Окинава колыбель Каратэ

Результаты археологических раскопок на Окинаве позволяют утверждать, что люди поселились на острове около 20 тысяч лет назад. Достоверно известно, что уже в III веке окинавцы имели связь с Азиатским континентом, об этом говорят обнаруженные в результате раскопок вблизи города Наха различные вещи из Китая, которые были предметом торговли. В Китае первые письменные упоминания об островах Рюкюпоявились в начале VII века. Эти таинственные острова там называли"Землей бессмертных счастливцев".


Ходили слухи, что жители островов сделаны из золота и серебра, а на острове растет волшебная трава, которая делает человека бессмертным. Легенды рассказывают, что великий император Китая Цинь Шихуан, поверив слухам, направил на поиски островов огромную экспедицию, но эти поиски были напрасными.

Китайцы продолжали свои поиски несколько столетий и, наконец, в 608 году острова были найдены. Несколько местных жителей захватили в плен и подвергли специальным "испытаниям на бессмертие", но несчастные пленники оказались смертными. Первый японский посол в китайской столице, увидев пленников, определил, что они очень похожи на жителейгорода Яку, расположенного к югу от острова Кюсю.

Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего острова к югу, послужил тем листом, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под названием "Каратэ".

Окинава на протяжении длительного периода времени была предметом территориальных и политических притязаний как со стороны Поднебесной империи, так и со стороны Японии. Маленькое государство подвергалось постоянному политическому и военному давлению более могущественных соседей. Окинаву постиг удел всех малых государственных образований эпохи средневековья — островитяне встали перед выбором: либо добровольное принятие протектората, либо более чем реальная угроза быть завоеванными в жестокой войне. Однако малая территория и ограниченные людские ресурсы не позволяли вести продолжительные военные действия.

В 1372 г. Правитель Окинавы признал вассальную зависимость от императорского двора династии Мин. Вскоре на острове появились колонии военной и гражданской миссий близ важнейших городов Сюри, Томари, Наха. Впоследствии именно в районах этих городов сформировались три крупнейшие ветви окинавского каратэ.

До 1429 г. на Окинаве существовало три княжества: Хокудзан, Чудзан и Нандзан, постоянно соперничавших между собой. Правитель Сё Ха-ши из Чудзан в конечном итоге завершил объединение острова, завоевав в междоусобной войне области Нандзан и Хокудзан.

Сё Ха-ши издает указ о запрете на ношение оружия, поскольку наличие последнего у жителей рано или поздно могло привести к массовым вооруженным выступлениям и краху властных структур. Исключение было сделано лишь для высшей знати и правительственных чиновников.

Крестьяне и ремесленники остались беззащитными перед произволом власть имущих чиновников. Пришлось искать защиты у местных мастеров-наставников по рукопашному бою, который назывался Окинава-Тэ.

Необходимо отметить, что реликтовые системы рукопашного боя издавна существовали на Окинаве и практиковались в народе довольно широко. Первые документальные упоминания относятся к VII веку, и, вероятно, существовавшие тогда виды кулачного боя не носили концептуального характера, не представляли собой систему.

Другая особенность формирования рукопашного боя Окинавы заключалась в следующем: остров издавна служил прибежищем для разного рода беженцев. Остатки разгромленных дружин Тайра в XII век отправились на Окинаву и принесли передовое воинское искусство. Волны эмигрантов из Китая, особенно послесвержения династии Мин в 1644 г., принесли множество элементов китайских воинских искусств, вошедших в арсенал окинавского боевого искусства. Смешиваясь с формами местного кулачного боя, китайские разновидности Цюань-Шу и японские Бу-Дзюцу сформировали весьма специфическую систему рукопашного боя — Окинава-Тэ.

Между тем торговые связи Окинавы с внешним миром расширялись. Документы из национальных архивов, открытых уже после II мировой войны, свидетельствуют о том, что между 1430 и 1570 гг. Окинава имела более 40 торговых представительств в соседних странах: Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Корее и др. Надо полагать, что и арсенал Окинава-Тэ пополнялся элементами боевых техник из этих стран.

В 1477 г. Се-шин — старший сын правителя Сё Ха-ши вновь издает указ о запрете на ношение оружия, а также и на тренировочные занятия по системе Окинава-Тэ. Начался длительный период подпольного развития боевого искусства.

В конце XVI в. из-за отказа участвовать в захватнических войнах на континенте против Кореи на стороне клана Сацума Япония получила повод для вторжения на Окинаву. В 1599 г. Сенэй, правитель Окинавы, обратился за помощью к императорскому двору Китая. На остров прибыли военные советники, специалисты по военному делу, ряд мастеров Цюань-Шу для обучения населения. Это окончательно решило участь маленького государства, и к тому же участились набеги японских пиратов на континентальное побережье Китая.

В 1606-1609 гг. несколько тысяч воинов-самураев под руководством клана Симадзу высадились на Окинаве. Сопротивление было недолгим и остров был захвачен и оккупирован. И вновь началась "охота за мечами" — Катана-гари.

Жестокая налоговая политика и произвол захватчиков вызвали появление очагов организованного сопротивления, во главе которых стояли мастера Окинава-Тэ. По ночам в укромных местах, в пещерах гористой местности, в глухих зарослях участники тайных групп собирались и совершенствовались в искусстве рукопашного боя. Может быть, поэтому иногда Окинава-Тэ называют "школой в зарослях".


Лишенные возможности на равных, с оружием в руках сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием, и весьма грозным, собственные руки и ноги. Нанося бесчисленные удары по стволам деревьев, они научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, концами пальцев протыкать тела своих врагов. А прыгая и бегая на корточках, они могли быстро перемещаться и ускользать от молниеносных ударов самурайским мечом. Носило ли это искусство массовый характер — неизвестно, однако факты подобного рода общеизвестны. Например, Тодзюн Мияги пальцами протыкал тушу быка. В подтверждение можно привести слова великого мастера окинавского каратэЯсуцунэ Адзато, обращенные к ученикам: "Ваши руки и ноги должны стать мечами и копьями..."

Тем временем на континент отправляются посланцы с Окинавы перенимать боевой опыт у мастеров Китайского Кэмпо. В свою очередь, на Окинаву (правда, в разное время) прибывает плеяда блестящих мастеров Кэмпо: Ивая, Вайсин дзан, Ананку, Чинто, Сайора, Косокун, Асон, Сэйунтин и др.

К 1629 г. появляется термин Тэ, обозначающий боевое искусство Окинавы, или Тодэ("Континентальная рука"), что однозначно указывало на китайское происхождение. Появление Тодэ стало результатом слияния техники Окинава-Тэ и Цюань-Шу.

В хрониках "Осима-Хикки" XVIII века упоминается, что мастер Косокун Гун Сян-дзюн, в свое время изучавший Кэмпо у одного монаха из Шаолиня, прибыл на Окинаву в сопровождении нескольких учеников и преподавал один из видов кэмпо, именовавшийся "кумиай-дзюцу". До сих пор в современном каратэ-до существует целый ряд формальных упражнений — Ката, которые называются по именам своих создателей. Например, Канку ("созерцание неба"), которая раньше называласьКусянку и была создана мастером Косокуном. Ныне практикуется под разными названиями во многих окинавских и японских стилях, хотя первоначальный рисунок формы утрачен. Или же Ананку, Чинто, Джион, практикуемые в стилях Серин-Рю, Вадо-Рю, Сайфа, Сэйутин, Годзю и Сито-Рю и др.


К концу XVIII в
. искусство Тэ получило наибольшее распространение в местностях близ трех крупнейших городов Окинавы, где Селились колонии китайских представительств и миссий. Соответственно и ветви Тоде условно подразделялись по названиям городов:Сюри-Тэ, Томари-Тэ и Наха-Тэ. Приблизительно с этого времени в окинавском каратэ начали появляться некоторые характеристики, свойственные современному каратэ. В это же время появляется в обозначении боевого искусства иероглиф "кара"в значении "Великий Китай эпохи Тан", или сокращенно "китайский" в контексте искусства рукопашного боя — "китайская рука".

Впервые же иероглиф "Кара" ("китайский") появился в названии школы Тоде мастера Сакугава. Она называласьКаратэ-Но-Сакугава. А его ученик и последователь Сокон Мацумура в начале 30-х годов XIX века, после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства, создал школуСерин-Рю Гококу-Ан Каратэ ("Каратэ стиля Шао-линь для защиты отечества"). Эта школа стала основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее. Современный мастер каратэ Масаюки Хисатака
 так говорит об этом: "... В общем-то, каратэ едино, но если его рассматривать как дерево, то Сериндзи-Рю — это ствол. Все остальные стили, существующие на сегодня, вышли изСериндзи-Рю. Так как Сериндзи-Рю считался самым главным стилем, первоосновой, им могли заниматься только самые лучшие, а остальные шли в другие стили, созданные на базеСериндзи-Рю — Серин-Рю, Серей-Рю и другие. В мире каратэ я молод, но любой сэнсэй кланяется мне первым, потому что мой стиль — это глава семьи каратэ. И когда я прихожу в любой зал, я всегда сижу в присутствии сэнсэя, будь он даже основателем стиля... "

Позднее, в 1887-89 годах на Окинаве было официально изменено наименование боевого искусства: Тэ стало называться Каратэ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX в. когда Г. Фунакоси и другие окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию.

Реформы Мэйдзи 1868 г. привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал частью великой империи, провинцией"Страны Восходящего Солнца".

Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве. Еще в 90-х годах прошлого века на призывных пунктах чиновники и представители командования обратили внимание на хорошо физически развитых призывников с Окинавы, занимавшихся по системе Тэ. Обобщив эти данные и данные, полученные в результате анализа восстания ихэтуаней в 1899 г. вШаньдуне, было решено в порядке эксперимента ввести каратэ в качестве учебной дисциплины в некоторых учебных заведениях Окинавы.


Первым наставником, преподающим каратэ открыто в государственном учреждении, стал великий мастер и реформатор староокинавского стиляСюри-Тэ Ясуцунэ Итосу, учитель и наставникГитина Фунакоси и его соратников. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений, сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, впервые открыв широкой публике не только и не столько боевую технику Тэ, но и расширив трактовку боевого искусства как системы, подходящей для достижения целей спортивно-оздоровительного характера.

Вслед за введением каратэ в учебную программу последовала серия показательных выступлений Г. Фунакоси и его соратников. Первое из них документально зафиксировано и датируется 1902 г., когда он выступил перед уполномоченным инспектором по образованию префектуры Кагосима Синтаро Одзава. Результатом инспекции и стало введение каратэ в качестве учебной дисциплины в средней школе"Дайити" в г. Сюри и в педагогическом училище. В 1906 г. была организованапервая публичная демонстрация каратэ, и к 1913 г. интерес к этому искусству возрос настолько, что Фунакоси подобрал целую труппу, специализировавшуюся на показательных выступлениях.

В 1917 г. Фунакоси по требованию министерства образования прибыл в Японию, в Киото, где он был представлен в Бутокудэн, в центре традиционных воинских искусств. Однако, несмотря на полный успех его выступления, каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание в митрополии. Лишь после того, как кронпринц посетил Окинаву в 1921 году, где продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г.

В 1924 г. был открыт первый клуб при общежитии в Мейсэй-дзюку, где проживали студенты с Окинавы. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера, наблюдая за успехами своего коллеги, также приняли активное участие в создании и пропаганде своих школ. Боевое искусство попало на благодатную почву, способствовавшую их бурному развитию. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. Окинавский мастер Кэнва Мабуни создал в 1930 г. стиль Сито-Рю. Несколько ранее другой знаменитый мастер Наха-Тэ Тодзюн Мияги создал стиль Годзю-Рю. Любопытная история появления названия Годзю-Рю. Дело в том, что Т. Мияги был первым, кто зарегистрировался в Нихон Буто-кукай — Всеяпонской организации боевых искусств. Произошло это в 1926 г. Вот как говорит об этом М. Хисатака:

"... Для того, чтобы зарегистрироваться и стать членом Бутокукай, надо было заполнить специальные бланки, которые разрабатывались для кэндо и в которых надо было указывать стиль или школу. Тодзюн Мияги, зарегистрировавшийся первым, не стал писать "серей-рю" или "наха-тэ", а придумал новое название, и так появился термин Годзю-Рю... Затем зарегистрировались Сито-Рю и Вадо-Рю...".

К концу 30-х годов сформировался стиль Вадо-Рю, основанный доктором медициныХиронори Оцукой.

В 1936 г. конференция мастеров окинавского каратэ, организованная газетой"Рюкю Симпо", утвердила новую концепцию каратэ, провозглашавшую приоритет духовного начала ("до") в практике боевого искусства. Также было принято решение об изменении названия: иероглиф "кара" в значении "китайский" или "Китай эпохи Тан" был заменен на созвучный "кара" в значении "пустой".

Таким образом искусство "китайской руки" превратилось в "путь пустой руки". Решение конференции вызвало неоднозначную реакцию в среде окинавских мастеров: многие отказались от новой трактовки древней традиции. Было ли это своеобразным выражением протеста против утраты независимости от Японии или же проявлением традиционной приверженности ко всему китайскому — неизвестно. Впервые же иероглиф "кара" ("пустой, небо") был предложен Томо Ханасиро ещев 1905 году. Эту идею поддержал Фунакоси и на протяжении многих лет пропагандировал ее. В конференции приняли участие К. Ябу, Т. Тибана, Т. Киян, Т. Ханасиро, Т. Мотобу, Т. Мияги и другие.

К началу второй мировой войны уже существовали четыре крупнейших стиля японского каратэ-до: Годзю-Рю, Сито-Рю, Сетокан и Вадо-Рю, послуживших основой для создания впоследствии множества других стилей и школ. Например, стиль Сито-Рю в настоящее время культивируется многими родственными школами и организациями: Санкукай, Сюкокай, Сэйкикай, Сэйсинкай, Хаяси-Ха, Тани-Ха и др.

Особенно широкое распространение каратэ-до получило после окончания II мировой войны. В 1953 г. в США были приглашены ведущие специалисты по каратэ и дзюдо для подготовки личного состава особых подразделений военно-воздушных сил. В их числе были Г. Фунакоси, И. Обата, X. Нисияма и многие другие. Благодаря этому каратэ в США получило возможность развития не только в специальных армейских подразделениях, но и в сфере общественных объединений и организаций.

К концу 50-х годов каратэ-до утвердилось окончательно, а с 60-х широко практикуется во всем мире. Созданы и создаются различные международные организации и союзы.

Но война унесла жизни многих мастеров каратэ. В японской армии существовалиособые диверсионные отряды, целью которых была дезорганизация и деморализация личного состава оккупационных войск через террор и устрашение. Причем методы проведения акций, сеющих панику среди солдат противника, были целиком заимствованы из далекого прошлого: террористические акты осуществлялись только холодным оружием и голыми руками.

Ретроспективный обзор развития окинавского боевого искусства позволяет подвести некоторые итоги, отметить существенные моменты исторического плана, сыгравшие важную роль в формировании основ окинавского каратэ.

Итак, общую историю развития и становления можно ориентировочно представить следующими важнейшими этапами:

— I этап: возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на островах Рюкю и упоминающемся в японских хрониках "Нихон соку" ("Душа Японии"), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые связи с соседними странами.

— II этап: слияние техники окинавского рукопашного боя с системами китайского Кэмпо и формирование к 1629 г. системы Тэ или Тодэ. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

— III этап: дальнейшее развитие и формирование трех ветвей Тодэ, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: Сюри-Тэ и Наха-Тэ. Каратэ, практикуемое в районе г. Томари, считалось родственным Сюри-Тэ. Примечательно, что до сих пор на Окинаве нет различия и разделения каратэ на стили: их все так же подразделяют наСюри-ТэНаха-Тэ и Томари-Тэ.

— IV этап: формирование к исходу XIX в. двух ведущих направленийтрадиционного окинавского каратэ — Серин-Рю и Серей-Рю на основеСериндзи-Рю Гококу Ан Каратэ и смешение ветвей Сюри-ТэНаха-Тэ и Томари-ТэСерин-Рю появился в результате смешения стилей Сюри-Тэ и Томари-Тэ, аСерей-Рю возник на основе Наха-Тэ и Томари-Тэ.

— V этап: появление четырех крупнейших стилей Каратэ-До в Японии — Сетокан, Годзю-Рю, Сито-Рю и Вадо-Рю к концу 40-х годов.

— VI этап: появление множества различных стилей Каратэ-До на основе смешенияСерин-Рю, Серей-Рю и четырех японских. Подавляющее большинство современных стилей и школ появились уже в 50-е годы.

Другими важнейшими особенностями окинавского каратэ являются следующие:

— Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практикавелись в значительном отрыве от религиозной и философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера.

— Практика боевого искусства в условиях постоянных запретов на ношение традиционных видов холодного оружия вызвала особый подход к использованию различных видов подручного оружия, и особенно предметов сельскохозяйственного труда: Нунтяку, Кама, Тонфа, Бо, Дзе, Сай.

— В технический арсенал вошли исключительно простые и эффективные приемы, такие как "зонная" защита предплечьями, уходы телом с линии атакиТай-Сабакисокрушающие удары руками, поскольку замысловатые движения вряд ли возможны были в схватке с вооруженным противником, в совершенстве владеющим холодным оружием.

Эти и другие обстоятельства со временем сформировали весьма характерный типокинавского боевого искусства, девизом которого были простота и надежность, предельный рационализм в действиях и ярко выраженный ударно-силовой характер техники.

До середины прошлого века каратэ на Окинаве изучалось и практиковалось исключительно как смертоносное искусство, что предполагало особое отношение и к тренировочному процессу, поскольку он был связан с реальной опасностью для жизни, а занятия не носили массового характера, то есть каратэ не было доступно любому желающему. В силу исторических обстоятельств каратэ зачастую служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья.

За основу взят материал из книги "Каратэ-до" В. Галан

Источник: http://www.budoclub.com.ua/karate-story/okinava-kolybel-karate.html