Синдо Дзинен-Рю каратэ

Стиль Синдо-Дзинэн-рю был основан Ясухиро Кониси, который родился в 1893 году в Такамацу провинции Кагава. Шести лет от роду с занятий Мусо-рю дзю-дзюцу он начал свой путь в воинских искусствах. Когда он учился в школе в тех, классах, которые на Западе считаются старшими, он начал заниматься Такэноути-рю дзю-дзюцу. Этот стиль отличается от многих других наличием большого количества мощных ударов руками и ногами, и немного похож на каратэ. В 13 лет он расширил свой кругозор, начав заниматься еще и кэндо. В 1915 году Кониси направился в Токио чтобы учиться в университете Кэйо.

Хотя срок обучения в университете составляет всего 4 года, он продлжал обучение все восемь (Как пишет Говард Хай, из-за большой любви к кэндо и дзю-дзюцу). Он был капитаном университетской команды по кэндо, и после окончания вуза стал там же тренером.

Первое знакомство Кониси с «тэ» (которое позже стало называться каратэ) произошло благодаря его однокашнику Цунэсигэ Аракаки, выходцу с Окинавы. Кониси нашел техники «тэ» (так называл это искусство сам Аракаки) очень близкими к Такэноути-рю дзю-дзюцу. И хотя Аракаки был далеко не мастером, Ясухиро нашел приемы неизвестного в то время окинавского воинского искусства очень интересными. По окончании университета, он стал неплохо зарабатывать, однако работа его не удовлетворяла. По совету жены, он, в 1923 году, открыл собственный центр воинских искусств, дав ему название «Ребу-кан» («Зал Совершенства Воинских искусств»), где преподавал дзю-дзюцу и кэндо.

Konishi with Gichen Funakoshi

В сентябре 1924 года в зал для тренировок по кэндо в университете Кэйо вошли двое. Они обратились к Кониси, который в тот самый момент вёл занятие, и вручили официальное рекомендательное письмо от профессора Касуи. В нем уважаемый преподаватель просил предоставить прибывшим возможность для тренировок в этом додзе. Неизвестными оказались Гичин Фунакоши и Хиронори Оцука. Когда Ясухиро Кониси спросил, чем они собираются заниматься, Фунакоши-сэнсэй ответил, что их искусство называется «Рюкю Кэмпо Тодэ-дзюцу». Хотя по тем временам появляться в чужом додзе с желанием там преподавать, значило бросить вызов хозяевам, Кониси не отверг их просьбы. Он был человеком с ясным разумом и понимал важность «перекрестного тренинга», то есть изучения параллельно нескольких видов единоборств, и, видимо, вспомнил демонстрацию ката своим однокурсником.

Поскольку Ясухиро Кониси был известен своей приветливостью и открытостью новшествам, позже к нему, в Ребу-кан, приезжало все больше новых специалистов по каратэ. Среди них были Кэнва Мабуни, основатель Сито-рю, Тедзюн Мияги, основатель Годзю-рю, и Теки Мотобу. Эти три мастера оказали на Кониси огромное влияние и сделали свой вклад в формирование стиля Синдо-Дзинэн-рю.

Кониси считал мастера Мотобу гением воинских искусств и предпринимал все усилия, чтобы потренироваться с ним. Считалось, что Мотобу специализировался в ката Найфантин. Как преподаватель, он знал довольно много различных ката, но преподавал их только когда подопечный усвоил Найфантин. Благодаря тренингу в этом ката Мотобу прославился подсечками ног своих противников.

Будучи очень крупным человеком (мощным и грузным, но не очень высоким), Мотобу легко передвигался в бою, благодаря чему, возможно, и достигал успеха в поединках. Обучение Кониси им сводилось к изучению способов перемещений и использованию «ки» (внутренней энергии). Мотобу говорил по-японски не очень хорошо, поэтому ему во время преподавания обычно помогали друзья. Он не был богат, поэтому во время пребывания в Японии испытывал некоторые финансовые трудности. Кониси организовал «Общество поддержки Мотобу» и ряд семинаров, благодаря которым тот мог получать небольшие суммы. Кониси помогал ему во время многих тренировок, чтобы помочь при объяснении некоторых концепций и приемов каратэ.

Тедзюн Мияги был немногословен. Он был известен своими большими сильными руками, тэйсе-ути (ударом основанием ладони) и сильными захватами. Хотя Кониси и относительно немного у него тренировался, Мияги оказал на него большое влияние, и прежде всего тем, что подарил рукопись своей книги «Очерк о каратэ-до», датированный 23 марта 1934 года. Этот документ был переведен на английский и стал доступен совсем недавно.

Konisi with Kenwa Mabuni

Кониси также много тренировался под руководством Кэнвы Мабуни, основателя Сито-рю.

Мабуни жил в его доме десять месяцев во время своего переезда в Японию (в период между 1927 и 1928 годами). Они, кстати, стали очень дружны. Мабуни-сэнсэй отличался тем, что знал очень много ката и выполнял их просто безупречно. Вместе с ним Кониси и разработал одно из ката – Сэйрю.

Ассоциация японских видов будо, Дай Ниппон Бутоку-кай, в политическом отношении была организацией очень сильной. Она устанавливала общие правила и требования аттестации людей, занимавшихся дзю-дзюцу и все сертификаты проходили через неё. Кониси уже был членом этой организации как мастер дзю-дзюцу, дзюдо и кэндо. Понимая, что каратэ необходимо получить официальное признание, он обратился с прошением в Дай Ниппон Бутоку-кай, однако на протяжении 1934 года выдача званий осуществлялась только для дзюдоистов и мастеров дзю-дзюцу.

В конце концов Бутоку-кай включило в число традиционных видов будо и присвоило звания «кеси» (мастер-преподаватель) Кониси-сэнсэю, Мияги-сэнсэю и Санносукэ Уэсиме, основателю Кусин-рю. Эта организация также стала настаивать на том, чтобы присвоить официальные названия стилям каратэ, и Кониси убедил инструкторов каратэ в необходимости этого. Благодаря заслугам в распространении и популяризации каратэ, а также благодаря своему мастерству, в 1938 году Кониси был назначен главой комитета по каратэ-дзюцу в Дай Ниппон Бутоку-кай.

Кониси свято верил, что если человек следует правильному в моральном отношении пути в своей жизни, то он естественно следует божественному пути. Если вы тренируетесь и совершенствуете свое тело, вы расширите свои знания и опыт и установите прочное основание своей жизни, если будете жить праведно. Поэтому-то стиль Ясухиро Кониси по совету Морихэя Уэсибы, основателя айкидо, получил название Синдо-Дзинэн-рю Каратэ-дзюцу («естественный стиль божественного пути»).

И сам Кониси, и его жена занимались под руководством Морихэя Уешибы, который в то время еще преподавал Дайто-рю айкидзюцу, а не айкидо.

Кониси считал его лучшим из бойцов, которые были ему известны. Этой точки зрения он придерживался всю свою жизнь. Уже прозанимавшись несколько лет каратэ, Кониси как-то раз продемонстрировал Хэйян-нидан (который он выучил под руководством Фунакоши-сэнсэя) мастеру Уешибе. Уешиба заметил, что при исполнении этих приемов боец должен опуститься пониже, так как высокая стойка будет неэффективной для таких техник. Эта оценка ошарашила Ясухиро Кониси, поскольку он свято верил в эффективность каратэ, но не меньше этого считал важным мнение Уешибы. Именно поэтому он решил, что ему следует продолжить изучение каратэ, пытаясь настолько овладеть им, чтобы это искусство было высоко оценено этим великим учителем.

После многих месяцев исследований и тренировок, Кониси разработал ката Тай-сабаки («движения тела»). Техника этого формального комплекса была основана на каратэ, но и включала принципы учения Уешибы. Хотя сам по себе комплекс не содержит каких-либо сложных приемов, он состоит из нескольких действий, которые выполняются без остановок, одно за другим. После того как Кониси продемонстрировал это ката, Морихэй Уешиба отметил: «То, что ты показал, по мне вполне приемлемо. Это ката действительно мастерское». Позже на основе принципов тай-сабаки Кониси разработал еще два ката. Эти три комплекса известны ныне как Тай-сабаки-седан, Тай-сабаки-нидан и Тай-сабаки-сандан.

Konishi performing Seiryu

В 1935 году Кониси разработал еще одно ката – Сэйрю. В этот период Кониси, Уешиба, Мабуни и Оцука почти ежедневно тренировались вместе. Японское правительство тогда контролировалось высшими чинами Вооруженных сил. Генералы армии попросили Кониси разработать серию приемов самозащиты для женщин. Первым делом Ясухиро обратился за помощью к Мабуни, и вместе они создали ката каратэ, которое объединило в себе основные элементы их стилей. Закончив работу, они обратились к Уешибе, который подтвердил ряд моментов, но и посоветовал внести некоторые изменения. Морихэй Уешиба понимал, что ката должно соответствовать полу исполнителя, поскольку у женщин несколько иные чувствительные зоны тела, чем у мужчин. К тому же тренировки у женщин должны проходить при выполнении более высоких стоек.

В результате взаимодействия с этими мастерами появилось ката Сэйрю, содержащее в расшифровках и приемы айкидо, и приемы дзю-дзюцу, и принципы сопровождения силы противника. «Сэйрю» означает по-японски «ива», и тот, кто выполняет это ката, должен «поддаваться» словно ива под могучим дуновением ветра. Этот термин также указывает, что ива не может сломаться.

Когда началась Вторая Мировая Война, многие каратисты отправились защищать свою родину, поэтому развитие каратэ было приостановлено. В 1945 году, когда оставшаяся часть мужского населения вернулась с фронта, каратэ и другие виды будо вновь стали развиваться, и были введены в систему

Konishi at an older age

общественного образования. С этих пор каратэ стало, что называется «способом жизни». Тогда как Фунакоши-сэнсэй сконцентрировал свое внимание на школах, Кониси преподавал больше в коммерческих и педагогических училищах. Усилия обоих высоко ценились.

По смерти Ясухиро Кониси в 1983, главенствующая роль в организации перешла к его сыну Такэхиро Кониси, мастеру 10 дана. Такэхиро поменял свое имя на Ясухиро (так часто происходит в японском обществе). Он родился 25 мая 1931 года в Токио и в марте 1955 года закончил университет Кэйо. Он следит за развитием всех школ организации Ребу-кай в Японии и продолжает дело развития Синдо-Дзинэн-рю.

Делами организации на международной арене заведует мастер Киеси Ямадзаки, 7 дан. Он проживает в Энэхэйме, штат Калифорния, США, и является главой технического комитета Американской Ассоциации Каратэ-до.

Источник: http://www.budo.org.ru/index.php?newsid=40