Скорбный путь/Via Dolorosa

В третий день мы отправились по Скорбному Пути Спасителя в Иерусалиме. Начало пути было с "Львинных ворот". Именно через них Иисус перед казнью вошел в Иерусалим. 

История возникновения

Львиные ворота имеют несколько названий: Ворота Стефана, Ворота Пресвятой Девы (неподалёку расположена могила матери Иисуса Христа), Ворота Иосафата, Ворота колен, Овечьи ворота. Львиные ворота находятся в восточной части стен Старого города Иерусалима и ведут в Мусульманский квартал. В Иерусалиме эти ворота появились благодаря приказу султану Сулейману в 1538 – 1539 гг. Своё название они получили благодаря расположившимся четырём фигурам, которые напоминают львов. Эти фигуры на самом деле пантеры и находятся они на самих воротах. Согласно одной легенде, якобы Сулейману Великолепному приснился сон, где ему пригрозили, если он не воздвигнет стены вокруг города, то его и горожан съедят львы.

VIA DOLOROSA

Пройдя ворота мы попали на улочки старого города. Наш путь лежал к месту "Овчей купели". 

Недалеко от места рождения Пресвятой Богородицы находится купальня "Вифезда", что в переводе с древнееврейского означает "дом милосердия". Здесь совершилось чудо исцеления расслабленного. 
"После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел". (Ин. 5, 1-9).

На ум приходят мысли: Господи, скажи и нам то же...мы словно этот немощный больной человек ожидаем великой милости Твоей, яви ее нам, если тебе это угодно.

Территория, где находилась Вифезда, было приобретено французским правительством, восстановившим здесь мужской монастырь. Был возведен величественный храм, по предполагаемому образцу средневекового. Вокруг храма построено множество монастырских зданий с семинарией и музеем древностей. 

Это место принадлежит ордену "Белые братья". В недалеком прошлом здесь стали производиться раскопки. Глубоко под землей был обнаружен древний фундамент и остатки стен византийских построек. Оказалось, что это ушедший под землю водоем евангельской купели "Вифезда".

Через ворота монастыря "Белых братьев" есть платный доступ к останкам древней купели.

Вокруг купели располагаются развалины древней церкви

Спустившись по лестнице к уцелевшей площадке, где был храм, нужно спуститься еще ниже по крутым ступеням к самой воде.

Во времена Христа пять крытых переходов соединяли резервуары с водой.

В этих переходах скапливалось множество больных людей, одержимых различными недугами.

Купель была обширнее, чем сейчас, так как другая ее половина скрыта стеной фундамента бывшей церкви, разделившей ее пополам. 
Иерусалим почти весь расположен над подземными водоемами, что естественно для города в безводной стране.

Ангел Божий, сходя в купель возмущал воду. Получался некий всплеск или колыхание воды. Любой болящий, оказавшийся в это время в купели, исцелялся, какой бы болезнью не был одержим.Но только раз в год приходил Ангел и только один человек исцелялся. Предание говорит о том, что Ангел опускался в купель, чтобы омыть древо, на котором суждено было пострадать Спасителю. Это необычное древо, имеющее один ствол и три кроны - певка, кедра и кипариса, было брошено в овчую купель, так как ему не было найдено применение в строительстве. Когда пришло время казни Спасителя и иудеи стали искать для него самое тяжелое дерево, вспомнили о мокнущем в купели древе. После Крестной смерти Спасителя Ангел уже не спускался в купель. 
Это место так же имеет название "Овчая купель". Через Овчие врата в старый город пригоняли овец для жертвоприношения. Овец нужно было перед этим помыть. Для этого существовала Вифезда - Овчая купель.

В Овчей купели ясно виден наросший за много веков слой земли.

Древняя церковь, остатки которой мы наблюдаем на этом месте, вероятно, была воздвигнута царицей Еленой над теми пятью притворами, о которых говорит Евангелие и которые являлись Домом милосердия над целительными водами "Вифезды".

Крестоносцы в 1140 году построили неподалеку церковь Святой Анны.

 
Овчая купель

    

    Вифезда. Иерусалим. Старый Город

 

 

 

Рядом с Вифезидой находится церковь Св. Анны - место предположительного рождества Пресвятой Богородицы. В храме отличная акустика, у входа можно слышать, что шепотом говорят у алтаря.

храм св. Анны

 

 

Мы выходим на улицу скорбного пути Господа.

Виа Долороса. Via Dolorosa.

 

Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби - это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На протяжении Крестного пути происходили различные события, которые останавливали печальное шествие. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок или станций, каждая из которых отмечена часовнями или церквями.
Девять остановок указаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям и легендам. За многие века этот маршрут неоднократно менялся и, в действительности, Крестный путь - это лишь традиционально сложившийся маршрут. Суть и духовная сторона этой традиции - дать прочувствовать верующим и лично пережить все то, что выпало на долю Иисуса Христа.
Я приглашаю вас отправиться в это печальное путешествие по маршруту, пройти по которому мечтают миллионы христиан.

Виа Долороса начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.

Впереди Крепость Антония и Претория - место осуждения Христа Понтием Пилатом. Узкие улочки Иерусалима выложены камнями. Две тысячи лет назад по этим самым улочкам вели иудеи Христа на неправедный суд. А Господь покорно шел с ними.... Небольшая арка и мы поадаем на место бывшей крепости и далее в саму Преторию. Внутри в храме в нишах стен фигурки Христа с терновым венцом на голове.  Здесь же и то самое место, на котром Понтий Пилат вершил свой суд, точнее судилище в угоду ликующей и кричащей толпе: "Распни, распни Его, так и слышится кругом и камни отдают эхом эти слова осуждения в наши дни... а Он кротко и молчаливо стоит и взирает на народ, с котрым ходил вместе и разделял тяготы и дневной зной и жажду и голод, которых исцелял и которым прощал грехи, которых учил и лечил, которые еще совсем недавно встречали Его словали "Осанна в вышних, благосвен грядый во имя Господне", сейчас выкрикивают уже совсем другие слова: "повинен смерти". И нет уже среди них Его учеников: "Поражу Пастыря и рассются овцы". Рассеялись, разбежались в страхе ученики и только один из них и Матерь его с немногими женщинами следуют поодаль. 

ОСУЖДЕННЫЙ ПИЛАТОМ

Когда иудеи возвратились от Ирода, приведя с собою назад Иисуса, Пилат, выражая недовольство, спросил, чего они хотят от него. Он напомнил, что допрашивал Христа и не нашел за Ним никакой вины. Он сказал также, что ни одно из выдвинутых ими обвинений не подтвердилось. И то, что Ирод, будучи, как и они, иудеем, не нашел за Ним никакой вины, подтверждает правоту первоначального решения Пилата. Но, чтобы успокоить их, он сказал:  "Итак, наказав Его, отпущу" (Лк. 23:16).

В этом сказалась слабость характера Пилата. Он, признав невиновность Иисуса, не проявил решительности, чтобы окончательно освободить Его. За что же наказывать, если Иисус невиновен? Но Пилат решил пойти на компромисс. Иудеи заметили эту уловку со стороны наместника и угрозами продолжали настаивать на исполнении их требований. В результате им удалось добиться осуждения Иисуса Христа на смерть. Толпа неистовствовала, требуя смерти пленника. В это время Пилату принесли письмо от жены, в котором говорилось: "Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него" (Мф. 27:19).

Пилат пошатнулся и побледнел, прочитав письмо. Но толпа кричала еще настойчивее, видя его нерешительность. Пилат понимал, что нужно что-то предпринимать. Был у иудеев обычай: на праздник Пасхи отпускать одного узника по своему усмотрению. Недавно римские воины поймали известного разбойника по имени Варавва. Пилат обратился к народу, говоря:

"Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?" Они ответили: "Смерть Ему! а отпусти нам Варавву" (Мф. 27:17; Лк. 23:18).

Пораженный, Пилат не мог произнести ни слова. Во мгновение он потерял авторитет и уважение со стороны толпы, ибо обратился к ней за указанием, а не поступил по собственному убеждению. Он стал орудием в руках толпы, и они действовали через него, осуществляя свое намерение.

Пилат спросил: "Что же следует сделать с Иисусом, называемым Христом?

Они в один голос закричали: "Распни его!" Правитель продолжал спрашивать: "Какое же зло сделал Он? " Они стали кричать еще сильнее: "Да будет распят!" Пилат не думал, что дело дойдет до этого. Несколько раз внушал он людям, что нет на Нем никакой вины, но народ неумолимо требовал для Христа самой мучительной смерти. Еще раз Пилат сказал народу: "Какое же зло сделал Он?" А в ответ раздался ужасный рев толпы: "Распни Его! Распни Его!"

Пилат решил вызвать чувство жалости и сострадания у людей тем, что повелел вывести Иисуса перед людьми и бить Его. Воины стали бичевать Христа на виду Его обвинителей.

"И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам" (Ин. 19:2, 3).

Люди плевали в Него. Одна нечестивая женщина выхватила жезл, вложенный Ему в руку, и ударила им по челу, увенчанному терном. Шипы впились в голову Спасителя, и кровь стала стекать по лицу Его.

Воинами и толпой во главе с Пилатом руководил сам сатана. В его интересах было так искусить Спасителя, чтобы Он совершил великое чудо здесь, пред людьми, и тогда план спасения человечества был бы уничтожен. Единственная слабость, самое малое допущение собственной воли, отклонение от человеческой природы при преодолении тяжелого испытания - и Жертва Агнца Божьего была бы несовершенной, а спасение людей - невозможным.

Но Тот, Кто повелевает силами небесными и небесным воинством, Кто в одно мгновение мог бы призвать на помощь легионы ангелов Божьих, Кто мог поразить Своих мучителей одним Словом уст Своих - Тот, проявляя совершенное смирение, покорился самому грубому и жестокому унижению и издевательству.

Потрясенный безропотным терпением Иисуса Христа, Пилат распорядился, чтобы в зал привели Варавву, и представил толпе обоих узников. Указывая на Спасителя, он сказал: "Се, Человек". "Я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины" (Ин. 19:4, 5).

Сын Божий стоял перед толпой в терновом венце и в багрянице. На лице были следы от ударов. Однако Христос смотрел на истязателей со смешанным чувством глубокого сожаления и жалости к ним.

Черты лица разбойника Вараввы были грубыми, взгляд, блуждающий по толпе, выражал злость и презрение. Полная противоположность Христу - таким был разбойник, убивший не одну живую душу.

Глядя на разительную картину, некоторые из народа почувствовали сострадание к кроткому и благородному Христу. Даже священники и начальники все более проникались сознанием, что перед ними стоит Тот, за Кого Он выдавал Себя. Но какая-то сила мешала им отдаться полностью этому чувству. В бешеной ярости они вместе с народом опять начали кричать: "Распни Его! Распни Его!"

Наконец, доведенный до потери всякого терпения мстительной жестокостью толпы, Пилат произнес:

"Возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины" (Ин. 19:5,6).

Пилат до конца старался освободить Иисуса, но иудеи кричали:

"Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю" (Ин. 19:12).

Это подействовало на Пилата, ибо донос в любой его форме мог вызвать недовольство у римского правительства.

"Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы" (Мф. 27:24).

Напрасно Пилат желал снять с себя ответственность за осуждение Христа. Если бы он действовал решительно с самого начала, то его воля не была бы подчинена безрассудной и жестокой толпе. Видя его последовательную решимость, народ не посмел бы диктовать ему свои желания.

Но преступная слабохарактерность привела его к гибели. Видя, что он не может сохранить жизнь Иисусу, не потеряв должность наместника, он предпочел пожертвовать невинной жизнью ради сохранения власти. Уступая толпе, он опять приказал бичевать Христа, после чего Он был предан на распятие.

Пилат, однако, не смог сохранить того, чем так сильно дорожил. Спустя всего несколько лет, снедаемый совестью и раскаянием, он кончил свою жизнь, навсегда потеряв высокое положение вместе с почестями. "Есть путь, который кажется человеку прямым в глазах его, но конец его - смерть".

Когда Пилат отмежевался, заявив, что он невиновен в крови Христа, Каиафа от имени присутствующих иудеев подтвердил общую причастность к убийству Христа: "Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:25). Эти страшные слова были повторены священниками, а затем и всем народом. Эти слова были приговором, который они навлекли на себя и на все свое потомство.

Буквально эти слова исполнились сорок лет спустя, во время взятия и разрушения Иерусалима римскими воинами. Эти слова буквально исполняются до настоящих дней как возмездие над рассеянным по всему миру потомством народа иудейского. Приговор, который они сами произнесли над собой, исполнится с еще большей точностью, когда наступит последний день перед Страшным судом. Тогда сей Иисус придет в пламенеющем огне совершать отмщение непознавшим Бога (см. Деян. 1:11; 2 Фес. 1:8).

Тогда все, кто отверг Христа, возопиют к скалам и горам: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять" (Откр. 6:16, 17).

 Источник: http://svobd.ru/2010-11-14-12-40-05/2010-11-14-12-42-54/282---/3152--.html

 Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

 Все эти события пережитваются и проносятся в сердце каждого. Мы видим камень на котором стоял Понтий Пилат, произнося неправедный приговор. Тут же в претории  находится и камень, на котором преторианцы (римские воины из стражы) рисовали табличку для игры "Базилевс". Именно в эту игру они сыграли со Спасителем. Суть игры сводилась к тому, что ради развлечения из числа солдат назначался на один день правитель, который должен был в конйе умереть. Таким вот правителем, а точнее царем иудейским и нарекли Христа.

Атмосфера претории  рисует живые образы, все все это было не две тысячи лет назад, а проносится и чувсвтуется прямо тут и происходит сейчас у нас на глазах на этом самом месте и это не просто слова  или игра воображения - это состояние души и сердце - оно чувствует эти события оно сопричастно к ним, оно им сопереживает. В такие минуты так хочется оказаться в той эпохе, быть рядом поддержать покинутого всеми Спасителя...

И вот Господу дают нести крест и солдаты ,подгоняя Его плетью, выврдя на улицу....и мы идем следом, неся свои маленькие крестики. Все взволнованы и сосредоточены, мира вокруг ент, его не существует, мы на Via Dolorosa, мы идет вместе с Господом скорбным путем...Господи - мы с  Тобой, мысленнно проносится в уме, помилуй нас грешных.

 
Крепость Антония, Претория

 Из Претории наш путь лежит в темницу Христа. Здесь, покинутый всеми Спаситель провел ночь, ожидая казни. Бежали все: и соратники и тех, кого он учил и исцелял и даже ученики... Один, избитый и поруганный воинами преторианцами, Христос сидел в этой маленькой узкой с низкими сводами каменной камере-пещере, прикованный цепями. Какие мысли и какая скорбь были в Его свелюбящем серде...как тяжело и страшно было оказаться тут, преданным народом, который Он так горячо любил....

Сама темница производит удручающее впечатление, рисуя живые образы и заточенных тут же разбойников и сидящего в яме Варравы и прикованного к каменной скамье Христа.

 
Темница Христа

 

Третья остановка Крестного пути - место первого падения Иисуса.
Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Маленькая тесная улица полностью заполнена людьми. Все стоят и смотрят на балерьев над самим входом - споткнувшийся Спаситель, кажется, что Он наклонив голову смотрит на нас, по Его лику струится пот, нещадно палит солнце, а ликующая и улюлюкаущая толпа вокруг радуется, как же Ему тяжело. Он почти один и некому протянуть Ему руку помощи, поддержать, подняться, помочь донести тяжелый крест... только сопровождающие Его воины наносят удары плетью, подгоняя Спасителя дальше.... В уме проносятся мысли, если бы я был там рядом, то проятнул бы Ему руку помощи...Господи сапаси нас грешных, чем мы лучше той толпы...На стене часовни изображены Ангелы в ужасе закрывающие свои святые лика, как же смирил себя Господь ради любви к человекам!

Третья остановка Крестного пути

 Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке - встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Над входом барельеф, изображающий встречу.

На полу харама отмечены следы ножек Божьей матери, тут вот Она стояла, подойдя к своему Сыну, и произнося слова утешения...

Четвертая остановка - встреча с Матерью

Мы идем дальше. Все те же торговцы и таже суетящаяся равнодушнная к происходящему толпа, как и две тысячи лет назад заполняет узкие улочки старого Иерусалима.

На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.

С трепетом в сердце мы касаемся  этого места. Тут в камне, словно в воске отпечаталась святая десница (рука) Господа. Все прикладываются к этому месту, прикладывают и несущие с собой маленькие кресты, помоги нам, Господи, прости нас грешных...Ты сподобил нас увидеть такие места, каждый шаг здесь - живое евангелье!!!

Улочки станвятся все уже и уже, заполненные торговцами, по ним очень сложно пробираться. Кругом небольшие лавки, идет оживленная торговля, как похожи эти лица на тот древний народ - это ведь их потомки. Кажется, что все события происходят прямо у на сна глазах. Время, ты снова остановилось...

 

Пятая остановка Крестного пути - передача Креста

 

Шестая станция Скорбного пути - встреча с Вероникой. 
Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники. Каое мужество нужно было иметь Веронике, что бы не побояться и подойти к осужденному на распятие Христу, а Его ведь окружала пышущая ненавистью и злобой толпа, римские стражники в любой момент могли схатить, отогнать сочувствующую, а Верника не побоялась! Есть ли среди нас такие, кто так же как и Вероника не побоиться встать на сторону правды? встать откурыто, не таясь, не где тотам в глубине души сочувствуя, а осознавая всю степень опасности, связанной с таким поступком?

Встреча с Вероникой

 Седьмая остановка - второе падение Иисуса. 


Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом распологается францисканская часовня. 
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые вы сможете увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье. Это место принадлежит России.

Мы видели плиты судных врат, прикладывались к ним. Именно тут возле судных врат за осужденного еще могли вступиться - любой гражданин мжского пола мог сказать слово в защиту и тогда осужденный возварщался для повторного разбирательства на суд. Но никто - никто из толпы не проронил ни слова в оправдание Иисуса. а ведь совсем недавно эти же самые люди ходии за Господом, слушали Его проповеди, внимали учению, получали от Него исцеление и вот теперь они равнодушно взирали на повторное прочтение приговора. Господи, Ты знал, что они поступят так и все равно жалел и учил их. Какое же надо иметь сердце и любовь, что бы так уничижать себя?!

 

Втрое падение Иисуса - Судные врата

По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса - обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским. 
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.

Когда смотришь на картину Фёдора Моллера (1812 – 1875) «Несение креста», растет желание раскрыть Новый Завет там, где повествуют евангелисты о Скорбном Пути Спасителя, и читать эти вечные страницы, которые когда-то вдохновили художника.

…По узким улицам Иерусалима с места судилища повели Иисуса Христа на казнь. Недлинная эта дорога потом была названа «Скорбным Путем». Впереди выступал римский сотник (военачальник), за ним, неся крест, следовал Спаситель. По сторонам шли солдаты, позади несли свои кресты два разбойника, осужденные на смерть.

В Риме смертная казнь считалась позорной, к ней приговаривали отъявленных разбойников, злостных бунтовщиков да рабов, которых и за людей не считали. Перед казнью осужденных били особыми плетьми – бичами, свои кресты они должны были сами нести до места казни. Мучения распятых были ужасны. Тяжесть повисшего тела раздирала раны пробитых гвоздями рук, боль была нестерпима, от напряжения мышц кровь приливала к голове и сердцу, вызывая мучительное предсмертное томление. Для иудеев эта казнь была особенно презренна, потому что закон Моисеев гласил: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак. 21, 22).

Христос после бессонной ночи, истерзанный допросами, издевательством, избиениями, бичеванием, падал под тяжестью креста. Палачи озверели. Они били и пинали Господа. Спаситель совсем обессилел. По Промыслу Божию, в этот момент с поля возвращался некий человек. Это был Симон, родом из Киринеи. Его остановили и велели нести крест.

За городскими стенами находился небольшой холм – «Голгофа», или «Лобное место». Назвали его так, видимо, потому, что напоминал он своим видом человеческий череп, а возможно, и потому, что здесь находилось множество черепов казненных людей. По древнему преданию, на этом же самом холме был погребен прародитель Адам. Там, где было начало смерти, там же и совершилось упразднение её: как в Адаме пришла смерть, так во Христе всем нам должно жить.

Множество народа двигалось по улицам Иерусалима за печальной процессией. Шли враги Господа и те, кто почитал Его и сострадал Ему. Шли любители страшных зрелищ, шли те, кто в тайне сердца скорбел, видя мучения Страдальца. Старейшины, первосвященники, книжники и фарисеи торжествовали свою победу и громко издевались над Христом: «Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, Избранник Божий…».

Обычай запрещал выражать сочувствие преступнику, ведомому на казнь. И все же в толпе раздавались рыдания. Это плакали женщины. Сострадание их было так глубоко, так искренне, что Господь обратился к ним: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших…».

Большая толпа, о которой пишут евангелисты, важная подробность для понимания Нового Завета. Этот факт становится знаком того, что, после крестной смерти Христа, в Него уверует множество людей, и особенно женщин. Плач и рыдания их – нравственный урок для всех нас. Если наша душа, слабая, как женщина, согрешив, плачет и рыдает, покаявшись, то следует она за Христом. Но обращение Господа к «дщерям иерусалимским» имеет и ещё один смысл. Господь возбраняет женщинам рыдать о Нем. Потому что Он страдал добровольно, ради нашего спасения, и должны люди не плакать о Нем, но одобрять и прославлять Его. Господь призывает их, чтобы подумали они о собственных бедствиях и плакали об этих бедствиях. И слово Его обращено ко всему народу израильскому.

Из всего, что совершается с Иисусом Христом, видно, что Божий Промысл, не нарушая воли человеческой, управляет всеми делами и событиями. Кажется, что все происходит случайно, каждый действует по собственной воле. Но между тем осуществляются предсказания пророков, и приводится в исполнение правда вечная – воля Божия. Велик смысл скорбного шествия Господа со крестом. Совершается это евангельское событие в двух измерениях: во времени, то есть в эпоху историческую, где действуют реальные исторические лица, и в вечности, ибо Христос несет не орудие смерти, но – искупления и славы.

Художник вычленил из многолюдства толпы только шесть фигур, наделив каждую определенной ролью. Композицией картины Моллер подчеркнул, что мир разделен на добро и зло. Крест на плечах Господа разрезает пространство: по левую сторону – римский воин с гневно поднятой мускулистой рукой – воплощение грубой силы. Но лицо его не искажено звериной яростью: оно застыло в изумлении перед Божественным Страдальцем. Может быть, это сотник Лонгин, еще не уверовавший во Христа, но в душе его уже что-то дрогнуло.

Из-за плеча воина выглядывает один из тех, кто обрек Христа на казнь. Пальцем он указывает на Крестоносца, и в его жесте, во взгляде – торжество, мстительность, ехидство.

По правую сторону от креста – три женщины – «дщери иерусалимские». Скорбно они глядят на муки Господа. Одна поникла, бессильно закрыв лицо; другая, самая старшая, неотрывно глядит на Христа, в ужасе застыв, как изваяние; третья пугливо прижалась к ней. В центре полотна, под пересечением перекладин креста – Спаситель в терновом венце. Терновый венец символизирует страдания Христовы. Но лик Его не искажен физической болью. Фигура Господа напряжена, как и тело всякого человека, поднявшего тяжелую ношу. Напряжено и лицо, но не физической мукой – ведает Господь судьбы людские и сострадает нам…

Тревожный кровавый отсвет лежит на хитоне Христа. Мрачны сгущающиеся черно-синие тучи: пройдет несколько часов, и тьма покроет землю. Но где-то на горизонте, освещая скорбящих женщин, светится прозрачное золотое небо. Ствол креста, который поддерживает руками Спаситель, подобен лучу – не зловещему, таящему гибель, но лучу Божественного света.

Здесь сказалась кисть мастера: точным световым сочетанием художник подчеркнул: крест Христов – орудие не гибели, но искупления и славы.

Нельзя не почувствовать, что живописец задал нам непростую тему для размышления. На каждого человека возложен крест – трудности, печали, скорби, болезни. Наверное, многим приходит мысль: почему одним людям Бог дает в этой жизни счастье и богатство, а другой терпит всякие нужды и несчастья? Святые отцы учат нас: Господь посылает человеку то, что ему полезно. И великий грех роптать на свою долю: каждому дается крест по его силам.

На картине Ф. Моллера светлое лицо Спасителя обращено к нам, зрителям. Благое дело выполнил живописец. Нас, поглощенных большими и пустяковыми заботами, унывающих от неудач, недовольных собой и ближними, он остановил перед своим полотном и напомнил слова Христа: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Мф. 10, 38).

Источник:  http://www.xn----8sbjradvb0can8m.xn--p1ai/kontakty/iskusstvo-khristianstva

 

Обращение к дщерям иерусалимским

 «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших…». Ах, как прав был Спаситель. И мы - свидетели истории знаем, что не прошло и сорока лет и в Иерусалим пришли римляне и камня на камне не останется ни от храма Соломона ни от самого города, а измученные в осаде жители, претерпят все ее страшные лишения и в конченом итоге будут нещадно истреблены захватчиками, а само место горда будет не только сровняно с землей, но и засыпано солью, дабы эта земля не смогла более ничего тут родить. Вот как сбылись слова Господа! Не в назидание ли нам потомкам это?!

 
Разрушение Иерусалима римлянами

 Девятая станция - место третьего падения Христа. 
Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу. 

Христос споткнулся тут в третий раз. Однажды мне довелось слашать такой вопрос, а тяжел ли был Крест Господень? На проятжении всего пути Спаситель трижды падал под его тяжестью. Да, Крест был тяжелым и мы помним с вами ,еще там в Фифезиде в Овчей купели он блы брошен в воду ка кнепригодный к строителству материал (крест состоял из трех сросшихся видов дерева), он впитал в себя воду и был очень тяжелым. именно такой тяжелый крест и искали противники Христа, что бы придать несущему его еще большие страдания.

 Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.

И мы подходим к величайшей святыне мира - Храму Гроба Господня.

Узкие извилистые улочки заканичваются каменными ступеньками в небольшой дворик храма. Вот он конец крестного пути, вот и показлась Голгофа - место за каменно йстеной Иерусалима. Тут же рядом было и кладбище, где погребали усопших.

Именно так все и представлеятся, как нам показывали на схеме древнего города еще там в претории.

Десятая станция - снятие одежд. 
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)
Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня – это размеры площади.
Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.
На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Десятая станция – снятие одежд

 

 Одиннадцатая станция - прибитие к кресту. 
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Что бы попасть на эту станцию нужно подняться на Голгофу. Каемнная лестница ведет на вершину горы, расположенной в Храме Гроба Господня. Скорбная атмосфера, все с трепетом стоят в ожидании подхода к этому месту. Стены распинасы сюжетами воспоминаний о тех событиях. Вот и само место прибития ко кресту. Именно тут и происходили те самые страшные события пригвождения Господа: рядом с крестом изображен воин с молотком, вбивающий  в руки Спасителя гвозди, Божья Матерь со слезами на глазах взирает на это. Тишина и полное сердце скорби витают в воздухе... все проносится в мысленных образах, явственно встает перед глазами вся эта страшная картина.

Место пригвождения Господа ко кресту

 

Двенадцатая станция - смерть на кресте. 
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.

А вот и само место крестной смерти Господа: воздвигнутый крест и распятый на нем Христос. Нет тут времени - мы две тысячи лет назад стоит и смотрим на все происходящее и Божья Матерь с пронзенным сердце оружием стоит рядом (фото справа) с Марией Магдалиной и расколовшаяся надвое Голгофа отделила праведного раскаявшегося разбойника от нераскаявшегося, вот она трещина идет в ее самое основание и капли божественной кровви Христа стекают в нее и омывают внизу череп праотца Адама.

С трепетным ужасом взираем мы на это святое место - окружающего мира тут больше не существует -все внимнаие приковано к этой святыни!!! Господи, Господи, Господи помилуй нас грешных...

Крестная смерть Господа

 

Тринадцатая станция - снятие с креста. 
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением. Мнжество народа окружают камень, все хотят приложиться, пропиать благовнным миром, источаемым из камня, платочки. Сам камень благоухает ароматами и источает драгоценное миро, кторым было умащено пречестное тело Спасителя. Восемь неугасимых лампад вечно горят над ним! тут лежало тело Спасителя на этом самом месте на этом самом камне - это так важно осознать и почувствать сейчас!!!

Люди обступают камень, припадая к нему, все молятся и просят Господа каждый о своем, но самое главное - о помиловании, Боже, помилуй нас грешных...

 

 

Снятие с креста Господа - камень помазания

 

   Иерусалим. Камень Помазания

 

 

 

 

 

 

Четырнадцатая остановка - положение во гроб. 
Над Гробом Господним установлена кувуклия. Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение. Нескончаемый поток людей идет к Гробу Господню, люди всех национальнсотей со всех концов земли, со всего мира спешат сюда в это святое место, что бы поклониться этой Величайшей Святыне. И вовсе не кажется ничуть утомительным ни огроиная очередь, которую приходиься отстоять, что бы попасть в Гороб Господень, ни то, что мы не вкушали целый день пищи - это все мирское и это не чувствуется - тут другая пища - духовная, она питает ничего не хочется более- тут благодать Божья и она чуствутеся во всем, это дже невозможно передать словами, тут Сам Господь!!! Слава Тебе, дорогой наш и любимый Спаситель, слава Тебе отныне и до века!!! Сподобил нас грешных посетить такие места....

С величайшим смирением мы входим в Гроб. Первоя помещение Гроба Господня - место, где стоял отворивший камень архангел Гавриил, а дальше идет вход в небольшую пещерку - там лежало пречестное Тело Господа. К нему - этому камню мы с трепетом и прикладывались, возлагали на него крестики и платочки, взятые с собой, что бы привезти их своим родным и близким людям. Господи, слава Тебе!!!

Гроб Господень

Гроб Господень

Вот и закончилось наше путешествие по Виа Долороса - скорбному пути Иисуса Христа.