История Мокуме Гане

 Мокуме гане (mokume gane) – техника обработки металла, которая была изобретена в Японии около 3-4 веков назад. Этот метод состоит в составлении единой композиции из двух или более разных металлов, накладывающиеся друг на друга слоями, образуя однородный сплав в условиях тепловой обработки. Благодаря японской технике такой сплав достигался диффузионной сваркой в угольных кузницах. Итак, металлы разных цветов при их сплаве разрезались и сворачивались, образовывая необычайные узоры и рисунки. Тем не менее, подобная металлическая пластина значилась готовой, только вслед за тем как она окончательно выковывалась с применением определенных производственных технологий. Этот метод в настоящее время особенно распространен при создании уникальных обручальных колец. В переводе с японского языка mokume gane значит «металлическая древесина сосны», поскольку рисунки на металле визуально похожи на древесную фактуру. «Мокуме» буквально означает «древесное око», «Гане» - металл. Следовательно, дословно это понятие переводится как «Металлическая текстура древесины». В феодальной Японии одним из основных изделий из металла был меч. Самые опытные и лучшие мастера изготовляли подобные мечи и снаряжение к ним, однако основание новой техники украшения оружия, бесспорно, относится Денбею Шоами (1651-1728), кузнецу из префектуры Акита. Возможно, как раз Шоами открыл технику Мокуме Гане, стараясь еще больше усовершенствовать и украсить творимые им мечи. Он использовал традиционную технику кузнечной сварки по разноцветным металлам. Доказательством тому служит масса шпажных ручек в стиле мокуме-гане и других изделий из металла, декорированных рисунком, похожим на рисунок на клинках мечей. Свой опыт и знания Шоами передал и иным мастерам кузнечного мастерства, которые изготовили массу непревзойденных mokume gane мечей и разнообразные аксессуары к ним. Даже на сегодняшний день можно встретить коллекции изделий, изготовленных в этом стиле. Помимо мастеров по изготовлению мечей и аксессуаров к ним, этой техникой со временем овладели и те кузнецы, которые создавали посуду и иные предметы домашних принадлежностей.

В 1893 году в марте во время своей лекции профессор Робертс-Остин Чендлер для Общества Любителей Искусства описал одно такое изделие, а вернее вазу, изготовленную в стиле мокуме-гане и входящую в коллекцию Британской королевской семьи. Техника Мокуме Гане никогда не была распространенной из-за сложности производства, вне зависимости от того, что наличествует множество изделий, изготовленных в этом стиле. Некоторые из изделий были вывезены в Северную Америку и Европу в конце 19 – начале 20 века. В период с 19 по 20 столетие на Западе было не менее двух кузнецов, работающих в стиле мокуме-гане. Они применяли неповторимые исконно японские техники, методы и стиль. Одним из них был Сер Альфред Гилбер, применявший технику mokume gane для изготовления центральной цепи, которая расположена перед канцелярией Мэра города Англия, Ланкашир, Престон. Еще одним таким мастером был Эдвард Мор, являющийся в 1870-х главным дизайнером у Л. Тиффани, популярного своими светильниками из разноцветного стекла. Через определенное время, в бутиках Тиффани появились работы, изготовленные в технике mokume gane, которые включали кофейники и другую кухонную утварь с ручками из металла в стиле mokume gane. В мае 2002 года Джим представил доклад о Mokume Gane на симпозиуме Санта-Фе, международной конференции по ювелирной производственной технологии. После продолжительных исследований по этой древней технике, Джим разработал свой собственный современный метод для изготовления Mokume Gane с использованием имеющихся в настоящее время оборудования и материалов. Он является пионером в использовании электрической печи для ламинирования Mokume. Расслоение включает в себя много слоев (чаще всего между 10-30 слоев) отдельных металлов, таких как платина, золото, палладий, серебро и/или железа. Тщательно контролируемые условия сочетают тепло, давление и защитную атмосферу, что позволяет слои слить, а не плавить. Затем идет длинная работа вручную. Модели, образованные таким образом почти как топографическая карта показывают глубину резьбы. Этот материал Mokume превращается в обручальные кольца, свадебные кольца, помолвочные кольца.