Условия появления маркетинга

Маркетинг появляется в недрах рынка на определенном этапе его развития, и затем помогает рынку развиваться дальше. Поэтому необходимо рассмотреть и понять предпосылки появления маркетинга, связанные с формированием и функционированием рынка. И на основе этого сделать вывод о том, в какой мере появление маркетинга было случайным или закономерным результатом этих процессов в пространстве и времени.

Историко-логический подход позволяет схематически выделить в модели формирования рынка следующие основные этапы:

 

  1. натуральное хозяйство, когда производители жили обособленно, производя продукты для собственного потребления;
  2. натуральный обмен, который создает возможность и необходимость обменных отношений между производителями;
  3. товарный обмен, при котором благодаря торговым посредникам осуществляются товарно-денежные операции на рынке.

На первом этапе уже произошли два крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия и отделение ремесла от земледелия. Вследствие этого выделяются производители определенных продуктов, которые живут обособленными племенами и заняты в соответствующих сферах деятельности (земледельцы, скотоводы, ремесленники, заготовители и охотники и др.). Из них последняя категория пользуется в основном дарами природы и осуществляет разнообразные виды трудовых операций для реализации своей жизнедеятельности.

В процессе постепенного совершенствования средств производства и навыков людей происходит развитие специализации и повышение производительности труда, что приводит к появлению излишков производимых продуктов. В результате этого появляется возможность и необходимость перехода ко второму этапу формирования рынка.

На втором этапе производители устанавливают между собой связи по поводу обмена излишками производимой продукции, при этом обмен (бартер - от франц. barater – обменивать) носит натуральный характер. В то время отсутствие денег и цен первоначально создавало определенные проблемы эквивалентного обмена, которые постепенно устранялись по мере развития обменных операций и накопления опыта в этой сфере.

Интересно, что в середине 80-х годов ХХ века в нашей стране при переходе к рынку (!!!) появилось понятие «бартер», в том числе и в научной литературе, которое являлось свидетельством формирования рыночных отношений. При этом бартер реально использовался на практике отечественными предприятиями, как необходимая мера в условиях отсутствия необходимой наличной денежной массы, и носил не только двухсторонний, но и трехсторонний характер

В условиях финансово-экономического кризиса произошел своеобразный возврат в прошлое. В сети Интернет появились различные онлайн - бартерные предложения: например, фирма из Иркутска меняет меховые куртки на пиломатериалы, а солярку и спирт — на нефтепродукты. Однако возвращение к бартерным схемам в масштабе всей экономики не может благоприятствовать выходу российских предприятий из кризисной ситуации, поэтому необходимо искать другие способы решения проблем и пути развития.

 На третьем этапе в результате расширения торгово-экономических отношений в пространстве и времени нарастают проблемы проведения обменных операций для производителей. Поэтому появляются посредники (торговцы, купцы), которые, не занимаясь производством продуктов, помогают производителям обменивать их излишки в товарной форме.

Наступлению этого этапа благоприятствовали третье крупное общественное разделение труда, связанное с выделением торговли в качестве самостоятельной сферы деятельности, появление крупных городских поселений и денег, как всеобщего ценового эквивалента.

Необходимо констатировать, что именно на третьем этапе появляется рынок — система экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) товаров, услуг. Это слово является производным от английского Ring (круг, кольцо). И, действительно, первыми прообразами рынков являлись территории, огораживаемые сначала повозками, затем позже, строениями в виде круга.

В Костроме, Ярославле и других городах сохранились и продолжают функционировать до сегодняшнего времени торговые ряды кольцевой формы. Не случайно поверхностное понимание рынка иной раз трактуется как место купли-продажи товаров, встречи продавца и покупателя, что не отражает его сущность.

Экономические отношения между продавцами и покупателями, составляющие сущность рынка, проявляются через товары (услуги) и имеют опосредованный характер. Производя и предлагая свои товары на рынке, производители (продавцы) выражают, таким образом, свое отношение к потребителям (покупателям).

Если они стараются и делают это добросовестно, то отношение можно характеризовать как положительное; если нет — то, наоборот. Потребители (покупатели) тоже выражают свое отношение соответствующим образом — покупая (положительное отношение) или не покупая (отрицательное отношение) товары.

Известно, что в момент приобретения товара покупатель не всегда может оценить его качество и соответствующим образом выразить свое отношение: например, купить фальсифицированный товар, проявляя положительное отношение.

Но оно может измениться на противоположное, когда наступит процесс потребления, и будет зафиксировано в памяти потребителя, который потом передаст эту негативную информацию другим.

Поэтому в цивилизованном рынке предполагается, что и со стороны производителей (продавцов), в первую очередь и, соответственно, со стороны потребителей (покупателей) экономические отношения должны иметь положительный характер.

На рынке именно те предприятия и фирмы являются неоспоримыми лидерами в сферах производства и продажи товаров, которые постоянно думают и заботятся, в первую очередь, о своих покупателях.

В качестве примера можно привести золотое правило рынка, которое образно выглядит так: «Как ты меня подстрижешь, так я сделаю для него обувь, а он испечет для тебя хлеб». В этом небольшом треугольнике каждый занимается своим делом и старается делать его добросовестно, в противном случае пострадает каждый и все.

Для нормального функционирования рынка необходимы основные элементы рыночного механизма, к которым относятся: предложение, спрос и рыночная цена. В научной литературе встречается утверждение, что еще одним элементом рынка является конкуренция. На наш взгляд, конкуренция является производной такого элемента, как предложение, и поэтому играет второстепенную роль среди названных элементов. 

Предложение - количество товаров или услуг, которое производитель (продавец) может и хочет продать по определенной цене, в определенное время.

Спрос - количество товаров или услуг, которое потребитель (покупатель) хочет и может приобрести по определенной цене, в определенное время.

Рыночная цена - денежный эквивалент стоимости товара, который изменяется с учетом спроса и предложения на рынке. В отечественной литературе по экономической теории с определенного времени стали трактовать это понятие еще таким образом: цена – количество денег, уплачиваемое покупателем за товар. Такое понимание цены не предполагает учет затрат, себестоимости, стоимости.

При этом количество денег за товар может определяться продавцами произвольно, без всякого обоснования, о чем свидетельствует постоянный рост цен в нашей стране. Интересно, что с началом кризиса в большинстве развитых стран цены либо остановились, или стали снижаться. И это закономерно, поскольку снижение спроса должно вести, по крайней мере, к остановке инфляции. У нас же наблюдался почти 12-процентный годовой рост цен! По уровню этого роста мы превысили европейские страны в 10 раз, хотя доходы европейцев значительно выше, чем у россиян1.

Изменение соотношения между спросом и предложением в процессе развития рынка формирует следующие его устойчивые состояния:

а) рынок продавца — спрос превышает предложение;

б) рынок покупателя — предложение превышает спрос.

Для рынка продавца, в условиях которого продавец чувствует себя хозяином на рынке, характерны следующие особенности:

1) увеличение объемов производства товаров;

2) использование имеющегося оборудования;

3) сравнительно легкий сбыт товаров;

4) сравнительно низкие коммерческие затраты;

5) конкурентная борьба между покупателями.

Для рынка покупателя, в условиях которого уже покупатель чувствует себя комфортнее, характерны соответствующие особенности:

1) улучшение ассортимента и качества товаров;

2) внедрение новых технологий, оборудования;

3) сравнительно трудный сбыт товаров;

4) сравнительно высокие коммерческие затраты;

5) конкурентная борьба между продавцами.

Ситуация на рынке, в которой спрос будет равен предложению, является идеальной и может иметь единичные примеры своего проявления, например, изготовление товаров по заказу и оказание услуг индивидуального характера. Однако в рамках всей экономической системы это состояние рынка труднодостижимо, и в настоящее время не имеет примера ни в одной стране мира.

В условиях более развитого рынка покупателя возникает парадоксальная ситуация: производитель (продавец) старается, производит и предлагает широкий ассортимент качественных товаров. Но на рынке его встречают проблемы сбыта, поскольку предложение превышает спрос, и у покупателя есть широкая альтернатива выбора товаров, которые устраивают его по качеству и цене.

Для решения этих проблем и более успешного ведения бизнеса появляется маркетинг (впервые в Америке) сначала на практике. Позже ученые опишут его основные положения и содержание, которые в сжатом виде представлены в виде концепций в следующем вопросе.

1. Среднестатистический россиянин беднее европейца в 8-10 раз, [Электронный ресурс] : сайт NEWSru.com. —    . Режим доступа к сайту: http://www.newsru.com/finance/01dec2009/sberezenia.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

 

Копирование материалов сайта группы разрешено только с использованием активной гиперссылки на сайт. Все права защищены.