Иерихон, Гора Искушения

 Наш путь лежит все дальше в Иерихон - самый древний город мира. Именно к его стенам привел после 40 летнего скитания по пустыне Иисус Навин еврейский народ, от звука труб эти стены пали.

По библейскому преданию, израильтяне с Иерихона начали завоевание Ханаана и после смерти Моисея под руководством Иисуса Навина, перейдя Иордан, встали у стен этого города. Горожане, укрывшиеся за стенами города, были убеждены, что город неприступен. Но израильтяне молчаливой толпой шесть раз обошли городские стены, а на седьмой — дружно крикнули и затрубили в трубы, да так громко, что грозные стены рухнули. Отсюда и пошло выражение «иерихонская труба».
 
В 11 км. от Метвого моря, недалеко от Иерихона рядом с пустыней возвышается гора Искушения. Именно на ней был искушаем сатаной Христос.
Гора представляет собой величественное зрелище. Посреди пустыни взмываются кверху отвесные отвесные склоны. Мы подъезжам к ее подножию по довольно узкой дороге, по краям обрыв и пропасти. Небольшая площадка и узкая пешеходная дорожка наверх. почти у самой вершины виднеется греческий монастырь. туда то на ми предстоит подняться. До середины подъема работает фуникулер, но мы кончено же иедм пешком, мысленно представляя как поднимался на это гору Христос. Вес внимнаие сосредоточено на тех далеких событиях, но душа внутренне ощущает эту атмосферу как происходящее наяву. Да да по этим самым склонам шел господь после соракадневного поста в пустыне, вот по этой тропке ступали его  ножки, он видел эти самые холмы и горы, которые мы видим теперь и то же небо на закате солнца и раскинувшийся внизу Иерихон и путь его не легкий, ведь вершина горы не близка, а Спаситель шел наверх, взирая на просторы земли...тропинка петляет словно винтовая лестница, увлекая нас все выше и выше, и вот мы стоим у входа в монастырь. Каменная лестница ведет нас во внутрь. По краю скалы прорублена дорожка, обнесенная стеной, мы попадаем в храм, читаем евангелие, поем псалмы. Тут же место с камнем, на котором стоял Иисус в момент его искушения дьяволом. Рядом вход в крохотную пещерку Харитона Исповедника,  что бы  внее попасть нужно протиснуться в узкий лаз и вот совсем маленькое помещение с нависшими каменными сводами пещеры, тут и в рост то не встанешь...вот в таких местах подвизался святой угодник. С узкого небольшого балкона храма, нависшего над глубокой пропастью, открывается красивейший вид на Иерихон и пустыню. сиоя над пропастью представляется Христос, в те баделкие времена, Он стоял тут  и вот и вы сподобились побывать на этих самых местах!
Словно живые предстают события евангелия тех времен.

 

Гора Искушения

 

 

  

   Jericho / Єрихон

 

 
 
 

Искушение Христа в пустыне

После Крещения Спасителя согласно Евангелию Он уединился в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4. 1–11). 
     По преданию событие, о котором свидетельствует евангелист, происходило на горе близ города Иерихона, ныне именуемой горой Искушения. В память об этом событии там воздвигнут замечательный монастырь, который обычно посещают паломники, путешествующие по Святой земле. Другой монастырь был заложен нашими соотечественниками на самой вершине горы, представляющей собою плато. Уже был готов фундамент, сохранившийся доныне, однако революция в России помешала довести начатое строительство до конца. С Сорокадневной горы открывается удивительный вид на Иудейскую пустыню. Воображение легко вписывает в этот ландшафт сцену искушения Спасителя диаволом. 
     Ответы Иисуса очень важны, ибо дают возможность проникнуть в смысл служения Господа и понять, какую систему ценностей принес Он миру. 
     Итак, первое искушение — хлебом. Ты взалкал, ты хочешь есть? Сотвори же чудо, дабы камни сделались хлебами. Но Господь отвергает этот соблазн, ибо Его миссия не в том, чтобы освободить человека от заботы о пропитании. Это вовсе не означает, что Христос отвергает ценность материального начала жизни. Ведь в другом месте Священного Писания Он научает нас словами Своей молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6. 11). Не ценность хлеба отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека. 
     Между тем жизнь большинства людей как раз и управляется стремлением к обладанию материальными ценностями. При этом многие убеждены: чем легче достигается максимальный уровень материального благоденствия, тем больше оснований говорить, что жизнь удалась. Таким образом, обладание сокровищами земными приравнивается к истинному счастью. Этому искушению уступил некогда и наш народ, соблазнившись видением общества всеобщего благоденствия, где каждому будет дано по его потребностям. Поверив в эту утопию, люди ради своей соблазнительной мечты отказались от отеческой веры, от Бога, от истории... Сколько жизней было принесено на алтарь ненасытного и безжалостного кумира! Но счастья человек не обрел. Позже необходимость претерпевать тяготы радикальных экономических реформ также мотивировалась грядущим материальным благополучием. Вновь искушающая иллюзия преуспеяния требовала взамен великих и страшных жертв — целостности государства, нравственного и физического здоровья народа, генофонда нации, человеческого достоинства. Цена обещанных хлебов — нерожденные дети и не дожившие своего века старики. 
     Отвергая ложную цель, которой соблазняет Его диавол — отец лжи, Господь говорит: «Не хлебом одним будет жить человек...» (Мф. 4. 4). Да, хлеб нужен, и надобно молиться Богу о том, чтобы на каждый день была у нас пища. Но при этом твердо знать, что достижение материального достатка не есть ни абсолютная цель человеческого существования, ни выражение полноты нашего бытия, ни символ счастья. 
     Другое искушение, с которым приступил диавол к Иисусу, — «если Ты Сын Божий, бросься вниз», и тогда все уверуют, что ты воистину Христос. То есть убеждай посредством силы, согласись на трюк ради того, чтобы поразить воображение людей и овладеть их волей. Но Господь отвергает это искушение. Он отказывается прибегать к силе, делая выбор в пользу могущества слова, обращенного к сердцу и разуму человека. Ибо использование силы означало бы нарушение свободы воли человека, в результате чего люди перестали бы быть добровольными соработниками Бога в деле своего спасения, обратившись в пассивный объект воздействия таковой силы. В чем тогда состоял бы наш выбор? И можно было бы в таком случае говорить о личном участии? А что сталось бы с такими категориями духовной жизни, как подвиг веры, преодоление греха, жертвенность, любовь к Богу? Все это оказалось бы упраздненным или подмененным; и Господь отводит соблазн использовать силу в проповеди спасения. 
     И, наконец, искушение третье, и последнее. Возведя Господа на высокую гору, князь мира сего предлагает поклониться ему, а взамен получить власть над всеми царствами земными. Это искушение безграничной властью, возможностью повелевать другим человеком и подчинять его своей воле. В этом случае все возможности государственного, политического, экономического воздействия, а также незримая власть над умами и сила прямого принуждения могли бы быть употреблены для достижения цели пришествия Христова. Ибо не только политическая власть манипулирует массами и подчиняет большинство воле меньшинства. Известно, что подобные результаты достигаются также и властью денег. А разве не являются могущественным источником власти средства массовой информации, владеющие умами и формирующие стереотипы восприятия и поведения людей, побуждающие телезрителей и читателей газет действовать так, как это выгодно владельцам телевизионных каналов и печатных изданий? Существует немало форм власти над человеком и способов воздействия на его сознание, волю, чувства и поведение. 
     Похоть власти в человеке неизбывна. Сколько крови было пролито, сколько преступлений перед Богом и человеком было совершено во имя обладания властью! И как много зла творится в нашем мире доныне ради достижения и удержания власти! Но Господь Иисус Христос отказывается принять такую власть. Тем самым Он утверждает, что власть сама по себе не является ценностью, что спасение и полнота жизни не могут быть обретены силою власти. Ибо невозможно насильно одарить счастьем, как нельзя загнать человека вилами в рай. А ведь спасение — это и есть рай, то есть полнота бытия. 
     Господь отвергает искушения в пустыне, потому что каждое из них радикально изменяет ту систему ценностных координат, которая составляет суть Благой вести. Каждое из них разрушает целостность Евангельского послания. Принять искушение означало исполнить волю диавола, отказавшись от следования воле Божией. 
     Господь снабжает нас в путешествии по морю житейскому совершенно иной системой нравственных ценностей. И Евангелие открывает нам истины, которые одни способны сделать человека счастливым по-настоящему, ввести его в полноту бытия. Эти истины и есть суть учения Христа Спасителя.

 
 Преподобный Харитон Исповедник пострадал в Иконии во время одного из гонений на христиан при императорах Галерии (305–311), Максимиане (305–313) или Ликинии (311–324). В исповедническом подвиге его укреплял благодатный пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), уроженки его родного города, память которой он особенно глубоко чтил. Святой Харитон мужественно обличил языческих богов и твердо исповедал веру в Единого Истинного Бога – Христа-Спасителя. Святой Исповедник претерпел жестокие мучения, но, по Промыслу Божию, остался жив. Когда гонения утихли, святой был освобожден из заключения и всю свою жизнь посвятил служению Господу. Направляясь в Иерусалим на поклонение святым местам, он попал в руки разбойников. Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь затем убить, а сами поспешили на промысел. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и в монастыри, а в разбойничьей пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь – знаменитая в Палестине Фаранская Лавра. Преподобный Харитон сам составил строгий устав для своей обители. Стремясь к уединению, преподобный ушел дальше в пустыню, но и там не отвергал тех, кто нуждался в его духовном руководстве, и основал еще две обители – Иерихонскую и Сукийскую, именуемую «Ветхой Гаврой». В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на горе, близ Сукийской обители, но не оставлял руководства братией всех трех основанных им обителей. По преданию, преподобный Харитон составил чин иноческого пострижения. Скончался преподобный Харитон Исповедник в глубокой старости и был погребен, по его завещанию, в Фаранской обители, в церкви, построенной на месте разбойничьей пещеры.
 

Иерихон – древнейший город планеты, окруженный стенами

История города Иерихон (ивр. Иерихо, то есть  «лунный») началась примерно за 8 тысяч лет до нашей эры, в среднем каменном веке. Таким образом, Иерихон входит в число древнейших центров человеческой цивилизации. Местоположение города уникально – он находится на 260 метров ниже уровня моря (в 10 километрах к северо-западу от Мертвого моря). Таким образом, это не только один из самых древних городов, но и самый низкорасположенный город на планете.

Первоначально Иерихон окружали стены из дикого камня, а дома в городе строились из необожженного кирпича. Очевидно, основали Иерихон натуфийцы (культура Натуфа), говорившие на афразийском языке и представлявшие собой древнюю индосредиземноморскую расу, образовавшуюся в результате смешения негроидов-австралоидов (культура Кебара) и европеоидов. В городе имелись капитальные каменные зернохранилища, поскольку натуфийцы были первыми земледельцами и стремились сохранить урожай.

В натуфийскую эпоху город (ученые называют его Иерихон А) населяло порядка 2 тысяч человек. Древнейшие иерихонцы не знали посуды из глины (она вытачивалась из камня), а головы умерших сородичей – без нижней челюсти – отделяли от тел и помещали в особый мавзолей. Тела же выдерживались на открытом воздухе и солнце в черте города, а затем кости хоронились вместе черепами, сделанными из глины (в глазницы этих «искусственных» черепов вставляли перламутр). Ученые связывают отделение голов скультом Луны и верой в воскресение после смерти. 

Около 7 300 года до н.э. нафутийцы покидают древний Иерихон. Их сменяеттахунийская культура, которая образовалась в результате смешения автохтонного населения Ближнего Востока с пришельцами из Юго-Восточной Европы. Возникает культурный слой Иерихон Б. Тахунийцы перенимают многие культурные наработки нафутийцев, продолжают развивать земледелие: например, в тахунийскую эпоху увеличиваются в размерах зерна ячменя. Однако гончарным ремеслом тахунийцы также не владели.

В районе 5 тысячелетия до н. э. в Иерихоне поселяются представители иной культуры, которые приносят с собой умение делать керамические сосуды. Иерихон развивается и к 3 тысячелетию до н. э. превращается в большой процветающий город, обнесенный высокими стенами из необожженных кирпичей.

Примерно в 2000 году до н. э. древний Иерихон был взят, разрушен и сожжен кочевниками из восточной пустыни, какое-то время был необитаем, но затем отстроен заново. В ходе войн Египта с гиксосами город вновь серьезно пострадал, но к моменту вторжения в Ханаан еврейских племен (которое произошло, очевидно, в XIII веке до нашей эры) Иерихон оставался одним из важных торговых и культурных центров Ближнего Востока.

Город занимал площадь около 235 тысяч кв. метров и был великолепно укреплен двумя кольцами стен. Толщина наружной крепостной стены составляла около полутора метров, на расстоянии четырех метров за ней находилась стена примерно в 3 метра толщиной. Такие двойные стены характерны для хеттских городов.

Итак, в XIII – начале XII века под стенами Иерихона появляются древние евреи, руководимые Иешуа Бин-Нуном (в Библии этот лидер евреев носит имя Иисуса Навина). Кочевники-евреи пришли из-за Иордана, оставив на восточном берегу своих жен и детей, имущество и скот. Орда кочевников окружила неприступные крепостные стены. Ветхий Завет сообщает нам, что на седьмой день осады войско обошло Иерихон семь раз, а священнослужители евреев при этом дули в трубы (они и называются трубами иерихонскими). Стены города рухнули, и город был взят. Как показали исследования археологов, две городские стены действительно обрушились примерно в то время, когда в Ханаан пришли древние евреи, причем наружная стена рухнула наружу, а внутренняя – вовнутрь города. 

По приказу Иисуса Навина население города было уничтожено (за исключением блудницы Раав и ее семьи – она укрывала проникших в город еврейских шпионов). Уничтожили также всех животных в городе. Сверх того, было произнесено заклятие, которое запрещало восстанавливать разоренный и выжженный дотла Иерихон впредь; драгоценные металлы, медь и железо, захваченные в городе, были запрещены к использованию в быту (только для религиозных нужд).

Собственно «израильский» слой в раскопках города археологи датируют XI—IX вв. до н. э. Во времена сначала объединенного царства евреев, а затем царства Израиль торговая и культурная жизнь в городе Иерихоне оживилась. Например, был построен в хеттском стиле знаменитый «дворец Хилани». В культурном слое израильского периода обнаружена разнообразная керамика (в том числе стилизованная под металл). Возможно, дворец и крепостные стены Иерихона возведены Хиилом, наместником израильского царя Ахава. В период Израильского царства Иерихон вновь становится центром большой области, а городские укрепления являются эффективной защитой от моавитян, живших к юго–востоку от города, по ту сторону Мертвого моря.

В конце VIII века до н. э. Израильское царство гибнет под ударами завоевателей с востока. Стены Иерихона опять разрушены, но город тем не менее продолжил свое существование, получая доходы от торговли между Месопотамией на востоке и Египтом и Кипром на западе. Товары шли за море через финикийские порты. В иудейском Иерихоне были найдены многочисленные изделия из других стран – Кипра, Греции, Индии. Иерихон был взят и разрушен Навуходоносором в VI, а потом Артаксерксом III.

Ко времени Маккавеев здесь снова существует большое поселение. Царь Ирод Великийстроит в Иерихоне зимнюю резиденцию – с пышными залами, банями и бассейнами. В 70 годах I века нашей эры город был взят и разрушен подавлявшим иудейское восстание римским полководцем Веспасианом, будущим императором. При другом императоре – Адриане – город был опять восстановлен и существовал при византийцах, а затем и при мусульманах.

Остатки византийского периода находятся в 3 километрах к северу от современного Иерихона. Сегодня древнейший город на Земле – это центр палестинской провинции Иерихон и один из наиболее привлекательных туристических центров на территории Палестинской Автономии.

 Мы едем в Иерихон к древу Закхея и источнику прорка Елисея


 

Иерихон (Иерихо, по еврейски произносится Йерихо) - город, расположенный к западу от Иордана, в 8 км от северного берега Мертвого моря и на 250 м ниже уровня океана. Обычное значение слова "Иерихон" следующее: благоухающий, благовонный, но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Чис 22:1
Свежая вода иерихонского источника делает этот "город пальм" оазисом посреди окружающей пустыни. В хананейские времена Иерихон охранял броды на Иордане. Именно через эти броды перешли на западный берег посланные Иисусом Навином лазутчики. Город был хорошо укреплен и стал первым серьезным препятствием для вторгшихся в Ханаан израильтян. Взятие Иерихона - первая победа Иисуса Навина, одержанная в Земле Обетованной. Во времена Судей Аод убил в Иерихоне моавитского царя Еглона. Во времена Илии и Елисея в городе жила большая община пророков. После возвращения из вавилонского плена жители Иерихона помогали восстанавливать стены Иерусалима.
В Новом Завете Иисус возвращает в Иерихоне зрение Вартимею, а Закхей становится Его учеником. Добрый самарянин оказывает помощь человеку, ограбленному разбойниками на дороге из Иерусалима в Иерихон. 
Иерихон имеет давнюю историю. Первое городище возникло здесь еще в VII тысячелетии до н.э. Во времена Авраама, Исаака и Иакова жизнь здешних горожан была вполне цивилизованной. В гробницах, относящихся приблизительно к 1600 г. до н.э., найдены прекрасные керамические и плетеные изделия, деревянная мебель и коробочки с замечательной инкрустацией. Впоследствии Иерихон был разрушен, но на его месте осталось маленькое поселение. 
Нав.2; 6; 4Цар.2:4-22; Неем.3:2; Мк.10:46; Лк.19:1-10; 10:30. 
Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая Арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами, населением около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники.

Дерево Закхея в Иерихоне это древняя смоковница, на которую по преданию залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Эти места переданы в 2008 г. Императорскому Православному Палестинскому Обществу, и на месте были проведены обширные строительные и ирригационные работы. 


В Евангелиях рассказывается о том, что, мытарь Закхей, (сборщик налогов), будучи человеком низкого роста, когда услышал, что к городу приближается Иисус Христос, решил залезть на дерево чтобы увидеть Учителя. Закхей, прослыл среди жителей Иерихона, как человек жадный и к тому же страстный радетель своего ремесла, которое никогда не пользовалось людской славой. Каково же было удивление грешного мытаря и возмущение толпы, когда Иисус не только остановился под смоковницей и обратился к Закхею, но и выразил желание прийти в его дом. Это событие перевернуло сознание Закхея, он открыл свое сердце Христу и покаялся за свою жизнь. Встав из-за стола, за которым возлежали по-восточному обычаю гости, он обратился во всеуслышание ко Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В ответ Господь произнес: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». После этой встречи Закхей никогда не расставался с Христом, а уже после Воскресения Христа Спасителя и Его славного Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами во епископа и посвятил всю свою жизнь служению Господу. Участок земли и смоковница были приобретены в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы крестьянки Елены Резниченко. Когда отец Иоасаф был вынужден покинуть Святую Землю, он подарил участок Палестинскому обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича Романова. Совет общества решил провести в 1891 году на участке серьезные археологические раскопки. Для этой цели Обществом в Святую Землю командируется научная экспедиция ИППО под руководством Н.П. Кондакова, прошедшая по маршруту Константинополь – Афины – Бейрут-Гауран – Заиорданье – Иерусалим. Экспедиция провела в Иерихоне два дня, посвятив их «осмотру местности древнего города, столь замечательной в различном отношении, и посещению некоторых окрестных мест, особенно Сорокадневной горы с ее пещерными церквами». Эта экспедиция нашла на территории «Антониновского участка» византийские мозаики IV века с эпитафией игумена Кириака на греческом языке «Гробница блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннадцатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Второго (565-578)» и остатки капителей христианских базилик. Русские раскопки не получили дальнейшего развития в XX веке из-за разразившейся I Мировой войны в 1914 году. В период с 1917 по 1948 годы Иерихон попадает во власть Британского мандата над Палестиной, а с 1948 года находится в составе Хашимитского королевства Иордания. Затем с 1967 в составе государства Израиля. В 1993 году в рамках Соглашений в Осло Иерихон был передан Палестинской национальной администрации. Иоасафовский участок переписывается на правительство Российской Федерации в 1997 году. Новый импульс русский Иерихон получил с 2007 года, когда председателем Императорского Православного Палестинского Общества был избран Председатель Счётной палаты Российского Федерации – Сергей Вадимович Степашин. Его кандидатура была выдвинута Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, получила благословение Святейшего Патриарха Московского Алексия II и одобрена министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым. Усилиями С.В. Степашина власти Палестинской национальной администрации передали ему как Председателю ИППО документы, подтверждающие передачу в собственность России земельного участка в Иерихоне.

 Дерево Закхея упоминается в Новом Завете. Согласно Священному Писанию, Закхей был мытарем, или сборщиком налогов. Когда Христос направлялся в Иерихон, где жил Закхей, то последний, желая хоть издалека увидеть Мессию, влез на смоковницу. Христос заметил его, обратился к нему со словами: "Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Глубоко тронутый Закхей с радостью принял Христа в своем доме и дал обещание раздать нищим половину имения, а также вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос сказал знаменательные слова: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". По церковному Преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом Христианской Церкви в Палестинской Кесарии.

 

Закхей (то же, что Закхай — чистый) — имя двух лиц:

а) (II Мак. X, 19) — один из военачальников Иуды Маккавея, о котором упоминается только в означенной цитате;

б) (Лк. XIX, 5-8, 11) — богатый иудей, живший в Иерихоне и бывший начальником мытарей, т. е. сборщиков податей, в этом городе; он называетсягрешником, вероятно, потому, что иудеи смотрели не совсем благоприятно на всех лиц, занимавших эту должность. Его любопытство и желание видеть Христа были так сильны, что для сего, будучи малого роста, он влез на смоковницу, которые во время земной жизни Спасителя росли в окрестностях Иерихона. Господь Иисус, как Сердцеведец, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей при сих словах Божественного Учителя с поспешностью слез с дерева и повел к себе небесного Гостя. При народном ропоте, что Господь пошел в дом человека-грешника, Закхей, полный сердечной радости, как бы с чувством самообвинения, воскликнул так: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам вчетверо (Лк. XIX, 8). Ныне пришло спасение дому сему, ответствовал Спаситель на пламенный сердечный порыв взысканного Его милосердием Закхея, потому что и он сын Авраама (ст. 9). По преданию, Закхей был первым епископом церкви Кесарии Палестинской (Пост. Ап. кн. VII, гл. 46). По мнению раввинистов, евангельский Закхей был отцом знаменитого раввина Иоханана-бен-Закхея, жившего около того же времени в Иерихоне. История о Закхее представляет нам поучительный пример беспредельной любви Господа к грешникам, кто бы они ни были, лишь бы желали оставить свои грехи.

      

   Обращение к Иисусу Закхея-Мытаря

 

 

 

   Исцеление Иисусом слепых в Иерихоне

 

 

Иерихон. Подворье Иоанна Предтечи.  Монастырь святого пророка Елисея.

Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне — подворье Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) в Иерихоне. Построено на месте, где по преданию находился дом мытаря Закхея. На территории подворья находится небольшой храм в честь святого Иоанна Предтечи, двухэтажный жилой дом и хозяйственные постройки.Территория подворья была приобретена в 1874 году начальником РДМ архимандритом Антонином (Капустиным) для паломников к месту Крещения на реке Иордан. По преданию, расположено на месте дома Закхея, на котором преподобный Савва Освященный в VI веке построил паломнический приют. На территории подворья во время раскопок были обнаружены колонны византийского храма VI века, плита из розового камня, камни с изображениями святых и мозаика VI века с надписью на греческом языке:
«Гробница блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннадцатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Второго».Для сохранения мозаики и гробницы на месте византийского храма была возведена часовня в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где и сегодня совершаются богослужения.В 2000 г. власти ПНА передала этот участок Русской православной церкви.

 

  

   Иерихон, монастырь св. пророка Елисея

 

 

 

Древо Закхея. Источник св. пророка Елисея