Самые выдающиеся паровозы в истории

Сейчас о временах, когда на земле царили лязгающие и коптящие небо динозавры, напоминают разве что старые фотографии и одинокие памятники на подъездах к вокзалам. Но именно паровозы дали миру первые рекорды скорости, мощности и грузоподъемности. 

Самый первый 

Впервые «скрестил» паровой двигатель и катящуюся по рельсам тележку британский инженер Ричард Тревитик. В 1803 г. он создал первый паровоз, а 21 февраля 1804 г. прицепил к нему во время испытаний несколько вагонеток, проведя тем самым, первый в мире поезд. Поначалу возможность вождения тяжелых составов по гладким рельсам была воспринята с сомнением. 

В 1812 г. был даже создан паровоз, в котором тяга была реализована за счет зубчатого колеса, катящегося по зубчатой рейке. 

Но как только локомотивы стали тяжелее, неверие в союз гладких рельсов и гладких колес исчезло. Первым локомотивом, который в 1825 г. потянул вагоны по первой в мире общественной железной дороге, стала машина Стефенсонов, которая называлась Locomotion № 1, тем самым дав миру один из первых железнодорожных терминов — локомотив. Паровоз сохранился до наших дней в Дарлингтонском железнодорожном музее. 


 

Самый олимпийский паровоз

В 1935 г. берлинская фирма Borsig выпустила паровозы BR 05. Изготовлено их было всего три, причем все они пережили войну. Эти локомотивы ходили под курьерскими поездами и обслуживали гостей и участников Берлинской олимпиады. 

Выглядели машины футуристически и вполне в духе торжества идей третьего рейха: закрытые в обтекаемый кожух, выкрашенные в красный цвет, еще и с олимпийскими кольцами на борту. А в 1936 г. «Борзиг» с порядковым номером «002 борзо» установил мировой рекорд скорости того времени, разогнавшись до 200,4 км/ч. 

 

Самый прямолинейный 

В 1934 г. в Луганске был изготовлен 21-метровый локомотив серии АА («Андрей Андреев») — единственный в мире паровоз с семью движущими осями на жесткой раме против обычных пяти (всего осей было 11). 

Паровоз был огромным по всем параметрам. Он хорошо ходил по прямой, но с кривыми были проблемы — он расстраивал пути на поворотах и сходил с рельсов на стрелках. Кроме того, «АА» не помещался на поворотных кругах и в стойлах паровозных депо. Поэтому применения в эксплуатации он не нашёл и в 1960-х, к сожалению, был порезан на металл. 

 

 


 

Самый уникальный 


Ещё один луганский паровоз «Иосиф Сталин» стал гордостью советского паровозостроения — на момент создания это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе, и ему досталась Гран-при на Всемирной парижской выставке 1937 г. «ИС» вёл за собой «Красную стрелу», ночной экспресс «Москва—Ленинград». 

Эти локомотивы были достаточно быстроходными, разгоняясь до 115 км/ч, а в обтекаемом кожухе — и до 155 км/ч. При этом «ИС» имел свою особенность: он был унифицирован с грузовым паровозом ФД — «Феликсом Дзержинским», что упрощало его ремонт и эксплуатацию. В 1962 г., в разгар борьбы с культом личности, все «ИС» были переименованы в «ФД» с приставкой «пассажирский». До нынешнего времени в мире сохранился лишь один «Иосиф Сталин». 


 

Самый быстрый 


Самым быстрым за всю историю паровозостроения стал британский локомотив класса А4 — Mallard. Выглядел он не менее впечатляюще, чем его немецкий предшественник — обтекаемый корпус, двойная дымовая труба и колеса более 2 м в диаметре. Его разработали для длительных поездок на скоростях свыше 160 км/ч. В 1938 г. паровоз сумел разогнаться до 202,7 км/ч, и этот рекорд так никто и не побил. Справедливости ради стоит отметить, что поезд, во-первых, шел на рекорд под небольшой уклон, а во-вторых, сразу после этого у него возникли эксплуатационные проблемы и до ремонтных мастерских он добрался с трудом. 


 

Самый тяжелый 


Самыми тяжелыми и мощными паровозами могут похвастаться США: в 1941—1944 гг. там построили 25 локомотивов класса 4000 с названием серии «Здоровяк». Это были спаренные паровозы с восемью движущимися осями (по четыре на каждого), ставшие самыми крупными серийными локомотивами в мире – общая длина вместе с тендерами превышала 40 м, а масса достигала почти 550 т. Эти тягачи были относительно тихоходны (70 км/ч) и использовались на грузовых перевозках. Прозвище этих машин вошло в обиход с легкой руки безымянного работника завода-производителя, написавшего мелом на борту название, ставшее пророческим «Big Boy». 

 

Самый массовый 


Российский, а потом советский паровоз класса «Э» стал самым массовым локомотивом за всю историю паровозостроения. Первые машины этого типа вышли на рельсы еще в 1912 г. последние, уже значительно доработанные, в 1957-м. Выпускали их и в Луганском паровозостроительном заводе. 

Локомотив оказался весьма неприхотливым и работал как на грузовых, так и на пассажирских перевозках. Всего за 45 лет было выпущено более 11 тыс. этих паровозов — такой массовостью не может похвастаться ни один из конкурентов. Увидеть их на ходу можно во многих фильмах, начиная от «Неуловимых мстителей» и заканчивая «Адмиралом». 


 

Самый популярный 


Легендарный поезд Orient-Express («Восточный экспресс»), восстановленный в своем первоначальном великолепии, пользуется в наши дни почти такой же славой, как и во время своего появления в конце XIX столетия. Изысканно декорированные в стиле ар деко интерьеры вагонов поезда стали площадкой для съемок кинофильмов и проведения модных фотосессий для престижных глянцевых журналов. Хотя, вниманием писателей, журналистов и кинематографистов этот поезд никогда не был обделен, достаточно вспомнить популярный детективный роман Агаты Кристи "Убийство в "Восточном экспрессе". Атмосфера роскоши, романтики и тайны до сих пор окутывает знаменитый поезд. Его пункты отправления и прибытия — это красивейшие европейские города с богатым историческим и культурным наследием, такие как : Париж, Венеция, Вена, Рим, Лондон и другие. 


 

Самый революционный 

Паровоз H2-293 был построен в 1900 году американской паровозостроительной компанией Richmond Locomotive Works. В 1913 году он был приобретен Управлением Финляндских железных дорог, машинистом являлся Г. Э. Ялава. 

9 августа 1917 года машинист паровоза H2-293 Г. Ялава, следовавший с поездом № 71, на ст. Удельная взял под видом кочегара в паровозную будку В. И. Ленина, скрывавшегося от Временного правительства. Миновав пограничный контроль на ст. Белоостров, Ленин покинул паровоз на ст. Териоки (ныне ст. Зеленогорск). 7 октября 1917 года на этом же паровозе при содействии Ялавы Ленин вернулся из Финляндии в Петроград. 

22 апреля 1961 года (в 91-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина), исторический паровоз был установлен у одной из платформ Финляндского вокзала города Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга. К 1964 году, для паровоза был построен стеклянный павильон по проекту архитекторов П. А. Ашастина и Е. В. Лохановой (Ленметрострой). 4 ноября 1964 года в 8 часов 40 минут паровоз H2-293 был установлен на вечную стоянку. 


Источники: 

1. wikipedia.org 
2. comments.ua 
3. dekozap.ru 4. http://www.diletant.ru/articles/13441682/