СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТИЛЕЙ КУНГ-ФУ

Медведь, Богомо, журавль

Некоторые уникальные направления боевых искусств, изобретенные талантливыми мастерами, по-своему настолько очаровательны, что не могут не подвигнуть нас на создание своего, столь же неповторимого стиля.

Что такое школы Медведя, Богомола и Журавля?

Великий китайский полководец и стратег Сунь-Тзы говорил, что если вы понимаете себя и понимаете вашего противника, то наверняка выиграете сто битв из ста. Решающим фактором любого боя всегда останется хорошее знание сильных и слабых сторон боевого стиля своего врага. Исследование и изучение особенностей различных стилей кунг-фу как нельзя лучше отвечает такой цели, поскольку внутри общего направления этого искусства можно встретить практически все известные в мире техники рукопашного боя. Это нисколько неудивительно, если принять во внимание его древность, всеобъемлемость и хотя бы общее количество приверженцев, изучавших и развивавших искусство кунгфу за всю историю его существования.

Детальное исследование всех основных направлений кунг-фу интересно не только с точки зрения сравнения их боевой эффективности. Некоторые его стили, созданные конкретными мастерами ради удовлетворения своих личных потребностей, бывают настолько неповторимыми и вместе с тем впечатляющими, что знакомство с ними не может не спровоцировать нас на создание собственных уникальных направлений, «отработанных» исключительно под нас самих! Прежде чем избрать свой путь в обширном море знаний искусства кунг-фу, необходимо как следует познакомиться с его фундаментальной структурой, чтобы ваш выбор был осознанным, а не спонтанным. Те же, кто уже посвятил себя изучению какого-либо конкретного стиля, могут открыть для себя во время подобного исследования множество ранее не известных им техник и приемов, не входящих в рамки знакомого им направления.

РАЗЛИЧИЯ СТИЛЕЙ ШАОЛИНЬ И ВУДАНГ

Многие люди ошибочно противопоставляют тайцзычуань и кунг-фу монастыря Шаолинь, однако, как я уже объяснил в предыдущей главе, направление тайцзычуань когда-то отделилось от направления Шаолинь, а вся видимая мягкость и плавность стиля тай-цзы, резко контрастирующая с быстротой и натиском кунг-фу, направлена лишь на создание и развитие потоков мощной внутренней энергии КИ. В своем же боевом аспекте тайцзычуань оказывается очень мощным и быстрым стилем.

Помимо направления тай-цзы, двумя другими основными направлениями внутренней школы являются стили Багуа и Синьи. Все эти три стиля зачастую объединяются под общим названием «Вуданг», по имени священной горы Вуданг в китайской провинции Хубей, где даоский мастер Зан Сань-Фен создал и развил основные каноны «внутреннего кунгфу». Однако реально какое-то отношение к горе Вуданг имеет лишь тайцзычуань, действительно ведущее свою родословную от самого Зан Сань-Фена; термин «Вуданг», одинаково используемый для обозначения тайцзычуань, багуачуань и синьичу-ань, применяется просто для того, чтобы отличить эти стили от направления Шаолинь.

ВНУТРЕННЯЯ ЛАДОНЬ СТИЛЯ БАГУА

Создание кунг-фу стиля Багуа, или багуачуань, в основном связывают с именем некоего Тун Хай-Чуаня (1796—1880). Этот мастер кунг-фу «Лоханя» как-то заблудился в лесу в окрестностях горы Жиу Гуа, где встретил, как он позже рассказывал, неизвестного даоского отшельника, объяснившего ему основы внутренней силы кунг-фу. Некоторые историки считают, хотя на их мнение нельзя целиком полагаться, что этим отшельником вполне мог ока-заться один из учеников (видимо, Ми Ден-Сиа или Гуо Жи-Юань) легендарного даоского мастера Вуданг тайцзычуань Ван Дзон-Юи. Если это предположение верно, то в таком случае стиль Багуа действительно вполне имеет право называться одним из боевых искусств направления «Вуданг». 
Философия стиля Багуа целиком зиждется на принципах Восьми иероглифов И-чин. Отличительной чертой Багуа является использование абсолютно во всех приемах и комбинациях исключительно раскрытой ладони, а не кулака. Поэтому в самом Китае оно на самом деле гораздо чаще зовется багуа-зан, то есть «Ладонь Багуа», чем багуачуань, или «Кулак Багуа», так как последнее название, образованное по традиционному шаблону, совершенно не соответствует внешним формам этого стиля.
В Багуа существует восемь основных базовых «положений ладони», которые в сочетании друг с другом дают нам соответственно 64 разновидности техники. Этими восьмью «материнскими ладонями Багya», или «восьмиугольником багуа», считаются:
• Одинарная меняющаяся ладонь (рис. 4.1).
• Двойная меняющаяся ладонь.
• Плавающая ладонь.
• Тройная нитяная ладонь.
• Задняя ладонь.
• Окружающая тело ладонь.
• Вращающая тело ладонь.
• Возвращающая тело ладонь.

Все эти термины, как и большинство других им подобных, при переводе на европейские языки выглядят довольно коряво, однако в китайском языке они звучат весьма поэтично и к тому же обладают глубоким смыслом.


Одинарная меняющаяся ладонь стиля Багуа

Стиль багуа хорошо известен своими искусными комбинациями—перемещениями. Некоторые приверженцы этого стиля достигают такой степени мастерства, что могут, например, в считанные доли секунды очутиться за спиной своего противника раньше, чем тот сообразит, что происходит. Такое мастерство приходит к тем, кто занимается по' методу «бег вокруг восьмиугольника из восьми иероглифов», который является основным базовым упражнением стиля Багуа.
Другим типичным способом тренировки своих возможностей в Багуа считается метод чжань-чжу-ан, или искусство «Устойчивого положения», заключающийся в следующем. Ученик принимает какую-либо позу из «Восьми материнских ладоней багуа» и некоторое время стоит так неподвижно, а затем резко меняет положение, принимая следующую позу из восьмиугольника багуа, и так далее. Если заниматься по этой методике в течение нескольких лет, то можно развить в себе огромную внутреннюю силу и ловкость. Для человека несведущего и привыкшего к знакомым с детства грубым и примитивным способам наращивания мускульной силы это может показаться удивительным и неправдоподобным. Однако любой, кому довелось столкнуться с настоящим мастером Багуа, наверняка успел оценить всю глубину его внутренней мощи и силы, достигнутой именно с помощью таких простых и изящных упражнений.

КУНГ-ФУ СТИЛЯ СИНЬИ И КОНЦЕПЦИИ ДАОСИЗМА

Традиционно считается, что стиль Синьи, или синьичуань, был основан в XII в. знаменитым сунским военачальником по имени Ю-Фей, в свое время обучавшимся искусству рукопашного боя в монастыре Шаолинь. Впрочем, некоторые историки полагают, что, несмотря на то что в основу этого стиля и легли основные доктрины обширного воинского наследия Ю-Фея, окончательно синьичуань обрел свои формы и название только в XVII в., во времена династии Мин, и что основоположником его следует считать мастера кунг-фу по имени Жи Лон-Фен, которого на создание Синьи вдохновила картина случайно увиденного им удивительного боя между медведем и орлом.
Жи Лон-Фен, точно так же, как и Ю-Фей, являлся признанным мастером во владении копьем, его даже прозвали «Великое копье». Искусство Жи Лон-Фена было столь велико, что, согласно преданиям, он мог копьем проткнуть наскозь муху, севшую на затянутое промасленной бумагой окно, не порвав при этом самой бумаги! Эту историю в первую очередь следует принять во внимание тем ученикам, кто считает синьичуань стилем, несовместимым с применением холодного оружи 
В прошлом Синьи также было известно под именем люхечуань, что означает «кунг-фу шести единений». Этими шестью единениями считались внутренняя сила, внутренняя энергия, разум, форма, сила воли и внешняя сила. Также этот стиль можно встретить под именами Синьйи, или просто ичуань.
Слово «синьи» означает и «форма», и «разум». Основной смысл стиля синьичуань хорошо отражен в следующей поговорке: «Только внутреннее без внешнего не способно создать хорошее кунг-фу; только внешнее без внутреннего не способно создать никакого хорошего искусства». Философия Синьи лежит в области концепции у-син, или «Пяти элементарных процессов» (временами ошибочно пе-реводимых как «Пять элементов»), то есть взаимодействий металла, воды, дерева, огня и земли, в соединении между собой способных создавать или разрушать все сущее. Таким образом, считается, что эти пять основных процессов (пять фундаментальных подходов) отражают те или иные движения и приемы боя. Например, «металлический» рубящий мах сверху может быть нейтрализован «земляным» скользящим по диагонали ударом по атакующей руке противника.
Внутри этого стиля также существует 12 основных форм, названных по имени животных. Это формы дракона, тигра, обезьяны, лошади, черепахи, петуха, ястреба, ласточки, змеи, коршуна, орла и медведя. На рис. изображен классический прием стиля Синьи.

«Форма дракона» кунг-фу стиля Синьи

Точно так же, как и в стиле Багуа, в Синьи очень большое значение при тренировке внутренней силы уделяется методике чжань-чжуан. Помимо отработки неподвижных поз «животных» форм, в Синьи используется также метод санкай чжуан, или «Положения трех сокровищ». Именно с помощью санкай чжуан мастера синьичуань достигают знаменитой силы своих прямых ударов.

ФИЛОСОФИЯ КУНГ-ФУ НАПРАВЛЕНИЯ ВУДАНГ

 

Я полагаю, что для большинства людей, увлекающихся кунг-фу, будет небезынтересно поговорить также и о философских концепциях, на которых основаны стили тайцзычуань, Багуа и Синьи. Внутренний смысл тайцзычуань, что, как известно, означает стиль «Великий предел», и целиком базируется на принципах вечного взаимодействия «инь» и «ян» — двух основополагающих и противоположных друг другу аспектов реальности всего сущего бытия. «Инь» в китайской мифологии символически отображает разрушительное, темное женское начало, землю, ночь, смерть и т. д. «Ян» — созидательное, светлое мужское начало, небо, день, жизнь.


Приверженцы стиля багуа черпают вдохновение из доктрины Ицзин, изложенной в знаменитой «Книге перемен». Там утверждается, что взаимодействие сил инь и ян и создает багуа, то есть восемь первичных начал, символически изображенных Восемью иероглифами. Каждый из гуа, то есть иероглифов, состоит из трех «сокровищ», изображающих небо, землю и человека, представленных в виде сплошной линии ян или же прерывистой линии инь. Смысл этого старинного китайского символа вплотную подходит к некоторым концепциям современной физики с ее процессами взаимодействия позитивных и негативных полей, создающих протоны, электроны и нейтроны. Вместе концепции инь-ян стиля Тай-цзы и Восьми иероглифов Багуа объединяются в едином устоявшемся символе, изображенном на рис. 4.3.

 Объединенный символ Тай-цзы и Багуа

Вечное взаимодействие багуа формирует 64 иероглифа, символически отображающих бесчисленность всех первичных начал во Вселенной. Это взаимодействие может также быть описано в виде соединения у-син, то есть «Пяти элементарных процессов» — металла, воды, дерева, огня и земли, определяющих основы философии стиля Синьи. Графически силы созидания и разрушения, образующиеся во время взаимодействия «Пяти элементарных процессов», воспроизводятся в виде символа, изображенного на рисунке справа.

 

 

 

Эти силы также подчиняются законам инь-ян, создавая, таким образом, бесконечный цикл космических трансформаций.
Все вышеописанные теории — инь-ян, багуа и у-син — являются классическими даоскими концепциями. Поэтому стили тайцзычуань, багуачуань и синьичуань обычно относят к «даоской школе» кунг-фу, в отличие от кунг-фу направления монастыря Шаолинь, основанного на принципах буддизма. Нельзя не отметить тот факт, что термины «буддийский» и «да-оский» в данном контексте означают скорее философские понятия, нежели религиозные. Шаолинь, Тай-цзы, Багуа, Синьи и все остальные направления кунг-фу находятся вне религии; их могут изучать люди абсолютно любой национальности и вероисповедания вне зависимости от их религиозных убеждений.

 Необходимо также помнить и о том, что для нас и инь-ян, и багуа, и у-син являются всего лишь символами, призванными помочь нам в процессе обучения искусству кунг-фу. Инь-ян изображает два основополагающих аспекта бытия, багуа — восемь первичных начал Вселенной, а у-син отображает «Пять элементарных процессов», формирующих Космос. Например, первая черточка каждого иероглифа-гуа, изображающая небо, называется киань, а вторая, изображающая землю — кун. Поэтому на языке терминов кунг-фу любая атака, исходящая сверху, считается атакой кьянь, а соответственно атака снизу — кун.

Точно также и в у-син, когда мы говорим о дереве, «создающем» огонь, то имеем в виду, что процесс роста, символически названный «дерево», переходит в энергию, то есть «огонь». В контексте изучения кунг-фу, это означает, что любое упражнение, повышающее нашу силу, например, чжань чжуан, соответственно увеличивает наши оборонительные и атакующие возможности.

УЧУЧУАНЬ, ИЛИ КУНГ-ФУ ПЯТИ ПРЕДКОВ

Как мы с вами уже выяснили, разделение всевозможных стилей кунг-фу на «внутренние» и «внешние» является весьма относительным. Стиль учучуань, или же У-чу, к примеру, всегда относился к «внешнему» направлению, несмотря на то что обладает некоторыми несомненными чертами «внутренних» стилей. Моим самым ярким воспоминанием от тех времен, когда я сам обучался стилю учучуань у мастера по имени Сифу Чи Ким Тон, является то, что мой учитель постоянно требовал от меня, чтобы я как можно меньше использовал физическую силу. Как можно эффективно сражаться, думал я тогда, не используя силу? Позже я осознал, что мы (ученики) должны были в первую очередь использовать «внутреннюю» силу. 
Учучуань создал живший во времена династии Юань (1260—1368) некий великий мастер кунг-фу по имени Бай Йи-Фен. Однажды он пригласил многих мастеров боевых искусств, каждый из которых в свое время обучался в Шаолине, снова в монастырь, на своеобразный фестиваль кунг-фу, на котором каждый мог продемонстрировать свои знания. Все гости монастыря являлись большими специалистами своих стилей; некоторые в совершенстве владели ударной техникой ног, другие показывали чудеса ловкости в технике движения и перемещения, еще кто-то демонстрировал свои успехи в развитии «внутренней» силы, и т. д. Среди всех прочих на этом турнире наиболее выдающиеся результаты показали пять великолепных мастеров, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Они были специалистами в стилях «белого журавля», Тайцзы, Лоханя и «обезьяны», а также в укреплении внутренней энергии ки. Бай Йи-Фен объединил все пять стилей этих мастеров в один, создав таким образом стиль учучуань, что в переводе означает «кунг-фу пяти предков». Позже этот стиль был популяризован уже во времена правления династии Мин мастером по имени Кай Йи-Мин, и потому его еще часто называют «кунг-фу стиля Йи-Мин».

Несмотря на то, что направление учучуань родилось на Севере, наибольшую популярность оно обрело в южном Китае, особенно в провинции Фуц-зянь. Главной комбинацией этого стиля считается Сань Чжань, то есть «три битвы», которая используется как для проведения боевых приемов, так и для выработки внутренней мощи. Учучуань оказало также колоссальное влияние на развитие японского карате, и потому комбинацию-упражнение Сань Чжань, в японском языке известное как Санчинь, в различных формах можно обнаружить во многих стилях карате под названием тех или иных кат. На рис. изображен один из приемов этой комбинации.

 
Техника «погружения» из упражнения Сань Чжань

ТАНЛАНЧУАНЬ, ИЛИ КУНГ-ФУ БОГОМОЛА

 

Другим, не менее популярным стилем, в свое время также отколовшимся от классического кунг-фу Шаолиня, является танланчуань, или же кунг-фу богомола. Однажды во времена династии Мин в монастыре Шаолинь жил пришлый воспитанник по имени Ван Лан, усердно изучавший кунг-фу Лоханя. Однако из-за своего маленького роста и щуплости Ван Лан никак не мог победить ни одного из своих товарищей, сколько' бы сил не отдавал он изучению кунг-фу.


Однажды вечером Ван Лан, отдыхавший в тени деревьев после очередного проигранного поединка, внезапно увидел богомола, сражавшегося с цикадой. Несмотря на то, что богомол был много меньше цикады, ему удавалось очень ловко использовать свои длинные передние лапы, и цикада вскоре пала на поле битвы. Ван Лан заинтересовался этим. Он поймал нескольких богомолов и принялся изучать их повадки и движения во время боя друг с другом, которым вскоре начал подражать и сам во время своих занятий кунг-фу.
Вскоре учителя Ван Лана обратили внимание на его поразительные успехи, хотя он все еще не мог справиться с лучшими бойцами монастыря. Поощряемый учителями, Ван Лан продолжал экспериментировать с движениями богомола. Вскоре он даже получил специальный долгосрочный отпуск из монастыря для путешествия по стране, во время которого должен был присмотреться ко всем остальным известным в то время стилям боевых искусств. На прощание ему также посоветовали при совершенствовании техники «богомола» обратить особое внимание на движения ног.

Во время своих странствий по Китаю Ван Лан отобрал 17 лучших техник из различных стилей и школ кунг-фу, а также нашел наиболее подходящей для комбинирования с техникой рук «богомола» работу ног стиля «обезьяны». Ван Лан включил все отобранные техники в свой новый стиль, который он назвал «кунг-фу богомола монастыря Шаолинь», и который теперь состоял из восемнадцати слитых воедино боевых направлений:

• «Длинные кулаки» Тайцзу • Борьба 
• «Вытянутая рука» • Захваты и броски
• «Метод молнии» • «Текущие» техники
• «Короткий кулак» • «Рубящие» техники
• «Близкий удар» • «Двойные удары ногами»
• Стиль обезьяны • «Длинные атаки»
• Техники • «Прямые атаки» ближнего боя
• Удары ладонью • Техника «богомола»
• «Блокирующая кисть» • Кунг-фу Лоханя как базовая основа

Затем Ван Лан возвратился в Шаолинь, чтобы поучить новому стилю всех обитателей монастыря. Через некоторое время стиль «богомола» обрел невероятную популярность, и даже на некоторое время заменил собой стиль Лоханя в качестве основной «визитной карточки» монастыря Шаолинь!

Вскоре в Шаолине появился известный мастер боевых искусств и даоский жрец Шен Сиао, бывший частым гостем монастыря. Он был несказанно поражен, увидев как-то утром какие-то необычные движения и странные боевые комбинации, которые изучали монахи. Однако еще больше он удивился, когда не смог противостоять этим монахам, применив свое испытанное временем кунг-фу направления Вуданг!

— Что это за странный стиль? — спросил он у своего друга, настоятеля монастыря.
— Это кунг-фу богомола,— ответил тот.
— Кунг-фу богомола? И тебе не стыдно, что монахи знаменитого монастыря Шаолинь занимаются каким-то кунг-фу богомола?
— Однако это великолепное боевое искусство.
— Я в этом не сомневаюсь, — сказал Шен Сиао.— Но что же тогда станет с кунг-фу Лоханя, которое традиционно было славным отличительным знаком вашего монастыря в течение многих веков?
— Это действительно большая проблема. Я не хотел бы видеть, как этот великолепный боевой стиль полностью деградирует и без должной поддержки через некоторое время совсем забудется. Но я также ни в коем случае не желаю войти в историю как настоятель монастыря Шаолинь, сломавший великие традиции благословенного Бодхидхармы.
И тогда настоятель монастыря и Шен Сиао пришли к следующему соглашению. Монахи Шаолиня вернутся к изучению кунг-фу стиля Лоханя, но настоятель обучит жреца всем приемам и техникам стиля «богомола», чтобы впредь уже Шен Сиао был ответственен за его развитие и сохранение его традиций.
Вот почему наиболее интересной чертой стиля «богомола» является то, что создал его простой мирянин, усовершенствовали буддийские монахи, а сохранил и распространил в народе даоский жрец!
Кунг-фу богомола также очень известно своими разнообразными и утонченными ударными техниками ног, пример которых показан на рис.

Удар ногой стиля «богомола»

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СТИЛЕЙ КУНГ-ФУ ЮЖНОГО ШАОЛИНЯ

 

Эпоха правления династии Цин явила миру небывалый рост и распространение различных стилей кунг-фу монастыря Южный Шаолинь. Помимо уже известного нам Северного Шаолиня, находившегося в провинции Хэнань, во времена династии Мин (1368—1644) в уезде Кванчжоу провинции Фуцзянь был построен другой монастырь Шаолинь, названный «Южным». Кунг-фу, которое изучалось в этом монастыре, называется «кунг-фу Южного Шаолиня», в отличие от «кунг-фу Северного Шаолиня», то есть изучавшегося в монастыре провинции Хэнань. Кунг-фу Южного Шаолиня характеризуется более крепкими и основательными стойками и большим вниманием к развитию силы и быстроты рук и техники движений кисти. Это направление сильно отличается от изящных прыжков и скачков, быстрых перемещений и того разнообразия ударной техники ног, которыми выделяется кунг-фу Северного Шаолиня.

Южный Шаолинь долгое время был центром революционного движения против ненавистной манчьжурской династии Цин. Как гласит одна из легенд, связанных с этим монастырем, некогда сам цинский император Йон Чжен под видом монаха обманным путем проник в монастырь и поселился там на время, чтобы изучить все тонкости кунг-фу Южного Шаолиня. Затем Йон Чжен при поддержке тибетских лам, являвшихся в то время сторонниками манчьжуров и одновременно соперниками монахов Шаолиня в искусстве владения боевыми единоборствами, отправил свою армию в провинцию Фуцзянь — с приказом сровнять монастырь с землей... Вот почему, после того как войска коммунистического Китая в конце 40-х годов нашего века захватили Тибет и навсегда изгнали лам за границу, многие считали это кармическим воздаянием за их прошлые грехи. Однако у этих событий существовала и положительная сторона — точно так же, как в свое время изгнанные из Южного Шаолиня мастера боевых искусств распространили по всей земле кунг-фу, тибетские ламы, рассеявшиеся в разных частях земли, смогли разнести по миру буддизм Ваджраяны.

Однажды один из бежавших монахов, изменивший свое имя на Дзян Нан, чтобы его не могли найти императорские стражники, после 50 лет непрерывных странствий, проделанных с единственной целью — найти себе достойного преемника, которому он мог бы передать все свои знания, наконец достиг южного Таиланда. Там в одной из глухих деревень он встретил молодого мастера кунг-фу по имени Ян Фа-Кун. Этот самоуверенный юноша владел редким стилем Фенгйан, который отличается в первую очередь знаменитой ударной техникой «Глаз Феникса», и зарабатывал себе на жизнь в качестве бродячего артиста, устраивая каждый вечер маленькие цирковые представления для местных крестьян. Старый монах много вечеров подряд наблюдал за его движениями. Наконец, однажды, после того, как собравшаяся на очередное представление толпа разошлась, он сказал довольному Ян Фа-Куну следующие слова.— Молодой юноша, сегодня вечером тебе много рукоплескали. Но твой стиль — всего лишь театральное искусство, но не настоящее кунг-фу.
И прежде чем пораженный Ян Фа-Кун успел что-нибудь возразить, почтенный Дзян Нан добавил.— Не стоит верить мне на слово. Кунг-фу проверяется только в бою. Давай найдем подходящее место и вступим в дружеский поединок, чтобы проверить, кто из нас артист, а кто воин.

 

В последовавшем вскоре после их разговора поединке Дзян Нан, которому в то время было уже больше 80 лет, побил 20-летнего Ян Фа-Куна, словно маленького мальчика. Когда пристыженный юноша попросил монаха взять его к себе в ученики, старый Дзян Нан потребовал от него обязательного соблюдения одного условия.— Ты станешь жить со мной на вершине горы и начнешь тренироваться «с нуля».

 

В свою очередь Ян Фа-Кун, уже 50 лет спустя после описанных событий, точно так же передал тайны искусств монастыря Шаолинь профессиональному тайскому боксеру Хо Фатт Наму, владевшему на то время тайским муай-тай, малайским силат и еще семью различными стилями кунг-фу. Ян Фа-Кун также настоял на соблюдении главного условия.— Ты должен начать учиться всему с самого начала,— сказал он Хо Фатт Наму.

 

Лично я так хорошо знаком со всеми подробностями этой истории, потому что Сифу Хо Фатт Нам был моим учителем, великодушно посвятившим меня во все тонкости боевых искусств Шаолиня. Когда я упросил его сделать меня своим учеником, у меня за плечами уже оставались более 18 лет упорных тренировок, однако Хо Фатт Нам, точно так же, как и все его предшественники, сказал мне все те же самые слова: «Ты должен начать с нуля!».

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ЮЖНОГО ШАОЛИНЯ

Пять основных стилей кунг-фу, распространенных в Южном Китае и принадлежащих к южношао-линьской школе, называются родовыми именами создавших их мастеров. Замена в названии стиля одним из этих имен ключевого слова «Шаолинь» должна была, по мнению создателей, отвлечь от них внимание манчьжурских солдат, беспощадно преследовавших всех и все, так или иначе связанное с монастырем и с его традициями. Этими пятью стилями являются хундзячуань (кунг-фу рода Хун), ли-удзячуань (кунг-фу рода Лиу), кайдзячуань (кунг-фу рода Кай), лидзячуань (кунг-фу рода Ли) и модзячу-ань (кунг-фу рода Мо).

Хундзячуань считается самым известным из этих пяти стилей. Часто его просто коротко называют хунчуань, и потому путают со стилем хунчуань кунг-фу Северного Шаолиня, о котором мы уже говорили в предыдущей главе. Этот стиль, названный по имени создавшего его мастера боевых искусств Хуна Си-Гуаня, отличается своими крепкими стойками и мощными кулачными ударами. Он настолько же эффективен в бою, насколько и зрелищен. Человек, впервые познакомивший меня с кунгфу, мастер боевых искусств Сифу Лай Чинь Ва, известный в кунгфуистских кругах также под именем Дядюшка Праведность, был великолепным знатоком этого стиля.
Лиудзячуань, названный по имени мастера Лиу Сань-Яня, знаменит своими техниками использования боевых посохов и цепов, а кайдзячуань, носящий имя мастера Кай Бай-Да — ударными техниками ног. Лидзячуань, стиль мастера Ли Ю-Саня, отличается великолепной ударной техникой «Глаз Феникса». И наконец стиль модзячуань, созданный мастером Мо Цин-Дзяо, также очень известен своими ударными техниками ног.

 Многие мастера Южного Шаолиня также специализируются в тех или иных направлениях кунг-фу, которые были созданы на основе движений и мифологических «качеств характера» некоторых животных, например, мощи и «свирепости» тигра или легкости и «деликатности» журавля. Таким образом, помимо стилей, названных по именам создавших их мастеров, в кунг-фу имеется и множество стилей, носящих «звериные» имена. Это, к примеру, лунсинчуань, то есть «кунг-фу стиля дракона», гей-хучуань, «кунг-фу черного тигра», или пайхечуань, «кунг-фу белого журавля».

Еще двумя очень интересными стилями Южного Шаолиня считаются йончуньчуань, то есть «кунг-фу Крыло Чунь», и кайлифучуань, или «кунг-фу Чой-Ли-Фатта».

Стиль «крыло Чунь», которым великолепно владел знаменитый Брюс Ли, был создан женщиной по имени Янь Йон-Чун. На кантонезском диалекте китайского языка ее имя звучит как Йимь Йин-Чунь. Этот стиль отличается в первую очередь быстротой и молниеносностью движений и яростными атаками: На рис. 4.8 изображен прием этого стиля, которому я научился от мастера Сифу Чо Хун Чоу.
Стиль «Чой-Ли-Фатт» изобрел национальный китайский герой по имени Чень Хен, соединив стили рода Чой, рода Ли и рода Фатт («кунг-фу Будды») в одно единое целое. «Чой-Ли-Фатт» знаменит своими техниками боя на длинной дистанции, а также против одновременно нескольких противников. На рис. 4.9 изображен классический прием стиля «Чой-Ли-Фатт».

Количество всех существующих на свете стилей и направлений кунг-фу огромно и не поддается описанию. Каждый из них интересен своими уникальными техниками и возможностями, выработанными специально для удовлетворения тех или иных целей. Например, «крыло Чунь» эффективен для обороны, в первую очередь женщин, от жесткого и грубого противника, а «Чой-Ли-Фатт» демонстрирует свои лучшие стороны при отражении внезапного нападения из засады. Кунг-фу Лоханя делает упор на физические размеры бойца, в то время как в стиле «обезьяны» большой рост и вес считаются недостатками. В Багуа все удары наносятся исключительно раскрытой ладонью, а тайцзычуань внешне больше всего напоминает грациозный танец.

Я дал вам описание только нескольких, наиболее известных стилей и направлений. Всего их существует настолько много, что в книге просто бы не хватило места на рассказ о каждом.

 Кунг-фу, как и любое другое искусство, является практическим видом человеческой деятельности, а не собранием теоретических знаний. Другими словами, я хочу сказать, что овладеть им можно только посредством многолетних упорных тренировок, а не с помощью чтения специальной литературы. Тем не менее некоторая базовая теоретическая информация в начале изучения искусства кунг-фу не только желательна, но и необходима; иначе бы большинство учеников потеряло бы много полезного времени, бесцельно блуждая во тьме невежества. В следующей главе я попытаюсь снабдить вас такой полезной информацией, чтобы в дальнейшем вы смогли бы извлечь из своих занятий максимум пользы.

Источник: http://www.shaolin-kungfu.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=5&Itemid=5