Протоиерей Борис Старк


Протоиерей Борис Старк родился в 1909 году. Сын адмирала Георгия Карловича Старка, командира Сибирского флота, он с детства, как и многие другие русские люди, оказался в годы Гражданской войны в изгнании. 

Один из известнейших священников русской эмигрантской среды родился 15 июля 1909 г. в г. Кронштадте в семье морского офицера (будущего адмирала). 

В 1925 г. эмигрировал в Париж. Окончил технический институт и работал инженером-электриком. Принимал участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). 

В 1929 г. вступил в брак с Натальей Дмитриевной Абашевой. Окончил миссионерские курсы в Париже. 

В 1937 г. был руко-положен во диакона, а позднее - во пресвитера. Второй священник Свято-Успенского храма при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. 

В 1952 г. вернулся в Россию. Служил в г. Костроме, Херсоне (где был одновременно секретарем Епархиального управления). Преподавал в Одесской духовной семинарии. 

С 1960 г. служил в Ярославской епархии (г. Рыбинск и Ярославль). 
Митрофорный протоиерей. 

Скончался 11 января 1996 г. в г. Ярославле. Похоронен на Туговском кладбище г. Ярославля. 

Протоиерей Борис Старк

Публикуем отрывки из бесед со старцем Борисом Старком.

Конечно, сказать: “Да будет воля Твоя!” — очень трудно, принять волю Божию очень трудно. И мало кто достаточно христиански велик, чтобы эту волю (даже если он скажет) искренно принять в глубине сердца. Но тот, кто эту Божию волю принимает, — тот велик. Одним людям посылается длительная болезнь, чтобы подготовить семью к неизбежной потере. Другие, наоборот, не выдержали бы такого длительного умирания, и для них посылается смерть моментальная. Бог никогда не дает креста более тяжелого, чем могут выдержать плечи. Все строго размерено. Отчаяние — это, конечно, признак маловерия.

Есть одна замечательная восточная легенда. К одному знатному вельможе прибежал раб, испуганный, заплаканный. Он говорит:

— Что с тобой?

— О, господин, я сейчас гулял в саду твоего дворца и встретил Смерть! Она хочет на меня покуситься! Позволь мне взять твоего самого быстрого коня, и я ускачу в Багдад.

— Пожалуйста, скачи.

А сам пошел посмотреть. И действительно, видит — Смерть ходит по саду. 

Он ей говорит:

— Что ты делаешь в моем саду? Зачем ты испугала так моего бедного раба, который так переполошился от твоего вида?

— Я не хотела причинить ему никакого вреда. 
Я не менее его была поражена, потому что, по моим расчетам, я его должна через полчаса взять в Багдаде.


— Вечный вопрос: не как жить, а для чего? 
В чем смысл человеческой жизни здесь, на земле?

Отец Борис:

Хочу рассказать очень хороший рассказ, который услышал по французскому радио семьдесят лет назад.

Жил один человек, у которого были большие духовные запросы. 
Он хотел духовной жизни, хотел культуры, хотел эстетики. 
А вынужден был жить в чрезвычайно мещанских условиях. 
На работе все его сослуживцы-чиновники никогда не забудут надеть сатиновые рукава, чтобы не портить своего пиджака, когда целый день сидишь и пишешь; не забудут подложить резиновую подушку на свое кресло, чтобы предохранить себя от появления геморроя; будут рассказывать, как они провели воскресный день, какие у них были легкие победы, как они веселились: кто напился, кто с девочками...

А дома жена открывает ему дверь и говорит:

— Вот хорошо, что ты пришел, снимай свои туфли — у нас только что полы натерли, снимай скорей рубашку — сейчас прачка придет, чтобы грязное белье унести; и заодно посмотри: в духовке я поставила телятину, ты знаешь, твоя теща не любит, когда телятина перегорает.

Он — в ужасе:

— Я больше не могу!!! Моя душа жаждет эмоций — духовных... культурных... А тут — пошлятина и мещанство и на работе, и дома.

И он лезет в петлю.

Приходит на тот свет. Апостол Петр ему говорит:

— Голубчик мой, я не могу тебя пустить в рай. Ты сам избрал свою судьбу.

— Апостол, все, что хочешь! Я сознательно ушел, я просто не мог больше терпеть этой жизни. Если бы жизнь была другая, я никогда бы не дерзнул совершить такой грех. Но жизнь там была нестерпима для моей одаренной натуры.

— Как хочешь. Ты сам избрал свою судьбу.

Ведет его, открывает какую-то дверь, пихает его туда и закрывает за ним... Навстречу — жена:

— Сними ботинки, потому что полы только что натерли, сними рубашку — сейчас прачка придет, посмотри телятину...

Он стучит в дверь:

— Апостол!!! Что ты наделал!!! Я же не хочу в рай!!! Я хочу в ад! А куда ты меня послал, я же от этого ушел! Я не хочу домой! Я хочу в ад!

А апостол говорит:

— Голубчик, ты не захотел с этим мириться, когда это было временно, а теперь это уже навсегда.

Этот рассказ на меня очень сильное впечатление произвел, и при помощи этого рассказа я четырех человек из петли вынул... В нужную минуту рассказал, и это сыграло роль.

Какие рекомендации для тех, кто вступает на путь духовной жизни? 
Церковные рекомендации: “Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам...” — это духовные рекомендации.
А житейские: “Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет”.

Как можно любить своих врагов? 
Самая первая рекомендация — старайся, чтобы врагов у тебя не было, старайся, чтобы тот, кто делает тебе плохой поступок, не был бы твоим врагом, а был твоим заблуждающимся братом. 
Ощущай чужую ошибку так же болезненно, как будто это ошибка твоей дочери, твоего сына, твоего брата, твоей жены. 
Ощущай чужой грех как грех близкого человека.
Болей за чужие ошибки, и тогда он не будет твоим врагом, а будет твоим заблудшим братом. 
Ты будешь страдать за него, будешь болеть, но ты постепенно будешь его любить.

Чем больше за человека молишься, даже чужого, даже противного, тем больше начинаешь его любить, со временем он становится тебе близким. 
Сила молитвы делает такое чудо.

Цель человека на земле — постараться жить так, чтобы не бояться перехода в настоящую жизнь. На одной гробнице я прочел: “Прохожий, остановись, ты еще в гостях, а я уже дома”. 

В земной жизни надо чувствовать себя как в гостях, и тогда мы не будем бояться возвращения домой, в отчий дом, то есть на тот свет. 

Memento mori — помни о смерти. 
И это нисколько не ужасно. 
Некоторые говорят: “Это же уныло — помнить все время о смерти”. 
Монахи, которые живут как преподобный Серафим, — они, наоборот, страшные оптимисты, они переполнены радостью именно потому, что они не боятся смерти. 
Смерть для них — не могила, не конец, а только начало. 

Мой сын говорил: “Как я счастлив идти к Богу. Мне жалко вас бросить, но я знаю, что с вами мы еще увидимся, а Бога я увижу уже сейчас”. 
Он жаждал этой смерти в десять лет, потому что он прожил свою жизнь так, что смерть для него была избавлением и облегчением.


Каждый человек, каждый христианин должен прожить так — и сам прожить, и другим помочь. Я еще раз напоминаю, преподобный Серафим говорил: 
«Стяжи дух мирен, и тысячи около тебя спасутся».

Смысл земной жизни в том и состоит, что человек готовится всю свою жизнь, всю свою жизнь умирает. 
Афонцы говорят, что первый шаг, который еще ползком делает новорожденный младенец, — шаг в сторону могилы. 
И в этом нет уныния, страха, грусти, наоборот, — радость, потому что это убивает смерть. 
Смерти нет! Есть только новое рождение. 
И каждый вечер, ложась спать, я повторяю слова молитвы: 
«Неужели, Господи, одр сей гроб мне будет? Или еще окаянную мою душу просветиши днем?»

Я не мрачный пессимист, я очень жизнерадостный человек, потому что я ползу и ползу в сторону могилы. Я искренно жалею, что Господь так долго не дает мне «визы» на тот свет. 
И хотя мне жалко оставлять своих детей, жену, пасомых, свое любимое дело — служение, хотя мне жалко с этим расставаться, я убежден, что там я получу все это в десять раз больше. Мне никто не будет мешать… здесь меня все отвлекают какие-то житейские, бытовые мелочи, а там мне уже никто не будет мешать стремиться к общению с Богом, мешать моей любви к людям…


Публикуется по изданию: Вся моя жизнь-чудо… Воспоминания и проповеди. Прот. Борис Старк. Издание ПСТГУ.

Источник: http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/362/1