Ушу, саньда, саньшоу, спорт, таолу, традиционное ушу, кунгфу, соревнования, китайские, боевые искусства, спортивные единоборства, шуайцзяо, тайцзи цюань, туйшоу, ушу кострома, клуб ушу феникс, туйшоу, цигун, турнир, федерация ушу, шаолинь цюань, шаолиньсы

 

 

 

Комплексная

учебно-тренировочная программа УШУсм с

 

 


Разделы обучения:

1. Развивающий;
2. Начальный, подготовительный;
3. Базовый;
4. Спортивный, тренировочный;
5. Соревновательный.

 

алебарда

 

 

Периоды обучения:

1 год обучения (3-4 года) —  развивающий, оздоровительный.

Формирование и развитие основных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, лазания, перелазания, переползания и др.), а также кондиционных двигательных и координационных способностей. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки Создание условий, способствующих мобилизации защитных сил организма и повышению  его сопротивляемости влиянию внешней среды.

2 год обучения (4-5 лет)  —  оздоровительный, подготовительный.

Развитие и совершенствование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. «Закладка фундамента» для развития основных двигательных качеств,  формирование и развитие костно-мышечной структуры и связочного аппарата, повышение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья. 

3 год обучения (5-6 лет) —  базовый, спортивно-оздоровительный.

Укрепление и развитие костно-мышечной структуры и связочного аппарата,  формирование гибкого тела и увеличение подвижности суставов рук, ног, позвоночника и тазобедренного сустава, развитие координации движений, повышение общей и специальной выносливости организма, поддержание и укрепление здоровья, формирование психологической устойчивости и равновесия, подготовка и начало участия в соревновательной деятельности.

4 – 7 год обучения (6-12лет)  —  спортивный, соревновательный.

Совершенствование тела, развитие специальной гибкости, развитие координации сложных движений, увеличение силы и повышение специальной выносливости организма, развитие психологической устойчивости, формирование стойкости и силы боевого духа, участие в соревновательной деятельности.

8 – 15 год обучения (12-18 лет) —  соревновательный.

«Боевая закалка» тела и подготовка его к высокоинтенсивным физическим нагрузкам, повышение стойкости и укрепление боевого духа, участие в соревновательной деятельности.



алебарда

 




Комплексная программа обучения УШУ основана на:

- Единой Всероссийской программе обучения по УШУ,
- Адаптивной методике занятий УШУ для младшего и среднего школьного возраста,
- Программе воспитания и обучения в детском саду,
- Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания,
- Авторской учебно-тренировочной программе «Академия УШУ».

 

алебарда 

 

 

Содержание программы 1-3 года обучения

 


1 год обучения (возраст 3-4 года) 

Общеразвивающая техника


ЦЕЛЬ:

•Приобщение детей к систематическим занятиям китайским воинским искусством УШУ, удовлетворение естественной потребности детей в движении и обеспечение их активного «отдыха».

ЗАДАЧИ:

•Укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию;
•Формировать и развивать жизненно важные двигательные умения и навыки; 
•Установить доверительный контакт с родителями, добиться взаимопонимания с занимающимися детьми и создать условия для проявления ими своих творческих потенциалов;
•Воспитывать у детей потребность к постоянным занятиям физическими упражнениями.



    Основные движения

  Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами), в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, наклонами, поворотом т.д.).
  Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке, по гимнастической скамейке, по наклонной скамейке (высота 30-35 см), приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба с перешагиванием через предметы, рейки, медленное кружение в обе стороны.
Бег. Бег обычный, на носках, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, по извилистой дорожке, по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место), бег приставным шагом левым и правым боком, бег с изменением темпа: медленно и быстро.
   Катание, бросание, ловля и метание мяча. Катание мяча (шарика) друг другу, перекатывания мяча между предметами, в ворота. Метание на дальность правой и левой рукой, в цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой. Ловля брошенного мяча, бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю) и ловля его.
  Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие, не касаясь руками пола; пролезание в обруч, перелезание через бревно (скамейку). Лазанье по гимнастической стенке.
  Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, подпрыгивания вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, перепрыгивания из обруча в обруч, через предметы (высота 5 см), прыжки в длину с места.
  Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо и налево, выполнение команд: шагом - МАРШ, на месте - СТОЙ, направляющий - НА МЕСТЕ, в обход налево - МАРШ, бегом - МАРШ, напра-ВО, нале-ВО.

    Развивающие упражнения

  Упражнения для кистей рук и развития мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, вращать руками назад и вперед.
    Упражнения для развития мышц живота и спины. 
  Из исходного положения стоя: Передавать мяч друг другу с поворотом в стороны (вправо - влево) и разворотом назад через левое и правое плечо. 
   Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его), наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками.
   Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать обе ноги вверх и вниз, двигать ногами, вращая, как при езде на велосипеде, одновременно сгибать и разгибать ноги, притягивая их к груди и опуская на пол.
   Из исходного положения лежа на животе: одновременно поднимать и опускать сомкнутые руки и ноги (лодочка, )сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
  Упражнения для развития мышц ног. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. 
   Подвижные игры. Подвижные игры развивающей направленности с простым содержанием и несложными движениями - фундамент для освоения любого вида программы. Они способствуют овладению общедвигательными умениями и навыками, а также их прочному закреплению. Спортивная деятельность направляется на воспитание у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, действовать в коллективе и ориентироваться в пространстве; на развитие быстроты, ловкости, гибкости, общей координации движения и общей физической выносливости.
  Дыхательная гимнастика. Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движения и дыхания. Выполнение правильного ритмичного дыхания при произнесении звуков, которое позволяет удалять излишки кислорода и избегать ненужных окислительных реакций. 


   Морально-волевые качества

   Воспитание: 
-дисциплинированности (послушание, усидчивость, умение слушать тренера и выполнять команды и др.);
-целеустремленности (внимание, усердие, желание выполнять упражнения и задания правильно и др.)

 

 

алебарда

 


2 год обучения (возраст 4-5 лет) 

Начальная подготовка, элементы базовой техники.

ЦЕЛЬ:

•Формирование мышечной структуры, развитие гибкости тела, повышение функциональных возможностей организма, поддержание и укрепление здоровья.

ЗАДАЧИ:

•Поддержание интереса к занятиям УШУ;
•Реализация физических возможностей каждого ребенка через дальнейшее совершенствование приобретенных ранее двигательных навыков и умений;
•Создание условий для проявления детьми своих творческих потенциалов и начало работы по целенаправленному развитию кондиционных двигательных и координационных способностей занимающихся;
•Определить фактический уровень возможностей каждого ребенка. Спрогнозировать тенденции к реализации этих возможностей в способности и довести «планку» физической подготовленности детей до уровня, необходимого для начала целенаправленных занятий УШУ; 
•Психологически настроить обучающихся и занимающихся детей на предстоящий длительный учебно-тренировочный процесс.
•Ознакомить с простейшими элементами начальной техники УШУ и первоначальной базовой техникой ударов руками, основных стоек и перемещения. 


   Основные движения

   Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бед­ра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе (гусиный шаг), в полуприседе перескоками на носочках (лягушачьи прыжки), опираясь на руки о ноги (медвежий шаг), на руках и ногах животом вверх (тараканий шаг), стелясь по полу (шаг крокодила). Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.
   Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, левым и правым боком приставным шагом, спиной вперед; с набивным мешочком на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; ходьба по узкой рейке, по веревке прямо и боком, стойка на одной ноге с высоко поднятым коленом (поза «журавль»), прыжки на одной ноге на месте и с перемещением.
   Бег. Бег обычный, медленный, быстрый, с ускорением; бег с высоким подниманием колена, с захлестыванием голени назад, с выбрасыванием прямых ног вперед, мелким семенящим и широким шагом, с сомкнутыми ногами на носочках, приставным шагом левым и правым боком, спиной вперед, «челночный» бег. 
    Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках, на спина и на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками. Пролезание в обруч разными способами: прямо, боком, спиной вперед. Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезание с пролета на пролет прямо и по диагонали.
   Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом по часовой стрелке и против, продвигаясь вперед с зажатым между ног предметом. Прыжки через препятствия последовательно через каждое; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа. Прыжки с высоты до 40 см, в длину с места, в длину с разбега, вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности. прыжки на мягкое покрытие с гимнастической скамейки высота до 40 см.
    Бросание, ловля, метание. Перебрасывание легкого мяча друг другу снизу, из-за головы, из положения сидя ноги скрестно, через препятствие. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Метание легкого меча на дальность левой и правой рукой, метание в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в движущуюся цель. Перебрасывание набивных мячей, бросание их на дальность
   Строевые упражнения. Построение (самостоятельно) по команде в колонну по одному, в круг, в шеренгу с соблюдением установленного интервала и дистанции. Расчет на первый - второй и перестроение из одной шеренги в две и назад; равнение в колонне, шеренге, размыкание и смыкание приставным шагом от направляющего, от середины строя; повороты направо, налево, кругом.


   Общеразвивающие упражнения (ОФП).

   Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу назад на носок; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с большим. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны, вращения предплечьями вперед и назад; отводить локти назад (рывки руками) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращение выпрямленными руками вперед и назад. Удержание позиции «упор лежа» на ладонях и кулаках.
  Упражнения для развития и укрепления мышц живота и спины. Наклоны головы вперед и назад, влево и вправо, повороты в стороны. Повороты туловища в стороны руки за головой или сцеплены перед грудью; наклоны вперед, подняв руки вверх и касаясь пола в наклоне, наклон назад прогибом, руки на поясе, наклоны в стороны влево и вправо, вращение верхней частью туловища, ноги при этом широко расставлены, вращения бедрами, голова при этом неподвижно. 
   Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать обе ноги вверх и вниз, двигать ногами, вращая, как при езде на велосипеде, одновременно сгибать и разгибать ноги, притягивая их к груди и опуская на пол, поднимать обе ноги одновременно, стараясь коснуться лежащего за головой предмета, складываться, притягивая колени к груди и поднимая корпус, руки за головой (коробочка).
   Из исходного положения лежа на животе: одновременно поднимать и опускать сомкнутые руки и ноги (лодочка, )сгибать и разгибать ноги (поочередно и вместе), поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Из упора присев прыжком переходить в упор лежа.
  Упражнения для развития и укрепления мышц живота и ног. Приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать ногой вперед - назад, держась за опору. Упражнения: «гусиный шаг», «лягушачьи прыжки», «бег таракана», выпрыгивания из приседа.
   Подвижные игры. Подвижные игры ОФП направленности - фундамент для целевого вида программ, для усвоения и развития физических качеств не только общей выносливости, но и определенной физической деятельности, связанной с конкретными задачами, которая способствует овладению специфическими умениями и навыками, а также их прочному закреплению. 
   Спортивная деятельность направляется на развитие скоростных и силовых качеств, быстроты и ловкости, реактивности и точности, гибкости тела и подвижности суставов, координации и согласованности в движениях, а также физической выносливости.
Дыхательная гимнастика.
  Развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движения и дыхания. Выполнение правильного ритмичного дыхания при произнесении звуков. Восстановление дыхания после нагрузки и сброс напряжения, восстановление сил после силовых упражнений, успокоение через дыхание.


     Специальная физическая подготовка (СФП).

   Гибкость. Комплекс упражнений для растягивания мышц и сухожилий, развития гибкости спины и позвоночника, укрепления связочного аппарата, увеличения подвижности и разработки вывернутости суставов.
    Упражнения СФП. Стойка и «отжимания» в позиции «упор лежа на кулаках», хождение на руках с помощью партнера - «тачка».


    Элементы базовой техники.

   Форма кисти: формирование кисти в «ладонь» - ЧЖАН и «кулак» - ЦЮАНЬ.
   Техника рук: прямой удар кулаком - ЧУНЦЮАНЬ.
   Позициии: начальная позиция стойка "смирно", пятки и носки вместе - БИНБУ, исходная позиция стойка "ожидания" ноги на ширине плеч, стопы параллельны - КАЙЛИБУ.
   Стойки: «всадник на лошади» - МАБУ, «человек, стреляющий из лука» - ГУНБУ, «стойка на одной ноге» - ДУЛИБУ, «скрученная стойка» - СЕБУ. Построение стоек. Перестроения из левосторонней стойки в правостороннюю на месте.  Перестроения из одной стойки в другую на месте.


   Морально-волевые качества и этикет.

   Воспитание: 
-уважительности (к старшим, к девочкам, к сверстникам);
-дисциплинированности (послушание, усидчивость, умение слушать тренера и выполнять команды и др.);
-целеустремленности (внимание, усердие, желание выполнять упражнения и задания правильно и др.);
   Этикет: 
-традиционное приветствие «ладонь-кулак» при входе в спортивный зал и выходе из него, а также приветствие тренера-преподавателя; 
-ответ на приветствие - ХАО.

 

алебарда

 


3 год обучения (возраст 5-6 лет) 

Базовая техника

ЦЕЛЬ:

• Поддержание и укрепление здоровья, подготовка к соревновательной деятельности, изучение базовой техники УШУ и ознакомление с первоначальными комплексами формальных упражнений ТАОЛУ 20 форм ЦЮАНЬШУ.

ЗАДАЧИ:

Изучить комплекс подготовительных упражнений начальной базовой техники УШУ в соответствии с требованиями формы движения, координации и силы;
•Изучить технику перемещения в стойках с добавлением ударов рукам и ногами;
•Изучить первоначальный комплекс формальных упражнений 20 форм ЦЮАНЬШУ;
•Подготовка к соревновательной деятельности.

 

алебарда