Итосу Анко

Анко Итосу (яп. 糸洲安恒, いとす あんこう — Итосу Анко; 1831—1915) — выдающийся окинавский мастер боевых искусств, ученик Сокона Мацумуры и учитель Гитина Фунакоси. Крупнейший реформатор окинавского тотэ, фактически создатель современного каратэ. Создатель нескольких ката, в том числе серии Пинан. В 1901—1903 годах благодаря его усилиям преподавание каратэ введено в педагогическом училище и в средней школе Дайити на Окинаве. Итосу первым на Окинаве стал открыто преподавать боевое искусство. Анко Итосу сделал возможным качественный переход от каратэ-дзюцу к каратэ-до, то есть от простого искусства рукопашного боя к боевому пути совершенствования духа.

Характеристика

Внешность Итосу резко выделяла его среди окинавского населения — он обладал огромным ростом и большой физической силой. Его предплечья, по мнению современников, были подобны стволу молодой сосны, а грудная клетка уподобляли была как «огромная круглая бочка». «Спина у него — что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап», — говорили о нём. Итосу мог перенести на своих плечах рыбацкую лодку, а в дни ярмарки развлекал людей, выпрыгивая из ямы с мельничным жерновом на плечах. Обладая мощным телосложением Итосу мог выдерживать удары других мастеров без видимого для себя ущерба, а его походка напоминала перемещения в стойке «всадника», что и дало ему прозвище «Анко». Мастер Мацумура говорил ему: «Вы, Итосу, своим мощным ударом действительно можете свалить кого угодно, но вряд ли вы сумеете меня достать».

Несмотря на выдающуюся внешность, силу и бойцовское мастерство, Итосу никогда не демонстрировал своё умение. В отличие от многих мастеров, в том числе и своего учителя Сокона Мацумуры, он не принимал участие в популярных на Окинаве поединках с быками, однако, когда однажды бык вырвался из загона, смог без видимого усилия прижать голову разъярённого животного к земле, удерживая его за рога, пока не подоспели загонщики.

Так же отличительной чертой Итосу было спокойное дружелюбие, а его глаза до глубокой старости сохраняли выражение детской наивности. Известен случаи, когда на Итосу при входе в ресторан напал какой-то человек, а мастер, вместо того, чтобы проучить его, пригласил неудачливого грабителя выпить. На тренировках с учениками Итосу был строг, но после занятий совершенно преображался. Рассказывают, что Итосу был весельчаком и балагуром, любителем выпить. По свидетельству Фунакоси, его учитель всегда знакомил его с известными ему мастерами и наставлял, что нужно от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех остальных.

Итосу хорошо владел техникой кобудо, однако оружие не использовал, предпочитая сражаться голыми руками. Однажды этим решили воспользоваться бандиты и напали на Итосу, вооружившись палками и трезубцами. Однако, они были моментально обезоружены: Итосу забросил их оружие далеко в лес, после чего с улыбкой сказал: «Не расстраивайтесь. Будем считать, что сегодня вам попалось просто плохое оружие».

Биография

Итосу Ясуцунэ родился в 1830-м (так же указывается 1832 и иногда 1838 годы) году в деревне Ямагава в окрестностях города Сюри. В тридцатилетнем возрасте Итосу стал учеником знаменитого Сокона Мацумуры, после смерти которого стал официальным патриархом школы Сюри-тэ. Будучи образованным человеком, зная китайскую и японскую литературу, Итосу был секретарём и писарем Сё Тая, последнего короля Рюкю до тех пор, пока монархия не распалась в 1879 году.

С ликвидацией королевства Рюкю для многих сидзоку наступили тяжёлые времена. В этом плане Итосу повезло — он остался в должности секретаря. Он был уволен весной 1888 года. К тому времени уже прекратились выплаты сидзоку денежных субсидий на поиск работы. Чтобы хоть как-то зарабатывать, Итосу начал обучать тотэ всех желающих.

Итосу умер в 1915 году (по другим данным — в 1916).

Легенды

Личность Анко Итосу окутана ореолом легенд. Значительную их часть описывает Фунакоси в книгах «Каратэ-до итиро» и «Каратэ-до нюмон», ссылаясь, порой, на мастера Адзато. В этих легендах описывается удивительная сила и боевые качества Итосу: он легко расправляется с несколькими противниками, сокрушает ударами различные предметы, совершенно нечувствителен к чужим ударам, а вырваться из его захвата совершенно невозможно.

В настоящее время многие исследователи (например, Сёсин Нагаминэ) не принимают всерьёз большинство приписываемых Итосу историй, поскольку, с точки зрения физики, они нереальны. По мнению Рёдзо Фудзивары, в условиях крушения королевства Рюкю, когда многие окинавские сидзоку оказались в нищете, было естественно, что многие искали героя, который мог бы стать символом возможного возрождения. Знаменитый Итосу, будучи действительно сильным бойцом, стал весьма подходящей кандидатурой для этого и ему стали приписывать сверхчеловеческие способности.

Мифы об Итосу популяризировались его учеником — Фунакоси. Возможно, Фунакоси преследовал корыстную цель — очень почётно быть учеником такого прославленного и великого бойца, каким Итосу предстаёт в легендах. Не исключено, что часть легенд Фунакоси сочинил сам, стремясь утвердить, в том числе, и свой собственный авторитет.

Вклад в каратэ

Анко Итосу по праву считается крупнейшим реформатором боевого искусства и фактическим создателем современного каратэ. Он так же заложил основу массового открытого преподавания боевого искусства и развития физкультурно-оздоровительного аспекта каратэ.

Считалось, что настоящими носителями традиции боевого искусства могут быть только китайцы и те, кто у них обучались, поэтому окинавские мастера регулярно посещали Китай, где учились у разных мастеров. В Китае учились Мацумура, Хигаонна, Мияги. В этом плане Итосу был мастером «второй волны» — он никогда не был в Китае и учился у окинавских мастеров. Возможно, именно поэтому он решился на радикальное реформирование боевого искусства, которое многим мастерам старой школы могло показаться святотатством.

В техническом плане Итосу развил искусство прямого удара кулаком — цуки. Он ввёл в практику каратэ доворачивание кулака во время удара, что усилило мощь удара и придало ему современный вид.

Итосу понимал, что тотэ чрезвычайно опасно, поэтому он пересмотрел технику, исключив наиболее опасные приемы. Многие технические элементы, которые в настоящее время практикуются с сжатыми кулаками (сэйкэн), ранее применялось с нукитэ, либо с открытыми, готовыми к захвату, руками. Замена различных положений кистей рук на сэйкэн так же облегчила групповое обучение, поскольку работа открытыми руками требует большой подвижности и силы пальцев, чего достаточно трудно достигнуть большинству учеников.

Таким образом, широкое внедрение удара кулаком сделало тотэ менее травмоопасным как для атакующего, так и для атакуемого.

Итосу сам создал несколько ката, что считалось неслыханной дерзостью, поскольку ката считались воплощением мудрого духа древних мастеров и все ката пришли на Окинаву из Китая. Ката понимались в мистическом аспекте как канал соприкосновения с эзотерической сутью мастерства. Итосу же воспринимал ката как обычный комплекс для отработки базовой техники, а ореол сакральности, по его мнению, лишь вредил этому. Так же он первым ввёл в нумерацию ката термин «дан» — «уровень», что было удобно для обучения при движении от простого к сложному.

Итосу всемерно способствовал включению боевого искусства в программу средней школы, что в виде эксперимента было сделано в апреле 1901 года. А в октябре 1907 года для обоснования и облегчения преподавания боевого искусства в школах мастер написал свои знаменитые «Десять заповедей о занятиях тотэ».

Следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Облегчение процесса обучения и прекращение традиции тайной передачи боевого искусства привели к неоднозначным последствиям, результатом чего стали различные трактовки бункай в некоторых ката.

Ката

За период с 1895 по 1900 годы Итосу создал свои версии основных ката стиля Сюри-тэ:

В 1901 году Итосу посредством упрощения китайских форм Тао разработал серию из пяти ката Пинан, предназначенных для освоения каратэ младшими учениками средней школы.

Критика стиля

Помимо верных последователей и учеников, Итосу имел и критиков.

Например, Фудзивара Рёдзо приводит слова, якобы сказанные Кодзё Кахо, наследником кэмпо семьи Сай-Кодзё: «Каратэ Мацумуры Мунэхидэ — подлинное каратэ, а каратэ Итосу Анко полно ошибок. После создания префектуры Окинава подлинное каратэ исчезло. А то каратэ, которое в последнее время практикуют жители Сюри, полно ошибок, и о нём и говорить не следует»[8]. Интересно, что Кодзё противопоставляет стиль Итосу и стиль его учителя — Мацумуры. Однако, что именно вызвало негативную реакцию Кодзё, неизвестно. Возможно, суть состояла в изменении Итосу китайских ката и снижение прикладного аспекта боевого искусства.

Следует заметить, что Мацумура был прямым продолжателем китайской традиции и всегда утверждал, что преподаёт именно китайское боевое искусство.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F2%EE%F1%F3,_%C0%ED%EA%EE

 

Нарушитель традиций Итосу Анко

       Другое направление окинавских боевых искусств связано с именем знаменитого мастера Итосу Анко (другое чтение его имени - Ясуцунэ, 1832-1916). Правда, различия в направлениях здесь были не столько технические, сколько чисто психологические - если Хигаонна рассматривал боевые искусства как закрытую систему пестования духа, и в этом жестко придерживался китайской традиции, то Итосу символизировал собой "открытое" направление, стараясь сделать из окинава-тэ общедоступный метод воспитания молодежи. Чего ему, в сущности, и удалось добиться.

       По некоторым источникам, на острове параллельно с Мацумурой Соконом в середине ХIХ в. вел преподавание тодэ некий Ясури, который в свою очередь учился у китайского мастера, вошедшего в историю боевых искусств под именем И Вай. У этого Ясури одно время даже обучался и Итосу Анко, будущий наставник "отца каратэ" Фунакоси Гитина. Правда, о самом Ясури ничего не известно, и многие склонны считать, что им был сам Мацумура. Но из-за разных транскрипций имени (а на острове фигурировало и китайское, и окинавское, и японское произношения) у Мацумуры мог оказаться "двойник".

       Итосу Анко родился в Сюри - тогда еще маленькой деревушке в 1832 году. Как он впервые попал в обучение к знаменитому Мацумуре Сокону, который жил также в Сюри, не известно. Одни говорят, что это случилось в восемь лет, другие - в двенадцать, третье - в шестнадцать. В общем-то, это не важно, в отличие от Китая "родовых книг" стиля на Окинаве никто не вел, "истинных" продолжателей школы в них не заносил (а, следовательно, трудно было отличить носителей "истинной" традиции от "ложных" самозванцев). Поэтому история становления окинава-тэ полна разночтений, слухов и самых противоречивых мнений о том, кто же все-таки был реальными учениками и прямыми приемниками Мацумуры. Тем не менее, все согласны с тем, что после многих лет неотступного следования за Мацумурой Итосу Анко становится официальным и общепризнанным патриархом школы Сюри-тэ.

       Пожалуй, не было среди старшего поколения окинавских бойцов человека более уважаемого и овеянного легендами, чем Итосу. Правда, популярности его имени в немалой степени способствовала карьера его ученика Гитина Фунакоси, и хотя во многом Итосу был значительнее талантливее и техничнее своего последователя, тем не менее, его фигура всегда находится как бы "в тени" создателя японского каратэ (мы специально подчеркиваем здесь его отличие от окинавского каратэ - "китайской руки").

       Итосу в отличие от многих других мастеров, привыкших жить скромно и в уединении, кажется, не лишен был здоровых амбиций. А в чем они проявлялись, мы расскажем позже.

       Об Итосу односельчане заговорили, еще когда он был юношей. Нет, мастером боевых искусств он тогда еще не являлся, к тому же в те времена истинными носителями тодэ считались лишь те, кто обучался у китайский наставников. В этом смысле, Итосу был уже вторым поколением, то есть "эхом", а не прямым наследником китайской традиции, ибо, как мы помним, Мацумура обучался у китайцев.

       Именно с Итосу начинает развиваться направление, в которое входили те школы, которые практически уже не подпитывались напрямую китайским ушу, а лишь в очередной раз "переписывали" его. Например, Фунакоси Гитин китайских наставников уже принципиально не признавал и в Китае никогда не был. Этим и характеризовалось Сюри-тэ. А вот другие направления, например, Наха-тэ практически каждое поколение своих учеников посылало для обучения в Китае.

       Но что же тогда выделяло молодого Итосу среди односельчан? Прежде всего - огромный рост и могучая сила, которая таилась в его теле. Его предплечья сравнивали со "стволом молодой сосны", а грудную клетку уподобляли "огромной круглой бочке". "Спина у него - что у медведя, а в руках живет сила тигриных лап", - говорили про Итосу. Когда Итосу исполнилось 25 лет, уже никто не мог сравниться с ним в физической силе. Он мог перенести на своих плечах рыбацкую лодку, если в результате отлива она оказывалась на суше. В ярмарочные дни он потешал публику тем, что, взвалив на спину мельничный жернов, прыгал в глубокую яму, а затем преспокойно выпрыгивал из нее!

       Рассказывают, что как-то один торговец попытался обмануть молодого Итосу, заломив слишком высокую цену за рыбу, а потом еще не дал всей сдачи. Лицо Итосу показалось ему столь наивным и простоватым, что торговец решил, что парень вряд ли умеет правильно считать. Как же перепугался бедный торговец, когда понял, что Итосу разбирается в счете не хуже его, и увидел, как огромная рука великана потянулась к нему! Он подумал, что Итосу просто придушит его. Но, нет - гигант просто посадил торговца на руку и обнес его так весь рынок. Торговец, растеряв всю свою хитрость, едва не умер со страха и поклялся приносить с тех пор Итосу любую рыбу бесплатно. Но будущий мастер тодэ благосклонно отказался.

       Но все это были забавы юности, и Итосу, все больше общаясь с Мацумурой, убеждается, что демонстрация силы - не к лицу мастеру боевых искусств. Наоборот, чем меньше в нем проявляется силы, чем меньше люди знают о его умении, тем выше его мастерство. Оно как бы переходит от внешнего, показного состояния во внутренний мир, становясь духовным искусством.

       Итосу становится скромен и мягок. Рассказывают, что до глубокой старости - а Итосу ушел из жизни в 84 года - его глаза сохраняли выражение почти детской наивности, доброты и радости жизни. Никто, в общем-то, и не помнит, что бы он побил кого-нибудь. Наоборот, все истории свидетельствуют о том, как он умел предотвращать бой. Итосу, вероятно, просто любил людей, независимо от того, был ли это мудрец, необразованный простолюдин или даже бандит.

       ...В тот день Итосу весь день провел в делах в Наха и немного притомился - день был жарким. Перед тем как возвращаться домой в Сюри он решил зайти в один из небольших ресторанчиков, которых существовали десятки в портовом Наха, выпить чаю, а может быть и пропустить стаканчик вина. День был удачным, и Итосу, спокойный и погруженный в раздумья, открыл дверь таверны. Но тут на него неожиданно обрушился мощный удар, нацеленный в живот - кто-то, вероятно, решил поживиться его кошельком, так как своих денег на выпивку не хватило.

       Итосу даже не стал блокировать удар, он просто напряг мышцы живота - и нападающий вскрикнул от боли, будто рука налетела на камень. Итосу, даже не глядя на противника, тут же захватил его руку и потащил за собой. Вырваться из такой железной хватки было невозможно, и незадачливый бандит рисковал вывихнуть себе запястье. А Итосу, по-прежнему задумчивый и какой-то отрешенный, прошел между столиками, спокойно сел за свободный стол и лишь после этого спокойно посмотрел на своего "собеседника". После этого он с мягкой улыбкой сказал: "Честно говоря, я не знаю, что Вы собирались делать. Но, тем не менее, надеюсь, это не помешает нам вместе выпить?".

       Итосу не раз поражал людей своими поступками. От человека, наделенного такой силой и, как многие догадывались, боевым мастерством, все ожидали каких-то "подвигов", поединков или, в крайнем случае, рассказов о собственных боевых похождениях. Но Итосу был как бы противоположен этому местному "идеалу".

       Мы уже знаем, что бои с быками, своеобразное "окинавское родэо" были одним из самых излюбленных развлечений местных жителей. Более того, мастерство в боевых искусствах у окинавцев часто ассоциировалось с умением уложить быка могучим ударом (не обязательно - убить). Вспомним, хотя бы Мацумуру Сокона, который таким образом регулярно доказывал и себе, и местным жителям свое мастерство. Но вот Итосу отказывался выходить против быка, и на недоуменные вопросы односельчан (разве он не должен идти по стопам своего учителя?) просто пожимал плечами. Если бы он начал объяснять, его бы все равно не поняли. Ну как растолковать этим людям, что истинный мастер не тот, кто убивает быков, а тот, кто будучи способным на такой подвиг, никогда не будет этого делать? Как поведать о сокрытом характере мастерства в боевых искусствах тому, кто сам не провел долгие годы в тренировках и преодолении себя?

       Но вот однажды во время одного из таких "родэо" бык, сломав заграждения, выскочил из стойла на площадку раньше времени. Ни публика, ни боец, ни страхующие загонщики, что стояли по краям площадки с пиками, не были готовы, а разъяренное животное устремилось к зрителям. Все в панике бросились бежать, расталкивая друг друга, началась давка. А бык стремительно приближался... На месте остался лишь один Итосу - как всегда спокойный и, на первых взгляд, излишне неторопливый. Казалось, он даже не до конца понимает, что происходит, и углублен в какие-то свои мысли. Но вот он сделал моментальный бросок к быку, резко ухватил его за рога и пригнул голову животного, всю в пене, к земле. Бык зашатался, попытался вырваться, но могучие руки Итосу прижали его к земле. Всех поразило то, что Итосу сделал это без видимого напряжения, как бы играючи. Так он держал быка, пока не подбежали загонщики и не связали ноги животному.

       В те времена на Окинаве многие увлекались работой с подручными видами оружия - кобудо, больше надеясь на силу оружия, чем на собственные кулаки. Упражнения с парными саями (короткими трезубцами), нунтяками (двойным цепом), бо (шестом) практиковались повсеместно. Никаких конкретных школ не существовало, упражняться с оружием порой начинали еще в детском возрасте в кругу семьи или забавляясь со сверстниками. А вот Итосу кобудо хотя и знал, но не любил и никакого оружия не признавал. В общем-то, ничего удивительного в этом не было, так как человек такой физической силы, обладающий к тому же прекрасной реакцией и отличным знанием приемов защиты от нападения с оружием, мог вполне обойтись и без кобудо. На разные лады, например, пересказывалась история о том, как однажды на Итосу вечером напали бандиты. Зная, что Итосу непобедим в кулачном бою, они, вооружившись палками и трезубцами, накинулись на него. Каково же было их удивление, когда за пару минут гигант просто обезоружил их, закинув саи и шесты далеко в лес. После чего он с обычной спокойной улыбкой обвел их взглядом и заметил: "Не расстраивайтесь. Будем считать, что сегодня вам попалось просто плохое оружие".

       Так и хочется назвать Итосу "самым великим из великих" среди окинавских мастеров. Безусловно, он достоин такого звания и десятка других, самых почетных эпитетов. И все же - это личность сложная, переломная, далеко не однозначная. Итосу не побывал в среде китайских школ ушу, где считалось "хорошим тоном" не обнажать собственное мастерство, не пропагандировать боевое искусство. Многие школы ушу называли себя "тайными", а то и вообще действительно представляли из себя тайные общества, хотя в реальности об их существовании прекрасно знали все, вплоть до императорской администрации. Но существовала особая культурная стилистика: все тайное стоит как бы выше чем явное, известное всем. Тайное сополагалось с понятием "истинное", "внутреннее", "доподлинное". Подавляющему большинству последователей китайского ушу не приходило в голову, например, заговорить о "повсеместном преподавании ушу", о его изучении, скажем, в средних школах.

       Те окинавцы, которые воспитывались у китайцев или вообще фактически занимались ушу, например, современник Итосу и патриарх направления Наха-тэ Хигаонна Канрио, его ученик, будущий создатель стиля Годзюрю Мияги Тёдзюн, создатель стиля Уэтирю Уэти Камбун, стремились поддерживать китайскую традицию закрытых школ. Принято считать, что направление Наха-тэ отличали "низкие стойки, напряженные движения, характерные для стилей юга Китая". Это не совсем так - это направление отличалось не техникой, а, прежде всего, своим закрытым характером преподавания, там много уделялось вниманию изучению "внутренней работы", управлению энергии "ки". А вот Сюри-тэ (кстати, своими корнями также уходя именно на юг Китая), признанным патриархом которого становится Итосу, наоборот, стремилось к "светскому", отрытому преподаванию.

       Ощущение мистерии, тайны, тончайшей духовности, которая передается лишь при интимно-личностном общении, в школе Итосу уже исчезает. Кажется, что тодэ можно с успехом обучать и в больших группах и даже - это был основной постулат Итосу - в средних школах. Действительно, если традиция занятий боевыми искусствами так распространена на Окинаве, если это уже превращается в своего рода народный ритуал, то почему бы не ввести тодэ в средних школах в качестве обязательного предмета?

       Многим эта мысль показалась абсолютно разумной: не все ли равно, где изучать тодэ - под руководством какого-нибудь деревенского мастера или со своими сверстниками в школе. Хотя нашлось и немало противников, которые видели в этом прямое и весьма грубое нарушении традиций, едва ли святотатство. Правда, последних было немного, а влияние яркой личности Итосу делало свое дело.

       Его поддерживали весьма состоятельные люди острова, члены аристократических семей. Итосу пользовался большим авторитетом в Департаменте по физической культуре Окинавы и был единственным признанным мастером боевых искусств, вхожим в коридоры власти. Фактически он и стал тем духовным центром, вокруг которого стал складываться круг людей, ратующих за светское, открытое преподавание боевых искусств и даже за введение окинава-тэ в программу средних учебных заведений. Первоначально эта мысль показалась многим нереальной, особенно тем, кто был знаком с "закрытым" характером китайского ушу. Но время показало, что Итосу Анко был на верном пути.

Новая эпоха окинава-тэ

       Не трудно догадаться, что яркая личность Итосу привлекала к нему многих поклонников и учеников. Он руководил сразу несколькими школами, будучи способным обучать сразу нескольким направлениям окинава-тэ. Нередко к нему приходили за советом, он разрешал деревенские споры, консультировал в Департаменте Физической культуры Окинавы.

       Итосу сегодня считается живым воплощением традиции боевых искусств. И все же большего "нарушителя" этой традиции, чем Итосу, пожалуй, не было. Это провялилось в двух вещах: введении массового обучения тодэ и создании собственных комплексов-ката. Последнее вообще считалось неслыханной дерзостью. Ведь ката - это реальное воплощения мудрого духа древних мастеров. Как мы уже видели, до этого времени все ката приходили на Окинаву из Китая. В частности, в Сюри-тэ активно практиковались ката Кусанку и Бассай, в Наха-тэ - Сантин и Сайпа. Все они имели китайских исток, и считалось, что выполняя ката, человек не столько отрабатывает технику боя (собственно техника боя присутствует в ката в самой незначительно степени), но входит в "след и тень" древних первомудрецов. Ката понимались в чисто мистическом аспекте как канал соприкосновения с эзотерической сутью мастерства.

       А вот Итосу воспринимает их уже по-другому. Он считает, что ката должны стать обычными комплексами для отработки базовой техники, а ореол "тайности" и "сакральности" многих приемов лишь вредит этому. И создает на основе основных связок Канку и Бассай пять собственных ката, называя их Пинан - "Умиротворение и Спокойствие". Трудно сегодня сказать, чем руководствовался Итосу, давая такое название. С одной стороны "пин ань" - это династийный китайский лозунг, с другой стороны - название одной из самых славных эпох в культуре Японии (в японском чтении - Хэйан, VIII-ХII вв). Позже Фунакоси изменил китайское произношение "пинан" на японское "хэйан", "японизировав", таким образом, ката. Именно под названием "Хэйан" эти пять ката стали базовыми комплексами ряда стилей современного каратэ, в частности, Сётокан, основателем которого и считается Фунакоси.

       Главной целью жизни Итосу становится массовое распространение окинава-тэ, поэтому пять ката Пинан он рассматривает как пять первых шагов или пять последовательных этапов в изучении кулачного искусства молодым поколением.

       У Итосу было несколько сот учеников, которым он преподавал в разные периоды своей жизни, его школа, в противоположность многим другим, широко открывала свои двери каждому. А после того как Итосу становится профессором (т.е. официальным преподавателем) тодэ в центральном колледже Окинавы, то практически каждый, кто посещал его занятия, мог считать себя его учеником. Естественно, далеко не все они были равноценны, одни, как, например, Мотобу Тёки, Ябу Кэнцу, Мабуни Кэнва (будущий создатель стиля Ситорю, параллельно он учился у Хигаонны по Наха-тэ), отличались блестящим мастерством и считались прекрасными бойцами. Другие, как, например, Фунакоси Гитин, хотя и не входили в число первых бойцов и наиболее талантливых учеников, характеризовались хорошим воспитанием и стремлением проникнуть в философские глубины тодэ. Лучшими учениками Итосу были, безусловно, Кэнцу Ябу (Норимити) и Тибана Тёсин.

       Ближайшим другом Итосу как в жизни, так и в преподавании тодэ был Азато Анко (Ясудзато) (1827-1906). Он же и был вторым учителем Фунакоси Гитина. Об этих двух своих учителях - Итосу Анко и Азато Анко основатель каратэ упоминала как о своих единственных учителях. Хотя Азато не обладал столь большим авторитетом на Окинаве, как великий Итосу, тем не менее, он слыл прекрасным бойцом. Правда, и в этом ему было не сравниться с Итосу, который нередко побеждал его в дружеских поединках, несмотря на то, что ростом Азато был не меньше, чем Итосу, да и физической силой ему не уступал. И хотя Азато наравне с Итосу считался патриархом Сюри-тэ, все же его след в окинавским боевых искусствах оказался скромнее, чем его именитого друга. Это и не удивительно - в тени такой грандиозной, хотя и весьма противоречивой личности как Итосу трудно было не потеряться даже большому мастеру.

       Правда, подготовка у Азато в боевых искусствах была более обширной и фундаментальной, чем у Итосу. Его воспитание как бойца абсолютным образом отвечало требованиям японской, а не окинавской традиции - Азато не только считался мастером Сюри-тэ, но отменно владел практически всеми самурайскими искусствами: боем с мечом (кэндо), стрельбой из лука (кюдо) и дзёба-дзюцу

       Революция Мэйдзи делает свой переворот и на Окинаве. Нельзя сказать, что психология окинавцев начинает стремительно меняться, они вообще восприняли наступление "эры Мэйдзи" достаточно спокойно, если не сказать пассивно - японцами они себя все равно не считали. Но именно в 1868 году Япония официально объявляет Окинаву своей провинцией, а, следовательно, любые новшества на острове теперь зависели от японских властей. Именно их приглашают на Окинаву на показательные выступления по боевым искусствам, где демонстрировались лишь ката, к ним лично Итосу неоднократно обращается с прошениями признать тодэ официальным видом физического воспитания. И вот, наконец, в 1902 году немалыми стараниями все того же Итосу преподавание окинава-тэ было включено в учебную программу Первой средней школы, а затем и Педагогического училища префектуры Окинава. А в 1906 году состоялись первые показательные выступления, которые были активно поддержаны местными властями. Итак, официальное признание окинавских боевых искусств состоялось, и первый прорыв свершился.

Источник: http://mortalfite.narod.ru/legenda5.htm