Сочлененные паровозы системы Ферли

Год выпуска - 1870

Осевая формула - 0-3-0+0-3-0

Ширина колеи (мм) - 1067

Работавшие на Ливенской узкоколейной железной дороге паровозы системы инженера Роберта Ферли являлись в те годы новейшим техническим достижением в области локомотивостроения.

Заказ был выполнен в 1870 году заводом Шарп Стюарт (Манчестер Англия). Для России было построено 5 паровозов (заводские номера 2088-2092) по цене 628 рубпей за тонну веса.

Паровозы системы Ферли имени два котла, соединенных общей топкой, с общим паровым и водяным пространством, укрепленных на одной железной раме, поддерживаемой двумя независимыми трехосными тележками, на каждую из которых были прикреплены два паровых цилиндра со всеми их принадлежностями. Поэтому паровые машины и котел в паровозе Ферли составляли не одну неизменяемую систему, как в обыкновенных паровозах, а три. Такое устройство позволяло паровозам Ферли свободно проходить по кривым малого радиуса, при этом имея значительный сцепной вес и практически заменять два простых паровоза. В связи с тем, что такие локомотивы появились в России впервые, результаты их работы были всесторонне изучены и изложены в труде инженера Ф.Баталина, который указывал на преимущества использования паровозов Ферли на дорогах с тяжелым профилем пути. Вместе с тем. наряду с положительными качествами паровозов системы Ферли, выявился и ряд крупных недостатков, среди которых наиболее существенными являлись: сложность системы и высокая стоимость ремонта при частых поломках. Это привело к тому, что паровозы системы Ферли для наших узкоколеек никогда более не заказывались; в дальнейшем их строили и использовали для ширококолейных железных дорог.

Поставленные на Ливенскую узкоколейку сочлененные локомотивы получили собственные имена "Река Любовша", "Ливны", "Верховье", "Руссхий Брод" и "Роберт Ферли'. Топливом паровозам первоначально служили дрова, затем топки были переведены на нефтяное отопление. В 1891 году, в связи с включением ветви Верховье-Ливны в состав Орлово-Грязской железной дороги, паровозам была присвоена серия Ф и номере с 1 по 5 в перечисленном выше порядке (Ф.1 - Ф.5). В 1897 году, с перешивкой Ливенской железной дороги на широкую колею, один паровоз Ферли был переделан на колею 1000 мм и находился на Московско-Киево-Воронежской железной дороге под обозначением К.960, но не эксплуатировался. Остальные паровозы Ферли в 1915 году также числились в паровозном парке Московско-Киево-Воронежской железной дороги как "паровозы бывшей Ливенской узкоколейной дороги" и находились на линии Охочевка-Колпна.

Источник: http://locomotive.org.ua/uzkokoleynye-parovozy-rossii-i-sssr/sochlenennye-parovozy-sistemy-ferli