Техника дзюдо
В этом разделе представлена техника борьбы дзюдо: описание техники, приемов, фото, видео материалы.
Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.
Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».
Техника дзюдо (яп.柔道技術|ваза|техника) (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.
Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори (яп. 乱取り рандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи, «соревнования»).
Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.
Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать ("укэми").
Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.
При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.
Основой любого технического действия является стойка ("сиcэй"). Естественное положение тела ("сиcэй хонтай") – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.
В защитном положении ("сиго хонтай") ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.
Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения ("синтай"). Основное передвижение – "цуги-аси" – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.
Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата ("кумиката"). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.
При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».
Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты ("тайсабаки") и способы выведения противника из равновесия ("кудзуси").
Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
- техника бросков (нагэ-вадза),
- техника сковывания (катамэ-вадза) и
- техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).
Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
- проводимые из стойки (тати-вадза) и
- проводимые с падением (сутэми-вадза).
Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
- проводимые в основном руками (тэ-вадза),
- проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
- проводимые в основном ногами (асивадза).
Проводимые с падением броски делятся на:
- броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
- броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).
Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
- удержания (осаэкоми-вадза),
- удушения (симэ-вадза) и
- болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).
Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
- удары руками (удэ-атэ),
- удары ногами (аси-атэ) и
- удары головой (атама-атэ)
В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.
Классификация приемов:
Начиная разговор о технике дзюдо, прежде всего имеет смысл рассказать о ее классификации. Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо "Кодокан", техника дзюдо включает в себя технику бросков – Нагэ-ваза (67 техник), технику удержаний, болевых и удушающих приемов – Катамэ-ваза (29 техник), и технику ударов по уязвимым точкам – Атэми-ваза. Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.
Японское написание |
Международная транскрипция |
Русская транскрипция |
Терминология принятая в российском дзюдо |
投技 |
NAGE-WAZA (67) |
НАГЭ-ВАЗА |
ТЕХНИКА БРОСКОВ |
立技 |
Tachi-waza (47) |
Тачи-ваза |
Техника бросоков стоя |
手技 |
Te-waza (15) |
Тэ-ваза |
Техника бросков руками |
背負投 |
Бросок через спину |
||
体落 |
Передняя подножка |
||
肩車 |
Бросок через плечи («мельница») |
||
掬投 |
Бросок за себя выхватом руками двух ног |
||
浮落 |
Выведение из равновесия скручиванием |
||
隅落 |
Выведение из равновесия толчком |
||
帯落 |
Переворот захватом за пояс спереди |
||
背負落 |
Бросок через спину |
||
山嵐 |
Подхват по две ноги с захватом одной руки и отворота |
||
もろ手刈 |
Бросок выхватом двух ног |
||
朽木倒 |
Бросок за ногу захватом за подколенный сгиб |
||
踵返 |
Бросок захватом за пятку |
||
内股透かし |
Контрбросок от подхвата изнутри скручиванием |
||
小内返 |
Контрбросок от подсечки изнутри |
||
一本背負投 |
Бросок через спину с захватом руки под плечо |
腰技 |
Koshi-waza (11) |
Коси-ваза |
Техника бросков бедром |
浮腰 |
Бросок через бедро по касательной |
||
大腰 |
Бросок через бедро с подбивом |
||
腰車 |
Бросок через бедро с захватом шеи |
||
釣込腰 |
Бросок через бедро с захватом отворота |
||
払腰 |
Подхват по две ноги |
||
釣腰 |
Бросок через бедро с захватом за пояс |
||
跳腰 |
Подсад бедром и голенью изнутри («коза») |
||
移腰 |
Боковое бедро |
||
後腰 |
Подсад бедром сзади |
||
抱上 |
Подъем из партера подсадом (не оценивается, дается команда матэ) |
||
袖釣込腰 |
Бросок через бедро с захватом двух рукавов |
足技 |
Ashi-waza (21) |
Aси-ваза |
Техника бросков ногами |
出足払 |
Боковая подсечка под шагающую вперед ногу |
||
膝車 |
Подсечка в колено |
||
支釣込足 |
Передняя подсечка под выставленную ногу |
||
大外刈 |
Отхват |
||
大内刈 |
Зацеп изнутри |
||
小外刈 |
Подсечка под пятку (снаружи) |
||
小内刈 |
Подсечка изнутри |
||
送足払 |
Подсечка в темп шагов |
||
内股 |
Подхват изнутри |
||
小外掛 |
Зацеп снаружи одноименной ногой |
||
足車 |
Бросок через ногу |
||
払釣込足 |
Передняя подсечка под отставленную ногу |
||
大車 |
Бросок через ногу вперед (скручиванием) |
||
大外車 |
Отхват под две ноги |
||
大外落 |
Задняя подножка |
||
燕返 |
Контрбросок от боковой подсечки |
||
大外返 |
Контрбросок от отхвата |
||
大内返 |
Контрбросок от зацепа изнутри |
||
跳腰返 |
Контрбросок от подсада бедром изнутри |
||
払腰返 |
Контрбросок от подхвата под две ноги |
||
内股返 |
Контрбросок от подхвата изнутри |
捨身技 |
Sutemi-waza (20) |
Сутэми-ваза |
Техника бросков с падением |
真捨身技 |
Броски с падением на спину |
||
巴投 |
Бросок через голову |
||
隅返 |
Подсад голенью с падением |
||
裏投 |
Бросок через грудь |
||
引込返 (帯取返) |
Подсад голенью c захватом одной руки под плечо (пояса сверху) с падением |
||
俵返 |
Контрбросок от захвата двух ног перебрасыванием («обратный пояс») |
横捨身技 |
Ёкосутэми-ваза |
Броски с падением на бок |
|
横落 |
Боковая подножка садясь |
||
谷落 |
Задняя подножка садясь |
||
跳巻込 |
|
Подсад бедром и голенью изнутри с падением |
|
外巻込 |
Бросок с падением с захватом руки снаружи |
||
浮技 |
Передняя подножка садясь |
||
横分 |
Передняя подножка на пятке рывком в сторону |
||
横車 |
Бросок через грудь в сторону закручиваясь |
||
横掛 |
Боковая подсечка с падением |
||
抱分 |
Бросок через грудь прогибом с обхватом туловища |
||
内巻込 |
Бросок с падением с захватом руки изнутри |
||
蟹挟 |
Бросок «ножнцы» |
||
大外巻込 |
Отхват с падением и скручиванием |
||
内股巻込 |
Подхват изнутри с падением и скручиванием |
||
払巻込 |
|
Подхват под две ноги с падением и скручиванием |
|
河津掛 |
Бросок обвивом (запрещенная в соревнованиях техника) |
Японское написание |
Международная транскрипция |
Русская транскрипция |
Терминология принятая в российском дзюдо |
固技 |
KATAME-WAZA (29) |
КАТАМЭ-ВАЗА |
ТЕХНИКА БОРЬБЫ ЛЕЖА |
押込技 |
Osaekomi-waza (7) |
Осаэкоми-ваза |
Техника удержаний |
袈裟固 (本袈裟固) |
Удержание сбоку
|
||
崩袈裟固 (枕袈裟固、 後袈裟固) |
Kuzure-kesa-gatame (Makura-kesa-gatame, |
кудзурэ-кэса-гатамэ (макура-кэса-гатамэ,уширо-кэса-гатамэ) |
Удержание сбоку с захватом руки под плечо ( с захватом шеи и ноги, обратное удержание сбоку) |
肩固 |
Удержание плечом |
||
上四方固 |
|
Удержание со стороны головы |
|
崩上四方固 |
Kuzure-kami-shiho-gatame
|
кудзурэ-ками-шихо-гатамэ |
Удержание со стороны головы с захватом руки под плечо |
横四方固 |
|
Удержание поперек |
|
縦四方固 |
|
Удержание верхом |
絞技 |
Shime-waza (12) |
Шимэ-ваза |
Техника удушающих приемов |
並十字絞 |
Удушение спереди скрещивая отвороты прямым хватом |
||
逆十字絞 |
Удушение спереди скрещивая отвороты обратным хватом |
||
片十字絞 |
Удушение спереди скрещивая отвороты одна рука прямым, другая обратным хватом |
||
裸絞 |
Удушение сзади без помощи отворотов |
||
送襟絞 |
Удушение сзади отворотами |
||
片羽絞 |
Удушение сзади с помощью одного отворота |
||
胴絞 |
Удушение сдавливая корпус ногами (запрещено использовать в соревнованиях) |
||
袖車絞 |
Удушение используя рукава дзюдоги |
||
片手絞 |
Удушение отворотом спереди одной рукой |
||
両手絞 |
Удушение отворотами спереди двумия руками |
||
突込絞 |
Удушение давлением на горло |
||
三角絞 |
Удушение «теругольником» |
関節技 |
Kansetsu-waza (10) |
Кансэцу-ваза |
Техника болевых приемов |
腕緘 |
Узел локтя |
||
腕挫十字固 |
Рычаг локтя между ног |
||
腕挫腕固 |
Рычаг локтя |
||
腕挫膝固 |
Рычаг локтя при помощи колена |
||
腕挫腋固 |
Рычаг локтя подмышкой |
||
腕挫腹固 |
Рычаг локтя при помощи живота |
||
足緘 |
Узел бедра (запрещенно использовать в соревнованиях) |
||
腕挫脚固 |
Рычаг локтя при помощи ноги |
||
腕挫手固 |
Рычаг локтя через руку |
||
腕挫三角固 |
Рычаг локтя при захвате «треугольником» |
Японское написание |
Международная транскрипция |
Русская транскрипция |
Терминология принятая в российском дзюдо |
当身技 |
ATEMI-WAZA |
АТЭМИ-ВАЗА |
ТЕХНИКА УДАРОВ ПО УЯЗВИМЫМ ТОЧКАМ |
腕当 |
Удэ-атэ |
Удары руками |
|
足当 |
Аси-атэ |
Удары ногами |
|
頭当 |
Atama-ate |
Атама-атэ |
Удары головой |
Нужно сказать, что среди этого большого количества приемов есть те, которые запрещены к применению в рандори – свободных схватках и на соревнованиях, так как они опасны для здоровья, и могут применятся в полную силу только в условиях реального поединка исключительно в целях самообороны. Это касается, например, всего раздела Атэми-ваза, который осваивается посредствам изучения ката самозащиты – формальных комплексов, включающих в себя приемы самообороны при различного рода нападениях.
Кроме того, следует упомянуть об особом разделе дзюдо – Каппо, это приемы реанимации пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, вследствии применения тех или иных техник дзюдо.
Источники:
1. http://world-judo.at.ua/index/tekhnika_dzjudo/0-8
2. http://www.judoforall.ru/technics-of-a-judo.html