Международные стандарты  регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности


Деятельность адвокатуры регулируется рядом международных правовых актов.

   Так, «Основные принципы, касающиеся роли юристов» (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 27 августа–7 сентября 1990, г. Гавана) определяют, что каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.
   В соответствии с этим международно-правовым актом, правительства обязаны обеспечивать эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под юрисдикцию, без какого-либо различия, такого как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.
   Правительства обеспечивают предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации юристов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.
   Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод. Особое внимание следует уделять оказанию помощи бедным и другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении, с тем чтобы они могли отстаивать свои права и, когда это необходимо, обращаться за помощью к юристам.
   Правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью юриста по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.
   Во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий юриста, имеет право на помощь юриста, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг юриста.
   Кроме того, правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к юристу, и в любом случае не позднее чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.
   Всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения юристом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.
   Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом, признанными нормами и профессиональной этикой юриста.
   В соответствии с «Основными положениями о роли адвокатов» (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.
   Правительства должны гарантировать эффективную процедуру и работающий механизм для реального и равного доступа к адвокатам всех лиц, проживающих на его территории и подчиненных его юрисдикции без разделения расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических и иных взглядов, национального или социального происхождения, экономического или иного статуса.
   Правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям. Профессиональные ассоциации адвокатов должны сотрудничать в организации и создании условий предоставления такой помощи.
   Является ответственностью правительств и профессиональных ассоциаций адвокатов разработать программу, имеющую целью информировать общественность о ее правах и обязанностях по закону значения роли адвокатов в защите основных свобод.
   Для этих целей специальное внимание должно уделяться бедным и другим несостоятельным лицам, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката.
   Обязанностью правительств является обеспечение возможности каждому быть информированным компетентными властями о его праве получить помощь адвоката по его выбору при его аресте, задержании или помещении в тюрьму или обвинении в уголовном преступлении.
   Любое вышеуказанное лицо, которое не имеет адвоката, в случаях если интересы правосудия требуют этого, должно быть обеспечено помощью адвоката, имеющего соответствующую компетенцию и опыт ведения подобных дел, чтобы обеспечить ему эффективную юридическую помощь без оплаты с его стороны, если у него нет необходимых средств.
   Правительства должны обеспечить, чтобы человек, подвергнутый задержанию, аресту или помещению в тюрьму с предъявлением или без предъявления обвинения в совершении уголовного преступления, получил быстрый допуск к адвокату, в любом случае не позднее чем через 48 часов с момента задержания или ареста.
   Задержанному, арестованному или помещенному в тюрьму лицу должны быть обеспечены необходимые условия, время и средства для встречи или коммуникаций и консультаций с адвокатом без задержки, препятствий и цензуры, с полной их конфиденциальностью. Такие консультации могут быть в поле зрения, но за пределами слышимости уполномоченных должностных лиц.
   Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.   

Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:
   а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и обязанностям клиента;
   б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых действий для защиты его интересов;
   в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.

Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия, должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и настойчиво в соответствии с законом, признанными профессиональными стандартами и этическими нормами.

   Рекомендация № R (81) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию (принята Комитетом министров 14 мая 1981 г. на 68-м заседании заместителей министров) гласит, что ни одна из сторон не должна быть лишена возможности пользоваться услугами адвоката. Следует избегать обязательного обращения какой-либо из сторон к услугам нескольких адвокатов по одному и тому же спору, когда участие нескольких адвокатов не является необходимым. В тех случаях, когда в силу характера спора в целях облегчения доступа граждан к правосудию было бы целесообразно, чтобы они сами изложили свое дело в суде, участие адвоката не должно быть обязательным.
   И наконец, Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров 25 октября 2000 г.) говорит о том, что следует принять все необходимые меры для того, чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществления профессии адвоката без дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны органов власти или общественности, в особенности в свете соответствующих положений Европейской Конвенции по правам человека.
   Решения, касающиеся разрешения заниматься юридической практикой или стать членом данной профессиональной группы, должны приниматься независимым органом. Контроль за такими решениями — принимаются они независимым органом или нет — должен осуществляться независимым беспристрастным органом судебной власти.
   Адвокаты должны обладать свободой вероисповедания, слова, передвижения, собрания и объединения в союзы, а также, в особенности, должны иметь право принимать участие в публичных обсуждениях по вопросам права и отправления правосудия и выступать с предложениями законодательных реформ. Адвокаты не должны страдать от последствий или подвергаться опасности любых санкций или давлению, когда они действуют в соответствии со своими профессиональными стандартами.
   Адвокаты должны иметь доступ к своим клиентам, включая в особенности лиц, лишенных свободы, чтобы иметь возможность проводить консультации при закрытых дверях и представлять своих клиентов в соответствии с установленными профессиональными стандартами.
   Следует принять все необходимые меры для того, чтобы обеспечить уважение к конфиденциальности отношений адвоката и клиента. Исключения из этого принципа должны быть позволены только если они не противоречат правовым нормам.
   Адвокатам не должно быть отказано в доступе в суд, перед которым они уполномочены представать, и они должны иметь доступ ко всем необходимым документам, когда они защищают права и интересы клиентов в соответствии со своими профессиональными стандартами.
   Все адвокаты, работающие над одним и тем же делом, должны уважаться судом в равной мере.
   Ассоциации адвокатов и другие профессиональные ассоциации юристов должны выступать с проектами профессиональных стандартов и кодексов поведения и обеспечить такое положение, когда, защищая легитимные права и интересы своих клиентов, адвокаты обязаны действовать независимо, усердно и справедливо.
   Адвокаты должны уважать профессиональные секреты в соответствии с национальными законами, правилами и профессиональными стандартами. Любое разглашение таких секретов без согласия клиента должно подвергаться соответствующим санкциям.
  

Обязанности адвокатов перед своими клиентами должны включать:
   а) консультирование клиентов по вопросу их юридических прав и обязанностей, а также возможного результата и последствий дела, включая финансовые затраты;
   б) попытку разрешить дело прежде всего мирным путем;
   в) возбуждение судебного иска с целью защиты, уважения и обеспечения прав и интересов своих клиентов;
   г) избежание конфликтов;
   д) не брать на себя больше работы, чем они в состоянии выполнить.
  

  Адвокаты должны уважать судебную власть и выполнять свои обязанности перед судом таким образом, чтобы это соответствовало национальным правовым и другим правилам и профессиональным стандартам. Любое уклонение адвокатов от своих профессиональных обязанностей должно происходить таким образом, чтобы избежать ущерба интересам клиентов или иных лиц, которые нуждаются в их услугах.
   Должны быть приняты все необходимые меры для эффективного обеспечения всех граждан правом на получение правовых услуг, оказываемых независимыми адвокатами.
   Необходимо поощрять адвокатов оказывать правовые услуги гражданам, находящимся в затруднительном финансовом положении.
   Правительства стран–членов Совета Европы должны, где это возможно, обеспечить эффективный доступ к правосудию, такой порядок, при котором граждане, находящиеся в затруднительном финансовом положении, смогли бы получить действенные правовые услуги, в особенности лица, лишенные свободы.
   Обязанности адвокатов перед своими клиентами не должны изменяться в том случае, если гонорар полностью или частично оплачивается через общественные источники финансирования.
   В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации 1993 года и ст. 37 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята ВС РСФСР 22 ноября 1991 г.), «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно. Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
   Ст. 16 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» (с изменениями и дополнениями от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г.) определяет, что «в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам и организациям. Порядок оказания юридической помощи адвокатами, а также права и обязанности адвокатов, участвующих в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам, определяются законодательством Союза ССР и РСФСР».
   Статья 45 УПК РФ устанавливает, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а ст. 59 АПК РФ содержит положение, что представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
   Большое количество вопросов, связанных с организацией и деятельностью адвокатуры, регулируется актами Госналогслужбы, Пенсионного фонда РФ, различными инструкциями и методическими рекомендациями Министерства юстиции РФ и его органов на местах и т.д.
   Непосредственно деятельность адвокатских образований регулируется уставами коллегий, партнерскими договорами и положениями об адвокатских кабинетах.
   Однако самым главным нормативным актом, регламентирующим деятельность адвокатуры, является, безусловно, новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»1.
   Следует отметить, что с начала 90-х гг. ХХ в. за время проведения судебно-правовой реформы в Российской Федерации различными разработчиками было подготовлено более 20 вариантов Закона об адвокатуре. И только 26 апреля 2002 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в своей окончательной редакции) был принят Государственной Думой, 15 мая 2002 г. одобрен Советом Федерации, 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ. Закон вступил в силу с 1 июля 2002 г.
   Несмотря на то что данный Закон имеет ряд недостатков, о которых говорит адвокатская общественность со дня его принятия, он, безусловно, является более прогрессивным по сравнению с Положением об адвокатуре 1980 г.

-------------------------    

1 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: Федеральный закон// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 23. Ст. 2102.

Источник: http://www.ni-journal.ru/archive/52ab0058/614071a3/e368fecb/9f83dc9d/

Автор: Владимир Константинович БОТНЕВ 
к. юр. н., вице-президент Адвокатской палаты Калужской области