ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Как на протяжении тысячелетий изменялись предназначение и формы кунг-фу
В истории Китая известно более 40 специальных терминов, обозначавших различные боевые искусства!
Известно ли вам, что ни в одном из классических китайских текстов вы никогда не встретите термина «кунг-фу»? А знаете ли вы, что еще несколько веков назад в Китае самыми популярными пилами единоборств были бокс и борьба? Я думаю, что, прежде чем приступать к практическим занятиям, вам будет небезынтересно узнать, по какому же историческому пути прошло то древнее китайское боевое искусство, которое мы ныне называем кунг-фу...
Предназначение, внешние формы и область применения кунг-фу издавна варьировались в зависимости от требований конкретной исторической эпохи, в том числе и просто моды того времени. Например, во времена правления династии Чжоу (с 1030 по 480 гг. до н. э.) доминирующим направлением в кунг-фу, или дзи-дзи, как тогда его называли, являлись верховая езда и стрельба из лука! А сегодня же мы в первую очередь говорим о кунг-фу как о системе пешего рукопашного боя без оружия.
В этой главе мы с вами проследим историю развития кунг-фу в целом, начиная с каменного века и заканчивая сегодняшним днем. А затем, в двух следующих главах, мы выясним, как и по какому пути развивались наиболее известные сегодня стили и школы этого великого боевого искусства.
КУНГ-ФУ В ДОИСТОРИЧЕСКУЮ И АНТИЧНУЮ ЭПОХИ
Судя по всему, кунг-фу древнее любой цивилизации. Как только на земле появились люди, они немедленно начали драться и враждовать друг с другом. Как только они начали драться, люди принялись изучать разнообразные приемы и способы, с помощью которых они смогли бы драться еще лучше. Постепенно эти приемы превратились в целое искусство, ставшее прародителем кунг-фу.
И еще до того, как люди стали заниматься сельским хозяйством и вести оседлый образ жизни, это искусство уже обрело законченные формы.
Искусство кунг-фу в прошлом знали под разными именами. В истории Китая известно более 40 специальных терминов, обозначавших различные боевые искусства! Все эти единоборства в разное время пользовались большей или меньшей популярностью. Термин кунг-фу еще очень молод — он появился на свет только в XX в.! Ни в одном из классических древних китайских текстов это название ни разу не употребляется. Термин «у-шу», обретший неожиданную популярность после 1949 г., до этого использовался лишь с III по VI в. н. э. Самым же широко употреблявшимся названием классического китайского боевого искусства — предка современного кунг-фу — было «у-йи». Именно этот термин, встречающийся в китайских исторических документах уже с VI века до нашей эры. Самые древние образцы оружия датируются 7 тысячелетием до н.э. Существуют археологические свидетельства того, что примерно в то же время начали появляться ритуальные и прочие танцы, целиком построенные на основе привычных для людей той эпохи боевых движений и приемов. Те самые, похожие на сложный танец, комбинации приемов, которые вы, занимаясь кунг-фу, выполняете сегодня, почти полностью могут совпадать с ритуальными телодвижениями вашего доисторического предка!
Самые древние китайские тексты медного и бронзового веков, написанные в эпоху династий Хся и Шан (2000—1030 гг. до н. э.) на чудом сохранившихся до нашего времени черепаховых панцирях, уже очень много места уделяют описанию боевых искусств той поры. А в период правления Чжоу (1030—480 гг. до н. э.) китайские боевые единоборства, получившие название чуань-йон (кулачный бой) и шу-по (ручной бой, или бокс), развились в сложные наукообразные системы, построенные на мощной философской основе.
Во времена Войны Царств (480—221 гг. до н. э.) большинство правителей наравне со всеми своими подданными уже придавали колоссальное значение искусству владения тогдашними боевыми единоборствами, называвшимися дзи-дзи (техника поединка) и сянь-по (общий бой). Основой любого боевого искусства в то время считались стрельба из лука и умение сражаться верхом на лошади. Именно в те годы великим китайским полководцем и стратегом Сун-Цзы был написан бессмертный «Трактат о военном искусстве», получивший впоследствии всемирную известность.
После того как Ши Хуан-Ти объединил разрозненные китайские царства в единую империю и основал династию Цинь (221—207 гг. до н. э.), он сделал массово-популярными такие специфические виды единоборств, как уже знакомое нам шу-по (китайский бокс), а также дзюеди (борьба). По всей видимости, эти годы и следует считать началом проведения первых на земном шаре официальных боксерских и борцовских поединков.
ВЕЛИКИЕ ДИНАСТИИ ХАНЬ И ТАН
Термин «у-йи» впервые появился на свет во времена правления династии Хань (207 г. до н.э.— 220 г. н.э.), после чего на многие века и сделал самым популярным названием, обозначавшим все вместе взятые боевые искусства Китая. В то время, у-йи включало в себя (говоря современным языком) . ррельбу из лука, верховую езду, тяжелую атлетику, бокс, борьбу, рукопашный бой, фехтование и гимнастику.
Бокс и борьба продолжали пользоваться не просто популярностью, а даже и официальным покровительством самого легендарного ханьского императора У-Ти. Согласно ханьским летописям, боксеры того времени точно так же обнажались до пояса и косили короткие спортивные штаны, как и в наши дни, однако они не надевали перчаток и не ограничивали себя почти никакими правилами безопасности. Борцовские поединки проходили более спокойно Соперникам запрещалось бить и кусать друг друга; их задачей было свалить своего противника на землю с помощью бросков, толчков, подножек, подсечек.
Особым почетом пользовалось искусство владения мечом. Различные техники этого искусства объединялись в сложные комбинации, которые затем виде танцев и целых спектаклей разыгрывались перед публикой, причем этим нередко занимались красивые молодые девушки, не имевшие никакого понятия о боевых искусствах в целом. Часто это приводило к тому, что многие древние стили вырождались в чисто театральное действо, теряя при атом всю свою практическую военно-прикладную направленность. Тем не менее между мастерами у-Йи той эпохи довольно часто происходили настоящие дуэли на мечах, ставшие популярным средством разрешения споров и способом выявления более искусного бойца.
После крушения династии Хань Китай вновь раскололся на множество мелких государств, провоевавших друг с другом почти 400 лет подряд. Этот период в истории Китая часто собирательно называют временами правления Двух Чинь и Северной и Южной династий (221—617 гг. н. э.) Как раз в это время боевые приемы с использованием оружия и приемы рукопашного боя без оружия слились в одну целую систему единоборств, образовав множество устойчивых комбинаций. Подобные «образцово-показательные» классические боевые комбинации, предназначенные в основном для обучения новичков и сохранения наследия прошлых лет, могли очень сильно отличаться от индивидуальной техники боя большинства тогдашних мастеров единоборств.
Именно в это время из Индии в Китай прибыл Благословенный Бодхидхарма, чтобы проповедовать идеи буддизма. В 527 г. н. э. он поселился в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань, где и положил начало развитию искусства кунг-фу монастыря Шаолинь. То был переломный год в развитии боевых искусств страны, ибо тогда произошла кардинальная перестройка всей их концепции, фундаментальная смена курса развития. До того времени боевые искусства считались обыкновенным ремеслом. К тому же именно в то время различные школы и конкретные стили кунг-фу впервые стали получать свои яркие и ныне прославленные имена, такие как, например, тайцзычуань, Багуа, Крыло Чунь, Орлиный коготь, Богомол и т. д. То кунг-фу, с которым мы намерены познакомиться в следующих главах, родилось на свет именно там — в монастыре Шаолинь.
Разрозненные части Китайской империи вновь объединились под властью династии Тан (618—906 гг.). В это время, а точнее, в годы правления знаменитой императрицы У, была создана специальная Система Императорских боевых экзаменов. Наряду с Императорскими гражданскими экзаменами (отбиравшими лучших претендентов на высшие чиновничьи и придворные должности), эта сложная многоуровневая программа различных испытаний, с регулярным интервалом проводившаяся по всей стране, была призвана отбирать для императорской армии лучших военачальников и бойцов со всего Китая. И именуемым приходилось демонстрировать судьям искусство в верховой езде, во владении различными видами оружия в конном и пешем строю, 1 борьбе и в поднятии тяжестей, а также знание военно-прикладных наук.
Кулачный бой и борьба продолжали считаться основными видами военных единоборств. Появились и новые разновидности борьбы: сянь-пу (бой головой) и дзюели (силовой бой). В них противники боролись практически обнаженными, в одних лишь кожаных передниках, и потому, не имея возможности ухватить друг друга за одежду, им приютилось изобретать новые техники поединка, в основном бодаться и толкаться, используя вес собственного тела. Между прочим, популярная японская борьба сумо своими корнями уходит именно в китайскую борьбу дзюели времен династии Тан.
КУНГ-ФУ В ЭПОХИ СУН, ЮНЬ, МИН
Истинный расцвет кунг-фу, известного в ту нору под именами у-йи (боевое искусство) и у-дзи (боевая техника), пришелся на эпоху правления династии Сун (960—1279 гг.). Основатель этой династии Зао Куан-Инь был воспитанником монастыря Шаолинь, положившим начало развитию знамени! ого направления тай-цзы.
Сунские правители всячески поощряли изучение среди простого народа, постоянно основывая по всему Китаю все новые и новые школы боевых искусств. В 1044 г. на свет появился знаменитый труд под названием «Великие основы боевых искусств», включавший в себя в том числе наставления по выбору военной стратегии и тактики, по организации войск, по производству и использованию различных видов оружия, топографии, а также историю всех известных на то время битв, войн и походов.
По всей стране широко распространилась целая сеть воинских обществ, или клубов — если называть их современным языком. Существовали общества лучников, копейщиков, всадников и, конечно, мастеров рукопашного боя. Судя по некоторым достоверным документам той эпохи, в 1125 г., например, в Китае существовало 580 обществ мастеров стрельбы из лука, насчитывавших больше 240 тысяч членов! Многие мастера у-йи зарабатывали себе на жизнь, бродя по стране и устраивая импровизированные представления, на которых они демонстрировали свое искусство. Их миниатюрные выступления обычно включали в себя стандартный набор: борьба, кулачный бой, акробатика с оружием и без него, стрельба из лука и силовая гимнастика. Интересно отметить, что многие из этих мастеров были женщинами. Число их вскоре оказалось столь велико, что у этих бродячих артисток-бойцов появилось даже специальное имя: ню-цзань.
Однако в следующую эпоху Юань (1280—1368 гг.), когда страна оказалась под властью монгольских захватчиков, всем китайцам под страхом смерти запретили заниматься любыми боевыми искусствами, равно как и владеть любым оружием. Тем не менее как раз в эти годы повсеместно широко распространился новый вид борьбы цуо-дзяо (толчки и броски, или монгольская борьба). Многие мастера продолжали практиковаться в своем искусстве тайно. Некоторые из них трансформировали свои стили у-йи в различные виды акробатики или пластической театральной драмы, также получившей в те годы большую популярность. К сожалению, вскоре такие попытки сохранить древние боевые стили под прикрытием театральных и цирковых представлений привели к непоправимому вырождению многих уникальных направлений у-йи в чисто декоративное постказное действо.
Восшествие на императорский трон новой династии Мин (1368—1644 гг.) означало новый расцвет и возрождение боевых искусств Китая, которые, кроме у-йи, стали также называть чуань-фа (кулачная техника). В это время окончательно обозначился разрыв между реальным боевым и театрально-декоративным стилями. С одной стороны, большинство минских военачальников, считавших поеные искусства наиболее важной частью общевоинской подготовки, то есть основой основ в своем деле, регулярно проводили среди своих солдат со-1"'шювания и тренировочные бои, оттачивавшие именно боевой аспект у-йи. С другой стороны, профессиональные циркачи и артисты к этому времени подняли свое направление у-йи на небывало высокий уровень мастерства, дополнив его многочисленными акробатическими комбинациями и изящными танцевальными па, призванными исключительно услаждать взоры зрителей. Термин «цветочные кулаки и вышивание ногами», родившийся в эпоху Мин, как нельзя лучше описывает декоративную технику их движений, абсолютно не пригодную для настоящего поединка.
Эпоха Мин также породила на свет огромное разнообразие всевозможных стилей кунг-фу. Примерно в то время окончательно обособились в отдельные школы стиль тай-цзы, созданный первым сунским императором Зао Куан-Инем, и стиль «Орлиный коготь», изобретенный знаменитым сунским полководцем по имени Ю-Фей. Оба они, кстати, были выходцами из монастыря Шаолинь. Практиковавшиеся поначалу лишь в воинских частях, эти два стиля вскоре обрели широкую популярность и среди всего простого народа. В это же время на свет появился неповторимый стиль «Богомол», который основал другой шаолиньский мастер, Ван Лан.
Именно в эпоху Мин было подмечено тонкое различие между «внешними» и «внутренними» школами кунг-фу. Автор часто цитируемого текста «Элегия Ван Цхон-Наня» Хуан Цхон-И по этому поводу писал следующее:
«Кунг-фу монастыря Шаолинь известно в Поднебесной гораздо более других, и, поскольку используется для боя, оно есть искусство внешнее; кунг-фу внутреннее, напротив, предпочитает движению — покой; начало ему положил даоский монах Цан Сянь-Фен во времена династии Сун».
В своей работе «Внутреннее кунг-фу» еще один известный мастер «внутренней» школы, Цан Сон-Си говорит:
«Существует два вида кунг-фу: внутренний и внешний. Самым известным направлением внешнего кунг-фу считается стиль монастыря Шаолинь, ориентированный на атаку. Внутреннее же кунг-фу направлено целиком на оборону, и потому оно намного мягче».
Во времена правления династии Мин появилось множество книг, посвященных боевым искусствам. Из самых известных я назвал бы цитируемые по сей день «Коллекции из дворца праведности» Ю Да-Яо, «Новую книгу обучения» Чи Жи-Гуана, «Описание воинских форм» Хе Лян-Ченя и «Классику воинской сущности» Мао Юань-И. Все авторы вышеперечисленных книг в свое время считались талантливыми мастерами кунг-фу и были знаменитыми полководцами.
Именно в эпоху Мин боевые искусства Китая стали популярными и в Японии. Например, в 1619 г. некий мастер единоборств по имени Чен Юнь-Бинь, перебравшийся на Японские острова, чтобы преподавать там свое искусство, положил начало знаменитому японскому боевому стилю джиу-джитсу, от которого произошло и современное дзюдо.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
После того как маньчжурские завоеватели, захватив Китай, основали династию Цин (1644— 1911 гг.), их правители начали всячески поощрять распространение у-йи в своей армии и одновременно препятствовать его изучению и развитию среди простого народа. Многие маньчжурские полководцы и чиновники были хорошими мастерами боевых искусств.
Однако китайцы продолжали практиковаться в своих национальных боевых искусствах тайно, в закрытых частных школах и обществах, замаскированных под театры, бродячие цирки и т. п.
Постепенно, под влиянием обстоятельств, основной (цент в их занятиях стал делаться на овладение техникой пешего рукопашного боя без оружия, один или против группы вооруженных людей, а также на изучение упражнений, укрепляющих выносливость организма и закаляющих характер человека. Другие аспекты боевых искусств, такие как знание военной тактики и стратегии, верховая езда, фехтование и стрельба из лука, отошли на задний план, а вскоре и вообще практически забылись в виду своей ненужности. Постепенно кунг-фу классического направления, превратившись в тайное боевое искусство простолюдинов, начало обретать свои нынешние формы и содержание.
В эпоху владычества Цин стали бурно развиваться «внутренние» стили кунг-фу. Именно в это время по всем провинциям Северного Китая широко «распространилось ранее отделившееся от кунг-фу искусство тайцзычуань. Там же были основаны и других основных стиля «внутреннего» направления кунг-фу, «Багуа (Пакуа)» и «Синьи». Стилем Багуа, например, увлекалось большинство маньчжурских императорских гвардейцев.
В Южном Китае основным направлением по-прежнему оставался стиль монастыря Шаолинь. Вскоре основанный в эти годы в провинции Фуцзянь новый монастырь Южный Шаолинь превратился в центр открытого сопротивления маньчжурам. Однако через некоторое время императорским войскам удалось захватить Южный Шаолинь, и тогда большинство мастеров кунг-фу, не желая оставаться под властью цинских правителей, перебралось в независимую в то время провинцию Гуандун, а затем оттуда во многие страны Азии, Европы и Америки.
Народная революция, начавшаяся в Китае в 1911 г. под руководством доктора Сунь Ят-Сена, положила конец монархии. Среди революционеров той поры было немало бойцов и мастеров кунг-фу, воспитанных в традициях монастыря Шаолинь. Именно они и основали затем в постреволюционном Китае целый ряд народных организаций по изучению боевых искусств, в том числе Атлетическую ассоциацию Джин-Ву, впоследствии имевшую свои филиалы в китайских общинах по всему миру.
В 1926 г. правительство Гоминьдана официально поменяло общепринятый в то время термин у-шу, обозначавший боевые искусства в целом, на новый термин гуо-шу (национальное искусство).
Однако, по иронии судьбы, уже через 15-20 лет искусство гуо-шу выродилось в нечто среднее между неуклюжей цирковой акробатикой и любительским балетом. В первую очередь сей прискорбный факт, конечно, был связан с повсеместным распространением и совершенствованием стрелкового оружия и боевой техники во время затянувшегося периода анархии и гражданской войны, сотрясавшей Китай все эти годы. Пулеметы и аэропланы практически свели на «нет» значение рукопашного боя в военном масштабе. Но, кроме того, и сами гоминьдановцы заботились о развитии гуо-шу исключительно на словах. Видимо, поэтому сегодня на Тайване в гоминьдановской армии вместо гуо-шу, их «национального искусства», официально изучается корейское тхэквондо!
Тем поразительнее на этом фоне выглядят успехи коммунистического правительства Китая, сменившего Гоминьдан у руля власти в 1949 г. и сделавшего с пор все возможное, чтобы возродить величие и славу китайских боевых искусств, которым коммунисты вернули старое общее название у-шу. Они организовали по всей стране сеть специальных народных комитетов, на районном, провинциальном и общенациональном уровнях, ответственных за изучение и развитие национальных и местных боевых искусств. Кроме того, в сегодняшнем Китае постоянно учреждаются все новые и новые школы и университеты у-шу; в пропагандистских и образовательных целях за границу посылаются сборные команды спортсменов — мастеров боевых искусств; публикуется множество книг, содержащих ценную информацию о развитии и изучении у-шу; регулярно проводятся национальные и международные состязания турниры по различным стилям боевых единоборств. У-шу уже входит в программу Азиатских игр и вскоре его могут включить и в список официальных соревнований международных Олимпийских игр. Однако лично для меня наиболее значимым свершением китайского правительства власти поддержки развития искусства у-шу стала реставрация священного монастыря Шаолинь, древней о колыбели кунг-фу, одно имя которого всегда будет наполнять гордостью и радостью сердца любителей мастеров боевых искусств всего мира.
Источник: http://www.shaolin-kungfu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=3&Itemid=3