Народные промыслы Костромы 

Каждый город славится теми или иными промыслами, которыми занимается испокон веков. Так получилось, что Кострома была всегда известна своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время на Костромской земле занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным...

В Костроме, кроме льна, не из чего больше шить одежду. Поэтому текстильный промысел начал развиваться здесь, как только люди стали заселять здешние земли. В каждой избе был ткацкий станок, который на лето разбирали и убирали на чердак. А зимой женщины ткали: девушки помогали и шили для семьи, и для приданого своего не забывали вышивать красивые рубашки будущему мужу, себе шили нарядные сарафаны, ткали рукомойники. Позже стали ткать и на продажу. В XIV веке костромские полотна стали известны далеко за пределами России: лён пользовался спросом в Голландии, Узбекистане, Англии. Купцы, которые работали с Костромой, много зарабатывали на перепродажах. В 1751 году в Костроме открылась первая льняная фабрика. В 1760 — открывается фабрика в Нерехте. В 1866 году семья Третьяковых открывает в Костроме под одной крышей прядильную, ткацкую и отбельную фабрики.

К концу XVIII века в Костроме было уже около 22 полотняных фабрик.

Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России и каждый шестой метр — в странах Евросоюза.

Иконопись на Руси — это как нитка и иголка: невозможно представить себе ни один город в России без церкви, ни одну деревню. А раз есть церкви и храмы - нужны и иконы. Две главных иконы Костромской земли — это Феодоровская икона Божьей Матери (она хранится в Богоявленско-Анастасиинском женском монастыре в Костроме) и Чудотворная Овиновская икона Божией Матери (хранится в Галиче в Паисиево-Галичском монастыре).

Вы можете приехать в Кострому в Ипатьевский монастырь, где открыт музей самых древних икон Костромской земли. Здесь можно увидеть и икону Сергия Радонежского, написанную неизвестным иконописцем, по некоторым данным из Троице-Сергиева монастыря.

В 1559 году была написана икона «Иоанн Богослов в клеймах Апокалипсиса», долгое время которая хранилась в Богоявленском монастыре. На ней изображены мрачные картины «конца света», которые, по легенде, были описаны евангелистом Иоанном Богословом. Традиции искусства начала XVI века находят отклик в иконе «Никола Великорецкого в восьми клеймах жития».

Годуновы дарили много икон Ипатьевскому монастырю (около 90) различных размеров, многие украшены золотыми окладами и драгоценными камнями.

После закрытия богадельни в Судиславле, там было обнаружено огромное количество икон, многие из которых принадлежали Андрею Рублеву.

Очень известны литые иконы села Красного Костромской губернии. По некоторым данным иконопись в Красном существует с XIV века, но именно изделия XVII-XX веков создали селу славу среди коллекционеров и почитателей икон.

В XVI веке развивается ювелирный промысел, который прославил Кострому на весь мир. Изделия наших мастеров отмечены на Всемирной Выставке в Париже и Нью-Йорке, ежегодно сама Кострома устраивает ювелирный фестиваль «Золотое Кольцо России», где наши изделия пользуются особым спросом и уважением. Ежегодно Кострома принимает порядка пяти тысяч участников фестиваля со всего мира. Оглушительную славу принесла Костромской земле Красносельская скань — ажурные узоры из нитей драгоценных металлов — выполняемая вручную до сих пор.

Сегодня Кострома считается ювелирной столицей России, ведь здесь вырабатывается порядка 33% всего объёма ювелирных изделий.

Город Кострома окружён со всех сторон лесами, поэтому не удивительно, что здесь издавна процветает лесной промысел: рубка и сплав леса, заготовка дров на продажу, работа на лесопильных заводах. До начала XX века лес рубили топорами, и только в начале XX века начали пользоваться поперечными пилами, а позже — электропилами. Поэтому и известна поговорка «Лес рубят — щепки летят».

Художественная обработка дерева костромскими зодчими также завоевала любовь и уважение всей Руси.

Во время засилья западной моды и новых молодежных движений происходит разрыв современной и древней культур. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что сегодняшней молодежи неинтересно то, чем жили наши предки, неинтересна история родного края и их традиции. Ранее они передавались через осваивание народных промыслов, и именно это позволяло сохранять их на долгое время. Именно поэтому важно не забывать, а сохранять и развивать кустарные промыслы.

В Костроме в 2009 году появился закон "О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области", который призван поддерживать народные художественные промыслы с помощью оказания информационной и консультационной деятельности организациям, которые занимаются народными художественными промыслами, создавать необходимые условия для их возрождения и сохранения, помогать в организации постоянного рынка сбыта изделий художественных промыслов.