Воздушные мытарства или что ждет душу сразу после смерти

 

О МЫТАРСТВАХ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОРЫ И ДРУГИХ ВИДЕНИЯХ ГРИГОРИЯ —

УЧЕНИКА ПРЕПОДОБНОГО ВАСИЛИЯ НОВОГО

(Заимствовано из разных душеполезных книг, а также из рукописей, хранящихся в библиотеках св. Афонской горы)

Составлено игуменом Антонием

 

Печатать дозволяется. Ярославль. 17 мая, 1892 года.

Цензоръ Протоиерей Н. Барский.

"Совета у всякого премудраго ищи,

и да не небрежеши о всяком совете полезном".

Кн. Товита, гл. 4, ст. 18.

Благочестивый читатель! Как против телесных недугов существуют у медицинской науки разные вспомогательные средства, которые, будучи употреблены благовременно и как следует, смягчают и ослабляют недуг, или же и совсем прогоняют его; так и против недугов душевных существует в нашей нравственно-религиозной литературе многое множество разнообразных тоже вспомогательных средств духовных, которые, подобно вещественным медицинским, будучи применены благовременно и разумно, приносят больному душой несомненную пользу: они также ослабляют душевные недуги, являя собой человеколюбивое христианское увещевание и утешение в скорби, или порождая истинное сокрушение о грехах и подавая надежду на полное прощение от Господа, при искреннем, со стороны болящего греховно, раскаянии, или же, наконец, представляя неложное изображение ужасных последствий греха здесь в этой жизни и страшных мучений в жизни будущей, совершенно истребляют в нас душевные недуги, заставляют нас бегать греха и вечной гибели. Но подобно тому, как телесные недуги, вследствие самых малейших ненормальностей в образе жизни, могут опять возобновляться, так и недуги душевные — грехи, при слабости вообще человеческой природы, могут, подобно недугам телесным, опять возобновляться и притом с большей силой и большим упорством. Потому-то Боговдохновенные и Богоносные врачи душ христианских, св. Отцы и учители Церкви, а также благочестивые подвижники, скорбя о немощах наших и радея о нашем спасении, изложили в своих богомудрых писаниях многообразные и многоразличные средства, целительные от грехов. Предлагаемая книга заключает в себе некоторую часть этих целебных от греха средств, стоит только благовременно и разумно воспользоваться ими. "Совета у всякого премудраго ищи, и да не небрежеши о всяком совете полезном ".

Ярославль, 1889 г.

Житие преподобного

Василия Нового,

и видение Григория, ученика его,

о мытарствах преподобной Феодоры.

В царствование благочестивых греческих императоров, Льва Премудрого и брата его Александра, в далекой уединенной пустыне проводил подвижническую жизнь преподобный отец наш Василий Новый. Недолго, однако, эта подвижническая жизнь находилась в неизвестности. Господу угодно было, чтобы этот святой стал известен народу; и вот, посланники царя, возвращаясь из страны Асийской, встречают в пустыне этого благочестивого мужа и, приняв его за человека подозрительного, связывают его и везут с собой в Царьград.

В Царьграде он был представлен к патрицию Самону, который пожелал узнать от него: кто он, откуда явился и как его имя?.. На эти вопросы Самона св. Василий не дал ответа. Тогда Самон приказал подвергнуть святого праведника жестокой пытке: он приказал раздеть его и бить воловьими жилами. Но и при помощи этих истязаний ему не удалось узнать ничего от святого. Избитого до полусмерти на руках отнесли в темницу и там заключили. На другой день жестокий Самон снова послал своих слуг в темницу и приказал им привести святого для нового допроса и, значит, для нового мучения; но каково было изумление его слуг, когда они, подойдя к темнице, увидели, что темница заперта, а св.Василий стоял вне ее совершенно здрав и невредим.

— Кто отворил тебе темницу? — спросили они Василия, но он и слугам ничего не ответил... Вместе с ними святой отправился к Самону. Некоторые из бывших при этом слуг поспешили к Самону и рассказали ему обо всем происшедшем; но это нисколько не образумило его. Снова он допрашивал святого и, не получив от него ответа, снова велел бить его палками и воловьими жилами. Шесть палок было изломано при этом истязании, но праведник молча перенес мучения... Так продолжалось шесть дней, а ответа все-таки не получил нечестивый Самон. Причиной молчания св. Василия было его нежелание обнаружить пред народом своих добрых дел, совершенных им в течение всей своей жизни.

Через неделю Самон снова приказывает привести к себе св. Василия и, увидев его, гневно воскликнул: "Долго ли ты, сквернейший из людей, будешь упорствовать и не скажешь — кто ты и откуда ты?.." Больно и тяжело было слышать преподобному такие слова!.. Он коротко ответил: "Скверным можно разве назвать того, кто, подобно тебе, в тайне совершает дела содомские." Самон пришел в ярость. Он в бешенстве отдал приказание повесить преподобного мученика вниз головой в одной из часовен и сам собственноручно запечатал ее своей именной печатью. Святой подвижник пробыл три дня и три ночи в таком ужасном положении... Трудно представить себе изумление Самона, когда он, войдя в эту часовню, увидел святого совершенно здоровым, с таким выражением лица, которое как будто никогда не испытывало никаких мучений. Подойдя к преподобному, нечестивый Самон повторил снова свой вопрос, но и на этот раз не было ответа. Самон, думая, что в лице этого мученика он видит одного из волхвов, решил отдать его на съедение льву. Казнь была назначена на другой день. Он приказал не кормить более льва, для которого готовился в пищу человек. На другой день собралось множество народа, чтобы посмотреть на это чудовищно зверское зрелище. Поставили святого мученика на середине того помещения, которое назначено было для казни, и выпустили голодного и разъяренного зверя. Величественный лев со сверкающими глазами вышел на сцену, с яростью поглядел на находившийся за железной решеткой народ и уже готов был броситься на свою жертву; но в это время преподобный Василий сам направился к нему. Каково было поражение и изумление народа, когда грозный царь зверей, вместо того, чтобы броситься на святого, так смирился пред ним, что лег у ног его, как самое покорное животное. Но и такое чудо не образумило кровожадного Самона, который казался лютее льва. Он велел утопить преподобного в море. Но Господь, Покровитель всех, с верою живущих, снова сохранил Своего избранника. Едва бросили преподобного в море, как, по воле Божией, два дельфина подхватили его и вынесли к берегу седьмого предградия Константинополя — Евдомы. Узы, которыми он был связан по рукам и ногам, разрешились сами собой, и он, совершенно свободный, направился к "златым вратам" города. У входа в город он присел отдохнуть. Возле него скоро сел один человек, одержимый трясучей болезнью (Виттова пляска). Тяжело было святому смотреть на этого несчастного: он возложил на него руки и обратился к Господу с молитвой об исцелении больного. Господь услышал молитву праведника, и больной тотчас получил исцеление. Не было предела благодарности исцеленного: он припал к ногам святого, целовал их и, обливаясь слезами, умолял посетить его дом. Имя исцеленного было Иоанн. Он принадлежал к простым гражданам города Константинополя. Преподобный принял предложение Иоанна и вместе с ним отправился в его дом. Жена Иоанна, по имени Елена, радушно приняла дорогого гостя и бесконечно была благодарна ему за исцеление мужа. Когда Иоанн и Елена узнали от св. Василия, кто он и как Господь спас его жизнь, то убедительно стали просить его остаться у них в доме. Святой с готовностью согласился. Счастливые этим супруги отвели святому отдельную комнату, в которой он проводил жизнь свою, молясь и постясь. Тихий, кроткий, милосердный, добрый, с ласкою и с любовью относившийся ко всем, святой Василий был сам очень любим всеми, узнавшими его. Но не долго он оставался в неизвестности. Его добрые дела, его благодеяния, его жизнь, полная отвержения, наконец, исцеления больных, совершенные им по его же молитве, — все это не могло быть скрыто, и весть о нем разнеслась быстро по всем окрестностям. Но не одни простые граждане стекались к нему: к нему являлись и знатные вельможи, чтобы получить совет, наставление, а, если нужно, то и исцеление.

Господь дал преподобному не только дар чудотворения, но и дар прозорливости и пророчества. Святому были известны и тайные дела, и мысли каждого приходившего к нему; он предсказывал многим будущее, и предсказания его всегда сбывались.

Когда умерли Иоанн и Елена, св. Василий остался один жить в их доме. И больные, и расслабленные, и нищие, и вообще все, нуждающиеся в его духовной и материальной помощи, приходили к нему со всех окрестных мест. Своей усердной молитвою он исцелял больных и расслабленных, а нищим раздавал все то, что ему приносили благочестивые посетители. Но не долго святой жил в доме Иоанна. К нему явился один богобоязненный, благочестивый гражданин, по имени Константин, и просил его перейти к нему жить. Преподобный согласился. Константин устроил ему совершенно отдельную безмолвную келию и поручил одной своей прислужнице, благочестивой вдове Феодоре, ходить за преподобным. Она так глубоко уважала святого, что служила ему, как только могла, усердно. К святому и сюда начал стекаться народ. В духовных беседах и душеполезных наставлениях проходил целый день, а ночью в своей келье святой предавался всецело молитве. Имя святого становилось все более и более известным. Князья и бояре приезжали к нему. Однажды его пригласили к царю Роману. Святой, придя к царю, долго обличал его в дурных поступках, и благоразумный царь не только не прогневался на него, но дал искренне обещание исправить свою жизнь. Затем, в другой раз, святой предсказал жене царя Константина Багрянородного, Елене, что она родит дочь, а потом сына, который, достигши совершеннолетия, сделается царем. Это предсказание буквально исполнилось.

Один мирянин, которого имя Григорий и который написал это житие, снискал особенную любовь преподобного. Он сделался учеником его и был очевидцем многих чудных дел, совершенных преподобным.

— Когда в первый раз я пришел к преподобному, — пишет Григорий в своей книге "Житие преподобного Василия Новаго ", — то он, не видавши меня еще никогда, назвал меня по имени и рассказал мне обо всех моих добрых и худых делах, которые я совершил в течение всей жизни. Однажды я, взяв позволение у святого, отправился во Фракию посмотреть свое поле. Во время путешествия своего я остановился ночевать в одной гостинице и там нашел довольно хороший пояс, стоимостью в две золотые монеты. Пояс принадлежал дочери содержателя гостиницы. Начали его искать, но все было напрасно. Я же молчал о находке и так рассуждал: "лучше я продам этот дорогой пояс и деньги раздам нищим, а потерявшие, как видно, люди богатые." Господь наказал меня за это похищение тем, что я потерял свой пояс, стоящий столько же, да еще мешочек с четырьмя золотыми и несколькими серебряными монетами, которые я взял себе на дорогу. Огорченный потерею, я, наконец, заснул. Во сне явился ко мне св. Василий и, держа разбитый сосуд, сказал: "видишь ли ты в руках моих разбитый и негодный к употреблению сосуд?" "Вижу", — отвечал я. Тогда преподобный сказал: "Если кто украдет и такой сосуд, то непременно за этот поступок будет наказан Богом и если не в настоящей, то в будущей жизни, а именно: если украдет богатый, то взыщется с него в сей жизни вчетверо; а если украдет неимущий, то наказан будет за это в жизни будущей." "Я никогда ничего не крал, святой отец", — сказал я на это. "Как ты осмеливаешься говорить, что не украл ничего, когда ты скрыл пояс, найденный тобою в гостинице, и вот теперь ты потерял более, чем вчетверо; но берегись, чтобы не случилось с тобою еще чего, хуже этого". Произнесши эти слова, преподобный стал невидим. Тяжело я почувствовал себя, пробудившись от сна и вспомнив слова преподобного. Потом я поспешно отправился в путь.

Дома, во время собирания плодов, мне пришлось испытать гораздо большее искушение, и если бы не слова преподобного — "берегись, чтобы не случилось чего еще хуже", — то я не выдержал бы этого искушения.

Наконец, плоды с полей моих были собраны, и я возвратился к преподобному.

Придя к нему, я узнал, что прислужница его — Феодора, приняв иноческий чин, мирно отошла ко Господу. Все знавшие ее были огорчены ее кончиной, так она много добра сделала в своей жизни. Не менее других был огорчен и я, но не столько я скорбел о потери ее, сколько о том, что не знал, какой участи удостоилась она по кончине своей и причислена ли она к лику святых праведников, или нет?...

Будучи мучим такими внутренними вопросами, я сначала ничего не говорил св. Василию, но потом, зная, что преподобный, по своей прозорливости, уже сам знает мои тайные помышления и желания, обратился к нему с убедительной просьбой, рассказать мне, какой участи удостоилась по кончине своей Феодора, которая вполне благочестиво провела последние дни своей жизни. Святой Василий внимательно, по обыкновению, выслушав мою просьбу, обещал молить Милосердного Господа о даровании мне этой милости. Господь услышал молитву преподобного. Когда я уходил домой, то преподобный спросил меня еще раз: "Так ты очень желаешь этого?" На это я ответил, что очень, очень желал бы. Преподобный сказал: "Ты увидишь ее сегодня, если с верою просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого." Я был сильно удивлен и рассуждал сам с собой: как и где я увижу ту, которая отошла в жизнь вечную?

Источник: http://profi-rus.narod.ru/pravoslavie/text/m-feodora/feodora.html#1

 

Преход дальше: