Кана Галилейская

Переночевав  в кебуце (местный колхоз - на самом деле отличный отель на берегу Галилейского ощера), ранним утром мы выдвигаемся в Кану Галилейскую.

«И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». (Иоан.2:3-5) 

Кана Галилейская была маленькой деревушкой около Назарета. Она названа Галилейской для отличия от Каны в колене Асировом, расположенной неподалёку от Тира на Средиземном море. Блаженный Иероним, проведший последние годы своей жизни в монастыре в Вифлееме, говорил, что Кану можно было видеть из Назарета. Итак, в Кане Галилейской праздновалось бракосочетание, причём Мария находилась там и, судя по тексту, не просто в качестве гостьи. Возможно, на ней лежали какие-то организационные функции. В пользу такого предположения свидетельствует её беспокойство по случаю недостачи вина и полномочия отдавать слугам распоряжения. 

Обратите внимание, что ни здесь, ни далее не упоминается Иосиф. Из этого следует, что к тому времени Иосиф скорее всего уже скончался. В этом нет ничего необычного, т.к. в те времена (как, впрочем, и в последующие) жених и невеста могли иметь существенную разницу в возрасте. Именно поэтому в посланиях св.Павла особое место уделяется попечению о вдовах. Попечение о вдовах и впоследствии оставалось важной составляющей жизни Церкви. В качестве примера могу сослаться на кассовые книги московского прихода св.Михаила. В графе расходов среди прочих сумм значились суммы воспомоществований, дававшихся вдовам умерших пасторов и штатных сотрудников прихода. 

Итак, свадьба в Кане Галилейской. Когда мы разбирали Евангелие Марка, то говорили о том, что в Палестине свадьба была одним из наиглавнейших событий в жизни человека. Свадебные празднества продолжались несколько дней, причём на время праздника отменялись все установления Закона, могущие ограничить веселье или воспрепятствовать таковому. Новобрачные после свадьбы оставались дома и в течение недели принимали гостей. Они были одеты в особые свадебные наряды, причём у них на головах были венцы. С ними обращались как с царствующими особами и даже называли их царём и царицей, их слово было законом. В жизни полной нужды и тяжёлой работы эта неделя праздности и радости была очень важным моментом, воспоминанием на всю последующую жизнь. 

Однако, случилась неприятность – не хватило вина. Между тем, вино было важным элементом праздника. "Без вина, - говорили раввины, - нет радости". При этом нельзя сказать, чтобы люди пьянствовали – это считалось позором. Вино употреблялось разбавленным водой, причём на две части вина приходилось три части воды. Недостаток продуктов при наличии гостей вообще неприятен, а на свадьбе просто катастрофичен. Он унижал новобрачных. И вот, Мария говорит Иисусу о положении вещей. В русском переводе Библии ответ Иисуса звучит довольно неучтиво: «Что Мне и Тебе, жено?». Поэтому следует вспомнить, что точно такое же обращение - «жено» - прозвучало с креста Голгофы. У Гомера этим словом Одиссей обращается к Пенелопе, своей любимой жене. Т.е. ничего грубого или неучтивого здесь не было. 

Далее. Иисус не любил творить чудеса. Для Него они были вынужденными действиями, причём Он очень часто повелевал не рассказывать о них, ибо хотел, чтобы вера в Него строилась на основании возвещаемого Им слова, а не сенсационных событиях. Тем не менее Мария отдаёт распоряжения слугам, не оставляя Иисусу выбора. Евангелист говорит о шести кувшинах для воды. Иоанн поясняет, что кувшины были предназначены для обрядового омовения – прежде всего для омовения ног, а затем для омовения рук, причём таковое было не обычным мытьём, а особым действом, о котором мы говорили, когда рассматривали соответствующее место Евангелия от Марка. Напомню лишь, что руки омывали не только перед едой, но и между блюдами. Руки того, кто не делал этого, считались нечистыми. 

Иисус приказал наполнить кувшины водой до краёв. Это упоминание означает, что ничего кроме воды туда налито не было. Потом Иисус приказал слугам зачерпнуть воды и отнести распорядителю пира – аналогу современного тамады. В качестве распорядителя выступал один из участников пира: он рассаживал остальных гостей и наблюдал за нормальным ходом трапезы. Попробовав воды, превратившейся в вино, он удивился его качеству, заметив, что обычно хорошее вино подают в начале, когда вкус ещё не притупился. Вот так Иисус впервые явил миру Свою славу, и ученики поняли, что Его обещания показать им удивительные вещи не простые слова. Доверие, пробудившееся вследствие слов Господа, укрепилось при виде сотворённого Им. 

Чудо в Кане было совершено на свадебном пире, на котором Иисус вовсе не чувствовал Себя неуютно. Он был Сыном Божиим, но святошей и ханжой Он не был. Есть такой тип постников, которые почитают греховной любую радость и её проявления. Для них христианство – это непременно тёмные одежды и вообще нечто тягуче-унылое. О таких известный проповедник Спёрджен как-то сказал: «Человеку, в котором нет доброты, радушия, общительности - лучше всего определиться в похоронное бюро и погребать мёртвых … Я советую всем, кто хочет завоёвывать души, быть радушными и весёлыми: не легкомысленными и пустыми, а радушными и общительными. На мёд было поймано больше мух, чем на уксус. Человек, на лице которого безоблачное небо, может привести на небеса больше людей, чем человек в глазах которого адский огонь и холод». Это поистине так. 

Унылое начётничество может только отпугнуть, но никак не привлечь. И поистине, в современных церквах нет ничего более страшного, чем люди, которые готовы наговорить кучу гадостей человеку, который сделал что-то не так. При этом они не учитывают, что церковный этикет не является Господним установлением, а, кроме того, человек, пришедший в храм в результате духовного поиска, просто не может знать всех тонкостей. Однако агрессивная реакция современных фарисеев способна надолго подавить всякое желание церковного общения. Иисус никогда не считал радость преступлением, поэтому и нам не следует считать её таковым и впадать в заблуждение, свойственное некоторым радикалам, с одним из которых я однажды обсуждал чудо в Кане. Он считал употребление вина грехом и пытался уверить меня, что Иисус, хотя и претворил воду в вино, Сам его не пил. 

Чудо в Кане интересно ещё одним обстоятельством. Оно не было связано с каким-то важным событием, совершившись скрытно в скромном доме в галилейской деревне. А это означает, что чудеса могут совершаться и в доме, если этот дом соблюдается в чистоте – если в нём живет доверие Христу, которое появляется не только лишь в присутствии посторонних (например, в виде застольной молитвы), но пребывает всегда. Жить в своём доме надо так, чтобы в нём всегда находилось место для Спасителя. 

Ещё один момент. Когда у кого-то происходят неприятности, находится немало любителей позлословить. Если бы вина не хватило, нашлось бы предостаточно любителей перемыть кости новобрачным. Иисус вмешивается в ситуацию и избавляет молодую пару от неприятностей, никак не афишируя Своё вмешательство, и не требуя благодарности. Этим Он являет хороший пример для Своих последователей.

Кана Галилейская