Обжалование действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

• П. 2 ст. 45 Конституции РФ, согласно которому каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данная норма отражена также в ст. 33 Конституции РФ, которая устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 46 закрепляет, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

• Арбитражный процессуальный кодексе (гл. 24).

• Гражданском процессуальном кодексе (гл. 25).

Применительно к обжалованию действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нормы вышеназванных актов конкретизируются в ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ФЗ от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

• Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 293 .

Внедрение данного Административного регламента предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

Наиболее эффективным следует признать обжалование действий регистрационных органов в судебном порядке.

Осуществление права каждого на судебную защиту предполагает не только право на обращение с заявлением в суд, но и разрешение дела судом по существу в соответствии с подлежащими применению нормами права, а также вынесение судом решения, по которому нарушенные права лица, обратившегося за защитой, должны быть восстановлены.

К достоинствам административного обжалования можно отнести следующие:

— наличие различных форм жалоб и способов их передачи;

— доступность и простота процедур;

— возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере;

— оперативность реагирования.

В то же время административная процедура не лишена недостатков, в частности это:

— слабое законодательное регулирование порядка процедур;

— слабое законодательное регулирование ответственности должностных лиц, рассматривающих жалобы;

— наличие ведомственной заинтересованности.

Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо критически оценить способ обжалования и возможность получения положительных результатов в итоге предпринятых действий, так как далеко не все заявления об обжаловании действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, достигают поставленной цели.

Наиболее распространенным основанием для обжалования соответствующих регистрационных действий является отказ в совершении государственной регистрации:

1)      одним из случаев, когда может быть отказано в государственной регистрации, является непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о госрегистрации прав;

2)      основанием для отказа в регистрации служит несоответствие по форме или содержанию представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства;

3)      обращение с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ненадлежащего лица является также одним из оснований для отказа в государственной регистрации;

4)      довольно распространенным случаем является несовпадение фамилии, имени или отчества правообладателя в заявлении и правоустанавливающих документах, произошедшее в результате описки (опечатки) в предъявляемых на регистрацию документах;

5)      еще одним основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Закон называет признание недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

6)      отказаом в государственной регистрации служит случай, когда право на объект недвижимого имущества, о госрегистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о госрегистрации;

7)      основанием для отказа в государственной регистрации является случай, когда лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

8)      основанием для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним действующее законодательство признает случай, когда лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

9)      отказ в государственной регистрации возможен в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

10)  основанием для отказа в государственной регистрации является наличие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на недвижимое имущество;

11)  основанием к отказу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является недопустимость регистрации права собственности гражданина на земельный участок в случае, если такой земельный участок согласно действующему законодательству не может быть предоставлен в частную собственность (п. 5 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

12)  основанием для отказа в госрегистрации является неустранение причин, препятствующих проведению регистрации, в течение срока, на который приостанавливается регистрация (п. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации).

В качестве еще одного действия регистрирующего органа, которое возможно обжаловать, названо уклонение от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанное основание закреплено в п. 5 ст. 2 Закона о госрегистрации.

Кроме отказа в государственной регистрации и уклонения от государственной регистрации, законом предусмотрены и иные основания обжалования действий регистрационных органов.

  1. Действующим законодательством прямо закреплена возможность обжалования отказа регистрационного органа в предоставлении информации о зарегистрированных правах или статистической информации.
  2. Основанием для обжалования действий органа, осуществляющего регистрацию, может явиться отказ государственного регистратора в исправлении технической ошибки, допущенной при госрегистрации.
  3. В качестве еще одного основания обжалования можно назвать отказ в приеме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  4. К другим иным действиям органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые могут быть обжалованы, можно отнести:

— уклонение от выдачи закладной первоначальному залогодержателю;

— отказ во внесении в регистрационную запись об ипотеке исправлений;

— погашение регистрационной записи об ипотеке с нарушением установленных правил;

— регистрацию несуществующей ипотеки;

— отказ в предоставлении сведений о том, имеется ли регистрационная запись об ипотеке соответствующего имущества;

— отказ в выдаче заверенной выписки из регистрационной записи об ипотеке;

— необоснованное приостановление государственной регистрации;

— нарушение сроков регистрации;

— отказ в приеме заявления о предоставлении информации о зарегистрированных правах;

— отказ в выдаче и уклонение от выдачи свидетельства о государственной регистрации прав, а также документов после государственной регистрации.

 В досудебном порядке могут быть обжалованы только те действия, в отношении которых в законе нет прямого указания на то, что они могут быть обжалованы исключительно в судебном порядке. Следовательно, те действия, ссылка о судебном обжаловании которых не содержится в действующем законодательстве, могут быть обжалованы в досудебном порядке.

Закон РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ст. 4) и Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляют заинтересованным лицам право обратиться с жалобой на незаконный действия регистрационных органов или регистраторов к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу.

Заинтересованные лица могут обжаловать вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу незаконные действия (бездействие) должностных лиц:

— обособленных подразделений территориальных органов Росреестра (отделы УФРС) — в территориальные органы Росреестра (УФРС) или непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

— территориальных органов Росреестра — в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

— Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — либо руководителю Росреестра, либо непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации.

Что касается действий руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то они могут быть обжалованы в Министерство юстиции Российской Федерации.

Еще одной организацией, в которую можно обжаловать незаконные действия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является прокуратура РФ. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В прокуратуру можно обращаться на любом этапе обжалования незаконных действий регистрационных органов: как до обращения с соответствующим заявлением в Росреестр и его территориальные органы либо в Министерство юстиции РФ, так и после него, если предпринятые действия не привели к удовлетворительному результату. Обращения (в письменной или устной форме) могут быть представлены на личном приеме или направлены по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

Учитывая нормы раздела «Описание заявителей» Административного регламента, к лицам, которые могут обжаловать действия регистрационных органов, можно отнести:

— граждан Российской Федерации;

— иностранных граждан и лиц без гражданства;

— Российскую Федерацию;

— субъекты Российской Федерации;

— муниципальные образования;

— российские и иностранные юридические лица;

— иностранные государства;

— международные организации.

Обжаловать действия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно в устной либо письменной форме путем направления заявления или жалобы.

Обжалование в устной форме выражается в представлении заинтересованными лицами своей жалобы на личном приеме должностных лиц Росреестра и его территориальных органов, а также Министерства юстиции РФ.

Обжалование в письменной форме представляет собой обращение заинтересованного лица в Росреестр, его территориальные органы и обособленные подразделения с письменным заявлением или жалобой.

Такое обращение может быть осуществлено различными способами:

— непосредственным представлением в регистрационные органы;

— на личном приеме у должностных лиц Росреестра, его территориальных органов и обособленных подразделений;

— почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;

— по интернет-сайтам территориальных органов Росреестра;

— по электронной почте регистрационных органов.

Способы обращения с жалобой на действия регистрационных органов. При непосредственном обращении в регистрационный орган заявитель представляет в канцелярию либо иное уполномоченное подразделение органа оригинал жалобы (заявления) с приложениями. На ее втором экземпляре или копии (остается у заявителя) лицо, принимающее документы, обязано проставить входящий номер документа, печать этого органа (Росреестра, УФРС и т.д.), подпись, дату обращения. В дальнейшем этот документ является доказательством обращения с жалобой.

В случае почтового отправления жалобы или заявления необходимо направить все необходимые документы заказным письмом с уведомлением и с описью вложения. В последующем уведомление является подтверждением обращения с соответствующей жалобой.

Отправить аналогичную жалобу можно и на адрес электронной почты соответствующего регистрационного органа.

Исключительно в судебном порядке могут быть обжалованы следующие действия:

— отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— уклонение от государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— отказ в предоставлении сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества;

— отказ в исправлении технической ошибки, если существуют основания полагать, что такое исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи;

— уклонение от выдачи закладной первоначальному залогодержателю;

— отказ во внесении в регистрационную запись об ипотеке исправлений;

— погашение регистрационной записи об ипотеке с нарушением установленных правил;

— регистрация несуществующей ипотеки;

— отказ в предоставлении сведений о том, имеется ли регистрационная запись об ипотеке соответствующего имущества;

— отказ в выдаче заверенной выписки из регистрационной записи об ипотеке.

Перечислены только те действия, о судебном порядке обжалования которых прямо указано в законе.

Дела об обжаловании действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежат рассмотрению как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах. Для правильного определения подведомственности конкретного дела необходимо руководствоваться нормами, предусмотренными ст. ст. 24 — 27, 254, 255 ГПК РФ, ст. 198 АПК РФ. При этом разрешение вопроса о том, какому суду (арбитражному или общей юрисдикции) подведомственны жалобы граждан и юридических лиц на действия (бездействие) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальных органов, обособленных подразделений и их должностных лиц, зависит прежде всего от их конкретного содержания, в том числе от того, какие именно права были нарушены действиями (бездействием) регистрационных органов.

В суде общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений или действий (бездействия) регистрационных органов и их должностных лиц, если указанные решения или действия (бездействие) привели к следующим негативным последствиям:

— нарушены права и свободы заявителя;

— созданы препятствия к осуществлению заинтересованным лицом его прав и свобод;

— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Для обжалования действий Росреестра, УФРС, их обособленных подразделений и должностных лиц в арбитражном суде действующим законодательством определены два существенных условия. Во-первых, действия (бездействие) регистрационных органов и их решения должны отвечать требованиям, установленным ст. 198 АПК РФ, т.е. они:

— не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

— нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;

— создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Во-вторых, заявления о признании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незаконными рассматриваются в арбитражном суде только в том случае, если их рассмотрение в соответствии с действующим законодательством не отнесено к компетенции других судов.

Действующим законодательством определен срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании решения или действия (бездействия) должностных лиц Росреестра, УФРС, их обособленных подразделений незаконными. По общему правилу данный срок равен трем месяцам со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Иной срок может быть установлен федеральными законами.

В частности, возникает вопрос о соотношении возможной продолжительности процедуры обжалования в вышестоящие административные инстанции с установленной длительностью сроков обращения в суд.

Статья 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает следующие сроки для обращения с жалобой в суд:

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы;

— один месяц со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Отсчет и исчисление процессуальных сроков необходимо осуществлять по правилам ст. ст. 107 — 112 ГПК РФ и ст. ст. 113 — 118 АПК РФ.

В соответствии со ст. 107 ГПК РФ и ст. 113 АПК РФ течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Подача искового заявления о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в суд должна оплачиваться государственной пошлиной. Размер государственной пошлины, уплачиваемой в этом случае, определяется в соответствии с положениями ст. ст. 333.19, 333.21 НК РФ.

Исковое заявление о признании незаконными решений или действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, необходимо оформлять в письменной форме. При его составлении может использоваться как печатный, так и рукописный способ изложения своих требований.

При написании искового заявления о признании незаконными действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, необходимо принимать во внимание положения ст. ст. 131, 132 ГПК РФ и ст. 126 АПК РФ.

Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ, п. 5 ст. 200 АПК РФ на регистрационные органы либо их должностное лицо, которые приняли обжалуемые решения или совершили оспариваемые действия, возложены обязанности по доказыванию:

— соответствия оспариваемого решения регистрационного органа закону или иному нормативному правовому акту;

— законности принятия обжалуемого решения регистрационного органа;

— законности совершения обжалуемых действий (бездействия) регистрационного органа;

— наличия у регистрационного органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения или совершение оспариваемых действий (бездействия);

— обстоятельства, послужившие основанием для принятия регистрационным органом оспариваемого решения или совершения оспариваемых действий (бездействия).

Непредставление таких доказательств соответствующим органом или должностным лицом влечет удовлетворение требования о признании оспариваемого акта недействительным, а действия (бездействия) — незаконным.

Хотя сам заявитель освобожден от обязанности доказывания соответствия оспариваемого решения регистрационного органа закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия или совершения обжалуемых действий (бездействия), а также отсутствие у регистрационного органа или его должностного лица надлежащих полномочий на принятие решения или совершение действий и обстоятельств, послуживших их основанием, он должен доказать факт нарушения своих прав и свобод. Данный вывод продиктован требованиями, установленными ст. ст. 65, 198, 200, 201 АПК РФ. Так, согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 198, 200, 201, 65 АПК РФ нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

Действующим законодательством предусмотрена возможность в случае обжалования действий органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, взыскания возникших в связи с совершением оспариваемых действий убытков.