в стиль Ян была завершена лишь внуком Невидимого Яна, также известным мастером Ян Ден-Фу.  На рисунке изображен прием тайцзычуань стиля Ян.

Тайцзычуань стиля У разработал мастер У Ю-Сян, обучавшийся сначала у Ян Лу-Чаня, а затем у другого мастера школы Чень по имени Чень Жин-Пин. Среди множества направлений тайцзычуань существует и еще один стиль У, основанный мастером У чуань-Йо, учеником Яна Бань-Гоу — сына Невидимого Яна Лу-Чаня, который, в свою очередь, учился также и у У Ю-Сяна. Для европейца все это может показаться весьма запутанным, однако в китайском языке эти два «У» произносятся и пишутся абсолютно по-разному.

В самом начале XX в. знаменитый мастер «внутреннего» кунг-фу Сунь Лу-Тан, к своим 50 годам великолепно владевший стилями Багуа и Синьи, поступил в ученики к мастеру тайцзычуань по имени Гао Вей-Зень, бывшему в ту пору преемником в третьем поколении канонического наследия самого У Ю-Сяна. Через некоторое время Сунь Лу-Тан объединил искусства тай-цзы, Багуа и Синьи в одно единое направление, основав новый стиль «Сунь».

Таким образом, к началу нашего века в Китае существовало уже множество различных стилей и школ тайцзычуань. На сегодняшний день, помимо уже практически забытого классического направления Вуданг, созданного Зан Сань-Феном, наиболее древним стилем тайцзычуань считается стиль Чень. Однако наиболее широко распространенным и по-пулярным, особенно за пределами Китая, является стиль Ян. Тайцзычуань стиля Чень отличается относительно жесткой и стремительной техникой, и потому во многом напоминает классическое кунг-фу монастыря Шаолинь. Стиль Ян, наоборот, относительно мягок и «спокоен», и потому, для стороннего наблюдателя, может ассоциироваться скорее с изящным танцем, чем с боевым искусством.

Термин «тай-цзы», что означает «великий предел», относится к области даоских исследований тайн Космоса. Из всех основных стилей кунг-фу направление тайцзычуань наиболее тесно связано с основными доктринами даоской философии. Главным принципом стиля тай-цзы считается концепция инь-янь (на которой мы остановимся в следующей главе), и потому его обычно относят к так называемой «мягкой», то есть внутренней, школе. Определение «мягкой» школы не должно вводить нас в заблуждение: несмотря на кажущееся изящество и плавность движений, тайцзычуань может быть очень мощным в своем боевом аспекте. Как следует из его характеристики «внутреннего искусства», сила и мощь стиля тайцзычуань во многом зависят от правильной медитации и умения концентрировать потоки внутренней энергии организма.

МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ШКОЛЫ

Как вы наверняка уже успели заметить, очень многие направления и стили кунг-фу зачастую относятся или к «жесткой», то есть внешней, или к «мягкой», то есть внутренней, школам. Кунг-фу монастыря Шаолинь, равно как и все его производные, принадлежат к жесткому, или внешнему, направлению, в то время как тайцзычуань, багуачуань и си-ньичуань относятся к мягкому, или внутреннему, на-правлению.
В принципе, все эти термины весьма условны. На самом деле сегодня в классическом направлении кунг-фу монастыря Шаолинь гораздо больше «мягких» стилей, чем в тайцзычуань. Просто дело в том, что внешне приемы и комбинации стиля Шаолинь выглядят более резкими и жесткими, и потому представления мастеров этого стиля, включающие в себя разбивание кирпичей руками и т. д., больше
поражают воображение зрителей. И наоборот, демонстрация приемов стиля тай-цзы, как правило, напоминает изящный плавный танец.
К тому же на начальных стадиях изучения кунгфу направления монастыря Шаолинь студенты в основном делают упор на силовые упражнения и отработку стоек, что также наводит на мысли о «жесткости». Изучение же тайцзычуань, с другой стороны, обычно начинается с освоения специальных длинных, плавных комбинаций, свидетельствующих в пользу «мягкости» этого стиля. А те, кому повезло встретить действительно большого мастера тайцзычуань, могут также начать с самого начала постигать тайны координации дыхания и прочих упражнений искусства ки-кунг, что прочно ассоциируется с «внутренней школой».

Кунг-фу монастыря Шаолинь, на первых порах жесткое и «внешнее», на своих более высоких стадиях всегда переходит к мягким и «внутренним» формам. Однако очень немногим людям хватает терпения и воли подняться на этот уровень, и потому большинство приверженцев стилей монастыря Шаолинь ошибочно полагают, что у их искусства нет ничего общего с «внутренней» школой. Некоторые из таких мягких стилей описаны в этой книге.

Точно так же и тайцзычуань, сначала мягкое и «внутреннее», по мере своего изучения превращается для студентов в жесткое и «внешнее» искусство. На высших уровнях изучения стиля тай-цзы ученики наибольшее внимание уделяют отработке реальных спарринг-контактов и учебных боев. Они могут, например, специально побивать друг друга камнями, чтобы приучить свои тела с легкостью выносить прямые удары противника! Разве такие тренировки назовешь «мягкими»? Однако большинство новичков, относительно недавно начавших изучать тайцзычуань, все же неверно считают его исключительно мягким, «внутренним» искусством.

Источники: 

1. http://www.shaolin-kungfu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=4

2. http://beitui.narod.ru/styles/cha.html

3. http://beitui.narod.ru/masters/cha/index.html