Мир глазами учителя

 Авторский проект Светланы Лапшиной.

 

Молодой педагог… Каким он должен быть? И каким педагогом должна стать я?

За многие годы существования педагогики у нас уже сформировалось представление об учителе. Существует определенный шаблон: учитель должен…, ученик обязан… . Но всё ли так просто? Укладывается ли представление об учителе в эти жесткие рамки? Требовать  от учеников выполнения определенных правил, мы можем только при условии, что сами будем следовать определенным нормам. Этих «должен» очень много, но не на каждое «должен» есть ещё «могу», «сумею», «постараюсь». Без них нет личности Учителя.

Бытует мнение, что работа учителя – это неблагодарный труд. Но почему? Конечно, все мы разные. Кто-то выполняет работу для удовлетворения своего «я», своей гордости, своего тщеславия, а кто-то безвозмездно дарит частичку себя другому человеку.

Поставив для себя определенные цели, я смогу видеть свой результат и оценивать себя. Тот ли результат я хотела достичь, к такому ли итогу хотела прийти? Какова польза от моих действий, моего труда окружающим, в частности детям? Работа с детьми – это нелегкий труд, который требует полной отдачи. С детьми нельзя работать «чуть-чуть». Надо отдаваться полностью, если, конечно, хочешь, чтобы работа была не в тягость, а в радость.

На учителе, а особенно учителе начальных классов, лежит большая ответственность. В этом году до встречи со своими учениками я только и думала о том, как же я буду с ними общаться? Как я буду их учить? Что делать, если возникнет недопонимание? Ведь каждый ребенок индивидуален. У каждого ребенка свой мир, свое видение, понимание происходящего. Не каждый из нас готов понять и принять человека с другими взглядами, интересами, не говоря уже о детях. Им приходится учиться взаимодействовать, сотрудничать друг с другом. Именно на пути установления контакта между детьми возникают проблемы, в решении которых необходима помощь учителя. Мой педагогический опыт невелик: до этого года я работала в  малочисленных классах частной гимназии. Конечно, три-четыре человека всегда на виду. В этом учебном году родители доверили мне 22 маленьких человечка, 22 разные планеты. С того момента я несу ответственность за этих детей. Ученики проводят со мной большую часть дня. Я не только веду уроки, но и занимаюсь с ними на продленке. У меня есть возможность видеть возникающие проблемы между учениками и, к счастью, я могу помочь им разрешить их, а иной раз и предотвратить. Учитель, как солнце в солнечной системе, должен обогреть каждую маленькую планету-ребенка. К кому, как ни к учителю, ребенок может подойти и пожаловаться в надежде на утешение, рассказать, поделиться чем-то в надежде на интерес, понимание.  

Дети, в частности, девочки очень часто подходят ко мне, желая рассказать ту или иную историю, показать рисунок, похвастаться какими-то своими достижениями или даже станцевать. Они очень любят, когда я их слушаю, хвалю, прошу что-нибудь еще рассказать – проявляю неподдельный интерес.  А бывает так, что мальчишки что-то не поделят, начнут спорить, и даже драться. И здесь мне на помощь приходит и чувство юмора, и желание видеть в ребенке личность, и умение помочь ученику осознать свои ошибки и исправить их. И когда дети чувствуют поддержку учителя, они становятся его друзьями.

Учительский путь – очень сложный путь. Учитель должен не только передать ребенку знания, научить его универсальным учебным действиям, но и создать такие условия для каждого ребенка, чтобы тот чувствовал себя комфортно…Медленно, но уверенно «сеять» в него то доброе «семя», которое потом даст «всходы». На словах это может и просто… но ответьте сначала на вопрос самому себе:  готова ли Я пойти на определенные жертвы? Смогу ли отдаться работе с детьми всецело и безвозмездно? И если уж начала этот путь, то  должна, просто обязана дойти до конца. Учитель не только проводит уроки, как это может показаться со стороны, но и, к сожалению, или, наверное, к счастью, сталкивается с проблемами разного характера.  В решении этих проблем необходима не только работа с родителями, с детьми, но и работа над собой. Возможно ли научить другого, если сам чего-то не знаешь, не выполняешь? Нам приходится сталкиваться с жадностью детей, их ленью, злостью, обидами… Как я могу объяснить ребенку, что осуждать другого человека это плохо, если я сама осуждаю? Как могу делать замечания за опоздания, если сама буду опаздывать? Как я могу требовать от детей порядка на партах, в тетрадях, в то время как у самой на столе может быть беспорядок.

 В таких случаях грош цена нашим словам. И так абсолютно во всем. Наши слова должны иметь основания, должны быть закреплены действиями. Ибо поступки взрослых, а не пустые слова учат детей. Легко ли это? Только руководствуясь сердцем и постоянно работая над собой, мы сможем достичь положительного результата.

Звание учителя надо заслужить. Надо быть достойным этого. Надеюсь, что когда-нибудь и я смогу стать настоящим Учителем.