Сито Рю каратэ

Сито-рю (яп. 糸東流) — стиль каратэ, созданный Кэнвой Мабуни (1889—1952). Является одним из основных и старейших стилей каратэ. По сравнению с Сётокан, Сито-рю несколько ближе к старым окинавским стилям, что можно видеть при сравнении ката окинавских и современных японских стилей.

Сито-рю каратэ - одна из пяти «главных» школ японского каратэ. Эту школу создал уроженец Окинавы Мабуни Кэнва (1889— 1952), полицейский по профессии. Мабуни происходил из древнего окинавского аристократического рода.
 
Основатель школы каратэдо Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952) родился 14 ноября 1889г. в городе Сюри на острове Окинава, самом большом из островов архипелага Рюкю. Он был представителем 17-го поколения известного дворянского рода, ооснованного знаменитым воином Осиро Кэнъю.
Полагают, что первым, кто познакомил будущего основателя Сито-рю с каратэ, был слуга его семьи по имени Матаёси Сэйхаку, ученик великого мастера Мацумуры Сокон. Он обучил мальчика старинной версии ката Найханти (Найфанти).
В 13 лет (1902г.), заручившись необходимыми рекомендациями (просто так, «с улицы», мастера обычно никого не брали), Мабуни Кэнва стал учеником знаменитого мастера Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830-1914) из Сюри (справа на фото мастер Итосу Анко с учениками). Это был знаменитый в то время мастер каратэ, воспитавший целую плеяду специалистов по этому боевому искусству, направлявших его развитие в первой половине XX века. Среди них были Ябу Кэнцу, Ханасиро Тёмо, Тибана Тесин, Сирома Симпан и др.
   Тренировался Кэнва очень упорно, каждый день, никогда не пропуская занятий. Он обожал своего учителя и старался во всём ему подрожать. Зная, что сэнсэй каждое утро в одно и то же время поднимается и выходит на тренировку, во время которой наносит по несколько сотен ударов по макиваре, из-за чего его кулаки стали похожи на два чёрных камня, Кэнва, как рассказывают, даже во время тайфунов и ливней всё равно брёл к дому наставника, чтобы получить его урок, хотя по возвращении домой всегда получал нагоняй от родителей, опасавшихся, как бы с ним чего не приключилось во время такого небезопасного похода. Естественно, что мастер Итосу отвечал юному ученику уважением и отеческой любовью, щедро делился с ним своими знаниями и уделял максимум своего внимания, почему позднее многие считали Мабуни его приемником.
У Итосу Мабуни Кэнва прозанимался около пяти лет - с 1902 по 1907 год. За это время он изучил целый ряд ката мастера в их поздних вариантах: Найфанти седан, Найфанти нидан, Найфанти сандан, Пинъан седан, Пинъан нидан, Пинъан сандан, Пинъан ёндан, Пинъан годан, Рохай седан, РохаЙ нидан, Рохай сандан, Косокун дай, Косокун сё, Сихо Косокун, Пассай дай, Пассай сё, Годзюсихо, Дзиттэ, Дзиин, Дзион, Тинто, Тинтэ и Ванею.
   После службы в армии, в 1909 г. в возрасте около 20 лет, Мабуни поступает на службу в департамент полиции префектуры Окинава и одновременно, по рекомендации своего близкого друга, будущего создателя школы каратэ Годзю-рю Мияги Тёдзюна, становится учеником другого окинавского мастера каратэ Хигаонна Канрё (1852-1915), основателя направл

ения Наха-тэ. У Хигаонна Мабуни изучает такие ката, как Сантин, Сэйентин, Сэйпай, Сэйсан, Сансэру, Сотин, Сайфа, Курурунф

Так основатель Сито-рю знакомится с мастером Арагаки Сэйсё по прозвищу «Мая» - «Кот» (1840-1920) из Кумэ-муры. Под его руководством он освоил ката Унсю, Сотин, Нисэйси, а также Арагаки-но-сай (ката с металлическим трезубцем «сай») и Арагаки-но-бо (ката с шестом). Знакомство с мастером Тавада Симпати позволяет ему перенять уникальный стиль сайдзюцу, известный ныне как «Тавада-ха», а у наставника Соэиси обучиться его стилю фехтования шестом «бо», ныне менуемом «Соэити-рю бодзюцу».а, Супаримпэй. Позднее стили Итосу и Хигаонна легли в основу Сито-рю. В период работы в полиции, Мабуни имел отличные усло¬вия для расширения своего кругозора в области окинавского ис¬кусства рукопашного боя. Он активно занимается дзюдо и кэндо, поскольку эти виды будо входили в обязательную программу подготовки полицейских, а по делам службы Мабуни часто посещал различные районы префектуры Окинава, где имел возможность изучать и другие стили каратэ, знакомиться с техникой малоизвестных мастеров из самых далёёких уголков осторва.
В результате, Мабуни постепенно превра¬щается в ходячую энциклопедию каратэ и кобудо, в которой собрано огромное количество самых различных сведений, в энциклопедию, не имеющую по объёму информации себе равных.
После нескольких лет службы в отдалённых районах острова, Мабуни переводят на работу в отдел уголовного розыска Полицейского управления столицы префектуры. В Нахе он получил возможность наладить хорошие рабочие контакты с многими ма¬стерами каратэ - своими товарищами по занятиям у наставников Итосу и Хигаонна.
Начало XX в. стало временем широкого распространения каратэ. Знаком его официального признания было включение каратэ в программу обучения средних школ в качестве отдельной дисциплины. В эти годы начал свою преподавательскую деятельность и Мабуни Кэнва.
В мае 1918 года при поддержке старших товарищей из числа учеников Итосу Анко и Хигаонна Канрё, вместе с Мияги Тёдзюном он создаёт Общество изучения тодэ префектуры Окинава (Окинава-кэн тодэ кэнкю-кай), которое стало активно заниматься популяризацией каратэ. В его доме, для обсуждения вопросов развития боевых искусств, собираются ведущие специалисты этого периода Ябу Кэнцу, Ха-насиро Темо, Фуна-коси Гитин, Осиро Тёдзё, Тибана Тёсин, Токуда Амбун, Сиро-ма Симпан и др.
   В том же 1918г. Окинаву посетили японские принцы Куни и Како. Членам Общества изучения тодэ было поручено провести показательные выступления для столь знатных особ. В демонстрации, которая проходила в здании Педагогического училища префектуры Окинава, приняли участие Мияги Тёдзюн, Фунакоси Гитин, и, конечно, Мабуни Кэнва
Каратэ настолько захватило Мабуни, что в 1924 году он увольняется из полиции и становится профессиональным преподавателем боевого искусства. Работает в Рыболовецком тех-никуме префектуры Окинава, Педагогическом училище и Полицейской школе.
   1924 год запомнился также и тем, что Окинаву посетил ещё один японский принц - Титибу, для которого было организовано показательное выступление по каратэ, в котором вновь участво¬вал Мабуни Кэнва.
В октябре 1925 г. Мабуни открыл первое настоящее додзё каратэ на Окинаве, которое получило название «Клуб изучения окинавского тодэ» («Окинава тодэ кэнкю курабу»). Причём Мабуни официально зарегистрировал его в Департаменте полиции префектуры Окинава, благодаря чему клуб получил статус единственной официальной организации каратистов префектуры Окинава.
  Открытие Клуба изучения тодэ создало прекрасные возможности для активного обмена знаниями между мастерами. С наибольшей выгодой для себя создавшуюся ситуацию использовал сам Мабуни Кэнва. Он изучил чуть ли не все ката, известные окинавским каратистам, у мастера фамильного искусства удонтэ Мотобу Тёю перенял технику связывания.
Одним из преподавателей в клубе был китайский мастер стиля Минхэ-цуань У Сяньгуй (яп. Го Кэнки; 1886-1940). Он быстро сошёлся с местными каратистами, а особенно тесные отношения сложились с Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва. Первый, как полагают, с его помощью разработал ката Тэнсё, а второй - перенял ката Нипай-по и Папурэн, которые сегодня практикуются только в Сито-рю.
   В 20-е годы Мабуни совершил несколько поездок в японскую метрополию.
   Так, в 1925 году он посетил г. Вакаяма, где в то время жил Уэти Камбун, основатель школы каратэ Уэти-рю, который на протяжении ряда лет учился кулачному искусству в Китае. Познакомившись с ним и проведя ряд совместных тренировок, Мабуни позднее разработал ката Симпа - «Волны в сознании».
   Уже в середине 20-х годах Мабуни приобрёл репутацию лучшего знатока ката, и к нему стали обращаться за консультациями другие каратисты, в том числе и известные специалисты. Одним из них был Фунакоси Гиго, сын Фунакоси Гитин, старого знакомого Мабуни, сыгравший огромную роль в становлении школы Сётокан-рю.
  1927 г. стал переломным в судьбе Мабуни Кэнва. В октябре 2004 года Окинаву по приглашению Окинавского отделения Всеяпонской ассоциации физической культуры и Общества обладателей чёрных поясов по дзюдо префектуры Окинава в сопровождении ряда мастеров Кодокана посетил основатель дзюдо Кано Дзигоро, который в тот период был почётным президентом Всеяпонской ассоциации физической культуры (Нихон тайику кёкай) и членом палаты пэров (верхней палаты парламента). В программу официальных мероприятий, устроенных по случаю визита высокого гостя, была включена и демонстрация каратэ, а её организация была возложена на Клуб изучения тодэ. Во время показательных выступлений крупнейшие окинавские специалисты - Ябу Кэнцу, Ханасиро Тёмо (Чомо), Куба Косаку, Кян Тётоку, Мияги Тёдзюн, Мабуни Кэнва - демонстрировали для Кано различные ката, а Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва ещё и подробно комментировали происходящее. Показательные выступления произвели большое впечатление на Кано. Он дал высокую оценку каратэ как виду боевого искусства и высказал мнение о необходимости его широкого распространения в масштабе всей Японии. И тогда, увидев столь большой интерес с его стороны и заручившись его поддержкой, Мабуни Кэнва принял решение переехать в Японию и посвятить себя развитию и распространению каратэдо.
  В мае 1928 г. Мабуни Кэнва уволился из всех учебных заведений, где работал преподавателем каратэ, и в одиночку, оставив семью на Окинаве, отбыл в Токио, где ему оказал большую помощь Кониси Ясухиро. Человек весьма состоятельный и чрезвычайно увлечённый каратэ, знаток многих школ дзю-дзюцу, дзюдо и кэндо. Он познакомился с каратэ через Фунакоси Гитина, который снимал у него в аренду спортивный зал. Но позанимавшись некоторое время под руководством Фунакоси, Кониси, как и его товарищ и тоже мастер дзю-дзюцу Оцука Хиронори, пришёл к выводу, что окинавское искусство рукопашного боя ещё не достигло наиболее совершенных японских будо - кэндо и дзюдо. Если с техникой в каратэ всё обстояло более менее благополучно, то теория и методика обучения здесь были разработаны слабо, Фунакоси давал практически только ката; парных упражнений, тем более вольных схваток не было, что не могло не удивлять японских мастеров, по своему опыту знавших, что без спарринга подготовиться к реальной схватке нельзя. Кониси начал задумываться над тем, как усовершенствовать каратэ. И тут ему помогли другие мастера окинавского каратэ. Сначала, в 1927 году, он знакомится с Мотобу Теки и узнаёт о существовании совсем другого, нежели преподавал Фунакоси, рассчитанного на реальный бой, каратэ. В 1928 г. по приезде в Токио Мабуни Кэнва, этой «энциклопедии» каратэ, Кониси принимает его у себя дома и открывает для себя полный загадок мир ката и различных направлений каратэ.
  Почти год Мабуни прожил в его доме. За это время Мабуни предпринял целый ряд мер по пропаганде каратэ. Он провёл демонстрации ката в Главном полицейском управлении, в Кодокане, Министерстве путей сообщения, Университете Тою, обучил ката Кониси Ясухиро и Оцука Хиронори, будущего основателя Вадо-рю. Но поскольку распространение каратэ в Токио у него не заладилось, то в 1929 г. Мабуни перебрался в г. Осаку, который и стал его основной базой.
Распространять новый вид единоборств в Японии было очень сложно, но несмотря на все сложности, Мабуни оставался верен избранному пути, и его титанические усилия увенчались успехом: в 1933 г. Мабуни работает преподавателем каратэ в Кансайском университете, а в 1934 г. открывает в Осаке своё додзё «Ёсюкан» - «Дворец блестящего воспитания».
Для популяризации каратэ он одну за другой издаёт шесть книг: «Каратэдзюцу»(Осака, 1933), «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» («Искусство каратэ кэмпо, эффективное в нападении и защите. Изучение Сэпай.», Токио, 1934), «Кобо дзидзай госиндзюцу каратэ кэмпо» («Самозащита каратэ кэмпо, эффективная в нападении и защите», Осака, 1934), «Сэпай-но кэнкю. Госиндзюцу хидэн каратэ кэмпо»(«Изучение ката Сэпай. Секреты самозащиты по системе каратэ кэмпо», Токио, 1934), «Каратэдо ньюмон»(«Введение в каратэ», Токио, 1935), «Кобо кэмпо каратэдо ньюмон» (Вводный курс каратэдо, искусству нападения и защиты, Токио, 1938).
В 30-е годы в период самостоятельной тренерской деятельности Мабуни Кэнва постепенно пришёл к созданию собственной школы каратэдо. В то время общее руководство развитием будо в Японии осуществляла Ассоциация воинской добродетели Великой Японии - Дай Ниппон Бутоку-кай. Все школы всех направлений подлежали обязательной регистрации, а чтобы зарегистрировать школу требовалось указать её название и предоставить программу.
История названия «Сито-рю» весьма поучительна и показательна. Ведущий японский исследователь истории каратэ Фудзи-вара Рёдзо, изучая архивы Кониси Ясухиро, обнаружил в них за¬метки Мабуни Кэнва, датируемые началом 30-х гг., в которых тот именует свою школу «Мабуни-рю», т.е. «Школа Мабуни». Анало¬гичные документы имеются и у сына мастера Мабуни Кэнъэя. Однако это горделивое название Мабуни, по-видимому, использовал только в личных заметках - естественная скромность не позволяла ему бравировать. Поэтому первым официальным названием его школы стало не «Мабуни-рю», а «Ханко-рю» - «Полужёсткая школа».
 
В названии «Ханко-рю» Мабуни выразил своё собственное понимание идеальной техники, которая должна сочетать жёсткость и мягкость. Но, в конце концов, около 1935 г., он и это название отмёл и сделал выбор в пользу «Сито-рю» - «Школа Итосу и Хигаонна» («Си»Си- другое прочтение иероглифа «Ито» из фамилии «Итосу», а «То» То- другое прочтение иероглифа «Хига» из фамилии «Хигаонна»). Эмблемой школы мастер избрал свой фамильный герб, который, однако, был наделён новым смыслом. Объясняя его, сын основателя Мабуни Кэнъэй пишет: «Согласно объяснению отца, наружный круг означает «гармонию» (ва). Находящиеся внутри его две параллельные вертикальные линии с примыкающими к ним горизонтальными линиями обозначают стили Сюритэ сэнсэя Итосу и Нахатэ сэнсэя Хигаонна. Таким образом, эта эмблема символизирует «гармонию Сюритэ и Нахатэ».
Важной вехой в истории Сито-рю стал 1939 год. В марте это¬го года Мабуни Кэнва зарегистрировал свою школу в штаб-квартире Дай Ниппон Бутоку-кай. В том же году Дай Ниппон Бутоку-кай присвоил (в числе других мастеров каратэ) основателю Сито-рю звание «рэнси». А в сентябре этого года Мабуни и его ученики учреждают Ассоциацию каратэ-до Великой Японии (Дай Ниппон каратэдо-кай), которая позднее будет переименована в Японскую ассоциацию каратэдо (Ниппон каратэдо-кай).
  Ученик Мабуни Цудзикава Ёсиаки так вспоминает о том времени: «Тренировки в додзё были суровые, удары ногами и руками наносились по настоящему, широко использовались броски и болевые приёмы».
  В 1941 году к Мабуни Кэнва с предложением стать инструктором клуба каратэ токийского университета Тоё обратился Сакио Кэн, тогдашний лидер клуба.
  Клуб университета Тоё был одним из старейших. Он открылся ещё в 1927 г. Первым инструктором в Тоё был знаменитый боец каратэ (прославившийся своими боями с борцами дзюдо и заезжими боксёрами) Мотобу Теки. Он занимал этот пост почти 14 лет — до 1941 г., когда совсем состарившись решил вернуться на Окинаву.
  В годы второй мировой войны занятия большинства групп изучения каратэ-до были свёрнуты. Но уже вскоре после её окон¬чания постепенно стали возрождаться клубы каратэ при колледжах и университетах. Несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию, в которой оказалась Япония после поражения в войне, Мабуни упорно продолжал прилагать большие усилия для развития каратэ-до Сито-рю. Большую помощь в возрождении Сито-рю Мабуни оказывали его прежние, довоенные ученики из Кансайского университета, университетов Кансай гакуин и Тоё. И уже к концу 40-х мастер преподавал практически во всех университетах Осаки, а также в Институте иностранных языков в г. Кобэ.
  Основатель Сито-рю каратэдо Мабуни Кэнва скоропостижно скончался 23 мая 1952 года. Он ушёл из жизни в возрасте всего лишь 63 лет, не успев реализовать всех своих планов. Видимо, сказались на его здоровье лишения довоенного и военного периода.
 
 
Источник: http://karatedo-sito-ru.narod.ru/Istorija.html
 

 Видео Мабуни Кенва

 
  Suparinpei Kata by Mabuni Kenwa