Меры административно-правового принуждения: принудительный привод, административный надзор, административное задержание
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
2) пресечение правонарушений;
3) восстановление нарушенного состояния;
4) процессуальное обеспечение;
5) наказание (ответственность) правонарушителя.
Принудительный привод допускается в отношении:
- физического лица
- либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении,
- законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности,
- а также свидетеля (часть 1 статьи 27.15 КоАП РФ).
Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Привод производится сотрудником или группой (нарядом) сотрудников полиции, выделяемых с учетом вида административного правонарушения, по которому вынесено определение о приводе.
В административном праве под административным надзором понимается надведомственный специализированный систематический контроль (или наблюдение) органов исполнительной власти (их структурных подразделений) за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-юридических норм.
Содержание надзорной функции предполагает возможность осуществления:
- систематических проверок;
- мониторинг;
- лицензионную, регистрационную, уведомительную, регламентарную функцию;
- оценки соответствия управленческих действий законодательству.
Главными задачами административного надзора является обеспечение:
- безопасности граждан, общества, государства;
- надлежащего качества продукции и услуг.
Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентных должностных лиц, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных КоАП РФ.
Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают:
- дату и место его составления,
- должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,
- сведения о задержанном лице,
- время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ).
Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:
— посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
— совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
— о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела полиции.
Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.