Оцука Хиронори основатель Вадо-Рю каратэ

Хиронори Оцука. (1892-1982). Основатель стиля вадо-рю.

Часть первая. Юность.

Этому пареньку судьба уготовила довольно интересную судьбу. Знал ли он, что ему предстоит стать мастером каратэ и получить мировую известность? Может быть, на первых порах он об этом и не мечтал. Или же думал о чём-то другом. В общем, 1 июня 1892 года в семье Токудзиро Оцуки, врача из города Симодатэ префектуры Ибараги, занимавшегося частной практикой и ставшего отцом четверых детей. Хиронори был вторым ребёнком в семье. Дядя по материнской линии был самураем и частенько захаживал в гости, рассказывая мальчишке о приключениях воинов прошлых веков. Видимо, он и обронил зёрна любви к воинским искусствам в душу мальчишки, которая сопровождала его всю оставшуюся жизнь. 

Хиронори, как пишут исследователи его жизни, занимался будзюцу с ранних лет. На первых порах его учителями стали отец и дядя Тёдзиро Эбаси, который был весьма сведущ в искусстве поединка и даже являлся главным наставником клана Цутиура. 1 апреля 1897 года, шестилетний Оцука-младший (внук Хиронори Оцуки утверждает, что тогда парнишке было ещё меньше - пять лет) начал заниматься в школе стиля Синдо Ёсин-рю дзюдзюцу мастера Ёкиёси Накаяма Тацусабуро (1870-1933). Это направление дзю-дзюцу сильно отличалось от большинства других школ в которых основное внимание уделялось захватам, броскам и воздействиям на суставы. В Синдо Ёсин-рю, как и в каратэ, большое внимание уделяется атэми - ударам по жизненно важным точкам тела противника. 

Хиронори довелось изучать и некоторые другие школы. Такая возможность появилась у него, когда в 1910 году он поступил в университет Васэда (Токио) на специальность "менеджмент". Под руководством Мотоо Каная (ок. 1919-1921) он занимался Ёсин Ко-рю, а в 1917 году встретился с Морихэем Уэсибой, который впоследствии стал основателем Айкидо. Они сохранили дружбу на долгие годы. Внук Хиронори Оцуки утверждает, что его дед стремился познать технику всех существующих школ дзю-дзюцу (коих в те времена насчитывалось до 200), но вскоре понял, что приёмы почти везде одинаковые, и продолжил заниматься тем же стилем. В 1912 году умер его отец, и мать направила Оцуку работать в Кавасаки-банк своего брата, поскольку считала, что он "рехнулся" на боевых искусствах. Двенадцать лет он отслужил на своей должности, дабы не расстраивать мать. Но занятий единоборствами не бросил. 1 июня 1921 года Оцука отпраздновал свой 30 день рождения довольно своеобразно - именно в этот день он удостоился чести получить из рук Накаямы сертификат о достижении необходимого уровня мастерства (мэнкё-кайдэн) в Синдо Ёсин-рю. Это при том, что немногие из тех, кто был вдвое старше его, добивались такого же результата.

Часть вторая. Где нашёл, там и потерял.

Однажды (дело было в 1922 году) Хиронори заинтересовала заметка о посещении крон-принцем Хирохито острова Окинавы. В газете упоминалось о том, что на официальной церемонии окинавцы демонстрировали ему старинные танцы и неизвестное деселе искусство "туди" или "каратэ". Оцука был заинтригован. Ему ещё не приходилось видеть такого стиля. Но приезд некоего школьного учителя Гитина Фунакоси в Токио обещал быть интересным, ведь пригласили его как раз для демонстрации этого самого "каратэ".

Выяснив, когда и где пройдут показательные выступления приезжего учителя, Оцука пришёл на презентацию. И ему очень понравилось то, что показал мастер Фунакоси. Вскоре он уже прилежно посещал тренировки в Мэйсэйдзюку додзё (Фунакоси жил и преподавал в Мэйсэйдзюку - общежитии студентов, выходцев с Рюкю). Дружба с мастером стала отправной точкой создания стиля Вадо-рю, который появился спустя много лет… А пока Хиронори занимался и размышлял, как лучше объединить в единую систему технику дзюдзюцу и каратэ. Он даже появился на фото в книге Гитина Фунакоси "Каратэ-до Кёхан", которая была опубликована в 1935 году. В сентябре 1924 года Оцука сопровождал Фунакоси во время их визита в зал для занятий кэндо, что располагался в университете Кэйо. С собой у них было рекомендательное письмо от профессора Касуи, поддержкой которого они заручились. В этот самый, момент, когда они прошли в додзё, занятия вёл мастер кэндо и дзюдзюцу Ясухиро Кониси. Он поинтересовался, чем незнакомцы собираются заниматься. Он никогда прежде не видел Рюкю кэмпо тотэ-дзюцу, как назвал своё искусство мастер Фунакоси, поэтому и попросил продемонстрировать, что это такое. Кониси тоже загорелся идеей заниматься каратэ и вскоре при его помощи был основан первый студенческий клуб каратэ. Первый и в Японии, и, естественно, в мире. 

Со временем каратэ стало набирать популярность. Вместе с дзюдо оно постепенно вытесняло дзю-дзюцу, поэтому Оцука сосредоточил своё внимание на пропаганде каратэ. Но в скором времени он начал также консультироваться у Кэнвы Мабуни, который в 1928-29 годах жил в Токио, о значении тех или иных движений ката: Фунакоси был не в состоянии объяснить многое, а понимать суть для Оцуки было очень важно. В то время он работал в Кавасаки-банке в квартале японской столицы Симодатэ. Но, когда в 1925 году умерла его мать, он уволился. Несмотря на то, что много времени приходилось уделять организационной работе по пропаганде каратэ, он продолжил работать по специальности врача, лечащего спортивные травмы. И в это же время он основал ряд клубов в столичных вузах, таких как токийский университет (1929 год) и Колледж зубных врачей.

Оцука мечтал съездить на Окинаву, но Фунакоси отговорил его. Конечно, "основателю современного каратэ-до" было совершенно невыгодно , чтобы его ученики, посетив "колыбель" этого грозного воинского искусства, выяснили, каким бывает уровень многих других мастеров, среди которых Фунакоси не блистал. Причиной разрыва Оцуки и Фунакоси могла стать и та история, которую рассказывает Дзиро Оцука, сын мастера. По увольнении из банка Оцука получил довольно большое выходное пособие, из которого часть потратил на уплату членских взносов за занятия в группе Фунакоси, а оставшиеся деньги хотел оставить на постройку додзё для своего наставника. И он, и другие ученики копили деньги. Старшему сыну Гитина, Гийэю Фунакоси, требовались деньги, и немалые. Вот только не на постройку зала. Он много проиграл в азартных играх, поэтому выпрашивал взаймы у Оцуки. Тот собрал старших учеников и спросил у них, что бы каждый сделал в такой ситуации. Он решили, что дать взаймы можно, ведь это был сын их учителя. Но тут произошла крупная неприятность - Гийэй проиграл ещё больше и не вернул долга. Ему некуда было отступать, и он пустил слух, будто Оцука украл средства, предназначенные для строительства додзё. Фунакоси-отец просил Оцуку взять руководство над группой студентов одного из вузов, но его отговорил Гийэй. Сын мастера завидовал Хиронори и не мог допустить того, чтобы популярность ученика его отца была выше, чем его личная. Но на мастера каратэ Гийэй не сильно тянул, по крайней мере, сведений о нём, как о человеке, повлиявшем на развитие каратэ (кроме вышеупомянутой истории) о меня не дошло. Оцуке ничего не оставалось делать, как уйти. Это произошло в 1926 году. Создав и зарегистрировав свой стиль, Хиронори больше никогда не называл Фунакоси сэнсэем...

Однако, существуют и другие факты. Как рассказывают разные мастера, Оцука и Фунакоси спокойно и доброжелательно общались и в более поздние периоды, а Фунакоси иногда отправлял своих учеников учиться у Оцуки. Вот так всё запутано...
Согласно ещё одной версии, причиной расхождений стали прежде всего разногласия в понимании техники каратэ. Оцука, будучи мастером дзю-дзюцу, не мог тренировать исключительно ката и простейшие приёмы из раздела кихон-иппон-кумитэ. Фунакоси, по-видимому, слишком мало знал о реальной сути движений ката, и больше внимания уделял философской стороне вопроса, нежели аспектам самообороны. Ещё занимаясь с Фунакоси, Оцука ввёл раздел учебного спарринга якусоку-кумитэ, такие, например, как Идори-но-ката, Тати-ай-но-ката и Сирахатори-но-ката. В мае того же 1924 года он вместе с сэнсэем Фунакоси демонстрировали якусоку-кумитэ на публике.

Оцука также тренировался под руководством Тёки Мотобу, который "на дух не переносил" Фунакоси "с его танцами". Вот с ним-то Оцуке было действительно интересно позаниматься упражнениями, напрямую связанными с поединком. Масафуми Сиомицу, известный мастер Вадо-рю, рассказывал на своих семинарах, проводимых в Европе, что Оцука в свою очередь, научил Мотобу некоторым приёмам дзю-дзюцу.Мотобу, кстати, приходил "в гости" к Фунакоси и бросил ему вызов. Но в бой вступил не он, а дзюдоист, которого Тёки привёл с собой. Мотобу требовал, чтобы Гитин показал, как он может освобождаться от захватов. Дзюдоист (это был молодой, крепкий парень) схватил основателя Сётокана за отворот кимоно, а тот попытался ударами предплечий сбить захват, но безрезультатно. Зато Оцука восстановил престиж учителя, без труда одолев дзюдоиста. Но ведь он долго занимался дзю-дзюцу... В это время Оцука и решился практиковать свободный спарринг (дзию-кумитэ), которая вскоре овладела умами последователей каратэ других стилей. Кто был новатором, Оцука или Гогэн Ямагути (Годзю-рю), мне доподлинно неизвестно. Этот вопрос остаётся спорным. В любом случае, 30-ые годы ХХ века стали отправной точкой в развитии спортивного каратэ. Говорят, Гитин просто не мог переносить даже вида свободного кумитэ. Появившись однажды в одном из университетских клубов и увидев своих учеников спаррингующими в защитном снаряжении кэндо, он повернулся и вышел. Больше с этими людьми он не хотел общаться… Однако с Оцукой у него остались прежние дружеские отношения. Об этом говорят многочисленные фотографии.

Часть третья. Всегда ближе своё...

В мае 1934 года мастер Оцука основал свою собственную организацию, которую назвал сначала "Дай-ниппон Каратэ Синко-кай", что в переводе означает "Всеяпонская ассоциация по пропаганде каратэ". Он смешал приёмы каратэ и дзю-дзюцу, а в 1940, когда Дай-ниппон Бутоку-кай потребовало зарегестрировать под отдельным названием каждый стиль каратэ, Эйити Эригути, директор ассоциации "Дай-ниппон каратэ Синко-кай", выбрал название "Вадо-рю". До этого Оцука называл свой стиль либо Вадо-рю каратэ-дзюцу, либо Вадо-рю дзюдзюцу кэмпо. 

В 1938 году Оцука появился на страницах книги Накасонэ Гэнвы "Каратэ-до Тайкан" ("Энциклопедия каратэ"), где демонстрировал семь приёмов раздела тантодори (обезоружение противника, атакующего ножом). В книге, кстати, эти приёмы называются "Танкэн-дори-омотэ". Партнёром его был Тосио Като, его друг.Во время и после Второй Мировой Войны Оцука продолжал преподавать Вадо-рю. После того как американцы оккупировали Японию, был введён запрет на преподавание воинских искусств. Это не остановило Оцуку - он, как и другие представители каратэ, продолжал вести занятия в обстановке секретности, пока в 1951 году запрет не был отменён.За свою долгую жизнь Оцука получил множество титулов и наград. В 1938 году Бутоку-кай присвоила ему титул Рэнси, а 1942 - Кёси. В день рождения императора 29 апреля 1966 года он получил Орден Восходящего Солнца пятой степени и ещё одну медаль за огромный вклад в дело развития каратэ. 9 октября 1972 года Международная Федерация Воинских искусств "Кокусай Будо-ин" с г-ном Хигасикуни во главе присвоила ему 10 дан каратэ. Такого высокого звания до него удостоились Кюдзо Мифунэ, прославленный мастер дзюдо, и кэндоист Хакуко Накаяма. В январе 1982 года он скончался, незадолго до этого оставив на своём посту главы стиля своего сына Дзиро Оцуку, который принял имя Хиронори Оцука-II.

Источник: http://budovideo.ru/2007/04/29/khironori_ocuka.html

Видео Хиронори Оцука 

 

  Hironori Ohtsuka Sensei

 

 

 

 

  Ohtsuka tanto dori 

 

 

 

 

  Hironori Ohtsuka Sensei слайд шоу 

 

 

 

 

  Kata Kushanku performed from Otsuka Hironori 1965

  Kata Кусянку выполянется Otsuka Хиронори 1965 

 

 

 

  H.Ohtsuka Wado Karate 

 

 

 

 

  Ohtsuka Kumite gata 

 

 

 

 

  Hironori Otsuka demonstreert Kihon kumite

 

 

 

 

  Hironori Otsuka sensei - 10 DAN Meijin