Рейнхиллские состязания

Еще во время строительства Манчестер-Ливерпульской дороги начались пересуды:

А не потому ли Джордж Стефенсон так старается, - говорили недруги замечательного инженера, что имеет собственный паровозостроительный завод? Небось, и по новой дороге мечтает пустить свои паровозы?

Зная о таких разговорах, дирекция строительства настояла, чтобы для Манчестер-Ливерпульской дороги паровозы отбирались по конкурсу, то есть лучшие, и предложила провести свободные соревнования паровых локомотивов.

Невдалеке от Ливерпуля, возле небольшого городка Рейнхилла был выбран прямой участок железной дороги, только что построенный. От паровозов требовалось проехать эту дистанцию два десятка раз туда и обратно. Судьями были назначены люди, хорошо знакомые с техникой, в частности, с паровыми машинами.

Вдоль испытательной трассы выросли трибуны для зрителей. Зрелище предстояло захватывающее. Оно началось 6 октября 1829 года. На трибунах собралось не менее 10 тысяч зрителей, будто устраивались не соревнования паровозов, а забеги лучших скакунов.

Участвовать в состязаниях претендовали четыре паровоза. Однако два из них до соревнований допущены не были. Один оказался слишком тяжелым, а второй слишком тихоходным. Впрочем, был еще и пятый претендент. Изобретатель Брэндрет представил повозку под названием "Колесоног", в которой роль двигателя выполняла ... лошадь. Находясь на повозке, она должна была бежать на месте, двигая бесконечную полосу из деревянных планок, и тем самым вращать колеса повозки. Понятно, что "Колесоног" тоже не был допущен к участию в состязаниях.

Остались всего два локомотива: "Новинка" - небольшой оригинальный паровозик конструкции Д. Эриксона и "Ракета", паровоз, созданный Джорджем Стефенсоном.
Стефенсоновский локомотив был первым подготовлен к пробегу и сумел развить без груза скорость почти 30 километровв час.

Вывели "Новинку". Она развила скорость 45 километров в час. Мнение судей стало склоняться в пользу паровоза Эриксона. Но так продолжалось недолго. Вскоре с "Новинкой" произошла авария, а затем она, не выдержав нагрузок, и вовсе вышла из строя. Стефенсоновская же "Ракета" продолжала сновать по рельсам и в один из дней проехала более 100 километров со средней скоростью 24 километра в час. Налегке же она шла в два раза быстрее. Такой результат поразил не только зрителей, но и судей. "Ракета" по праву была признана победительницей Рейнхиллских состязаний.

Секрет этого успеха заключался в том, что устройство паровоза было продумано до мелочей, а главное, Стефенсон установил на "Ракете" особенный котел, корпус которого пронизывали так называемые дымогарные трубки. По ним проходили горячие топочные газы. Поверхность нагрева в котле сильно увеличилась, вода в нем быстро превращалась в пар. Вот почему паровоз долго мог работать безостановочно и при этом двигаться с большой скоростью.

Источник: http://locomotive.org.ua/publ/1-1-0-8