Паровозы типа 2-2-0 Новгородской железной дороги

Для открытой почти одновременно с Ливенской дорогой линии Чудово-Новгород в 1870 году английский завод Эвонсайд (Бристоль) изготовил четыре паровоза колеи 1067 мм типа 2-2-0 с двухосным тендером (заводские номера830-833). Данные локомотивы Новгородская железная дорога приобрела в 1871 году по цене 1184 рубля за тонну веса. В их конструкции усматривается прямое копирование существовавших тогда типов пассажирских паровозов широкой и нормальной колеи, так как теория и практика строительства узкоколейных паровозов насчитывала всего несколько лет. Паровозы завода Эвонсайд получили на Новгородской дороге серию А (А.1- А.4).

К заказу паровозов типа 2-2-0 Новгородская дорога возвращалась еще дважды. В 1875 году два паровоза (серия и номера Б.7-8, заводские номера 855,856) были изготовлены на шотландском заводе Дубе (Глазго) по цене 878 рублей за тонну, а в 1878 году еще три паровоза данного типа были построены на германском заводе Шварцкопф (заводские номера 921-923). Их цена составила 816 рублей за тонну веса. Паровозы выпуска 1875 и 1878 годов были снабжены трехосными тендерами. Необходимость увеличения локомотивного парка объяснялась удлинением в 1878 году железной дороги от Новгорода до Старой Руссы. В этом же году было произведено новое обозначение всех паровозов на дороге. Локомотивы завода Эвонсайд получили серию Бв.6-Бв.9, завода Дубе - Бб.4 и Бб.5, а завода Шварцкопф - Ба. 1 -Ба.3.

Паровозы всех трех выпусков водили поезда с предельной скоростью 52 километра в час. Во время первой мировой войны часть паровозов была передана на Ярославо-Архангельскую железную дорогу. В начале двадцатых годов подвижной состав Новгородской железной дороги использовался на островной сети Соловецкого лагеря особого назначения.

Источник: http://locomotive.org.ua/uzkokoleynye-parovozy-rossii-i-sssr/parovozy-tipa-2-2-0-novgorodskoy-zheleznoy-dorogi