Мотофристайл

Отделение гонок от прыжков

Мотофристайл или Фристайл Мотокросс (FMX, Freestyle Motocross) зародился в 90-х годах в Америке. Кто первым решил отделить гонки от прыжков с трюковыми элементами, сегодня сказать уже сложно. Однозначно, на появление нового спорта повлияли столь популярные в США мотоциклетные каскадеры-трюкачи или «летающие дьяволы», такие как легендарный Ивел Нивел, не раз бросавший вызов гравитации. Но то были обычные рискованные прыжки на большие расстояния, где все решал тривиальный расчет ускорения, массы и скорости отрыва от рампы.

Изначально, о том, что исполнение зрелищных трюков в воздухе может стать настоящим искусством, отдельным видом мотоциклетного спорта, никто не задумывался. Кроссмены всегда использовали некоторые «трюки» для того, чтобы изменить траекторию полета мотоцикла при прыжке через кроссовый стол. Так называемый Whip («кнут») – первый трюк, вошедший в арсенал фристайлеров. Также как перегазовкой или сбросом газа во время прыжка можно повлиять на мотоцикл (задрать переднее колесо или наоборот, опустить его), выносом заднего колеса в сторону, гонщики влияли на скорость полета и «выбирали» точку приземления. Ну и конечно же, невероятные прыжки под клетчатыми флагами – работа на публику, часть шоу любой суперкроссовой гонки не только в Штатах, но и по всему миру. Во второй половине 90-х, часть профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность, зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий результат выступления.

Разгоняясь на скорости 100 км/ч фристайлер выезжает на трамплин и в воздухе на высоте 15-20 метров делает трюки, названия которых говорят сами за себя: супермен, канкан, поцелуй смерти, труп, цунами, удар хлыстом. На этом список не заканчивается. Одного только трюка бэкфлип (сальто назад) существует порядка 15 вариаций в различных связках и дополнениях к чистому сальто. Первая удачная попытка сделать сальто была выполнена Кэрри Хартом в 2000 г. на 250-кубовом байке. Однако Трэвис Пастрана пошёл дальше и на седьмых экстремальных играх в 2006 году совершил двойное сальто назад, повторить которое пока так никто не отважился. Именно Пастрана является прародителем FMX. Уже в 14 лет Трэвис удостоился титула чемпиона мира в этом виде спорта. Вскоре райдеры стали использовать искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было предопределено.

Спустя несколько месяцев образовалась Международная Ассоциация Фристайл Мотокросса (IFMA). Две ее задачи - добиться признания FMX отдельным видом спорта и подготовить почву для проведения официальных мировых чемпионатов. С 1999, мотофристайл прочно обосновался в национальных и международных контестах экстремальщиков - ESPN X-Games, Gravity Games, LG Action Sports. Чуть позднее, появились специализированные соревнования Dew Tour и Red Bull X Fighters. Во второй половине 90-х, часть профессиональных кроссменов оставила гонки ради оттачивания навыков трюковых прыжков. Локальные шоу со временем переросли в национальные контесты, на которые собиралось до пятнадцати «трюкачей». Была сформирована и методология судейства, найдена формула «пяти канонов фристайла»: техничность, сложность, зрелищность, разнообразие и реакция публики – все это влияет на оценку и общий результат выступления.

Вскоре райдеры стали использовать искусственные рампы с заданными характеристиками. Появилась возможность задавать угол и дальность полета, с четко рассчитанной скоростью и точкой приземления. Шоу перебрались в закрытые помещения. Наконец, зимой 1998 года, в Сан-Диего группа энтузиастов устроила показательные выступления на ежегодном фестивале экстремальных видов спорта X-Games. Рождение нового вида спорта было предопределено.  

Представляем вашему вниманию 20 фактов о мотофристайле. 

1. Мотофристайл отпочковался от мотокросса, когда некоторым гонщикам захотелось вместо большого количества маленьких прыжков совершать один, но такой, чтобы у зрителей волосы от ужаса шевелились. Надо признаться, им это удалось. 

2. Один из самых первых трюков - nac-nac - был перенесен из BMX спорта гонщиком Jeremy McGrath (1971 г.р.), легендой мотокросса 90-х годов, которого называли Майклом Джорданом суперкросса. Количество его побед в мотоспорте не побито до сих пор. 

3. Первая удачная попытка сделать сальто была выполнена Carey Hart в 2000 г. на 250-кубовом байке. В том же году трюк был выполнен им на официальных соревнованиях Gravity Games.
4. Позже Carey Hart повредил спину во время выполнения сальто и долго лечился, не особо надеясь на выздоровление. Даже начал злоупотреблять алкоголем, но успел залечить душевные и физические раны до наступления алкоголизма, и в 2006 г. женился на певице Pink. 

5. Travis Pastrana - первый и единственный на данный момент человек, сделавший двойное сальто на кроссовом мотоцикле. Запись этого невероятного трюка можно найти на видео «Nitro Circus 3». 

6. Body Varial – один из самых сложных трюков в современном мотофристайле, в процессе которого спортсмен переворачивается на 360 градусов вокруг своей вертикальной оси. 

7. Длина прыжка мотофристайлера в зависимости от конфигурации трамплина составляет 3 до 50 м. 

8. Соревнования по мотофристайлу бывают 2 видов – Big Air, когда спортсмены соревнуются на одном трамплине по очереди, и Freestyle Motocross, состоящий из проезда спортсменов по трассе, сопряженный с показом различных безумств в прыжках. 

9. Ailo Gaup из Норвегии - первый европеец, выполнивший backflip – когда-то торговал рыбой, чтобы заработать на свой первый байк. 

10. Mike Metzger, один из самых известных фристайлеров мира, имеет прозвище «Крестный отец» и татуировку со словом «Боль» на языке. Он же считается отцом большинства базовых трюков мотофристайла. 

11. Mike Metzger знаменит своим сальто «The Impossible Jump» поверх фонтанов у знаменитого отеля «Caesar’s palace» в Лас-Вегасе. Высота прыжка составила около 30 м, а длина – 41 м, что и было зафиксировано представителями книги рекордов Гиннесса. 

12. Самые известные сегодня соревнования по FMX (сокращенное название мотофристайла) - X-Games, Gravity Games, Moto-X Freestyle National Championship, Dew Action Sports Tour. Первые соревнования были проведены в 1998 г. и теперь являются одной из самых зрелищных составляющих экстремальных «олимпийских» игр. 

13. В русском варианте райдеров могут называть как мотофристайлерами, так и мотофристайлистами. В английской версии суффикса –ист не значится, на английском принято говорить motofreestyler, а наши отечественные словари пока не занялись выпуском справочной литературы по лексике экстремальных видов спорта. Последними официальными фристайлистами в наших словарях значатся только лыжники, поэтому чтобы не спорить зря, говорите райдер. С этим термином ни один вид экстремального спорта до сих пор не спорил. 

14. Байк для мотофристайла райдер готовит сам - на подвеске выставляются жесткие регулировки, руль ставится высокий без перекладины, удаляется толстый слой поролона из сиденья, в задних пластиковых боковинах вырезаются отверстия для рук. Это основа. Далее мотоцикл может тюннинговаться под личные запросы и нужды спортсмена. 

15. Базовые трюки пришли в мотофристайл из BMX’а. Мотокроссовые мотоциклы и BMX тесно связаны общей историей, поэтому вы легко узнаете в мотофристайле такие трюки как can can, rocket solid (nothing), bar hop, superman и многие другие. 

16. Прыгуны используют максимально облегченную одежду, чтобы дать свободу движению. Например, многие меняют тяжелые мотокроссовые штаны на мотошорты, а для защиты коленей используют наколенники aggressive роллеров. В конце концов, от переломов при падении с такой высоты чаще всего уберегает счастливый случай и умение райдера правильно «упасть». 

17. Средняя стоимость мотокроссового байка 5 500 евро. Именно из него уже байк переделывается и тюнингуется под фристайл. Потолок цены итоговой машины зависит только от возможностей и желаний райдера. 

18. Оптимальный вес фристайлового байка 90-95 кг. Чтобы в воздухе развернуть мотоцикл, например, для сальто (бэкфлипа) нужна и специальная геометрия трамплина, и хорошая физическая подготовка райдера. Трюки высокой сложности кроме технических моментов еще зависят и от опыта и техничности райдера. 

19. Мотофристайл трюков существует столько, сколько в этом спорте райдеров. На основе примерно 20 основных трюков можно сделать огромное количество новых. Практически у каждого состоявшегося мотофристайлера есть свой эксклюзивный коронный трюк, который он оттачивает до совершенства и берется за новые идеи покорения зрителей и судей. 

20. По словам профессионалов, чтобы успешно заниматься мотофристайлом, надо иметь хорошую координацию, гибкость и трезвую голову. На тренировочной базе должны быть трамплины разной конфигурации, бассейн с поролоном для отработки сложных трюков и неудачных приземлений, батут.