Адзато Ясуцунэ "Адзато" 

Адзато Ясуцунэ (Адзато) (1832-1918) - известный окинавский мастер каратэ. Будучи правителем местности Адзато, он был известным военачальником на службе у короля Рюкю и тренировался под руководством Мацумуры. Адзато выделялся в искусстве верховой езды и в стрельбе из лука. По рождению он принадлежал к одному из двух древних родов правителей Окинавы, принадлежащих клану Сидзоку. Представители рода Тоноти были наследственными правителями городов и деревень. Адзато был блестящим ученым и мастерски владел мечом по школе Дзигэн.

Однажды Адзато принял вызов от Канна, известнейшего фехтовальщика, человека с огромными руками и широкими плечами. В той знаменитой дуэли Канна атаковал Адзато мечом и был немало удивлен тем, что его атака не удалась против безоружного противника. Адзато, используя молниеносную технику каратэ, не только ускользнул от удара, но и поставил Канна на колени, не убивая. Когда Адзато попросили объяснить ход поединка, то он сказал, что сразу же определил Канна, как человека, который сразу же пытается испугать своего противника, подавить его волю, а затем уже убить. Адзато решил, что если он не испугается и будет в состоянии сохранить холодный разум, то победа станет возможной.

Известно изречение Адзато: "Постигая каратэ, вы должны сделать свои ноги и руки остриями копий и лезвиями мечей". "У Адзато была собрана вся возможная информация обо всех мастерах, живших на Окинаве, включая и данные об умственном потенциале, техническом мастерстве, слабостях и общем кругозоре. Он говорил своим ученикам, что знание возможностей противника и его технического уровня залог победы. В 1886 году мастер Адзато совершил поездку по Японии. Несмотря на то, что ему было уже 59 лет, он победил многих мастеров традиционных воинских искусств, включая Сакудзиро Йокояму, сильнейшего дзюдоиста Кодокана после Сайго Сиро. Но блестящий успех Адзато не вызвал никакого интереса у широкой общественности. В те годы японцы быстрыми темпами осваивали технические и культурные достижения европейской цивилизации, в связи с чем отечественные боевые искусства очень и очень многим казались ненужным хламом. Адзато был наставником Фунакоши Гитина, Хисатаки Кайсо.

А вот, что рассказывает об Адзато Ясуцунэ оснвоатель каратэ сетокан Гитин Фунакоси.

Канна - Могучие Плечи

Мой близкий друг по имени Шоко, рассказывал мне историю про Канна Йосина. История Йосина вполне знакома людям сведующим в китайской и японской классике. Иллюстрируя важность слияния практики и теории, в становлении мастерства в боевых искусствах, по древней пословице Бун Бу Ре До, понимаемой всеми последователями боевых искусств, и хорошо подходящая, что бы охарактеризовать что за человек был Канна.

Его преданность отработке и изучению БИ было быспримерно, и он был великолепного сложения. Его руки, плечи, мускулы шеи были просто огромного размера. Отсюда он и получил свое прозвище – Канна Могучие Плечи.

И Адзато, и Канна любили искусство фехтования. Однако, несмотря на свои физические достижения, Канна никогда так и не смог победить Адзато Сенсея, хотя пытался это сделать много раз. Он был очень разочарован собой, поскольку казалось, что не смотря на упорные тренировки, он никогда не сможет одалеть Адзато. На самом же деле, причиной, по которой Канна не мог одолеть Адзато была вовсе не его физическая слабость, а скорее его убежденность в проигрыше, и уникальная способность моего наставника просчитать возможную атаку, и вовремя ее пресечь.

Я помню, Сенсей говорил мне о важности таких вещей - если хочешь одолеть любого противника - помещая стратегию на первое место. «Что бы развить своего рода ясновидение, позволяющее моментально оценивать характеристики человека, в боевых искусствах нужно изучить три вещи.» Говорил мне Сенсей.

Первое – «Ман» - действие. Второе – «Сун» - чувство дистанции. Третье – «Этсу» - означает преодоление, или продвижение дальше. Как в первом случае – «Ман», Канна был типичным преуспевающим учеником, и его самонадеянный характер отражал это. «Поэтому – говорил Сенсей, - если вы в состоянии правильно оценить состояние противника, то дальше остается только воспользоваться его слабостью.» В случае непрекращающихся попыток Канна одолеть его, он делал именно это. Адзато просто использовал «Сун» и «Этсу», что бы преодолеть «Ман» Канны.

«На самом деле, – говорил мне Сенсей, - нет разницы, фехтование это или карате – принциы боевого искусства остаются те же самые. Например, если я преднамеренно открываюсь, в попытке обмануть противника – есть возможность, что он попробует атаковать открытую точку. Ожидая это, я могу воспользоваться его движением, и перебороть его слабость.»

Политическое влияние Адзато

Как я уже упоминал, мой наставник был типичным ученым-воином королевства Рюкю, и внес немалый вклад в культуру Окинавы. В дополнение к своему мастерству в боевых искусствах, он был одной из двух знаменитых политических фигур того времени. Вторым был человек по имени Исидао Сэйэй. Как следует из близких отношений с различными знаменитостями и главными политическими деятелями Японии, включая самого премьер-министра, Адзато был умен и влиятелен.

После того, как Япония сделала шаг от феодализма к демократии, и Окинава официально стала частью японской империи, большая часть путаниц и беспокойств связанных с культурной ассимиляцией, оказалась возложенной на плечи таких людей как Адзато и Исидао.

Со сменой на Окинаве политических сил, после китайско-японской войны 1894-1895гг, влияние Адзато возросло. Это было тогда, когда его величество Се Тай искал совета и политической поддержки таких людей как Адзато и Исидао в усилении экономики и морали Окинавского общества.

Поддерживаемые Се Тай совместные усилия Адзато и Исидао, положили начало политическому фонду, названному Кодокай (предшественник ныне существующего парламентского правительства Окинавы).

Во время Реставрации Мэйдзи, времени больших политических изменений в Японии, Кодокай поддерживал политику материка неявно, и стремился облегчить ее продвижение по Окинаве. В числе многочисленных социальных изменений, была отмена прически Чонгмаг (пучок волос). Несмотря на некоторую оппозицию, отмена прошла успешно, в значительной степени из-за широкой поддержки Кодокай.

В то же самое время, окинавская королевская семья переезжает в Токио, в Кодзимати, рядом с Ецуя. Однако, благодаря своим административным заслугам, мастер Адзато, до самой своей отставки, оставался в центре политических сил Окинавы. Многие, по праву, считали его местным героем.

Урок в Деревне Адзато

Старая пословица говорит, что люди низкого социального статуса, любят копировать поведение стоящих над ними. В то время, в деревне Адзато образовалась группа молодых людей не имеющих понятия о морали. Они любили похвастаться, а иногда нападали по ночам на слабых и беспомощных прохожих. От этого, деревня Адзато получила ужасную репутацию.

Узнав об этом, Азато Сенсей решил исправить проблему, и разработал один план. Переодевшись, так что бы походить на обычного прохожего, он поздно ночью пошел прогуляться по деревне. И конечно же, вскоре после того, как он вошел в деревню, из темноты выскочил человек и без предупреждения напал на него. Стараясь не нанести серьезную травму, Сенсей отключил нападавшего одним единственным ударом по голове.

Следующим утром, Сенсей попросил деревенского старосту собрать всех жителей в центре деревни. Обуреваемые любопытством, люди собрались что бы узнать причины таких волнений. Собрались все, кроме одного молодого человека. Сенсей спросил где он, и ему ответили что тот болен. Подозревая, что больной и есть тот преступник, Сенсей послал за ним свой личный паланкин (символ статуса и средство передвижения). Скоро паланкин вернулся назад, привезя молодого человека со свежей повязкой на лице.

Перед всеми жителями деревни, Сенсей спросил его что случилось? От сильной боли, не в силах даже поднять голову, человек пробормотал: «я вчера вечером выпил и упал в канаву.» Возмущенный ложью, Сенсей вскричал: «не лги мне мальчик. Говори правду или пеняй на себя!» Тогда, молодой человек признался в нападении на Адзато и попросил прощения.

Сенсей рассказал всем, как он, что бы избавить их район от ужасной репутации, отправился на поиски бандитов и был атакован этим молодым человеком. «Это был я. – Сказал Сенсей ему. – Я был тем, кто нанес этот удар во время вашего бестолкового нападения.»

После того урока Адзато, район вновь стал безопасным даже для прогулок ночью, и в скором времени восстановил свою репутацию тихого и спокойного места.

Несмотря на многочисленные анекдоты окружающие Адзато Сенсея, я думаю, пока, я написал достаточно. Что я еще хотел бы сказать, так то, что мастер Адзато, уйдя с гражданской службы, собирался написать учебное пособие по боевым искусствам. К сожалению, он скончался не успев начать это делать. По моему скромному мнению, мир боевых искусств много потерял не получив эту работу мастера Адзато Анко.

Сенсей любил повторять, что «цель боевых искусств состоит не только в том, что бы получить сильное и здоровое тело, но и в развитии ума и укрплении духа. Боевые искусства пытаются укрепить тело, улучшить характер и дать внутреннюю гармонию. Но не гарантируют этого.»

Среди его любимых книг были «Искусство войны» и «Шесть стратегий войны» Сунь Цзы, «Дао дэ цзин» Лао Цзи, «Вей Ре Зи» Сан Лю, «Су ма фа», и «Тан Линг Вен Дуй». Мастер Адзато считал, что «Искусство войны» самая настоящая библия для всех последователей боевых искусств. Всякий раз, когда я думаю о том, что Сенсей так и не написал свою книгу, свои знания, философию и примеры техники, я чувствую внутри себя пустоту.

Источник: http://site1.00113.vz.siphost.su/index.php?name=News&file=article&sid=9