Законодательство  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре

 

Законодательство  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре вклоючает:

1. Конституцию РФ;

2. Федеральный закон № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвакатуре в Российской Федерации";

3. Иные федеральные законы;

4. Нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

6. Кодекс професисональной этики адвокатов.

 

Согласно статье 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации":

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:

1. Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";
2. Других федеральных законов. Например, конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г., Налоговым кодексом РФ.

Кроме процессуальных кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах. Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывается, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Другой пример - положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании", в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом.

3. Кодекса профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности (см. подробнее об этом комментарий к ч. 2 ст. 4).

4. Нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность. Так, в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счёт государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнении ст. 25 Закона об адвокатуре было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.

Следует отметить, что в формирование законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти РФ, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны осуществления адвокатской деятельности (например, Приказ Минюста РФ от 8 августа 2002 г. N 217 "Об утверждении формы ордера", Приказ Минюста РФ от 16 августа 2005 г. N 133 "Об утверждении формы удостоверения адвоката", 2 Приказ Минюста РФ от 5 февраля 2008 г. N 20 "Об административном регламенте исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений"), так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста РФ N 199, Минфина РФ N 87н от 15 октября 2007 г. "Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела") или осуществления на территории РФдеятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста РФ от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации").

5. Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. 

Так, в соответствии со ст. 33 комментируемого Закона, квалификационная комиссия создаётся для приёма квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она создаётся на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в неё входят два представителя (менее 1/6 всего состава
комиссии).
Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими. Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации. Например, Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 10 декабря 2003 г. N 678 "Об избрании представителя в квалификационной комиссии адвокатской палаты Архангельской области от Архангельского областного Собрания депутатов", Областной закон от 4 июня 2003 г. N 176-22-ОЗ "О представителях Архангельского областного Собрания в квалификационной комиссии адвокатской палаты Архангельской области", Постановление Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 "Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы", Закон Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ "О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии адвокатской палаты Московской области", Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при адвокатской палате города Москвы".

В соответствии с п. 2 ст. 26 комментируемого Закона перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Нижегородской области от 23 июля 2004 г. N 76-З "О государственной поддержке адвокатской деятельности и адвокатуры в Нижегородской области", Закон Тамбовской области от 23 апреля 2004 г. N 206-З "О регулировании общественных отношений в сфере адвокатуры, государственной поддержке адвокатской деятельности и организации бесплатной юридической помощи в Тамбовской области".

Необходимо также отметить, что ещё до принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в ряде субъектов РФ происходила разработка самостоятельных законов об адвокатуре. Например, в Московской областной Думе в период с 2000 по 2003 год обсуждался проект Закона Московской области "Об адвокатуре Московской области".

В основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закреплённые отечественным законодательством (хотя в комментируемой статье об этом не сказано), но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества 3 правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права. В настоящее время большинство международных актов не ратифицированы, что соответственно, снижает их практическую ценность для регулирования правоотношений, связанных с адвокатской
деятельностью на территории РФ. Например, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г. N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам", Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях", Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утверждён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.), Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.), Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.), Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа - 7 сентября 1990 г.). Последние три международных документа представляет наибольший интерес для правоприменителей, поскольку содержит строго тематический материал, который может быть не только напрямую применён для разрешения той или иной правовой ситуации, но и взят за основу в ходе отечественного правотворчества.