Первые узкоколейные паровозы Коломенского завода

Для производства работ по проходке Сурамского тоннеля Закавказских железных дорог на Коломенском заводе в течение 1886-1887 годов были построены двухосные танк-паровозы колеи 900 мм.

За основу при проектировании этих узкоколейных локомотивов  Коломенского завода была взята конструкция завода Краусс. Ее особенность состояла в том, что отопление паровоза производилось вне тоннеля и по получении пара до 14 атмосфер действительного давления отопление паровоза прекращалось, после чего паровоз работал в тоннеле с полученным запасом пара, пока последний не срабатывался до 3 атмосфер. На паровозе был применен большой котел обыкновенного типа из литого железа, вмещавший 2500 кг воды, оборудованный железной топкой с креплением потолка по системе Бельпера. Назначенная высота рабочего тоннеля в 2200 мм не позволила поставить на котле парового колпака, поэтому для получения более сухого пара во всю длину котла была расположена паросборная труба с узкими отверстиями. По той же прочине дымовая труба была сделана откидной на шарнире. При помощи регулирующего самодействующего клапана давление пара, направленного к цилиндрам, уменьшалось до желаемой упругости, не превышавшей 10 атмосфер. Исходящий пар из цилиндров выходил двояким путем: во время отопления паровоза он направлялся через конус в дымовую трубу для увеличения тяги; во время же работы паровоза в тоннеле пар отводился трубой, помещенной снаружи дымовой камеры, для того, чтобы не производить тягу холодного воздуха через топку и дымогарные трубы. Цилиндры и парораспределительный механизм паровоза были выполнены наружными, система парораспределения была применена Аллана с переводным рычагом. Рессоры, вследствие большого диаметра котла, не могли быть помещены над буксами, а отходили от них наружу и соединялись между собой поперечными балансирами. Колеса первого узкоколейного паровоза Коломенского завода были изготовлены чугунные с надетыми на них стальными бандажами. Два водяных бака были расположены под цилиндрической частью котла между рамами и служили им скреплением, а рамы, в свою очередь, служили боковыми стенками бакам. Два нефтяных бака были расположены на площадке по бокам котла близ топки. Для быстрого торможения использовался рычажный тормоз с грузом, действовавшим на четыре чугунные решетки задних колес. Крытой будки паровоз не имел, а место машиниста для безопасности было ограждено с боковых сторон на высоту роста человека.

Было построено два узкоколейных паровоза Коломенского завода легкого типа, рабочим весом в 10 тонн (заводские номера 1001 и 1002), и два более тяжелых паровоза, рабочим весом 15 тонн (заводские номера 1003 и 1004). Локомотивы первого варианта в документации числились как "заводской тип 35", а второго – "заводской тип 36".

По окончании работ на Сурамском перевале все четыре паровоза были переданы на Чиатурскую узкоколейную ветвь, где с 1894 года работали под серией ЧБ (ЧБ.1001-ЧБ.1004). На Чиатурской железной дороге паровозы были реконструированы: им сделали крытые будки машиниста, демонтировали опускающиеся дымовые трубы и прицепили двухосные тендеры. Затем паровозы передали на строительство Боржомской ветви. В десятые годы ХХ века эти локомотивы выработали свой ресурс. В списках Закавказских железных дорог 1915 года числились только два паровоза, переобозначенные Чб.1030 - 46.1031. Вероятнее всего они тоже были отправлены в металлолом еще до революции.

Источник: http://locomotive.org.ua/uzkokoleynye-parovozy-rossii-i-sssr/pervye-uzkokoleynye-parovozy-kolomenskogo-zavoda