iefq 

 

武術摔跤                                                                                                           инь ян

  Борьба УШУ ШУАЙЦЗЯО. История и основные принципы.

 

     Шуайцзяо — это один из традиционных китайских видов единоборств, основой которого является активное использование бросков и захватов. В переводе с китайского языка, Шуайцзяо означает: «Бросать или опрокидывать», что лишний раз подчеркивает технические особенности этого популярного вида боевых искусств.При дословном переводе, в названии «шуайцзяо» следует рассмотреть два иероглифа. 

    Первый иероглиф  «шуай» означает руку, а фонетически он представляет сеть с рамкой, которую используют для ловли птиц, и веревку, за которую сдергивают силок. В более широком смысле «шуай» означает бросать на землю или стряхивать.

    Второй иероглиф  «цзяо» сейчас переводят, как «взаимное или обоюдное (одновременно один другого) сбрасывание на землю», что указывает на борьбуи единоборство, или как «кости ноги», что символизирует использование в борьбе подножек и переводится как «упасть споткнувшись» или «бороться, используя ноги».

    Таким образом, вся техника шуайцзяо основана на изучении способов «запутывания» противника с целью его «опрокидывания» на землю. Техника приемов борьбы в партере не изучается, т.к. в спортивном соревновательном варианте при падении одного из участников поединка на землю схватка останавливается и, таким образом, единственными частями тела, которыми можно касаться земли (пола) должны быть стопы.

     В китайских традиционных, как и в большинстве других боевых искусств, существуют четыре главные категории техник: «ТУЙ» - удары ногами, «ТА» - удары руками, «ШУАЙ» - захваты и броски, «ЦИННА» - болевые удержания и заломы. В китайских традициях не существует строгого правила по изучению техник всех четырех категорий в равной степени. Специализация в той или иной категории зависит от желания и физических возможностей каждого отдельного человека. В «тантуй» (второе название – «пружинистые ноги»), к примеру, особый упор во всей технике сделан на совершенствовании работы ног. При изучении техник категории «цинна» главной задачей является совершенствование техник захвата, контроля и удержания. В «шуайцзяо» основное внимание уделяется совершенствованию бросковых навыков. Со временем, накопленных опыта и знаний о данной технике оказалось достаточно для того, чтобы шуайцзяо стало самостоятельным видом боевого искусства. Очень много людей в Китае, занимаясь боевыми искусствами, изучают только шуайцзяо. «Шуайцзяо» обычно интерпретируют, как «китайская борьба», которая основана на умении, обхитрив противника, бросить его на землю (пол). Шуайцзяо в Китае является также очень популярным вид спорта, со своим набором правил, соревнованиями и показательными выступлениями. Согласно правил проведения поединка в шуайцзяо, удары руками, ногами и болевые воздействия на суставы запрещаются. Победителем поединка считается тот, кто сумел заставить соперника коснуться пола любой частью тела.

   Как было сказано ранее, в шуайцзяо самое главное внимание уделяется изучению техники броска, которая отличается от бросковой техники дзю-до и от приемов борьбы иных стилей. Строго говоря, представление о шуайцзяо, как о только «борьбе», не совсем отражает суть этого эдиноборства, т.к. в шуайцзяо существует единая тренировочная система, где выполнение всех приемов основано на одних и тех же принципах. Считается, что китайская борьба шуайцзяо в ее современном варианте, скорее всего, является продуктом синтеза на основе борьбы народностей, населяющих север Китая.

 

    Истоки китайской борьбы теряются в глубине веков. Китайские ученые, опираясь на легенды и предания, датируют еешуай истоки третьим тысячелетием до нашей эры. Так в легендах говориться о сражении легендарного первопредка китайцев «Желтого императора» Хуан Ди с разбойным князем Чию, которого Хуан Ди побеждает и затем казнит. Участники ранних ритуалов, посвященных этому событию, одевали маски с рогами, символизирующими Чию, и боролись друг с другом. Подобные обрядовые игры стали называть цзюэди («борьба рогами»; «бодание») – это одно из наиболее ранних наименований китайской борьбы.

    В эпоху Чжоу (XI в. – 256 г. до н.э.) возникает и другой термин для обозначения борьбы – цзюэли («мериться силой»). Борьбу цзюэли, представляющую собой сочетание бросковой техники с ударами и болевыми приемами практиковали в армии наряду с другими формами воинской подготовки. Первые письменные сведение о цзюэли появляются в эпоху Чуньцю (770-476 / 722-481 гг. до н.э.). Так, в своде «Ли цзы» («Записки о правилах благопристойности»; VI-II вв. до н.э.), разделе «Юэ лин» («Месячные приказы») есть такая запись: «В суровые зимние месяцы император отдавал приказ военачальникам остязаться в воинском деле, практиковать стрельбу из лука и езду на лошадях, а также меряться силой [в борьбе]».

   В эпоху Цинь (221-206 гг. до н.э.), цзюэли из формы воинской дисциплины постепенно приобрело характер соревнований, которые стали проводиться при императорском дворе в качестве развлечения, а также для отбора лучших бойцов. Тогда же свободные поединки стали проводиться на приподнятых над землей квадратных платформах лэйтай – форма вольного боя, которая определила вид публичных поединков в Китае на многие века вперед. Победители могли рассчитывать на должность инструкторов рукопашного боя в императорской армии, либо личных телохранителей императора. Кроме того, участники боев получали ценные призы. Поединки цзюэли стали обычным развлечением и на различного рода народных празднествах. Со временем, из цзюэли выделяется борьба сянбо («сян» – «взаимный», «бо» – «драться») и шоубо, где используются преимущественно удары.

шуайАрхеологические находки свидетельствуют о большой популярности борьбы в периоды Чжоу, Цинь и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Так, в провинции Хубэй в 1975 г. во время раскопок на горе Фэнхуаньшань, в могильнике был найден двухсторонний гребень эпохи Цинь с изображением борцов в набедренных повязках. На другой археологической находке – бронзовой пластине периода «Воюющих царств» (Чжаньго) (475-221 гг. до н.э.), обнаруженной вблизи древнего города Сиань, также изображены борцы с длинными волосами, в коротких куртках и широких штанах, напоминающих современных монгольских борцов (см. Бохийн барилдаан). Они ведут схватку «в обхват», ухватив друг друга за пояса. Почти на всех фресках эпохи Хань присутствуют изображения борцов. Например, на одной из фресок на стене гробницы, относящейся к периоду Восточная Хань (25-220), можно наблюдать двух борцов, ведущих схватку в обоюдном захвате босиком и обнаженных по пояс. Еще на одной известной ханьской фреске борцы соревнуются в поясной борьбе, очень похожей на корейскую ссирым (см. Ссирым).

  В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси («представления цзюэди») была очень популярна и по ней проводились крупные состязания. Так, в хрониках «Хань шу» династии Хань в разделе «У-ди цзи» имеется запись за 3-й год правления императора У-ди (141-87 гг. до н.э.): «Весной проводились представления цзюэди, народ собирался смотреть за триста ли». Запись за 6-й год правления гласит: «Летом, люди из столицы [собирались] смотреть цзюэди в Шанлинь пиньяо куань. Наблюдать подобные зрелища, которые также стали известны под названием «ста игр» (байси) собирался чиновничий люд и местная аристократия. При этом, помимо борьбы цзюэди и шоубо, императора развлекали танцами, песнями, стрельбой из лука и т.д.

  С приходом кочевников-сюнну в III-IV вв., на севере Китая появляется еще один вид борьбы – сянпу (965), которая становится очень популярной в народе. В поединках сянпу участвовали даже женщины. Судя по более поздним рисункам эпох Суй (581-618) и Тан (618-907) борцы состязались в набедренных повязках и невысоких сапогах, а правила борьбы очень напоминали современную вольную. В официальных хрониках «Суй ши» династии Суй, составленных уже в эпоху Тан, в разделе «Ян-ди цзи» о годах правления императора Ян-ди есть такая запись: «Искусные люди со всей Поднебесной собрались за городскими вратами на цзюэди даси , [которое] через месяц закончилось» . В эпоху Тан как «народная», так и «императорская» цзюэди процветала, число борцов сильно возросло и существовала даже «детская сянпу». В период «Пяти династий» (907-960 гг.) сам император участвовал в борцовских схватках: «Император Чжуан-цзун968 был очень силен и любил как смотреть цзюэди, так и участвовать в ней».

  В эпоху Южная Сун (1127-1279) при императорском дворе из императорской гвардии была даже отобрана группа самых лучших борцов сянпу количеством 120 человек, которые развлекали императора и его гостей на церемониальных приемах «Та чао хуэй», а также по случаю других празднеств. Победители награждались серебром и шелком. С XII по XVII вв. борьба шуайцзяо окончательно выделилась как самостоятельный вид и отделилась от систем рукопашного боя цюаньшу и цюаньфа. Однако, зачастую термины цзюэли, цзюэди, шоубо и сянпу, а также шицзяо и чжэнцзяо, обозначавшие как борьбу, так и рукопашный бой, нередко взаимозаменялись без определенной системы.

 

  Истоки современной китайской борьбы шуайцзяо китайские историки ушу усматривают в национальных видах борьбы тибетских и монгольских племён. Когда в Китае стала властвовать маньчжурская династия Цин, то в «восьмизнамённых войсках» большой популярностью пользовалась монгольская борьба гуаньцзяо и её маньчжурские варианты, успехи в борьбе могли способствовать продвижению по служебной лестнице. К концу династии Цин отдельные крупные чиновники и военачальники выступали меценатами целых борцовских команд.

  Действительно, в эпоху Цин по приказу императора, правившего под девизом Цянь-лун в 1735-1795 гг., было создано профессиональное подразделение борцов в императорской гвардии количеством 200 человек для соревнований и показательных выступлений. Изображение (примерно XVIII в.) поединка борцов перед императором и его свитой эпохи Цин и сейчас храниться в одном из музеев Пекина. Можно видеть, что борцы одеты в подпоясанные белые рубашки (куртки) и длинные штаны, заправленные в короткие сапоги. Согласно историческим записям, на отворотах и рукавах борцовских рубашек были дополнительно нашиты укрепляющие их слои ткани. После свержения цинского правительства в ходе Синхайской революции (1911) многие борцы остались без  работы и стали зарабатывать преподаванием борьбы, положив таким образом начало развитию современного шуайцзяо.

  К концу династии Цин (1644-1911) сформировались четыре основные стилевые разновидности шуайцзяо: монгольский стиль и стили, возникшие в городах Пекин, Тяньцзинь и Баодин. Специалисты по истории Китая так описывают их характерные особенности: «Тяньцзиньский стиль использует машущие движения руками для «прощупывания» соперника и поиска возможности взятия захвата. Движения в пекинском стиле более мелкие, они нацелены на удержание рук оппонента на дистанции. Униформа, принятая в пекинском шуайцзяо также затрудняет взятие удобного захвата. Баодинский стиль шуайцзяо еще известен под названием куайшуай (быстрая борьба). Он является наиболее распространенным среди всех. Баодинский стиль отличается широкими движениями, а также скоростью и мощью приемов. Как только в ходе схватки происходит контакт, «баодинец» немедленно пытается провести бросок, а не ведет борьбу за захваты.

   Основные различия между тремя большими стилями кроются в технике захватов, броски же практически идентичны.

  В 1928 г. после создания «Центрального института гошу» в Нанкине за китайской борьбой было официально закреплено название «шуайцзяо», а правила ее стандартизированы.

  Особенностью шуайцзяо, в отличие от других известных видов борьбы (дзюдо, самбо и др.), является отсутствиешуай подготовительных действий для выведения соперника из равновесия . Броски проводятся почти мгновенно после взятия захвата – по этой причине шуайцзяо часто еще называют куайцзяо («быстрые броски»). Развитие шуайцзяо привело к такой форме поединков, где нет борьбы в партере и отсутствуют удушающие приемы. Согласно правилам, схватка прекращается как только один из борцов оказывается на земле. Таким образом, главным «оружием» шуайцзяо являются броски, техника которых включает активную работу ногами (зацепы, подбивы, подсады и т.д.).

   При этом, существует «обязательное требование – бросать друг друга как можно более эффектно (например так, чтобы падающий неизбежно задрал ноги вверх или перевернулся в воздухе). Бросок в шуайцзяо обычно так оглушает, что практически нет нужды бороться в партере, что столь популярно в самбо и дзюдо. Если борец успешно применил специальный захват или зажим, освободиться уже практически невозможно».

  Стратегия ведения борьбы в шуайцзяо полностью определяется требованиями сохранения собственного баланса и полного контроля над соперником. В шуайцзяо существует очень большое количество технических действий, разбитых на 36 функционально различных групп приемов. Несмотря на активную работу ногами, особо важна в шуайцзяо техника рук. Во-первых, успешный бросок полностью зависит от точности захвата. Так, о наиболее распространенном баодинском стиле говорится: «Если взят правильный захват, есть хороший шанс, что противник будет побежден. Так как в  баодинском стиле бросают сразу после контакта, там особенно прорабатывают мгновенное взятие правильного захвата». Во-вторых, особенностью бросков в шуайцзяо является принцип «коромысла», где эффективность броска определяется действием сил, приложенных в противоположных направлениях: «Например, «вверху хватаешь, внизу подметаешь»: рука толкает в одну сторону, нога подталкивает в другую. В результате противник поворачивается в нужную сторону либо падает. Или же ногу захватывают одновременно с захватом за горло».

  Одежда борцов шуайцзяо состоит из короткой и очень прочной куртки-жилета с короткими рукавами, длинных шаровар и мягкой обуви. Куртки подпоясаны узкими поясами. На соревнованиях борются три раунда по три минуты каждый, с минутными перерывами. Очко дается за каждый успешный бросок, в результате которого противник коснулся земли четырьмя точками, либо оказался в сидячем или лежащем на спине положении. Также в спортивных целях была введена своя система цветных поясов для ранжирования борцов. Специфической особенностью тренировок по шуайцзяо является одиночная (или в группе) имитация бросковых движений, соединенных в непрерывную цепочку, что очень напоминает формальные комплексы таолу китайского ушу.

  Одним из самых знаменитых борцов шуайцзяо XX в. был мусульманин из Баодина Чан Дуншэн (1909-1986), которого прозвали «порхающая бабочка» за исключительно молниеносные броски. Чан Дуншэн после Второй мировой войны уехал на Тайвань, а затем в США, где на базе шуайцзяо попытался создать практичный стиль рукопашного боя.

  Следует отметить, что помимо общекитайского стиля борьбы, существуют многочисленные ее этнотерриториальные формы, практикуемые малыми народностями Китая - ли, ицзу, мяо, хуэй и др. Как правило, это либо варианты вольной борьбы «в обхват», либо борьбы «на поясах» в национальной одежде.