Семья Гитина Фунакоси

Гитин Фунакоси родился 24 апреля 1868 года (1 год эпохи Мейдзи – «Просвещение», 1868-1912) в районе Ямакава-Сё (Yamakawa-Shо, с 1992 - Iwai) города Сюри. Ямакава-Сё располагалась на холмах с западной стороны от замка Сюри. Это было типичное призамковое поселение, в котором проживало несколько сотен жителей.

Он происходил из благородной семьи, принадлежавшей сословию сидзоку (shizoku - окинавский эквивалент японского сословия самураев). Социальная иерархия Окинавы в феодальные времена была иной, чем в Японии. Высший ранг был представлен королем и членами его семейства. Затем шло привилегированное сословие сидзоку (shizoku – букв. – представитель побочного рода).

На Окинаве рангу японских самураев соответствовали:

Рангу японских даймё соответствовали:

Самый низкий социальный класс - простые люди назывались хеймин (heimin), которые были, главным образом, крестьянами и рыбаками.

В 1867 году в Японии произошла реставрация власти императора, начался период радикальных изменений. Была отменена система сословий. Самураи лишились своих наследных привилегий и традиционных источников дохода. Официальное присоединение Окинавы к Японии в 1872 году распространило на нее действие японских законов. Японские самураи, уволенные со службы, получили пожизненную пенсию, а на Окинаве пенсии были назначены только крупным аристократам. Положение на острове было очень тяжелым. По данным 1894 года на Окинаве проживало примерно 14,000 семейств, более половины из которых были сидзоку. С ликвидацией королевства Рюкю и созданием 13 марта 1879 годапрефектуры Окинава, сидзоку лишились своей службы. В результате они превратились в нищих, без денег и иной деятельности.

Отец, Томинокоси Гису (Tominokоshi Gisu), и дядя Гитин считались мастерами Бо-Дзюцу. Гитин Фунакоши писал в «Каратэ-До-Ньюмон»: «Мой отец был высоким и красивым человеком. Он был мастером Бо-Дзюцу, хорошо пел и танцевал. (Известно, что окинавский мастер Суйёси Дзино (Sueyoshi Jino, 1846-1920 г.г.) обучался Бо-Дзюцу у дяди Гитина.) Он занимал небольшую должность, но когда лишился работы, постепенно растратил все состояние своего отца – моего деда Гифуку. Мой дед Гифуку был человеком глубоко образованным.» Гитин рос под присмотром деда, Томинокоси Гифу (Tominokоshi Gifu), который был знатоком китайской и японской классической литературы, мастером каллиграфии, стихосложения, адептом конфуцианского учения.


Илл. 4 – Те-Гуми на Окинаве)

Гитин в детстве не отличался хорошим здоровьем. Он писал в «Каратэ-До-Ньюмон»: «Как большинство моих сверстников, я увлекался окинавской борьбой Те-Гуми (Te-Gumi). Но так как в детстве я был физическим очень слабым, то часто проигрывал и расстраивался по этому поводу.».

Доктор Токасики (Tokashiki), лечивший мальчика разными травяными средствами, рекомендовал в целях укрепления его здоровья заниматься То-Тэ. В «Каратэ-До-Ньюмон» Г.Фунакоси пишет: «От одного моего одноклассника я узнал, что его отец мастер То-Тэ. И я попросил своего отца разрешить мне заниматься у него. Отец согласился, надеясь, что это укрепит мое здоровье. Так, в возрасте 15 лет, я пришел к мастеру Адзато, одному из самых знаменитых мастеров Сёрин-Рю. Кроме меня у мастера Адзато была еще пара учеников - Тёго Осокун (он же - Chogo/Chodo/Zenei/Choujyo Osokun/Ogusuku/Ogosuku/Oshiro, 1887/88-1934/35/39?, кроме того он мастер Бо-Дзюцу) и Канкен Тояма (окинав. - Оядамари) (Kanken Toyama (Oyadamari), 1888-1966)». Мастер Адзато был знатным землевладельцем из семейства Тоноки, второго по значению после королевского семейства Удун (Udon Yoshimura (Chomei), китайск. – Sho-Shirei, 1830-1898) на Окинаве (к Удун принадлежала семья Мотобу).

Фото 5 – Школьники

Под руководством мастера Адзато Гитин изучал не только То-Тэ, но и китайскую и японскую классическую литературу, а также постигал конфуцианскую диалектику. В «Каратэ-До-Итиро» (1956) он пишет: «Раньше в самурайских семьях было принято обмениваться детьми, чтобы вырастить из них людей в соответствии с их положением. Будучи близким приятелем сына, мастер Адзато относился ко мне, как ко второму сыну, поэтому он всегда был очень откровенен со мной. Он рассказал мне даосскую мудрость о проблемах отца, объясняя почему так трудно учить собственного сына. Ведь к чужим детям отношение, как правило, более объективное и строгое. «Поэтому я буду учить тебя», - он сказал мне, - «а ты, в свою очередь, все, чему научишься, будешь передавать своему другу – моему сыну». Я был удостоен такой огромной чести, что отказаться просто не мог.»

В Японии не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого самурая. Авторитет наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно. Японская пословица гласит: «Родитель тот, кто произвел меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком». В другой поговорке: «Твой отец и мать подобны Небу и Земле, твой учитель и господин - Солнцу и Луне». Духовная услуга учителя (часто священника) в воспитании считалась неоценимой. За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно почитать и превозносить своего учителя. Воспитание детей состояло из Мон-До (Mon-Do) – беседы с учителем, в которых обычно рассказывались нравоучительные истории конфуцианского характера. Такого рода назидательные беседы служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами моральных правил.

Благодаря авторитету своего учителя Адзато, Гитин мог учиться у многих великих мастеров того времени:

* Мастер Анко Сису (Anko Shishu); он же - Ясуцуне Итосу (Yasutsune Itosu, 1830-1915) - ката: Итосу-но-Пассай, Пинан 1-5, Найханти 1-3, Тинто, Тинте, Кусанку 1-2, Дзион, Дзюте, Рохай 1-3.

* Мастер Петин Танме Сакихара Киуна (Tanme Sakihara Kiyuna Pechin, главный ученик Сокон Мацумура: он же - Тюнна Танме (Chunna Tanme); он же – Тидзи Кун Буси (Tiji Kun Bushi), 1845-1920) – ката: Пассай, Кусанку.

* Мастер Сокон (Буси) Мацумура (Sokоn (Bushi) Matsumura, он же - Sofuku (китай. – Bu-Sei-Tatsu/Wu-Cheng-Da), 1796/97/98/1800/06/09?-1889) - ката: Найханти 1-2, Ананко, Мацумура-но-Сейсан, Мацумура-но-Пассай, Пинан, Кусанку, Тинте, Тинто, Годзюсихо, Хакуцуру.

* Мастер Ниингаки ((Niigaki); он же - Сейсё Арагаки (Seisho Aragaki), он же – Тикудун-но-Петин Кама-Тэ-Ути Цудзи (Chikudun-no-Pechin Kama-De-Uchu Tsuji, где Кама-Тэ – это «руки-серп» из-за любимого ката Унсю); он же – Уфуягува (Ufuyaguwa); он же – Арагаки Оу (Aragaki Ou, Оу – «Старец»); еще одно прозвище Маая (Maaya) – Кот, 1840-1918/1920) который был специалистом стиля Лохань-Цюань (япон. – Ракан-Кен, стиль Архата) в Кумемура (Kumemura) около города Наха (поселение «36 китайских семей») - ката: Сантин, Нисейси, Сотин, Унсю (2 варианта), Сейсан, Сихохай, Тинто, Ананко, Сансеру, Супаринпей; ката-Кобу-Дзюцу: Арагаки-но-Кун, Арагаки-но-Сай и Сесоку-но-Кун («шест» по-китайски – «кун», по-японски – «кон».).

* Мастер Тёфу Кийян (Chofu Kyan; он же - Кийятаке (Kiyatake), 1835-1889) – ката: Кийятаке-но-Тинто, Сансеру, Вансю, Ананко, Кийятаке-но-Кусанку.

* Мастер Канрё (окинав. – Тоонно, китай. – Син-Дзэнъен) Хига(си)онна (Kanryo (Toonno) Higa(shi)onna, 1853-1915) – ката: Курурунфа, Найханти, Сантин, Хигасионна-но-Сейсан, Сотин, Сисотин, Саентин, Сансеру, Сепай, Супаринпей, Сайфа.

* Мастер Адзато - ката: Ванкан, Сотин, Мейкё, Найханти, Пассай, Нисейси, Сейсан, Годзюсихо.

Источник: http://www.mosbudokan.ru/public/digest1.html#digest1