Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций

Зубо-челюстные аномалии (ЗЧА) — состояния, которые включают наследственные и приобретенные нарушения раз­вития зубо-челюстной системы, выражающиеся в аномали­ях зубов, челюстных костей и соотношений зубных рядов различной степени тяжести. В структуре стоматологических заболеваний после кариеса зубов и болезней пародонта зубо-челюстные аномалии занимают третье место.

Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций — это комплекс мероприятий, направленных на своевремен­ное устранение и предупреждение этиологических и патоге­нетических факторов, способствующих их возникновению.

В связи с тем, что этиологические факторы могут воздей­ствовать на разных этапах развития организма ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубо-челюстной системы.

ПЕРВИЧНАЯ профилактика зубо-челюстных аномалий состоит в предупреждении, раннем выявлении и устране­нии факторов риска.

ВТОРИЧНАЯ профилактика — это комплекс мероприя­тий, направленных на снижение распространенности и сте­пени тяжести зубо-челюстных аномалий, т. е. ортодонтическое лечение.

ТРЕТИЧНАЯ профилактика включает в себя восстанов­ление утраченной частично или полностью функции жева­ния, речевой артикуляции, эстетики, т. е. своевременное рациональное протезирование.

ФАКТОРЫ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Основными проблемами в профилактике зубо-челюстных аномалий являются: несовершенная ортодонтическая диагностика, большое количество разноречивых классифи­каций, отсутствие единой терминологии. Принято рассмат­ривать эндо- и экзогенные факторы риска возникновения этой патологии.

ЭНДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

• Генетическая обусловленность: первичная адентия; сверхкомплектные зубы; микро- и макродентия; дистопия и транспозиция; аномалии при­крепления уздечек языка и губ; глубина преддверия по­лости рта; микро- и макрогнатия; микро- и макрогения.

• Нарушение внутриутробного развития:

врожденные аномалии; нарушения развития эмали и ден­тина.

• Болезни детей раннего возраста, нарушающие минераль­ный обмен, эндокринные заболевания.

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

• Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка.

• Нарушения функций зубо-челюстной системы:

жевания, глотания, дыхания, речи.

• Вредные привычки:

сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза.

• Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава.

• Травмы зубов и челюстей.

• Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления ново-образований полости рта и челюстей.

• Кариес зубов и его последствия.

• Недостаточная физиологическая стираемость молочных зубов.

• Преждевременная потеря временных зубов.

• Преждевременная потеря постоянных зубов.

• Задержка выпадения временных зубов (ориентир - сро­ки прорезы-вания постоянных зубов).

• Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир - сроки прорезы-вания постоянных зубов).

• Отсутствие трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ре­бенка (дис-кутабельно).

Большинство авторов считает, что возникновение и раз­витие ЗЧА зависит от многих факторов.

ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБО-ЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ

Для осуществления основных задач профилактики ЗЧА необходимо уметь устанавливать однозначную связь между морфологическими особен-ностями и функциональными признаками физиологического прикуса, уметь соотносить физиологический прикус с различными этапами его фор­мирования.

Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смы­кании с наибольшим количеством контактов. Следователь­но, норма — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношении челюстей соответствен­но виду прикуса и периоду его развития до полного форми­рования постоянного прикуса.

Содержание профилактических мероприятий определяет­ся наличием клинических признаков и активно действую­щих причин, ведущих к развитию аномалий прикуса.

Профилактические мероприятия подразделяются на пре-и постнатальные.

Мероприятия по пренатальной профилактике проводят­ся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины.

Задачами профилактики ЗЧА в этот период являются устранение профессиональных вредностей, установление рационального режима дня и питания женщины, лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом, санация полости рта, стоматологическое просвещение. В этот пери­од возможно выявление ряда наследственных факторов, однако методы влияния на процессы наследственности на­ходятся на стадии исследований.

Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребенка и ее содержание зависит от возраста.

От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.)

- выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области;

- профилактика острых гнойных заболеваний у новорож­денного;

- рассечение укороченной уздечки языка;

- правильное искусственное вскармливание ребенка (поза, подбор соски);

- выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение пока-заний к их удалению.

Период формирования молочного прикуса (6 мес. — 3 года)

- наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последо­вательность, парность, количество, симметричность, фор­ма, положение, тип смыкания);

- пластика укороченной уздечки языка;

- профилактика кариеса и его осложнений;

- сбалансированное питание, использование при жева­нии жесткой пищи;

- предупреждение соматических заболеваний;

- санация дыхательных органов;

- профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пус­тышки, соски, посторонних предметов);

- наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области вер­хних передних зубов с небной стороны).

Период сформированного молочного прикуса (3 года — 6 лет)

- пластика укороченной или неправильно прикреплен­ной уздечки языка;

- профилактика кариеса зубов и его осложнений;

- присутствие в рационе жесткой пищи;

- вьывление и удаление прорезавшихся сверхкомплект­ных зубов;

- профилактика деформаций зубных рядов при дефектах зубного ряда (первичная адентия или удаление зубов по кли­ническим показаниям) путем протезирования;

- наблюдение за ростом челюстных костей (появление физиологических трем и диастем к 5—6-летнему возрасту ребенка);

- избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков);

- наблюдение за соотношением зубных рядов, формой зубных дуг;

- выявление нарушений характера речевой артикуляции;

- комплексы миогимнастики - для нормализации смы­кания губ, располо-жения нижней челюсти и языка в покое и во время функции.

Период смены зубов (6 - 12 лет)

- профилактика кариеса зубов и его осложнений;

- наблюдение за резорбцией корней молочных зубов;

- наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сро­ки, последова-тельность, парность, количество, симметрич­ность, форма, положение, тип смыкания);

- удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов;

- определение показаний для проведения хирургическо­го лечения, связан-ного с низким прикреплением уздечки верхней губы, которая явилась причи-ной диастемы, корот­кой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия по­лости рта;

- восстановление разрушенных коронок первых посто­янных моляров и/или резцов путем протезирования после их травмы, кариозного поражения или гипоплазии эмали;

- замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования;

- устранение вредных привычек (сосания губ, щек, язы­ка, посторонних предметов);

- избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров;

- миогимнастика для нормализации смыкания губ, но­сового дыхания, осанки.

Период формирующегося постоянного прикуса (12- 18 лет)

- лечение челюстно-лицевых аномалий с целью сниже­ния их степени тяжести;

- профилактика кариеса зубов и его осложнений;

- профилактика болезней пародонта;

- удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям;

- удаление прорезавшихся или ретинированных сверхком­плектных зубов, одонтом, кист;

- рациональное протезирование;

- пластика укороченной или неправильно прикреплен­ной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта.

Период сформированного постоянного прикуса (18 лет и старше)

- санация полости рта и соблюдение основ гигиены;

- восстановление коронок разрушенных зубов;

- замещение отсутствующих зубов путем протезирования;

- устранение парафункций (бруксизм);

- шинирование зубов при заболеваниях пародонта;

- предупреждение перегрузки опорных зубов при протези­ровании;

- сохранение тканей протезного ложа.

В клинике мы чаще всего встречаемся с сочетанными ано­малиями прикуса. Диагностика ранних симптомов связана с выявлением этиологических факторов, определяющих их клиническую характеристику и прогноз развития патологии.

Для развития зубо-челюстной системы большое значение имеет функциональное состояние мышц челюстно-лицевой области, которое либо способствуют нормальному развитию прикуса, либо нарушает его. Искусственное вскармливание детей на первом году жизни не создает необходимой функци­ональной нагрузки. У детей при таком способе вскармлива­ния преобладает глотательная, а не сосательная функция.

Для профилактики ЗЧА, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуют широкий выбор сосок для младенцев различных возрастов от 0 до 12 мес, которые имитируют сосок груди матери. Форма соски зависит от ее предназначения, поэтому для воды, молока, сока, каши их выпускают разными. Специальные соски предназначены для кормления детей с врожденной патологией.

Учитывая разное состояние мышц челюстно-лицевой области во время сна и бодрствования, пустышки бывают дневные и ночные. Каждое кормление ребенка способству­ет тренировке жевательных, мимических мыщц и росту нижней челюсти в длину, т. е. формированию физиологи­ческого соотношения челюстей.

Восстановление нормальной функции мышц достигает­ся с помощью специальной гимнастики. Принцип профи­лактики ЗЧА с помощью миогимнастики заключается в тренировке слаборазвитых мышц, которая позволяет нор­мализовать функцию мышц антагонистов и синергистов.

Гимнастические упражнения для мышц, окружающих зубные ряды, как метод ортодонтической профилактики были предложены Rogers еще в 1917 г.

Упражнения выбирают с учетом возраста ребенка. Они должны быть не слишком трудными, понятными, желатель­но превращать их в игру. Дети могут заниматься гимнасти­кой как индивидуально, так и коллективно, в детских садах и школах. Контроль за выполнением упражнений возлагает­ся на родителей или воспитателей и медицинский персонал. 

Комплекс миогимнастических упражнений

1. При нарушении осанки и для тренировки правильно­го способа дыхания — утренний гимнастический комплекс;

2. Для нормализации глотания:

а) губы сомкнуты, зубы сжаты, язык поднят вверх - при­жать его к переднему участку твердого неба в области зуб­ных бугорков верхних передних зубов, а затем проглотить слюну;

б) то же упражнение с глотком воды;

в) цокание;

г) зевота;

д) полоскание горла;

3. Тренировка круговой мышцы рта:

а) при сомкнутых губах надуть щеки, затем медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы;

б) сомкнуть губы, одновременно препятствуя этому ми­зинцами в углах рта;

в) игра на детских духовых инструментах;

г) свист;

д) упражнения с приспособлениями:

— вестибулярной пластинкой Шонхера;

— активатором Дасса;

— диском Фриэля (межгубным);

— ручной вертушкой.

4. Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть:

— нижнюю челюсть медленно переместить вперед до рез­цового перекрытия;

— то же с поворотом головы вправо, влево.

5. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

— губы сомкнуты, зубы сжаты, усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц в центральной окклюзии;

— то же с сопротивлением (палочка, ластик). В сочетании с лечебной гимнастикой благотворно дей­ствует массаж, посредством которого в области альвеоляр­ного отростка и неправильно расположенных зубов можно установить их в зубной ряд при наличии соответствующего места. Массаж альвеолярного отростка в области ретинированных зубов стимулирует их прорезывание.

Обследование стоматологического статуса детей первого года жизни и в периоды формирования временного и пос­тоянного прикуса необходимо для объективной оценки и конкретных рекомендаций по профилактике и раннему ле­чению аномалий прикуса.