Остров Эгина. Св. Нектарий Эгинский 

Треугольник Эгины расположился в самом центре Сароникса. Стратегическое положение острова сыграло большую роль в его процветании как морской державы в прошлом. Во многом, по этой же причине позднее Эгина станет первой, неофициальной столицей освобожденной Греции. География обуславливает и её популярность в настоящем — всего час пути от Афин на пароме, и вы оказываетесь на чудесном острове, знаменитом помимо своей истории… фисташками. Где бы вы ни покупали фисташки в Греции, продавцы заявляют, что они с Эгины, если хотят убедить в их наивысшем качестве. 

Столица — Эгина.

История острова уходит в IV век до н.э. Благодаря географическому положению остров стал торговым центром в античные времена и одним из процветающих и политически сильных островов Греции. С XIII по XV век островом управляли крестоносцы, а затем дважды – венецианцы. Долгое время остров был под владычеством турок-османов. В конце XIX столетия здесь находилась столица Греции.

На острове нет больших отелей. Везде царит уютная, домашняя атмосфера, поэтому Эгина - идеальное место для тех, кто предпочитает спокойный отдых. Впрочем, и любители повеселиться найдут здесь достаточно много подходящих для этого мест.

Самый известный пляж – Агиа-Марина. Песчаные пляжи также находятся на северном побережье острова – в Сувале и Вайе и на западном – у Фароса и Марафона. Дорога, проходящая через эти два селения, ведет в рыбачий поселок Пердика (9 км), напротив которого лежит поросший соснами островок Мони с песчаными пляжами и кемпингом.

Основная достопримечательность острова – древний храм Афайи, сохранившийся лучше многих других храмов Греции. В местечке Палья-Хора сохранилось 40 византийских церквей и часовен, а также монастырь святого Нектария.

Благодаря особому освещению Эгина стала излюбленным местом работы художников: в 5 часов вечера свет здесь такой же, как в 9 утра. Кроме того, Эгина славится самыми вкусными фисташками и керамикой , которые можно купить на набережной в магазинчиках и киосках, недалеко от причала.

остров Эгина, Греция на о. Эгина в Греции еще видео с о. Эгина

 

Свт. Нектарий Эгинский

Нектарий Эгинский (1846 - 1920), митрополит б. Пентапольскийсвятитель.

 Память 9 ноября в день кончины, 21 августа в день перенесения мощей в 1953 году1  (Греч.)

В миру Анастасий, родился в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской (Σηλυβρία της Θράκης), недалеко от Константинополя.

 

Слава Православия — святые угодники Божии, как новые звезды, вспыхивающие на небосклоне Христовой Церкви. Русь просияла в последние времена тысячами новомучеников и исповедников, и все больше и больше известно нашим верующим имен этих праведников Божьих, стоявших за Истину.

Однако нельзя забывать нам, что веруем мы в Церковь Вселенскую, что во Христе нет национальных различий, и что святые являются и в других странах.

Прославляя Дивного во святых Своих Бога, хотелось бы поведать о святом угоднике, просиявшем в Греции и недавно ставшем известным и в нашем Отечестве. Это святительНектарий, Митрополит Пентапольский Эгинский чудотворец.

Святитель Нектарий Эгинский, святой, прославленный Греческой Церковью, жил на рубеже XIX-XX веков. В России вышло несколько его жизнеописаний, но широко известным его не назовешь. В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. Многие храмы и часовни посвящены ему.

По молитвам святителя люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.

Радуйся, орля юное, имущее умныя молитвы!

Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя, в Крещении был назван Анастасий.

Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.”

На конверте написал адрес: “Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника.

Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой.

Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: “Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.” Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.

Радуйся, доблий воин Иисуса Христа…

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.

Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.

Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий.

Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.

Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Сафроний.

В сорокалетнем возрасте Патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира.

Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. “Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,” — писал он в эти годы.

В одном из писем того времени Святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился Святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего.

Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого Архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к Святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.

Радуйся, гонимый правды ради…

Быстрое возвышение, любовь Патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: “Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире,” но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.

К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского, так как Сафроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.

Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. “Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя,” — говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался.

Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение.

Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам.

Каждое воскресенье поднимался Владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: “В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду.” И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением.

Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый Патриарх Фотий.

Святитель обратился к нему с письмом о пересмотрении дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый Патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги “путешествующий епископ.”

Радуйся, яко пленником соделался еси любве Божия. Радуйся, яко чад своих любовию пленил еси…

Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью.

Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за советом и благословением.

Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение.

Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.

Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего “заместителя.” Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы Владыка Нектарий.

Закончив подметать уборную, он сказал: “Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай.”

Радуйся, невинный пастырю невинных овец, радуйся, мудрый собиратель девственных жемчужин!

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника.

Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы.

В своем монастыре Святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконис. Но, повторим, это было сделано им по откровению.

К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев.

Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; “убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли.

После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне монастырь не бедствует и материально).

Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: “Хочешь ли ты увидеть своего Ангела-Хранителя?” Послушница, конечно, изъявила большое желание. “Вот он перед тобой,” — ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.

В другой раз сестры монастыря просили Святителя объяснить им, как понимать слова “всякое дыхание хвалит Господа,” и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на это, только на следующий вечер сказал сестрам: “Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами.” Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.

Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что Владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные.

Обитель

 за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время.

“Уже поздно, — иногда говорил святитель. — Пойдемте в храм на молитву.” А после окончания службы добавлял: “А что если прочесть несколько молитв Божией Матери?” Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.

Радуйся, умерый и живый, радуйся, земной и небесный!

Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу.

Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: “Да будет Воля Твоя!”

Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: “Он монах?” “Нет, — ответила монахиня, — он епископ.” “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное — без денег,” — заметил служащий.

Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Погребен Святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст. 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация Святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России Преподобного Серафима Саровского. К сожалению, имя этого святого до сих пор не внесено в месяцеслов нашей Церкви, и пока нет ему службы.

Существует акафист святому Нектарию на русском языке. Этот акафист до недавнего времени служили в Москве, в храме Всех Святых, что в Красном селе (настоятель протоиерей Артемий Владимиров).

В этом же храме находилась икона Святителя, которая мироточила, как говорили, и произошло несколько исцелений. В настоящее время по некоторым причинам акафист не совершается в этом храме, но там можно приобрести иконы и акафист святому Нектарию.

Особо прославился Святитель благодатной помощью онкологическим (раковым) больным, страдающим параличами и другими тяжкими заболеваниями, одержимым бесами. Известно также, что Святитель Нектарий помогает людям в денежных затруднениях.

По благословению Преосвященнейшего Филарета, Епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти Святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники.

После богослужения было составлено письмо Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени Святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви.

В Вознесенском храме есть икона святого и совершается акафист с освящением елея. Акафист совершается по воскресным вечерам.

Будем же и мы прибегать к помощи этого дивного святого, благодаря Господу, словами тропаря, посвященного святителю Нектарию: Слава прославльшему тя Христу, слава давшему ти чудес благодать, слава действующему тобою всем исцеления.

По книге жизнеописания архимандрита Амвросия (Фонтрие).

 

 Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatitelyu-nektariyu-eginskomu-chudotvortsu/  


[1]  У греков память перенесения мощей празднуется 3 сентября н.ст., что соответствует 21 августа старого стиля - http://www.saint.gr/930/saint.aspx

 

  Слушать акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу, mp3

 

 

Акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

Кондак 1

Взбранный Нектарие Пентаполя митрополите и Эгинский чудотворче, приносим ти прошения о болящих сродниках наших: изряден бо явился еси целитель раковыя язвы и прочих недугов, всей вселенней благодать даруя, сего ради единеми усты и единем сердцем воспеваем ти присно: радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Икос 1

Ангела хранителя во святем крещении обретый, от младых ногтей равноангельскаго жития возжелал еси, отче наш Нектарие; ныне же со Ангелы зрением Славы Божия наслаждаяйся, моли всех Ангелов Владыку о поющих ти сицевая: Радуйся, венчанных родителей плоде благословенный; радуйся, от чрева матери Богом освященный. Радуйся, издетска навыкший послушанию; радуйся, от юности изучивый Писания. Радуйся, Божиих словес одушевленная книго; радуйся, живая боголюбия скрижаль. Радуйся, Богом избранный за кротость и смирение; радуйся, дом оставивый духовнаго ради учения. Радуйся, яко тебе ради буря зельна на мори утишися; радуйся, яко поясом твоим надломленная мачта укрепися. Радуйся, орля юное, имуще криле умныя молитвы; радуйся, елене, взыскавый источники покаяния. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 2

Видящи тя на воздусе молящася, черница некая престрашна бысть, Боголюбче; ты же дар молитвы сокрывая, уста девы клятвою запечатлел еси Господу в сердце воспев: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Христов молитвою стяжал еси, святый Нектарие, во еже разумети, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная; научи и нас на всяком месте воздевати руки к Богу без гнева и сомнения, да приимеши от нас похвальная: Радуйся, во юдоли плачевне восхождения положивый; радуйся, плоды Духи израстивый. Радуйся, чадо горы Афонския; радуйся, ключу молитвы Иисусовы. Радуйся, древляго благочестия светило; радуйся, граде Святыя Троицы. Радуйся, благодатию осененный; радуйся, Херувиме огненный. Радуйся, соль земли обетованныя; радуйся, слезами сеявый, пожавый радостию. Радуйся, на немже процвете святыня Христа; радуйся, яко Бог благодействова тя. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 3

Силою Вышняго облеченный, отче Нектарие, силу словес Христовых утвердил еси: во Царствии Моем, - Той рече, - ни женятся, ниже посягают, но яко Ангели на небеси, выну поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи Пречистая Богородица в услужении все воинство небесное, тебе, угодниче, аки Ангела во плоти, воспевателя чудес Своих постави: мы же, Мариин омофор над тобою зряще, со страхом и любовию припадаем ти: Радуйся, тайный избранниче Богоматере; радуйся, велений Ея исполнителю. Радуйся, духа кротости от Чистыя Голубицы приявый; радуйся, в песнех духовных Приснодеву прославивый. Радуйся, учай угождати неба и земли Царице; радуйся, молитвами Матере милость у Сына обретый. Радуйся, мерило праведности и мудрости палато; радуйся, высото рассуждения и смирения глубино. Радуйся, Эгинский крине, нектар покаяния точащий; радуйся, Эдемская пчело, медом богословия нас снабдевающая. Радуйся, мироварнице, миро изливающая; радуйся, чаше духовного омовения. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 4

Раковую язву кровоточащу на груди имея, иерей храма твоего, Нектарие, смятеся, егда ты явлься облобыза его, аки во плоти сый; он же исцеление получив, тебе невидиму бывшу, со слезами возопи Богови: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша мнози о дивнем исцелении, при жизни тобою содеянном, егда во стране Канадстей, святей Литургии служиме, в Дусе явился еси, чудотворче Нектарие, и расслаблена некоего мужа воздвигл еси, к Чаше его призывая; той же здрав бысть, веси Эгинския достиг и, тя во плоти узрев, велегласно взываше: Радуйся, врачу гостеприимный, Греции похвало; радуйся, Николая Чудотворца славу стяжавый. Радуйся, кладезю благостыни; радуйся, милосердый самарянине. Радуйся, даром чудес обогащенный; радуйся, посещаяй люди смиренныя. Радуйся, утешаяй нас чудесы неложными; радуйся, яко невозможная другим тебе возможна. Радуйся, яко скорби наша на радость прелагаеши; радуйся, ты бо от очей наших слезы отираеши. Радуйся, одержимых бесы свободителю; радуйся, раковыя язвы исцелителю. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 5

Боготечною звездою покаяния возшел еси, отче, над вселенней, лучи сокрушения о людских беззакониях выну испущаяй; озари умы наша к зрению грех наших, да умилостивим Владыку пением: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша отроковицы чистыя Архиерея своего, в лепоте души и тела Богу предстояща, и познав в нем великаго молитвенника и чудотворца, согласно возгласиша ти, святителю Нектарие: Радуйся, Христа присное жилище; радуйся, Духа дивное сокровище. Радуйся, царское священие Великаго Архиерея; радуйся, призванный к Престолу Вечнаго Царя. Радуйся, Плоти Христове сотелесниче; радуйся, Крове Святыя причастниче. Радуйся, глашатаю покаяния; радуйся, ходатаю о нас пред Богом. Радуйся, Нектарие, Ангелы веселяяй; радуйся, пламеню, демоны пожигаяй. Радуйся, пучино щедрот; радуйся, море чудес преславных. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 6

Проповедниче Единаго Благаго, Нектарие блаженный, тя, смирившася под крепкую руку Божию, Той превознесе; в страстном мори влающихся не забуди чад твоих, но на брезе смирения постави я, да возвеличат Бога твоего, воспевая: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшу свету блаженств Христовых, от степени в степень востекл еси, богомудре Нектарие: кротостию и миром, воздержанием и любовию душу свою просветил еси, да от нас ныне слышыши сицевая: Радуйся, носивый ризу смирения; радуйся, обиды покрывавый прощением. Радуйся, наслаждаяйся о множестве мира; радуйся, наследуяй землю кротких. Радуйся, фиале покаяннаго плача; радуйся, чистоты сердечныя зерцало. Радуйся, именем Иисусовым насыщенный; радуйся, водами Писаний напоенный. Радуйся, милость и суд возвестивый; радуйся, любовию вражду упразднивый. Радуйся, благочестивый житием; радуйся, гонимый правды ради. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 7

Хотя человек Божий совершен быти, Нектарие праведне, путь непорочных избрал еси: на Эгинстем острове житейское море, аки в ковчезе, преплавая, победительная воспевал еси Господеви: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Завета учитель изряден явился еси, слово Божие житием своим проповедавый: яко несть наша брань противу плоти и крове, но миродержателем тьмы века сего. Мы же о Господе возмогая, вопием ти, державне Нектарие: Радуйся, доблий воине Иисуса Христа; радуйся, язво духовом злобы поднебесным. Радуйся, вся оружия Божия восприявый; радуйся, препоясавый чресла истиною. Радуйся, яко нозе твои красны благовестием мира; радуйся, яко на версе твоем утвержден шлем спасения. Радуйся, щите веры, имже вернии ограждаются: радуйся, мечу обоюдоострый, ереси посяцаяй. Радуйся, победителю, от древа жизни вкушаяй; радуйся, человече Божий, странный смерти вторыя. Радуйся, свидетелю веры истинные; радуйся, райская ветвь спасения. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 8

Странное обретеся в тебе совершенство, точию совершенным в любве доступное; усоверши любовию души наша, любвеобильне Нектарие, да в мужа совершенна достигше, поем Богови: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в нижних, смиренным последуя, в вышних с Богом, сиречь с Любовию, пребывая; даруй нам, о, неботаинниче Нектарие, любве познание, во еже пети ти сицевая: Радуйся, яко пленником содеялся еси любве Божия; радуйся, яко чад своих любовию пленил еси. Радуйся, выю под иго Спасово подклонивый; радуйся, бремена ближних носивый. Радуйся, в любве укорененный; радуйся, в милости утвержденный. Радуйся, широту и долготу Креста разумеваяй; радуйся, высоту и глубину Древа постигаяй. Радуйся, разумниче любве, разум превосходящая; радуйся, полноты Божия вместилище. Радуйся, в уме держай елика истинна, праведна и честна; радуйся, сердцем любяй елика пречиста, доброхвальна и прелюбезна. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 9

Всякое естество ангельское и человеческое удивися образу, великий Нектарие, в тебе явленному: яко несть во Христе ни иудей, ни эллин, ни раб, ни свободь, ни мужеск пол, ни женский, но нова тварь, Искупителю твари поющая: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя умолкоша, житию твоему, святый отче Нектарие, дивящеся, како свят был еси, грешным ся именовавый; духовен был еси, из земли перстныя взятый: по смерти вознесен был еси, при жизни умом до ада низшедый; мы же отверзше уста, аки дети вопием: Радуйся, главо, веру возвысившая; радуйся, уста, безбожие посрамившия. Радуйся, око, Боговедением просвещенное; радуйся, деснице, могуществом Его укрепленная. Радуйся, смиряяй кичливыя умы; радуйся, сокрушаяй гордая сердца. Радуйся, явивый силу в немощи; радуйся, в слезах нашедый радость. Радуйся, умерый и живый; радуйся, земный и небесный. Радуйся, горушное семя живота; радуйся, зрелый класе Воскресения. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, яко деву, единему Жениху ту обручил еси; ныне же вшед в невестник Христов с лики девственных, Нектарие славне, поеши песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси всем прибегающим к тебе, достохвальне Нектарие, имаши бо благодать немощныя врачевати и к небесному наследию возводити: нас убо, чад твоих, уврачуй и в Царствие Христово возведи, да вседушно речем ти сицевая: Радуйся, старче благодатный; радуйся, юниц путевождь преизрядный. Радуйся, невинный пастырю невинных овец; радуйся, мудрый собирателю девственных жемчужин. Радуйся, вселенныя духовный окормителю; радуйся, Евхаристии пламенный служителю. Радуйся, гласе смиреннаго Христа; радуйся, глаголе зиждительнаго Духа. Радуйся, в терпении искушенный; радуйся, скорбьми очищенный. Радуйся, поборниче Божия правды; радуйся, наследниче Христовы славы. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 11

Пение Богоматери приносил еси, угодниче Божий, Материю Света Деву именуя, ныне же совершенне просветился еси разу-мением тайны воплощения, вознося горе глас: Аллилуиа.

Икос 11

Светом Божественныя славы просвещаема зрим тя, Нектарие, в чертозе славы: просвети одеяние душ наших Троическим сиянием, да воспеваем ти непрестанно: Радуйся, каменю драгий Царевы диадимы; радуйся, молние Носимаго на Серафимex. Радуйся, яко светла заповедь, просветившая очи твоя; радуйся, яко возлюбил еси ю паче злата и топазия. Радуйся, сребро разжжено, очищено седмерицею; радуйся, гусли духовныя, Спасова цевнице. Радуйся, в сердцы имя Божие написавый; радуйся, любовию подвиг веры оправдавый. Радуйся, святыню Духа носивый; радуйся, освятивый души, растленныя страстьми. Радуйся, праведностию, аки виссоном убеленный; радуйся, Троицы познанием озаренный. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 12

Благодать, от Бога ти данную, умножая умножил еси, рабе Божий, благий и верный Нектарие, темже и нас куплю духовную деяти сотвори, да обретше лихву, Христу воспоим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, пречудне Нектарие, вемы, яко Христос в тя богатно вселися, сего ради чудодейну десницу Его на нас низведи, глаголющих сице: Радуйся, преемниче древних отцев; радуйся, новый угодниче Христов. Радуйся, Великия Церкве красото; радуйся, всемирная надеждо. Радуйся, себе уничиживый, Богом прославленный; радуйся, в последних ходивый, первым поставленный. Радуйся, дела обители точию знавый, егоже знает вселенная; радуйся, чуждый дольния славы, небесною мздою почтенный. Радуйся, иже по кончине недвижим лежай, недужна восстави; радуйся, иже многим явивыйся, плач о кончине устави. Радуйся, две златницы, монашества и священства, от Бога получивый; радуйся, с лихвою цельбы и чудес злато Христу возвративый. Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.

Кондак 13

О, священная главо, дивный врачу Архиерею Божий Нектарие! Приими ныне малое, обаче теплое моление чад твоих, благодати сущей в тебе верующих. Даруй нам недугов исцеление и от вечныя избави погибели, да Христу Спасу нашему взываем с радостию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Остров Эгина. Св. Нектарий Эгинский