Вади Кельт монастырь св. Георгия Хозевита

Совсем не утомительное путешествие, мы в пути от Вифлеема где-то сорок минут, дорога петляет между каменистыми холмами, мы то поднимаемся на них, то спускаемся в небольшие ущелья. Все вокруг кажется необычным привыкшему к русским полям взору паломника. Пустыня только с первого взгялда выглядит безжизненной. На самом деле это не так и как бы в подтверждение сказанному мы замечаем небольшого оленя, внимательно наблюдающего за непрошенными гостями.

Дорога в монастырь

св. Георгия Хозевита

Все оживленно смотрят на него, наш водитель даже специально останавливается, олень позирует некоторе время, позволяя себя рассмотреть и сфотографировать и потом резво убегает. На склонах каменных гор пасут небольшие стада бедуины. Их жалкие лачуги кажуттся прибежищем совершенно обездоленных и бедных людей, но это не совсем так, - они дети природы, веками впитавшие в себя такой образ жизни. Госудраство Израиль выделило им благоустроенные квартиры, но они не смогли в них прижиться и ушли в привычную для себя среду обитания. Там в пустыне их дом, там им хорошо....

В скалах над пропасть разместился монастырь св. Георгия Хозевита

Наш автобус плавно подкатил к арке ворот, расположенной на каменистой обрывистой площадке. Нам навстречу тут же бросилась кучака арабов, наперебой предлагающих купить уних накидки от солнца, воду, взять на прокат ослика. Еле отбиваясь от назойливой толпы, мы входим в ворота и начинаем спуск в ущелье. Надо сказать, что это достаточно крутой спуск по извилистой дороге. Но какие великолепные виды открылись нашему взору! В скалах на другой стороне глубокого ущель гармонично навис над пропастью древний монастырь.

св. Георгий Хозевит

 Православный монастырь в ущелье Вади Кельт берет свое начало от 500 годов нашей эры и связан с именем Иоана из Козивы, пришедшим в отшельничество в эти места из Египта. Его приемником стал Георгий из Кипра, принявший монашество  и живший в монастыре до своей кончины. До этого пешеры служили обителью отшельникам из Сирии и иудейским пророкам и праведникам.
Здесь же подвизался и ветхозаветный пророк Илья, котрому ворон приносил пищу. Когда-то дорога к монастырю Георгия Хозевита была в плачевном состоянии, но с декабря 2012 года отремонтирована и вполне доступна.
После поворота с главной трассы, она то ныряет вниз со склонов гор и, затем, взлетает на их вершины, вьется узкой лентой среди камней и приводит к арке, предваряющей крутой спуск в глубокое ущелье. Крутизна пути настолько велика, что для для неискушенного путника требуется дополнительный транспорт, в роли которого выступают ослики, сопровождаемые местными жителями - бедуинами.

Монастырь еще называют монастырем Козиба, или по арабски Дейр мар Джирис, или аль-Хадер, или Дейр эль-Кельт. По английски St. George Orthodox Monastery (or Monastery of St. George of Koziba). Усилия, затраченные на преодоление пути, в избытке искупаются невероятно красивыми видами ущелья Вади Кельт и чувством предвкушения близости встречи со великими святынями - местами хранящими духовную атмосферу и благодать многовекового сподвижнечества праведников. Сразу за аркой, предваряющей вход в ущелье Вади Кельт, дорога круто уходит вниз. По склону ущелья бежит вода по рукотворному желобу. Внизу видно русло высохшего библейского  ручья Порат, которое наполняется бурными потоками в сезон дождей. 

Спустившись к монастырю и перейдя каменный мост над ущельем, можно наблюдать вырытые на склонах гор многичсленные кельи монахов. Еще совсем недавно, когда монастырь не был местом паломничества, монахи селислись в этих кельях, совершая свой молитвенный подвиг. С приходом мирских людей отшельники покинули свои кельи в горах.

Вид ущелья, этих отвестных скал, уединенность живо рисовали в сознании образ Ильи пророка и ворона, который приносил ему пищу. Эти камни до сих пор хранят память событий давно минувших в веках лет.

Вади Кельт, монастырь Георгия Хозевита

 

Память преподобного Георгия Хозевита

Преподобный Георгий Хозевит родился на острове Кипр  в семье, отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей, ушел в святой град Иерусалим. Поклонившись здесь местам освященным стонами и кровью Господа Иисуса, он удалился затем в Иорданскую долину и поселился в Лавре, называемой Коломановой, приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей, воспитываясь в благочестии и страхе Божьем.

Когда умерли родители Георгия, осиротелый отрок со всем имением оставшимся от родителей его, принят был на попечение одним своим родственником. Последний так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но Святой, тяготясь мирскою суетою, и не желал сожительства с женою, скрылся у другого родственника своего, который был игуменом монастыря. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, желавшему иметь кроткого юношу своим духовным сыном; он пришел к игумену, у которого скрывался Георгий, и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул тот монастырь и, сев на отплывавшей корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим. Поклонившись святым местам, он спустился в Иорданскую долину и пришел к брату своему в Лавру Коломана. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отец не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы нашей, называемую Хузива , и передал тамошнему игумену. Здесь Святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божью и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. И вся братия немало удивлялась, видя такое совершенство и такое дерзновение к Богу в юном отроке и к тому же новоначальном. Святой же, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру.

Поселившись здесь, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в молитве, богомыслии и трудах пустыннических. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.

Однажды авва Ираклид сказал своему брату:

- Возьми топор, и пойдем рубить дрова!

И когда тот взялся за топор, то старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их кельи. Поклонившись брату, Георгий стал просить:

- Нет отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваии.

Но тот с угрозою сказал:

- Сруби ее; вот уже несколько лет она не приносит плодов, - зачем же она занимает место?

Тогда Георгий, снова со смирением поклонившись, произнес:

- Я ручаюсь, что скоро она принесет плоды.

После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.

В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его начатками своих плодов, отец поспешно принес его в Лавру. Войдя в келью к Ираклиду и Георгию, он поставил пред старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и нашедши в ней мертвого младенца, Ираклид сказал меньшому брату:

- Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас грешных.

Но Георгий возразил ему:

- Не печалься и не гневайся, отче, но с верою призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас грешных и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым в награду за свою веру; а если Бог не восхочет сотворить сего, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь его беде.

Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь, творящий волю боящихся его, услышал их и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал о сем чуде.

Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.

По прошествий некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста от рождения. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам. И кто может поведать об его пустыннических подвигах неустанной молитве и Богомыслии? Кто может рассказать о его воздержании и посте? За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана, и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за Богослужением. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.

Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их делал себе одежду; из этих же тряпок была устроена и постель его. Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце; эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водою, - через два или три дня. Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням. В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, несмотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице по дважды и по трижды в день, растопляя печь и приготовляя хлебы. Другие из братий не могли переносить такой работы и постоянно чередовались. Поэтому неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его железным.

Так, подвизался сей земной ангел и небесный человек назидая своими подвигами и других.

Когда же случилось нашествие Персов на святую землю, он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане; по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божьем и в благочестии.

Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.

"После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, и который он скончался, по устроению Божий, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:

- Спрашивает тебя старец, говоря: "где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю".

Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных:

- Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь.

И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:

- Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди.

И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божьи, как пишется: "А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их" (Сол. 3:1), и паки: "Дорога в очах Господних смерть святых Его". Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир". Аминь.

Кондак, глас 4:

Явился еси светило пресветлое Георгие, озаряя божественными зарями верно зовущыя ти: моли о нас Владыку Христа, явльшагося во струях и просвещшаго земнородныя.

История создания монастыря

Обитель была основана пятью сирийскими иноками в 535 г. В 587 г. сюда пришел для уединенных  подвигов святой Иоанн Хозевит. Он родился в Египте в городе Фивы, прславился мудростью и благочестием и был поставлен, по повелению византийского императора, во епископы Кесарии Палестинской. Но административная деятельность тяготила аскета и молитвенника, он ушел сюда, в ущелье Хузива, где и стал настоятелем Лавры. Он скончался в 596 г., а через несколько десятителий в обитель пришел преподобный Георгий, родом с острова Кипр, прибывший для поклонения святым местам Иерусалима и Палестины. Именно ему суждено было стать самым знаменитым из хозевитских настоятелей,  с его временем связан расцвет. В память о великом подвижнике обитель и называется сегодня именем Георгия Хозевита.

Сейчас трудно поверить в это, но когда-то ущелье Вади Кельт было одним из самых "обжитых" мест пустыни. Его стены были буквально испещрены пещерами-кельями  православных подвижников, которых насчитывалось к моменту персидского нашествия до пяти тысяч человек. Многие из этих "сотовых" келий вожно видеть и сейчас - в основном, в полуразрушенном и заброшенном виде.

В нашем представлении Лавра - это очень большой, богатый и знаменитый монастырь. В Русской Церкви это действительно так: лишь четырем крупнейшим обителям присвоено почетное наименование Лавры. Но исторически лавры возникают как одна из разновидностей монастырской организации именно в скалистых ущельях Иудейской пустыни. Само слово, неясного происхождения (не путать с деревом лавр), означает (примерно) "улица келий", "улица пещер" - первоначально, может быть, просто "рой, скопление пещер"). Смысл термина может быть прояснен из сравнения трех древнейших способов  монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого "монахос" - уединенный) были отшельники. Этот вид подвига, будь то в пустыне, или в лесах русского севера, не каждому под силу. Поэтому вскоре практически одновременно, появляются киновии (общежития) - обители, где иноки живут вместе, дружной общиной, почти коммуной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником - игуменом. Лавра - промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов живет в отдельной, уединенной келье - пещере. Даже если в близком соседстве с другими, то все равно уединенной - до такой степени, что, взобравшись в свою келью (как правило, по веревочной лестнице, которая тут же убиралась) подвижник оказывался в  неприступной изоляции, поистине наедине с Богом.

 Место для обители выбрано было не случайно. Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства пророку Илье в период трехлетней засухи в Израиле: "И было к нему слово Господне: Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана, из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню. И вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю" (3 Цар, 17, 2 - 7).

Поток на  дне оврага и в наше время летом полностью пересыхает, шум его можно слышать только самой ранней весной. И пещера пророка Илии, куда вороны носили ему пищу, сохранилась, в ней находится церковь.

Эта пещера связана в церковном предании с другим, уже новозаветным событием. Помните, мы рассказывали о Иоакиме и Анне,  родителях Пресвятой Богородицы. Когда священники в храме отказались принять жертву у бездетного Иоакима, он, в отчаянии и скорби, ушел, покинув Иерусалим, в пустыню, где пастухи пасли принадлежавшие ему стада. И поселился в этой самой пещере, освященной именем великого ветхозаветного пророка, где и пребывал в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении Марии. В память о том, как Иоаким и Анна вымолили себе  у Бога дитя, соборный храм обители посвящен празднику Рождества Богородицы.

 
Вади Кельт галерея 2

Видео:

   

     Израиль - Вади Кельт, монастырь Георгия Хозевита.