Подвиг Ивана Сусанина

 

Воздвигнутый в Костроме памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (1851—1918).

 

Этот памятник был уничтожен в 1918 году. В 1967 году в Костроме возле Молочной горы, над съездом к Волге был установлен новый памятник Сусанину. На его постаменте надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».

Зимой 1613 года русский царь, юный Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа находились в своей костромской вотчине - в селе Домнино. В 1612 году, когда в Москве сидели поляки, народное ополчение начало штурм Кремля и поляки отпустили Михаила Романова. Из Москвы он уехал жить в свою родовую вотчину. Состоявшийся 21 февраля 1613 года Земский собор избрал Михаила Романова на царство.

Узнав о местонахождении русского царя, 8 марта 1613 года конный польско-литовский отряд численностью до 60 человек, предпринял попытку захватить Михаила Романова.

Иван Осипович Сусанин к тому времени уже 20 лет был старостой в селе Домнино. Он жил со своей дочерью Антонидой и воспитывал еще двоих мальчиков-сирот: Богдана, который впоследствии стал его зятем и Ваню. Когда Антонида вышла замуж, Сусанин поселился с ней и зятем Богданом Сабининым в селе Деревнищи (или Деревеньки).

Существует несколько версий произошедшего события. По первой легенде, уже находясь вблизи от села Домнина, польско-литовский отряд встретил Ивана Сусанина, который был в этом селе вотчинным старостой. Предводители отряда приказали Сусанину отвести их к Михаилу Романову. Сусанин согласился, но поняв, что они идут убить его, сказал своему зятю Богдану Сабинину о грозящей опасности и послал его в Домнино, чтобы тот предупредил слуг Михаила Романова. Сам же Сусанин повел отряд в противоположную сторону, к селу Исупову, где завел поляков в болото. Большая часть отряда погибла в нем, а тех, кто выбрался, убили крестьяне.

Ипатьевский монастырь

По другой легенде, узнав о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила Романова в яме сгоревшего овина, а сам пошел им навстречу и предложил себя в проводники. Поняв, что Сусанин привел отряд в другое место, поляки подвергли его пыткам, но он отказался привести их к царю и тогда на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове, они изрубили его «в мелкие куски».


Судя по найденному месту захоронения Сусанина, вероятнее всего, заблудившийся польско-литовский отряд Сусанин встретил в Деревеньке, где он жил со своей выданной замуж за Богдана Сабинина дочерью.

Сусанин согласился повести неприятельский отряд. Он пошел от Деревеньки вниз по реке Корбе до впадения ее в реку Шачу. Там начинались непроходимые места, хотя и казалось, что Шача течет по лугам вдоль хвойных лесов. 
Но эти луга на самом деле были топями, на которых крестьяне если и косили в самую жару осоку, то складывали ее на подмостки, а вывозили только зимой, когда топи схватят крепкие морозы. В лес входить и подавно было нельзя - среди елей были разбросаны глубокие и укрытые зарослями осоки топи. Попав них, трясина моментально засасывала человека.

Это болото доходило до села Исупова и называлось Исуповским болотом. Здесь и совершил свой подвиг Иван Сусанин.

Темнело, начиналась вьюга и первыми провалились в трясину и утонули лошади. На Сусанина набросились поляки и изрубили его саблями.

Когда стало светло и метель стихла, Богдан Сабинин с крестьянами вышли искали Сусанина. Они нашли замерзших поляков и изрубленное тело Сусанина. Собрав тела, он похоронили их на поляне рядом с деревней Исупово. Сейчас на месте его гибели стоит огромный валун.

В это время Михаил Романов вместе со своей матерью ушли в Кострому, где укрылись в Ипатьевском монастыре. 13 марта 1613 года в монастырь приехали послы Земского собора и сообщили бывшему там Михаилу Романову об его избрании на царство.


Хотя предание о подвиге Сусанина издревле существовало и передавалось из рода в род, в письменных источниках того времени - летописях и хрониках о нем почти ничего не упоминается. О самой жизни Ивана Сусанина также практически нет никаких доподлинно подтвержденных сведений.

Село Доминино находилось в 70 верстах к северу от Костромы и было крупной вотчиной дворян Шестовых, которым и мог принадлежать крепостной Иван Осипович Сусанин. Согласно преданиям, Сусанин родился в маленькой деревне Деревеньки, расположенной неподалёку от села Домнино.

Ссылаясь на бытовавшие в Домнине устные предания, протоиерей А. Д. Домнинский, выяснил, что Сусанин был не простым крепостным, а вотчинным старостой. Позже Сусанина называли управляющим домнинской вотчиной Шестовых. Исходя из этого, он жил при боярском дворе в Домнине. Известно, что его дочь Антонида была замужем и имела детей, хотя в церковных книгах и других источниках, включая устные предания, о жене Сусанина нет ни слова. Поэтому можно предположить. что к тому времени он уже был вдовцом.

Главным доказательством совершенного Иваном Сусаниным подвига является царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина, Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

"Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …" — Жалованная грамота царя Михаила Фёдоровича наследникам Ивана Сусанина от 30 ноября 1619 года.

Последующие жалованные и подтвердительные грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина, лишь повторяют слова грамоты 1619 года.

В начале царствования Романова полякам неоднократно предъявлялись грамоты, описывающие «все неправды поляков», но о самом серьезном обвинении - покушении на жизнь царя в них ни разу не упоминалось. Ни в каких исторических хрониках появление в районе Костромы польско-литовского отряда не отмечено.

Прибывшие к Романову представители Земского собора не упомянули о попытке похитить царя и не проводили никакого дознания. В Ипатьевском монастыре об этом событии также не осталось сведений.

Отчасти подтверждает пребывание польского отряда в этих местах найденная при разборе печи в Сусанино сабля польского воина тех времен. Она хранится в доме-музее Сусанина.

Фаюстов М.В. Иван Сусанин.

Возможно, что Сусанина убили лихие люди, или «воровские казаки», промышлявших грабежом населения, а их было немало в то смутное время. Грабежи и убийства были обыкновенным явлением. В 1619 году Собинин мог или сам додумался или ему подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя.

Интересные факты:


В селе Сусанино открыт музей Ивана Сусанина, который разместился в церкви, знакомой каждому по картине Саврасова «Грачи прилетели».

В 2003 году на кладбище села Исупово были обнаружены останки, предположительно принадлежащие Ивану Сусанину. Однако профессиональные историки оспаривают подлинность этой находки.

С подвигом Ивана Сусанина сродни поступок шившего шапки и торговавшему ими в Петербурге крестьянина Осипа Ивановича Комиссарова, спасшего в 1866 году от покушения императора Александра II. Он ударил под руку целившегося в монарха террориста Каракозова. Стрелявший Каракозов промахнулся, был пойман и вскоре повешен, а Комиссарову было даровано имение в Полтавской губернии и потомственное дворянство. Родное село Комиссарова, Молвитино (ныне Сусанино) находится всего в 12 верстах от села Домнино — родины Сусанина.

Спустя 330 лет, во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года, подвиг Ивана Сусанина фактически повторил псковский крестьянин Матвей Кузьмин.

Улица Сталина в Костроме (бывш. Лазаревская) была переименована в улицу Ивана Сусанина в 1952 году, ещё при жизни И. В. Сталина.

Музей ивана Сусанина

Стоявшие на протяжении трех веков вопросы о том жил ли на самом деле Иван Сусанин и совершил ли он приписываемый ему народной молвой подвиг, развеяла экспертиза, проведенная в 2005 году Российским центром судебно-медицинской экспертизы. Были исследованы как непосредственные потомки Ивана Сусанина (путем эксгумирования могил), так и ныне живущие родственники Сусанина (14 колено). В ходе анализов сошлись типы черепов, наследственные болезни, аномалии строения тел и тип ДНК.

Официальное заключение:

«Проведенное медико-криминалистическое исследование каких-либо признаков, исключающих принадлежность костных останков из реликвария 13А некрополя «Исупово» Ивану Осиповичу Сусанину, не обнаружило. Костные останки из реликвария 13А принадлежали мужчине восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45 - 50 лет с длиной тела 164 плюс-минус 2 сантиметра. Повреждения черепа мужчины из реликвария 13А, не имеющие признаков заживления, указывают на насильственную смерть и вполне соответствуют обстоятельствам мученической кончины Ивана Сусанина. Признаки внешности мужчины из реликвария 13А некрополя «Исупово» присутствуют в облике достоверно-известных потомков Ивана Сусанина в VIII - XV поколениях».

"Археологи перекопали землю вокруг трех деревень, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле деревни Исупово они обнаружили останки человека-легенды. Там, где долгое время было болото, появилась поляна, на которой откопали множество скелетов. Нашли и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам - тем, которых Иван Сусанин завел в болото. Лишь один крест был православным и состоял из осколков.

- Похоже, что этот крест был разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину! - рассказывает археолог областного Комитета по охране и использованию историко-архитектурного наследия Сергей Алексеев. - Мы тогда начали изучать найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной.

Для идентификации ученые вскрыли еще и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение.

Эта публикация была напечатана в газете Комсомольская правда от 31 января 2005 года. На этом можно поставить точку и признать подвиг Ивана Сусанина имевшим место в истории нашей страны.

Подвиг Ивана Сусанина

 

 

   

   Место подвига И.Сусанина

 

 

 

 

 

 

 

 Источники: 

1. http://www.vmireinteresnogo.com/article/feat-ivan-susanin

2. Фото в галерее http://shel1983.livejournal.com/658.html