Техника дзюдо

В этом разделе представлена техника борьбы дзюдо: описание техники, приемов, фото, видео материалы.

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
 
Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».   

Техника дзюдо (яп.柔道技術|ваза|техника) (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.

 
Слева — Кюдзо Мифунэ, справа —Дзигоро Кано

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори (яп. 乱取り рандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи, «соревнования»).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

 

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать ("укэми").  

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.  

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра. 
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.  
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.  

Основой любого технического действия является стойка ("сиcэй"). Естественное положение тела ("сиcэй хонтай") – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.  
 
В защитном положении ("сиго хонтай") ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед. 

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения ("синтай"). Основное передвижение – "цуги-аси" – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным. 

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата ("кумиката"). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.   
 
При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».  

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты ("тайсабаки") и способы выведения противника из равновесия ("кудзуси")
 
Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела: 
  - техника бросков (нагэ-вадза),  

  - техника сковывания (катамэ-вадза) и 
  - техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза). 
 
Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на: 
  - проводимые из стойки (тати-вадза) и  

  - проводимые с падением (сутэми-вадза). 
 
Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на: 
  - проводимые в основном руками (тэ-вадза), 

  - проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и 
  - проводимые в основном ногами (асивадза). 
 
Проводимые с падением броски делятся на: 
  - броски с падением на спину (масутэми-вадза) и 

  - броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза). 
 
Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на: 
  - удержания (осаэкоми-вадза), 

  - удушения (симэ-вадза) и 
  - болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза)
 
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:  
  - удары руками (удэ-атэ),  

  - удары ногами (аси-атэ) и  
  - удары головой (атама-атэ)  
 
В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.
 

Классификация приемов:

Начиная разговор о технике дзюдо, прежде всего имеет смысл рассказать о ее классификации. Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо "Кодокан", техника дзюдо включает в себя технику бросков Нагэ-ваза (67 техник), технику удержаний, болевых и удушающих приемовКатамэ-ваза (29 техник), и технику ударов по уязвимым точкамАтэми-ваза. Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.

 

Японское написание

Международная транскрипция

Русская транскрипция

 Терминология принятая в российском      дзюдо

 投技 

 NAGE-WAZA (67)

 НАГЭ-ВАЗА

 ТЕХНИКА БРОСКОВ 

 立技 

 Tachi-waza (47)

 Тачи-ваза

 Техника бросоков стоя

 手技

 Te-waza (15)

 Тэ-ваза

 Техника бросков руками

 背負投

 Seoi-nage

 сэой-нагэ

 Бросок через спину

 体落

 Tai-otoshi

 таи-отоси

 Передняя подножка

 肩車

 Kata-guruma

 ката-гурума

 Бросок через плечи («мельница»)

 掬投

 Sukui-nage

 сукуи-нагэ

 Бросок за себя выхватом руками двух ног

 浮落

 Uki-otoshi

 уки-отоси

 Выведение из равновесия скручиванием

 隅落

 Sumi-otoshi

 суми-отоси

 Выведение из равновесия толчком

 帯落

 Obi-otoshi

 оби-отоси

 Переворот захватом за пояс спереди

 背負落 

 Seoi-otoshi

 сэой-отоси

 Бросок через спину 

 山嵐

 Yama-arashi

 яма-араси

 Подхват по две ноги с захватом одной       руки и отворота

 もろ手刈

 Morote-gari

 моротэ-гари

 Бросок выхватом двух ног

 朽木倒

 Kuchiki-taoshi

 кучики-таоси

 Бросок за ногу захватом за подколенный  сгиб

 踵返 

 Kibisu-gaeshi

 кибису-гаэси

 Бросок захватом за пятку

 内股透かし

 Uchi-mata-sukashi

 учи-мата-сукаси

 Контрбросок от подхвата изнутри  скручиванием

 小内返

 Kouchi-gaeshi

 ко-учи-гаэси

 Контрбросок от подсечки изнутри

 一本背負投

 Ippon-seoi-nage

 иппон-сэой-нагэ

 Бросок через спину с захватом руки под   плечо

 

 腰技 

 Koshi-waza (11)

 Коси-ваза

 Техника бросков бедром

 浮腰 

 Uki-goshi

 уки-госи

 Бросок через бедро по касательной

 大腰 

 O-gosi

 о-госи

 Бросок через бедро с подбивом

 腰車 

 Koshi-guruma

 коси-гурума

 Бросок через бедро с захватом шеи

 釣込腰 

 Tsurikomi-goshi

 цурикоми-госи

 Бросок через бедро с захватом отворота

 払腰 

 Harai-goshi

 хараи-госи

 Подхват по две ноги

 釣腰 

 Tsuri-goshi

 цури-госи

 Бросок через бедро с захватом за пояс

 跳腰 

 Hane-goshi

 ханэ-госи

 Подсад бедром и голенью изнутри  («коза»)

 移腰

 Utsuri-goshi

 уцури-госи

 Боковое бедро

 後腰

 Ushiro-goshi

 усиро-госи

 Подсад бедром сзади

 抱上

 Daki-age

 даки-агэ

 Подъем из партера подсадом (не  оценивается, дается команда матэ)

 袖釣込腰

 Sode-tsurikomi-goshi

 содэ-цурикоми-госи

 Бросок через бедро с захватом двух рукавов

 

 足技 

 Ashi-waza (21)

 Aси-ваза

 Техника бросков ногами

 出足払 

 Deashi-harai

 дэаси-хараи

 Боковая подсечка под шагающую вперед  ногу

 膝車 

 Hiza-guruma

 хиза-гурума

 Подсечка в колено

 支釣込足 

 Sasae-tsurikomi-ashi

 сасаэ-цурикоми-аси

 Передняя подсечка под выставленную ногу

 大外刈 

 Osoto-gari

 осото-гари

 Отхват

 大内刈 

 Ouchi-gari

 оучи-гари

 Зацеп изнутри

 小外刈 

 Kosoto-gari

 косото-гари

 Подсечка  под пятку (снаружи)

 小内刈 

 Kouchi-gari

 коучи-гари

 Подсечка изнутри

 送足払

 Okuri-ashi-harai

 окури-аси-хараи

 Подсечка в темп шагов

 内股

 Uchi-mata

 учи-мата

 Подхват изнутри

 小外掛

 Kosoto-gake

 косото-гакэ

 Зацеп снаружи одноименной ногой

 足車

 Ashi-guruma

 аси-гурума

 Бросок через ногу

 払釣込足

 Harai-tsurikomi-ashi

 хараи-цурикоми-аси

 Передняя подсечка под отставленную ногу

 大車

 O-guruma

 о-гурума

 Бросок через ногу вперед (скручиванием)

 大外車

 Osoto-guruma

 осото-гурума

 Отхват под две ноги

 大外落

 Osoto-otoshi

 осото-отоси

 Задняя подножка

 燕返

 Tsubame-gaeshi

 цубамэ-гаэси

 Контрбросок от боковой подсечки

 大外返

 Osoto-gaeshi

 осото-гаэси

 Контрбросок от отхвата

 大内返

 Ouchi-gaeshi

 оучи-гаэси

 Контрбросок от зацепа изнутри

 跳腰返

 Hane-goshi-gaeshi

 ханэ-госи-гаэси

 Контрбросок от подсада бедром изнутри

 払腰返

 Harai-goshi-gaeshi

 хараи-госи-гаэси

 Контрбросок от подхвата под две ноги

 内股返

 Uchi-mata-gaeshi

 учи-мата-гаэси

 Контрбросок от подхвата изнутри

 

捨身技 

Sutemi-waza (20)

Сутэми-ваза

Техника бросков с падением

真捨身技 

Masutemi-waza (5)

Масутэми-ваза

Броски с падением на спину

巴投

Tomoe-nage

томоэ-нагэ

Бросок через голову

隅返

Sumi-gaeshi

суми-гаэси

Подсад голенью с падением

裏投

Ura-nage

ура-нагэ

Бросок через грудь

引込返

(帯取返)

Hikikomi-gaeshi

(Obi-tori-gaeshi)

хиккоми-гаэси

(оби-тори-гаэси)

Подсад голенью c захватом одной руки под плечо  (пояса сверху) с падением

俵返

Tawara-gaeshi

тавара-гаэси

Контрбросок  от захвата двух ног перебрасыванием («обратный пояс»)

 

 

横捨身技 

Yokosutemi-waza (15)

Ёкосутэми-ваза

Броски с падением

на бок

横落

Yoko-otoshi

ёко-отоси

Боковая подножка садясь

谷落

Tani-otoshi

тани-отоси

Задняя подножка садясь

跳巻込

Hane-makikomi

 

ханэ-макикоми

Подсад бедром и голенью изнутри с падением

外巻込

Soto-makikomi

сото-макикоми

Бросок с падением с захватом руки снаружи

浮技

Uki-waza

уки-ваза

Передняя подножка садясь

横分

Yoko-wakare

ёко-вакарэ

Передняя подножка на пятке рывком в сторону

横車

Yoko-guruma

ёко-гурума

Бросок через грудь в сторону закручиваясь

横掛

Yoko-gake

ёко-гакэ

Боковая подсечка с падением

抱分

Daki-wakare

даки-вакарэ

Бросок через грудь прогибом с обхватом туловища

内巻込

Uchi-makikomi

учи-макикоми

Бросок с падением с захватом руки изнутри

蟹挟

Kani-basami

кани-басами

Бросок «ножнцы»

大外巻込

Osoto-makikomi

осото-макикоми

Отхват с падением и скручиванием

内股巻込

Uchi-mata-makikomi

учи-мата-макикоми

Подхват изнутри с падением и скручиванием

払巻込

Harai-makikomi

 

хараи-макикоми

Подхват под две ноги с падением и скручиванием

河津掛

Kawazu-gake

кавазу-гакэ

Бросок обвивом  (запрещенная в соревнованиях техника)

 

 

Японское написание

Международная транскрипция

Русская транскрипция

Терминология принятая в российском дзюдо

固技 

KATAME-WAZA (29)

КАТАМЭ-ВАЗА

ТЕХНИКА БОРЬБЫ ЛЕЖА 

押込技 

Osaekomi-waza (7)

Осаэкоми-ваза

Техника удержаний

袈裟固

(本袈裟固)

Kesa-gatame

(Hon-kesa-gatame)

кэса-гатамэ (старое название: хон-кэса-гатамэ)

Удержание сбоку

 

崩袈裟固

(枕袈裟固、

後袈裟固)

Kuzure-kesa-gatame

(Makura-kesa-gatame,

Ushiro-kesa-gatame)

кудзурэ-кэса-гатамэ (макура-кэса-гатамэ,уширо-кэса-гатамэ)

Удержание сбоку с захватом руки под плечо

( с захватом шеи и ноги, обратное удержание сбоку)

肩固

Kata-gatame

ката-гатамэ

Удержание плечом

上四方固

Kami-shiho-gatame

 

ками-шихо-гатамэ

Удержание со стороны головы

崩上四方固

Kuzure-kami-shiho-gatame

 

кудзурэ-ками-шихо-гатамэ

Удержание со стороны головы с захватом руки под плечо

横四方固

Yoko-shiho-gatame

 

ёко-шихо-гатамэ

Удержание поперек

縦四方固

Tate-shiho-gatame

 

татэ-шихо-гатамэ

Удержание верхом

 

絞技 

Shime-waza (12)

Шимэ-ваза

Техника удушающих приемов

並十字絞

Nami-juji-jime

нами-дзюдзи-дзимэ

Удушение спереди скрещивая отвороты прямым хватом

逆十字絞

Gyaku-juji-jime

гяку-дзюдзи-дзимэ

Удушение спереди скрещивая отвороты обратным хватом

片十字絞

Kata-juji-jime

ката-дзюдзи-дзимэ

Удушение спереди скрещивая отвороты одна рука прямым, другая обратным хватом

裸絞

Hadaka-jime

хадака-дзимэ

Удушение сзади без помощи отворотов

送襟絞

Okuri-eri-jime

окури-эри-дзимэ

Удушение сзади отворотами

片羽絞

Kata-ha-jime

ката-ха-дзимэ

Удушение сзади с помощью одного отворота

胴絞

Do-jime

до-дзимэ

Удушение сдавливая корпус ногами (запрещено использовать в соревнованиях)

袖車絞

Sode-guruma-jime

содэ-гурума-дзимэ

Удушение  используя рукава дзюдоги

片手絞

Kata-te-jime

ката-тэ-дзимэ

Удушение отворотом спереди одной рукой

両手絞

Ryo-te-jime

рё-тэ-дзимэ

Удушение отворотами спереди двумия руками

突込絞

Tsukkomi-jime

цуккоми-дзимэ

Удушение давлением на горло

三角絞

Sankaku-jime

санкаку-дзимэ

Удушение «теругольником»

 

関節技 

Kansetsu-waza (10)

Кансэцу-ваза

Техника болевых приемов

腕緘

Ude-garami

удэ-гарами

Узел локтя

腕挫十字固

Ude-hishigi-juji-gatame

удэ-хисиги-дзюди-гатамэ

Рычаг локтя между ног

腕挫腕固

Ude-hishigi-ude-gatame

удэ-хисиги-удэ-гатамэ

Рычаг локтя

腕挫膝固

Ude-hishigi-hiza-gatame

удэ-хисиги-хиза-гатамэ

Рычаг локтя при помощи колена

腕挫腋固

Ude-hishigi-waki-gatame

удэ-хисиги-ваки-гатамэ

Рычаг локтя подмышкой

腕挫腹固

Ude-hishigi-hara-gatame

удэ-хисиги-хара-гатамэ

Рычаг локтя при помощи живота

足緘

Ashi-garami

аси-гарами

Узел бедра (запрещенно использовать в соревнованиях)

腕挫脚固

Ude-hishigi-ashi-gatame

удэ-хисиги-аси-гатамэ

Рычаг локтя при помощи ноги

腕挫手固

Ude-hishigi-te-gatame

удэ-хисиги-тэ-гатамэ

Рычаг локтя через руку

腕挫三角固

Ude-hishigi-sankaku-gatame

удэ-хисиги-санкаку-гатамэ

Рычаг локтя при захвате «треугольником»

 

Японское написание

Международная транскрипция

Русская транскрипция

Терминология принятая в российском дзюдо

当身技 

ATEMI-WAZA

АТЭМИ-ВАЗА

ТЕХНИКА УДАРОВ ПО УЯЗВИМЫМ ТОЧКАМ

腕当 

Ude-ate

Удэ-атэ

Удары руками

足当 

Ashi-ate

Аси-атэ

Удары ногами

頭当 

Atama-ate

Атама-атэ

Удары головой

 

Нужно сказать, что среди этого большого количества приемов есть те, которые запрещены к применению в рандори – свободных схватках и на соревнованиях, так как они опасны для здоровья, и могут применятся в полную силу только в условиях реального поединка исключительно в целях самообороны. Это касается, например, всего раздела Атэми-ваза, который осваивается посредствам изучения ката самозащиты – формальных комплексов, включающих в себя приемы самообороны при различного рода нападениях.
Кроме того, следует упомянуть об особом разделе дзюдо – Каппо, это приемы реанимации пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, вследствии применения тех или иных техник дзюдо.

 

Источники:

1. http://world-judo.at.ua/index/tekhnika_dzjudo/0-8

2. http://www.judoforall.ru/technics-of-a-judo.html