Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (категории дел, особенности их рассмотрения)

Категория дел, возникающих из административных и иных публичных правоотноше­ний, рассматриваемых арбитражными судами,  определена в разделе III АПК. все дела укзанной категори можно разделить на:

  1. дела об оспаривании нормативных правовых актов;
  2. дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;
  3. дела о привлечении к административной ответственности;
  4. дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;
  5. деле о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публич­ных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам под­судности, предусмотренным АПК РФ, если в разделе III АПК РФ не установ­лено иное (ст. 189 АПК РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности ос­париваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, ор­ганов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили ос­париваемые действия (бездействие).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Граждане, организа­ции и иные лица вправе обратиться в суд по интеллектуальным правам с заявлением о при­знании недействующим нормативного правового акта, принятого государст­венным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный право­вой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и на­рушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязан­ности или создают иные препятствия для осуществления предприниматель­ской и иной экономической деятельности (ст. 192 АПК РФ).

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправ­ления, иные органы также вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных право­вых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспа­риваемого нормативного правового акта. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ст. 194 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арби­тражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого ак­та или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федерально­му конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспа­ривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требо­вания, признание требования органом или лицом, которые приняли оспаривае­мый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правово­го акта арбитражный суд принимает одно из решений (ст. 195 АПК РФ):

  1. О признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответ­ствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юри­дическую силу
  2. О признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, име­ющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и дейст­вий (бездействия). 

 Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)  (ч.1, ст. 198 АПК РФ).
 
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) (ч.2, ст. 198 АПк РФ)

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (9ч. 4 ст. 198 АПК РФ). По хо­датайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспа­риваемого акта, решения (ч.3 ,ст. 199 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органон, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заяв­ления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному раз­бирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен фе­деральным законом (ст. 200 АПК РФ).

 

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного приста­ва-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня по­ступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч.1, ст. 200 АПК РФ).

При рассмотрении данной категории дел суд осуществляет проверку оспа­риваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и дей­ствий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспарива­емые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспарива­емый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы за­явителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов мест­ного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интере­сы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельнос­ти, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействи­тельным, решений и действий (бездействия) незаконными (ст. 201 АПК РФ).

 

Дела о привлечении к административной ответственности. Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК РФ).

В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
 
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях (ст. 205 АПК РФ).
 

Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не бо­лее чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необ­ходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. 

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч. 6, ст. 205 АПк РФ).

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административ­ной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требова­ния административного органа о привлечении к административной ответст­венности (ч.2, ст. 206 АПК РФ).

 

Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. 

 Производство по делам об оспаривании решений административных орга­нов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической дея­тельности, об оспаривании решений административных органов о привлече­нии к административной ответственности (ст. 207 АПК РФ).

Заявление об оспаривании решения адми­нистративного органа о привлечении к административной ответственности пода­ется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ч.2, ст. 208 АПК РФ). 

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя (ч. 2, ст. 208 АПК РФ).
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч.4, ст. 208 АПК РФ).
 
Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом (ч.1, ст. 210 АПК РФ).

При рассмотрении дела суд проверяет законность и обоснованность оспа­риваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавлива­ет, имелись ли законные основания для привлечения к административной от­ветственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответст­венности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Если при рассмотрении заявления об оспаривании решения администра­тивного органа о привлечении к административной ответственности арбит­ражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к ад­министративной ответственности или применения конкретной меры ответст­венности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным ли­цом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч.2, ст. 211 АПК РФ).

 

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций.

Государственные ор­ганы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные контрольны­ми функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятель­ность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если феде­ральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (ст. 213 АПК РФ).

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном поряд­ке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Такие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления п арбитраж­ный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч.1, ст. 215 АПК РФ). При рассмотрении таких дел ар­битражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыска­нии, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны (ст. 216 АПК РФ):

  1. наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
  2. общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.