Первые российские магистрали. Паровоз Черепановых

В 30-х годах XIX века в Пермской губернии обширную территорию занимали владения заводчика Никиты Демидова - рудники, чугуноплавильные, железоделательные и медеплавильные заводы. На Демидова работали 40 тысяч "душ" крепостных. Одним из этих подневольных "работных людей" был Ефим Черепанов. В одной старинной бумаге о нем говорится так: "Черепанов - росту среднего, лицом весноват, волосы на голове и борода - рыжие, борода невелика, глаза серы".

Любил Ефим Черепанов выдумывать разные механизмы и машины. И всегда рядом с ним был его сын Мирон. Демидов "проявил милость" И назначил Ефима Черепанова, крепостного, главным механиком завода. "Сие я сделал для того, - писал он Черепанову из-за границы, - чтобы другие, видя тебя примером, как я награждаю, могли бы и сами стараться доходить до моих милостей".

О том, что в Англии проложена железная дорога, по которой ходят паровозы, на Урале знали лишь понаслышке. Когда у Черепановых возникла мысль построить свой паровоз, неизвестно. Можно только сказать, что в начале 1830 года, то есть еще до открытия Ливерпуль-Манчестерской дороги, отец и сын Черепановы уже работали над паровозом.

Ни от кого здесь, в глуши, невозможно было получить дельного совета. Демидов и представить себе не мог, что его крепостной способен самостоятельно создать столь сложную машину, как паровоз. Он писал Черепанову: "Без математических расчислений сделать оное невозможно". А если машина и будет все-таки построена, то с первой же "малой неполадкой совершенно остановится".

До всего Черепановым приходилось доискиваться собственным умом. Никаких книг с подробным описанием паровозов в России тогда не было. Даже самого слова "паровоз"
еще не существовало в русском языке. Говорили "сухопутный пароход", "паровая повозка", "пароходный дилижанс".

В России в те времена ездили на лошадях, в возках. Между Петербургом и Москвой ходили конные дилижансы, большие кареты на восемь пассажиров. Для преодоления расстояния между этими городами дилижансу требовалось не менее четырех суток. Черепановы, разумеется, не думали, что их паровоз будет водить пассажирские поезда. Обслуживать бы рудники и заводы - и то большое дело.

Строительство паровоза быстро продвигалось вперед. Летом 1834 года заводская контора докладывала: "Пароходный дилижанец отстройкою совершенно окончен, а для ходу оного строится чугунная дорога".

Этот опытный железный путь был коротким, меньше километра длиной. Вывели паровоз. К нему прицепили тележку-тендер с запасом дров и повозки для груза. Сбежались любопытные, столпились около "железного чуда". Человек тридцать самых смелых бросились к "вагонам", забрались на них. Мирон Черепанов дал свисток, и паровоз, с шипеньем "выдыхая" пар, медленно двинулся вперед.

Cвою машину Черепановы предназначали для перевозки руды. Для этого требовался более мощный паровоз чем построенный, опытный. И они создали еще один локомотив раз в пять мощнее первого. Но заводское начальство и сам Демидов уже охладели к замыслам талантливых механиков. Никто не поддержал их, дело заглохло.

А до Урала уже доходили вести, что под Петербурга прокладывается первая в России железная дорога и что паровозы для нее куплены за границей. Построенные же паровозы Черепановых ржавели в заводском сарае никому не нужные.

Источник: http://locomotive.org.ua/publ/1-1-0-12