Виды танцев
Клубный танец
Мамбо (Mambo)
На Гаити «mambo» — это жрец вуду, для сельских жителей — судья, врач, предсказатель, духовный наставник и организатор танцевальных забав.
Однако на Гаити танца c таким названием не было. Впервые подобные танцы появляются на Кубе, где имелись большие поселения гаитян. Изобретение мамбо приписывают Пересу Прадо (Perez Prado), исполнявшем его в ночном клубе La Tropicana в Гаване в 1943. В Нью-Йорке танец сначала появился в New York's Park Plaza Ballroom — любимом зале негритянских танцоров из Гарлема. Мамбо произвело фурор и в других клубах в 1947 — в Palladium и других известных местах, типа The China Doll, Havana Madrid and Birdland.
Измененная версия «Мамбо» (первоначальный танец, который танцевал Прадо, был сильно упрощен — выкинуто большое количество акробатических элементов) была представлена публике в танцевальных студиях, курортных отелях, в ночных клубах Нью-Йорка и Майами. Успех был полным! Счастливых танцоров мамбо стали нежно называть «Mambonicks». Повальное увлечение мамбо не было долгим, сегодня мамбо на Западе — просто один из популярных латиноамериканских танцев. Преподаватели пришли к мнению, что этот танец — один из наиболее трудных, по технике и музыкальности.
Меренге (Merengue)
Латиноамериканский танец доминиканского происхождения, принятый также в США. Двигаясь в двудольном метре, танцующие подчеркивают первую долю прогулочным шагом, а на счет «два» делают движение вовнутрь прижатыми друг к другу коленями. Веселая, слегка синкопированная мелодия танца состоит из двух периодов по 16 тактов в каждом. Типичный меренге состоит из вступления (jaseo) и интерлюдий (jaleo).
Сальса (Salsa)
Стиль латиноамериканской музыки, в переводе означающий «соус», с индейскими, испанскими и африканскими ингредиентами. Термин «сальса» придумал в 20-е годы Chano Pozo, кубинский перкуссионист, эмигрант первой волны в Америку с Кубы. Бум сальсы наступил в 70-годы, когда в США, в Африке и Латинской Америке стали проводиться огромные сальса-фестивали, собиравшие стадионы, и было записано огромное количество CD. Нью-Йорк сразу сделал сальсу более коммерческой и, благодаря мощным вещательным радиостанциям нью-йоркских звукозаписывающих компаний и активному распространению СD, до нас доходит именно этот продукт. Коренная латиноамериканская сальса более теплая и у нас не такая популярная.
Хастл (Hustle)
В переводе с английского означает «сутолока, толкотня». Парный танец, основанный на импровизации и «ведении».
Прародителем хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно — кубинцев). Пытаясь приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили сальса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры создали уникальный прецедент — танец, в котором в четыре доли такта исполняются три движения (латиноамериканский хастл исполняется на шесть счетов «раз-два-и-три-четыре-пять-шесть» — 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время был известен под названием диско-свинг («disco swing»), а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали называть «West Coast Swing».
Бальный танец
Самба (Samba)
Бразильский танец в двудольном размере; в расширенном значении слово «самба» прилагается ко всем танцам бразильского происхождения. Существует два разных типа самбы: деревенская самба, для которой типично острое синкопирование, и городская самба в более сглаженном ритме. Самба кариока (carioca — одно из наименований жителя Рио-де-Жанейро) является стилизованным городским танцем. В профессиональную музыку самба была введена Э. Вила-Лобосом и Камарго Гуарньеро.
Ча-ча-ча (Cha-cha-cha)
Танец, использующий ритмическую структуру мамбо или румбы, впервые был исполнен Кубинским оркестром «Америка» в 1953. Основная тактовая схема — медленно, медленно, быстро, быстро, медленно и три последних ритмических доли, соответствующих слогам «ча-ча-ча». В первых записях танца на пластинки он назывался мамбой. Ритмический раздел постепенно разрастался, и танцовщики приспособились к новому медленному ритму, удваивая размер на счет 4 и 1 и заменив легкие движения бедер тремя па; по прошествии четырех лет первоначальная жесткость модели была преодолена, и три па стали исполнять с типично кубинским качем в бедрах.
Как и в большинстве латиноамериканских танец, обаяние ча-ча-ча — не в замысловатости движений, а в их изяществе и естественности.
Румба (Rumba)
Современный кубинский танец афроамериканского происхождения. Румба исполняется в четырехдольном размере, причем ритмический рисунок изменяется чуть ли не в каждом такте; в целом же для ритмики румбы характерны синкопирование и повторы.
В кабаках Гаваны румба часто исполняется под аккомпанемент ансамблей, использующих подручные материалы — например бутылки, ложки, горшки. Основная тема румбы обычно восьмитактовая, в ней преобладает ритмическое начало, в то время как текст и мелодия находятся на втором плане. Румба вошла в эстрадную американскую музыку в 1930 гг.
Джайв (Jive)
Джайв зародился в 19 веке на юго-востоке США, причем одни считают, что он был негритянским, другие — что это военный танец индейцев-семинолов. Судьба перевоплощений этого танца бесконечна: от регтайма к свингу в 1910-х, к линди-хоуп уже в 1920-х, к джегбергу в 1930-40-х, к року, буги в 1950-х, и, наконец, от Би Боп уже современная версия джайва. Один из вечно модных танцев, не оставляющий никого безразличным.
Очень сильное влияние на Джайв оказывает такие танцы как Рок'н'Ролл и Джатербаг. Джайв иногда называют как Шестишаговый Рок'н'Ролл. Джайв — очень быстрый, потребляющий много энергии. Это последний танец, который танцуют на соревнованиях, и танцоры должны показать, что они не устали и готовы исполнить его с большей отдачей. Самый быстрый из всех бальных танцев.
Пасадобль (Pasadoble)
«Пасадобль» в переводе означает «двойной шаг». Хотя пасодобль тесно ассоциируется с Испанией, в нем много французских терминов, и это, как отмечают некоторые специалисты, напоминает о том, что первоначально пасодобль был французским танцем. Воинственный, сдержанный ритм пасодобля, несомненно, родственный фламенко, покорил всю Испанию, страну, в которой коррида считается самой древней и истинной традицией народа.
Испанская культура всегда предпочитала вкус смерти, вызова и риска. Конкурсный пасодобль технически очень сложен для исполнения. Однако, существует и общедоступная форма этого танца, широко распространенная в Испании, Франции и Латинской Америке. Именно такой пасодобль танцуют в многочисленных клубах и танцевальных центрах во всем мире.
Медленный вальс (Slow Waltz)
Свое начало взял в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen — «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы — лендлеры, которые вошли в моду ок. 1800. Немецкие танцы встречаются у Й.Гайдна, В. А. Моцарта и Л.ван Бетховена.
Первое упоминание о, собственно, вальсе относится примерно к 1770. Сначала этот танец вызвал сильное сопротивление как блюстителей нравственности, так и танцмейстеров. В течение некоторого времени вальс существовал в рамках английского кантри-данс (контрданс), но вскоре обрел независимость и вышел на первое место среди бальных танцев, популярных в Вене, Париже, Нью-Йорке.
Венский вальс (Viennese Waltz)
Хотя вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным — на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими. Но остановить вальс было уже невозможно, и, когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс — чарующий, волшебный, блестящий. Именно тогда вальс приобрел свою специфическую особенность — акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным.
Танго (Tango)
Танго — это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий долгую историю. С созданием первых «sociedades de negros» в начале 19 века в Буэнос Айресе и Монтевидео словом «танго» стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в эмигрантских кругах на Рио де ла Плата с середины 19 века. В портах Буэнос Айреса и Монтевидео различнейшие культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы, появилось известное нам танго.
Квикстеп (Quickstep)
По происхождению быстрый танец в двудольном размере, испол-нявшийся несколько медленнее, чем уан-степ, вслед за которым фокстрот и приобрел популярность в США ок. 1912. После Первой мировой войны, в связи с распространением в танцевальной музыке «джазового стиля», термин «фокстрот» стали относить к любой похожей на джаз танцевальной музыке в двудольном размере (кроме латиноамериканских танго и конги). В 1920-е годы были популярны разные, быстро сменявшие друг друга, виды фокстрота, среди которых можно выделить чарлстон и блэк-боттом.
Медленный фокстрот (Slow Foxtrot)
В начале 1930-х годов появился более спокойный слоу-фокс («медленный фокстрот»). Своей популярности он достиг в 40-х годах ХХ века. Мелодии, которые написали Фрэнк Синатра, Глен Миллер и многие другие музыканты, стали настоящей классикой. Характерные шаги в слоу-фокс — длинные и скользящие. Ритм танца — меньше 30 тактов в минуту.
Спортивный танец
Диско (Disco)
Диско танцы появились в середине 70-х годов. Их простота, легкость обучения, удивительная бодрость — все это создало такую популярность, которая актуальна и по сегодняшний день. Мелодия «Танцуй хастл — Do hustle» вышла после знаменитого фильма «Лихорадка в субботу вечером». Звезда Голливуда Джон Траволта, популярнейшая группа Bee Gees, простые и мелодичные мелодии вознесли диско-ритмы и танцы на вершину популярности. Мигающий свет, зеркальные стены, громко пульсирующий ритм, высокая мода и многое другое сделали диско танец наиболее желанным во все мире.
Сам танец диско был предельно прост и эротичен — в отличие от акробатических трюков рок-н-ролла, классических движений твиста и свинга, которые уже к этому времени превратились в «танцы для предков», никаких особых навыков для того, чтобы танцевать диско не требовалось — надо было просто хорошо чувствовать ритм. Это диско первый бросил клич «Just move your body»!
В Европе это направление известно как disco-fox (в Германии) и disco-swing (в Швейцарии), а в Америке как disco-hustle.
Хип-Хоп (Hip-Hop)
Hip-hop — вечеринка, R'n'B-party, MTV-style — Вам знакомы эти названия? Огромное количество танцевальных школ обучают очень популярному на сегодняшний день стилю хип-хоп. Но, пожалуй, далеко не все могут ответить на вопрос — а откуда же появилось это танцевальное направление?
«Предком» танцевального хип-хопа является африканский джаз (в переводе — импровизация), а первыми исполнителями — афроамериканцы. Афро-джаз существует и по сей день как отдельное танцевальное направление. Но если рассматривать афро-джаз как этнический танец, то изначально он представлял собой ночные гуляния и пляски у костра чернокожих племен. Можно сказать, что хип-хоп — это уличный стиль, тесно перекликающийся с так называемым Street jazz (уличная импровизация). Как и любой другой стиль танца, Хип-Хоп (а, значит, и R'n'B) — это не только танец, но и стиль одежды, стиль поведения, стиль жизни.
R&B
Стиль R'n'B пришел к нам из негритянских кварталов Латинской Америки. R'n'B вечеринки сейчас самые модные не только на Западе, но и у нас. Самыми яркими представителями R'n'B ритмов являются такие личности как J. Timberlake, Five, J. Lopez, B. Spears и другие. R'n'B достаточно тяжело выделить в определенный стиль в танце, прежде всего это смесь hip-hop, locking, pops и funk. Направление, очень популярное среди современной молодежи, впервые появилось в Америке в негритянских кварталах. Сейчас R'n'B танцуют в самых продвинутых Европейских клубах. Вы еще не умеете?