Развитие железных дорог в разных странах

Постепенно выяснилось, что перевозить пассажиров и грузы - не одно и то же. Для этих перевозок нужны разные паровозы. От пассажирских, прежде всего, требуется скорость и плавность хода. От грузовых - мощь, большая сила тяги. Первыми в мире пассажирскими локомотивами стали "Планета" и "Земной шар", построенные на заводе Стефенсона. Это были небольшие паровозы с двумя парами колес. Позже "Планета" не раз служила образцом при создании многих пассажирских локомотивов.

Только после строительства английских железных дорог с паровой тягой и в других европейских странах также начали подумывать о постройке подобных дорог. Первой примеру Англии последовала Франция. Там нашлось несколько энергичных предпринимателей, которые добились права на постройку рельсовой дороги между городами Лионом и Сент-Этьеном. Строить дорогу власти разрешили, однако, при одном непременном условии: она должна быть только с конной тягой.Строители пошли на хитрость: согласились с этим требованием, но ко дню открытия железной дороги привезли из Англии паровоз. И тогда все увидели, насколько "железный конь" выгоднее, быстрее и сильнее лошадей.

Открытие первой железной дороги в Германии состоялось в 1835 году. Это была линия между городами Фюртом и Нюрнбергом. Прокладка ее тоже не прошла без упорной борьбы с извозопромышленникамии владельцами каналов. В Германии противники дорог утверждали, что быстрая езда по железным дорогам
"должна вызвать у пассажиров болезнь мозга, особую разновидность буйной горячки". Мало того, говорили, что люди при виде мчащегося поезда также могут заболеть. 
Отношение к железным дорогам резко изменилось, когда выяснилось, что они приносят немалый доход. И началась железнодорожная лихорадка.

В 1860 году в Лондоне приступили к строительству первой в мире подземной железной дороги, метро, с паровозами. Мрачные, душные станции "подземки" освещались газовыми фонарями. Но даже такой примитивный метрополитен пользовался у лондонцев огромным успехом. В 1863 году лондонская "подземка" перевезла почти 10 миллионов пассажиров, а в 1869 - уже более 30 миллионов!

Еще быстрее, чем в Европе, железные дороги строились в Америке. Первая железнодорожная линия появилась в США в 1829 году, то есть на четыре года позже первой английской. Американские паровозы по виду резко отличались от европейских. Они были рассчитаны на движение по дорогам большой протяженности, через обширные степи. Паровоз обязательно имел впереди наклонную решетку - каукетчер, "скотосбрасыватель", предназначенный для сталкивания с дороги диких буйволов, нередко забредавших на железнодорожные пути.

Спустя 30 лет после постройки Стефенсоном первой в мире железной дороги Стоктон – Дарлингтон общая длина железных путей США равнялась 50-ти тысячам километров. То есть, была примерно такой же, как протяженность железных дорог всех стран Западной Европы вместе взятых.

Источник: http://locomotive.org.ua/publ/1-1-0-9