Возникновениe Айкидо
Имя Морихея Уэсибы, основателя Айкидо, окружено легендами.
Говорят, что к нему нисходило знамение небес, что он начинал светиться золотистым светом, когда достигал состояния просветления после многочасовых тренировок, что он мог становиться невидимым по собственному желанию…
Морихей Уэсиба – создатель Айкидо.
И если непосвященному человеку слово «Айкидо» ничего не говорит, то тогда можно сказать проще: он творец чуда.
Hо не мистического, загадочного чуда. А чуда труда человеческого. Ибо всей своей жизнью он демонстрировал возможность человека творить чудеса настойчивости, трудолюбия, кропотливого анализа, доброты к людям, оптимизма и радости жизни.
«Айкидо – это не боевое искусство для борьбы с врагом, это не техника для уничтожения противника. Это путь, по которому мир придет к гармонии и человечество станет единым большим домом», скажет Уэсиба уже в преклонном возрасте, став уже легендой.
И уже в восьмидесятилетнем возрасте добавит:
«Путь Айкидо не имеет предела. Я сам ощущаю себя каждый день всего лишь учеником».
С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими тренировками.
Hесмотря на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихэй уже в короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэндо).
Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее лидером и получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).
В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела значение для будущего развития техники Айкидо.
Это был авторитетный учитель, который практиковал боевое искусство,метод дайто (дайто-рю), которое практиковалось с XI века в тайных школах , и из которого позже развилось айки-дзюцу.
Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя.
Айкидзюцу уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэндзюцу), а так же действенные способы выведения противника из равновесия и болевого воздействия. Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной сил.
Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными учениками.
За свою одаренность и особое рвение Уэсиба был зачислен мастером Такэдой в число избранных.
Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал всем наставлениям учителя.
В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера.
Весной того же года Морихэй Уэсиба встречается с Ванисабуро Дэгути, основателем религиозного направления Омото-ке.
Проповеди Ванисабуро Дэгути о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэя Уэсибу, что он в 1919 году переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото-ке, располагавшейся неподалеку от Киото.
С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленной духовной работой.
Это было время четырехлетней аскезы на горной вершине, время напряженнейшего труда и исканий истинного смысла воинских искусств.
Уэсиба вступил в схватку с самим собой. Это незаметный, но титанический труд. И из этой схватки Морихей Уэсиба вышел победителем.
Позже профессор Уэсиба часто вспоминал день просветления:
"Однажды, прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подомной задрожала земля.
Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня.
В ту секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я понимаю язык щебечущих вокруг птиц.
Внезапно я ощутил присутствие великого Творца в духовном обличье.
Мысль озарила меня: «Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле».
С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне мой дом, что мне принадлежат Солнце и Звезды".
В своих рассуждениях, следуя заветам мыслителей древности, Уэсиба исходил из того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости.
Hынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой.
Для человека, преодолевшего свое мятежное "я", свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой.
Внешние победы есть результат победы внутренней. В единстве со Вселенной такой человек из любой схватки выходит победителем.
Так утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда ценным и непобедимым,
когда оно проникнуто Божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами.
Так зародилась духовная основа Айкидо.
С этого времени Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники Айкидо, добиваясь того,
чтобы гармонично соединить практику боя с духовным учением.
В 1936 году в Японии и Манчжурии открываются многочисленные школы Айки-Будзюцу (Айки-Будо). С 1940 года Айки-Будо становится элитарным боевым искусством Японии, которому обучаются высшие военные чины, промышленники и университетские верхи.
Уэсиба-сихан приобретает в Японии большую популярность.
Особенно укрепилась его репутация среди высших офицеров армии и флота. У создателя Айкидо брали уроки адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ.
Тем не менее, Уэсиба вскоре уезжает в провинцию, и поселятся в горах префектуры Ибараки.
Двенадцать лет прожил он в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками.
Военные авантюры не привлекали философа. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты.
Мастерство его неуклонно возрастало.
Шестидесятилетний старик легко одолевал нескольких вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной грацией и быстротой.
Поражение в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу.
Рушились вековые моральные ценности – миф о богоизбранности и в духовном превосходстве японской нации.
Оголтелый шовинизм уступил место растерянности, отчаянию, комплексу неполноценности.
В первые послевоенные годы вся японская интеллигенция была озабочена проблемой нравственного падения нации.
Именно тогда и началось возрождение воинских искусств, в которых мастера Будо видели путь к духовному оздоровлению своих сограждан.
В 1948 году, когда был снят запрет на практику воинских искусств, Уэсиба, перебирается с ближайшими учениками в Токио,
где основывает Общество Айкидо (Айкикай) и открывает Центральный клуб (Айкидо хонбу додзе).
Демонстрация Айкидо, на всеяпонском фестивале воинских искусств в 1954 году, имела столь феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции.
В 1960 году за создание Айкидо О'Сэнсэй Морихей Уэсиба удостоен императорской награды «Медали чести с розовой лентой».
В 1964 году Уэсиба награжден Японским Орденом Почета за заслуги перед нацией в развитии боевых искусств.
26 апреля 1969 года в 5 часов утра Уэсиба уходит из жизни.
После его кончины он был еще не раз удостоен различных наград за подвиг, который он совершил, обобщив и систематизировав различные виды боевых искусств и создав универсальную систему защиты Айкидо.
Морихей Уэсиба завещал Айкидо всему человечеству.
И сейчас это удивительное искусство ведет за собой новых и новых людей на земле, стремящихся к совершенству, гармонии с природой и верящих в доброту и любовь.
Источник: http://www.husan.ru/aikido_1.php