Мияги Тёдзюн основатель Годзю-рю

Тёдзюн Мияги яп. 宮城 長順 (25.04.1888 —08.10.1953) — выдающийся окинавский мастер боевых искусств, основатель стиля каратэ Годзю-рю. Ученик Канрё Хигаонны.

Тёдзюн Мияги родился в районе Хига-Мати города Наха (Окинава) и от природы был крепким мальчиком, отличавшимся буйным нравом. Настоящее окинавское имя его было «Миягусуку», а имя Мияги — его японизированный вариант. Это имя он принял после того, как в 1928 году перебрался в Японию. Семья его принадлежала к сословию дворян, а глава семьи, Миягусуку Тёсё владел двумя кораблями, на которых привозил из Китая медицинские препараты, считался одним из богатейших людей в округе. Но судьба его сложилась трагически - Миягусуку Тёсё умер, и Тёдзюн стал наследником, несмотря на то, что он был третьим ребёнком, а место главы в роду должен был занять первенец. Вообще от рождения ему было дано имя Мацу (сосна), но после смерти отца его воспитанием занялся его дядя, давший ему имя Тёдзюн.

Это было смутное время Реставрации Мэйдзи, когда шёл слом старой феодальной системы. Вся структура общества и идеологическая концепция государства, резко изменились. Те ценности, которыми совсем недавно дорожили и гордились все окинавцы, оказались "устаревшими и ненужными". Проще говоря, память поколений была выброшена на "свалку истории". Мать Мияги Тёдзюна, глядя на всё это, пришла к тому выводу, что мужчине необходимо быть закалённым и физически, и духовно. Вот поэтому она настояла на том, чтобы Тёдзюн начал заниматься воинскими искусствами.

В 1899 году, мать отдала мальчика в обучение мастеру туди-дзюцу Рюко Аракаки. По утверждению Морио Хигаонны, главы Международной Федерации Окинавского Годзю-рю каратэ-до, в додзё Аракаки Мияги занимался укреплением своего тела и работал с макиварой, тиси, нигири-гамэ и другими приспособлениями. В 14 лет Аракаки предложил Канрё Хигаонне, с которым был в дружеских отношениях, взять Мияги в ученики, что было для последнего большой честью. Став учеником Хигаонны, Мияги первое время занимался только работами по дому и саду — таково было первое испытание для учеников Хигаонны. Тренировки в додзё Хигаонны были суровыми и Мияги уставал настолько, что порой не мог подняться по лестнице на второй этаж, где находилась его комната, и ночевал в коридоре на полу…

В 1904 году Мияги вместе с Хигаонной отправился в Китай, где он попал в ту же школу, где ранее обучался сам Хигаонна. Будучи традиционалистом, Хигаонна настаивал на том, что боевым искусствам нужно учиться на их родине — в Китае, и Мияги, проучившийся там несколько лет, к 1917 году был носителем именно китайской боевой традиции — ушу. Среди окинавских мастеров, создавших в Японии школы каратэ Мияги был единственным, кто обучался в Китае. Он был официально признан китайскими мастерами как продолжатель «истинной передачи» ушу.

В декабре 1910 года, после женитьбы, его призвали в армию и направили в Пятую Дивизию в лагерь Мияко-но-дзё, располагавшийся в Миядзаки-кэн, Кумамото на о-ве Кюсю. Там ему пригодились навыки самообороны, а также умение владеть шестом и копьём, которые Мияги переложил на штыковой бой с винтовкой (дзюкэн). Будучи человеком неглупым и богатым, он приложил немалые усилия и затратил значительные средства для того, чтобы показать офицерам своё благородное происхождение. Этим он заслужил доверие старших по званию. Деньги, получаемые за службу и присылаемые родителями, он тратил на то, чтобы проводить время с офицерами и угощать их выпивкой. Вскоре он завоевал их доверие, ему решили доверить проведение занятий по физической подготовке и разрешили преподавать каратэ, но вскоре от этого отказались. Тренировки, являвшиеся для рядовых солдат общеобязательными, никто не хотел посещать: Мияги был суров со всеми и начал с того, что приступил к обучению ударам. Вместе с рядовыми в одном ряду стояли и офицеры, высказавшие желание научиться каратэ. После проработки базовой техники бойцы должны были отрабатывать на макиваре технику удара кулаком по несколько часов, что не вызывало у них большого желания. После нескольких минут работы на макиваре у многих стали кровоточить руки, и они решили остановиться. Мияги, видя это, сказал, что надо бы ещё немного потерпеть. Наибольшее внимание Мияги уделил и тем военнослужащим, которые в момент прибытия Мияги в лагерь пытались показать, что они сильнее других и обладают большими правами, нежели другие. Теперь они получили урок. Служить Мияги довелось с националистически настроенными японцами, которые пытались унижать выходцев с Окинавы. Те обычно могли говорить только на своём диалекте, и часто не умели читать и писать. Только во флоте положение окинавцев было более-менее равным по сравнению с большинством выходцев с Кюсю. Отделение Мияги благодаря его талантам постоянно выигрывало соревнования по боям на макетах винтовок и деревянных мечах. Видя, что не могут с ним справиться, оппоненты из других подразделений задумали проучить его. Однажды ночью они напали на спящего Мияги и стали избивать его палками, намереваясь убить. Тёдзюн, не ожидавший такого, втянул голову в плечи, закрыл её руками и напряг мускулы, чтобы выдержать удары. Наутро нападавшие были изумлены, увидев, что не смогли причинить окинавцу никакого вреда и тот смог ещё и прийти первым к финишу на состоявшемся в это утро кроссе. Мияги всегда помогал своим сослуживцам. Часто, когда перед солдатами ставилась задача преодолеть в полной выкладке участок пересечённой местности длиной в 40 км, не все могли выдержать такое. Мияги не только помогал нести вещи своих товарищей, но иногда нёс их на себе вместе с поклажей. То, что он был необычайно силён, видели все. Это определил с первого взгляда и тренер по дзюдо в городе Мияко-но-дзё, куда Мияги направился в один из отпусков, чтобы потренироваться. Мастер сразу же отметил, что у парня с такой мощной шеей и крепкими руками за плечами не один год занятий физическими упражнениями. И действительно, когда он приступил к занятиям, никто не мог с ним справиться. Мияги часто посещал это додзё, и перед отъездом сэнсэй попросил его остаться продолжить постижение дзюдо немного дольше. Мияги отказался: он торопился на родину...

После возвращения на Окинаву Мияги стал инструктором в полицейском тренировочном центре и в городской коммерческой школе.

Учитель Мияги Хигаонна Канрё прожил еще три года, после того как его ученик вернулся с военной службы. В течение этого времени Мияги изучал те ката Наха-тэ, которые до сих пор не знал. Каждый день он заходил за учителем и провожал его до своего дома, где они тренировались весь день. Мияги лично готовил наставнику обед и ужин и подавал пищу на специальном подносе такаудзин, который на окинаве использовали только при обслуживании сановитых аристократов. В свою очередь сэнсэй не только демонстрировал своему ученику движения каратэ, но посвящал его в сам дух учения, подолгу беседуя с ним. 
Продолжая тренироваться у Хигаонны, Мияги видел, что его учитель очень беден. Канрё никогда не брал денег за занятия. Думая о том, как помочь своему учителю заработать Тёдзюн предложил мастеру повесить вывеску над входом в додзё. Канрё наотрез отказался, объяснив это тем, что вывеска приглашает тренироваться любого, что не приемлемо, так как каратэ - смертоносное искусство, которое нельзя передавать каждому встречному. К октябрю 1915 года состояние здоровья Хигаонны Канрё ухудшилось, и он скончался. Траурная церемония проходила в доме мастера Мияги. Он же взял на себя все расходы, связанные с обрядом погребения.

В 1921 году Мияги с блеском продемонстрировал свое искусство перед императором Японии Хирохито, посетившим Окинаву во время объезда провинций империи.

В 1926 году Мияги создал «Окинава каратэ дзюцу кэнку кай» — «Ассоциацию окинавского искусства каратэ». В качестве руководителя Ассоциации в 1928 году Тёдзюн Мияги был приглашён в Японию создателем клуба каратэ при университете Рицумэйкан Гогэном Ямагучи. В Японии Мияги стал преподавать каратэ в императорском университете в Киото, затем в Кансайском университете, а позже — в университете Рицумэйкан. Именно тогда Мияги реформировал боевое искусство, которому его учил Хигаонна и назвал его «каратэ Годзю-рю». Его учеником, а потом и преемником школы Годзю-рю в Японии стал Гогэн Ямагучи.

В 1934 году Мияги стал постоянным представителем Окинавы в «Дай Ниппон Бутокукай». Благодаря его деятельности каратэ было официально признано одним из видов боевых искусств Японии. В январе 1936 года в своей лекции «Размышления о каратэ-до» Мияги сказал: «Времена закрытого обучения технике каратэ миновали, наступило время политики открытых дверей. Будущее каратэ представляется весьма многообещающим. Я уверен в том, что необходимо отказаться от политики секретности вокруг каратэ на Окинаве, и мы должны открыть это искусство для всего мира». В том же году Министерством образования Японии Мияги был награждён медалью «За выдающиеся достижения в боевых искусствах», а в 1937 году ему — первому из окинавских мастеров — присвоена степень «Кёси» (наставник) от «Дай Ниппон Бутокукай».

Вступление в 1936 году мастеров с Рюкю во всеяпонскую федерацию воинских искусств обозначило новую стадию развития каратэ — как вида спорта и метода совершенствования личности. В это время направления, представляемые различными мастерами, получили свои названия. Мияги назвал свой стиль «Годзю-рю» — «Школа твёрдого и мягкого», так как любил приводить изречение, записанное в одной из китайских книг: «Хо ва годзю тондосу» («способ вдоха и выдоха есть мягкое и твёрдое»).

Тёдзюн Мияги умер 8 октября 1953 года после второго инфаркта. Умирая, он сказал жене: «Я хотел прожить дольше и доказать, что те, кто занимаются Наха-тэ, могут прожить не меньше приверженцев Сюри-тэ». Он намеревался своим примером опровергнуть мнение о том, что каратисты, практикующие Годзю-рю, надрывают своё здоровье.

В процессе преподавания Мияги начал кодифицировать и упорядочивать свою технику. В основу обучения он положил отработку традиционных ката, однако эти ката значительно отличались от тех, что преподавали Мацумура, Азато и Итосу, и на которых базировалось направление Сёрин-рю.

После смерти Хигаонны Мияги провел несколько лет в Китае, совершенствуя свои познания в боевых искусствах. Вернувшись на Окинаву, отдав изучению каратэ более двадцати лет жизни, Мияги приступает к созданию своей школы, приводя свои знания и умения в единую систему из элементов тех школ, которые он изучал: Рюкю кэмпо (Арагаки), Наха-тэ (Хигаонна), а также стили китайской школы. 
Считается, что Хигаонна изучал внешние, жесткие стили. Мияги, однако, изучал и Пакуа-цюань, так называемый стиль «руки восьми триграмм», который является одним из наиболее распространенных внутренних, мягких стилей китайской школы. Изучив эти стили, и основываясь на Окинава-тэ, Мияги преобразовал традиционное Наха-тэ в новую систему, которую назвал Годзю-рю. Это была первая школа, ставшая стилем в полном смысле слова. Ему удалось соединить стиль жесткого кулака «шаолинь-цюань» с мягким стилем «пакуа-цюань».

После первой поездки в Китай Мияги постоянно отрабатывал лишь два основных ката — Тэнсё и Санчин, в основе которых лежали достаточно простые удары и круговые блоки, сложная дыхательная работа и особые методы концентрации сознания. Так же есть сведения о ката Фукю, которые, видимо, Мияги создал на основе коротких связок ушу. В настоящее время в точности неизвестно, как именно выглядели эти ката. Существует несколько их вариантов в различных школах Годзю-рю, причем каждая утверждает их «абсолютную истинность». Многие предполагают, что у Фукю вообще не было конкретной формы, а под этим названием фигурировали просто короткие базовые связки.

Под воздействием китайских школ ушу Мияги ввёл в практику проведение учебных поединков в полный контакт, перед началом которых оба партнера оговаривали, какую технику будут применять. Особое внимание он уделяет боевому применению элементов ката - "бункай", требуя в полную силу проводить не только удары и блоки, но даже заломы и удушения, которые тогда активно применялись в окинава-тэ.

Будучи очень сильным и хорошо физически развитым человеком, Мияги предпочитал принимать удары на тело вместо того, чтобы блокировать их. Следуя традиции Хигаонны, Мияги советовал ставить блоки только от ударов в голову, шею и пах. При этом он утверждал, что удар на тело можно принимать не столько благодаря мощному мышечному покрову, сколько умению использовать свою внутреннюю энергию «ки» и отбирать её у противника.

Мияги тренировался с большим упорством и рвением из-за чего часто производил странное впечатление. Он мог, например, идя по улице, ударяться плечами о каменные стены, нарабатывая тем самым нечувствительность к ударам и крепость мышц. Также он мог вдруг упасть на мостовую, проверяя свою страховку. Ката Санчин Мияги отрабатывал на берегу моря, стремясь своим дыханием заглушить шум ветра и волн. Рассказывают, что Мияги никогда не садился спиной к двери или открытому окну, каждый раз выбирая наиболее удобное положение для защиты при неожиданном нападении. Перед тем как лечь спать, он наносил несколько ударов по сетке от москитов, проверяя, быстры ли его движения, и гасил свечу ударом кулака. Однажды, он проснулся и попросил жену открыть и закрыть ставни, потом ещё несколько раз также. Она выполнила просьбу, но решила, что он сошёл с ума. На самом деле, он просто хотел проверить, с каким звуком открываются окна, чтобы уметь распознать вторжение в дом. Рассказывают еще, что он просил свою жену будить его при помощи бамбуковой палки, чтобы не навредить ей своими непроизвольными реакциями. Как это ни странно звучит, Мияги никогда во время еды не подносил палочки острием к себе, а когда ходил по городу, постоянно контролировал пространство вокруг на случай внезапного нападения. На татами он отрабатывал удар кончиками пальцев, а ножки стула, на которых он отрабатывал свои невероятно крепкие захваты, ему служили имитацией рук противника. Часто он отжимался на указательных пальцах рук.

Марк Бишоп в своей книге «Окинавское каратэ» приводит мнение, что практика Годзю-рю, включающая частую отработку ката Санчин, может привести к развитию гипертонии и мастера старше 50 лет часто испытывают трудности с поднятием рук выше уровня плеч. Однако, такая точка зрения кроме как в книге Бишопа более нигде не встречается и частично опровергается тем фактом, что многие известные мастера Годзю-рю прожили относительно долгую жизнь, продолжая активные тренировки до самой старости: Хига Сэйко (1898—1966, 68 лет), Яги Мэйтоку (1911—2002, 91 год), Миядзато Эйити (1921—1999, 78 лет), Тогути Сэйкити (1917—1999, 82 года).

Авторитет Мияги был очень высок, поэтому многие хотели быть его учениками, однако сам мастер был достаточно разборчив и считал своими настоящими учениками не более десятка человек, а ближайшими последователями назвал за всю жизнь лишь нескольких: Яги Мэйтоку, Миядзато Эити, Хига Сэйко, Томоёзэ (позже они стали патриархами окинавской ветви Годзю-рю), а также Гогэна Ямагучи, который стал патриархом Годзю-рю в Японии. Ямагучи писал о своём учителе: «Я никогда не встречал человека столь замечательного, как Мияги-сэнсей. Спокойный на вид, но обладавший невероятной силой. Он тренировался очень упорно, поэтому его тело было прекрасно развито. Наши тренировки в то время сводились, в основном, к дыхательным упражнениям, практике ката и набивке предплечий».

Мияги утверждал:

Каратэ не должно быть жёстким, как кусок железа, но должно быть основано на расслаблении. Существует мнение, согласно которому принцип каратэ можно выразить словами: "В каратэ нет первого движения. Однако в реальной жизни это не так. Время прошло и методики изменились. Сейчас мы отказываемся от принципа Тай Шу Син Дзю (тело первично, дух вторичен; техника первична, личность вторична) и придаём особое значение принципу "Кэндзен Итти" (дзен и рука вместе), основывающемуся на трактовке Син Шу Тай Дзю (дух, характер, приоритет личности, вторичность тела)".

До самой смерти Мияги занимался внедрением каратэ в учебные программы школ и университетов. «Цели каратэ часто неправильно истолковываются теми, кто наблюдает демонстрации разбивания досок и кирпичей. Это не каратэ. Во времена мира каратэ-до должно преследовать неагрессивные цели, вроде тренировки сознания.Однако во времена беззакония можно использовать собственное тело, чтобы нанести поражение противнику. Окончательной целью каратэ должно быть формирование характера, победа над человеческим страданием и поиски духовной свободы».

Источник: http://karate-sport.ru/miyagi.htm