Российская  адвокатура по судебным уставам 1864 г.


Предшественник российской адвокатуры - институт судебного представительства в Древней Руси. Первые упоминания о нем мы находим в законодательных сборниках XV в. В частности, по Псковской судной грамоте иметь поверенных лиц могли не все, а только жен­щины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие. Напротив, Новгородская судная грамота дозволяет иметь доверенных лиц всем. 

Обязанности поверенных исполняли, во-первых, родственники тяжу­щихся, во-вторых, все правоспособные граждане, за исключением тех, кто, состоя на службе, были облечены властью. 

Первоначально господствующей формой судебного представи­тельства у славянских и германских народов было родственное пред­ставительство. В частности, роль правозащитника выполняли дети, братья, племянники и друзья представляемого. Но уже появляются и наемные поверенные. Так, Псковская судная грамота запрещает пове­ренным вести более одного дела в день ("одному пособнику одного дня за два орудия не тягаться"). Это постановление, несомненно, от­носится к наемным поверенным и свидетельствует о стремлении вла­сти упорядочить процесс начавшегося развития профессионального представительства по чужим делам. В позднейших правовых памят­никах, а именно, в судебниках и Соборном уложении 1649 г., постоян­но упоминается о наемных поверенных как о уже существующем ин­ституте.

Древнее русское право, вплоть до издания Свода законов 1832г., не содержало правовых норм, относящихся к организации института по­веренных. Свод законов, впервые предоставив право всякому, кто мо­жет по закону быть истцом и ответчиком, производить тяжбу и иск че­рез поверенного, определил, что "поверенный, действуя в суде вместо верителя, представляет его лицо". Свод законов обозначил круг лиц, которым запрещалось заниматься судебным представительством. Это, в частности: малолетние, удельные крестьяне по делам крестьян их ве­домства, духовные особы, монахи и монахини, чиновники, лица всяко­го сословия, которые были преданы суду за преступления, наказуемые лишением прав состояния, лица, подвергшиеся по суду за уголовное преступление телесным наказаниям, чиновники и канцелярские слу­жащие, исключенные со службы за преступление и "дурное поведе­ние", лица, состоящие под надзором полиции. 

Необходимо отметить, что до издания Судебных уставов 1864 г. су­дебное представительство было свободной профессией, не связанной организационно-корпоративными обязательствами. В разные истори­ческие периоды сфера деятельности поверенных была различной. В древние времена, когда уголовный процесс не отделялся от граждан­ского, участие поверенных допускалось в делах обоего рода. После того как судопроизводство начало делиться на две формы - гражданскую и уголовную (Судебники 1497-1950 гг.), роль поверенных стала ме­няться. Уголовный процесс теперь составляли стадии; состязательный суд и следственный розыск привел к тому, что границы розыска расши­рялись и он постепенно оттеснил обвинительный процесс на второй план. К участию в розыскном процессе поверенные не допускались. 

Уголовные дела разбирались в порядке следственного и тайного производства. Один из членов суда рассматривал акты предваритель­ного следствия и делал из них извлечения или выписку, которая представлялась другим членам суда и служила процессуальным осно­ванием для вынесения приговора. Та часть процесса, которая состав­ляет судебное следствие и является самым важным этапом для уста­новления истины, отсутствовала. Ни о допросе свидетеля на суде, ни о разработке доказательств не было и речи. Само собой разумеется, что участие адвокатов в процессе не предполагалось. Они могли лишь быть уполномочены совершать вместо подсудимых "рукоприкладст­во под записками" в маловажных делах, оканчивавшихся в первой инстанции. 

С развитием судопроизводства возникают зачатки института правозащиты в уголовном суде, которую обеспечивали подсудимому про­куроры и стряпчие, возбудившие преследование за преступление. Обя­занность наблюдения за соблюдением интересов подсудимого возлага­лась на депутатов, избиравшихся из представителей того сословия или ведомства, к которому относился обвиняемый. Депутаты присутство­вали на следствии, наблюдали за правильным его производством, а в случае необходимости могли высказывать собственное мнение. Проку­роры и стряпчие имели право предлагать суду свои заключения о неви­новности подсудимого.

Гражданский процесс основывался на тех же принципах, что и уго­ловный. Предварительная подготовка к суду состояла в том, что тяжу­щиеся обменивались состязательными бумагами: прошением, ответом, возражением и опровержением. Эта процедура занимала не менее че­тырех месяцев и могла в некоторых случаях продолжаться до двух лет.

Затем из сего производства делалась выписка или составлялась док­ладная записка. Этот документ представлялся тяжущимся для прочте­ния и подписи, причем они могли просить о его дополнении и измене­нии. При докладе дела в заседании суда до начала обсуждения его по существу, т.е. при чтении записки (выписки), могли присутствовать тяжущиеся или их поверенные. Но обсуждение дела и постановление решения происходили при закрытых дверях. Деятельность поверен­ных в гражданском процессе заключалась в "хождении по делу", т.е. в сочинении состязательных бумаг, их подаче, явках в суд, представле­нии доказательств, присутствии при докладе дела и т.д. Стряпчие часто не имели никаких юридических познаний и пользовались дурной сла­вой хищников, мошенников. В народе их метко прозвали "крапивное семя". Их функции не были регламентированы законодательно.

Российские цари были настроены против создания в России адво­катской корпорации западного образца. Петр I считал "ходатаев" ябед­никами, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запу­тывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. Отрицательное отношение к идее учреждения адвокатуры по западному образцу со­хранялось практически до отмены крепостного права. Весьма харак­терным в этой связи было высказывание Николая I: "Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, - без них проживем".

Адвокатской практикой занимались государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Приме­чательно, что сам термин "адвокат" впервые был упомянут в Воинском уставе Петра I 1716 г.

При обсуждении проектов судебной реформы 1864г. Государствен­ный совет, отмечая недостатки дореформенной адвокатуры, писал в своем журнале: "Одна из причин бедственного положения нашего су­допроизводства заключается в том, что лица, имеющие хождение по де­лам, большей части люди очень сомнительной нравственности, не имеющие никаких сведений юридических ни теоретических, ни прак­тических". На этом основании Государственный совет признал необ­ходимым создание организованной адвокатуры, без которой, по его мнению, "невозможно будет ведение состязания в гражданских и су­дебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия ис­тины и представления полной защиты тяжущимся и обвиняемых пред судом". 

Особое внимание при анализе деятельности дореформенной адво­катуры следует уделить адвокатуре в коммерческих судах. Она была организована 14 мая 1832 г. и в дальнейшем практически не изменя­лась вплоть до революционных событий 1917 г. Заниматься практикой в коммерческом суде могли только лица, внесенные в список присяж­ных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Кандидаты на эту должность должны были представить суду "аттестаты, послуж­ные списки и прочие свидетельства о звании их и поведении, какие сами признают нужными". Суд рассматривал документы и при личном осведомлении о свойствах просителя или вносил его в список, или объ­являл словесный отказ без всякого объяснения причин. Стряпчий, вне­сенный в список, мог быть исключен из него по усмотрению суда без дальнейших объяснений, причина исключения регистрировалась только в протоколе. После внесения в список стряпчий принимал при­сягу и получал право заниматься ходатайством по делам. Число стряп­чих точно не было определено, но суду вменялось в обязанность иметь "печение, чтобы оно было достаточным и, чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе". 

Таким образом, присяжные стряпчие в коммерческих судах полно­стью зависели от суда: по его усмотрению они могли быть допущены к практике или исключены из списка без каких-либо веских причин. В целом говорить об адвокатуре дореформенной России в классиче­ском ее понимании (правозащитная юридическая помощь) нельзя. Лишь наличие у адвоката возможности оказывать помощь своему до­верителю, подзащитному на всех стадиях юридической процессуаль­ной деятельности свидетельствует о существовании полноценного ин­ститута адвокатуры. 

Поэтому можно считать, что история классической русской адвока­туры начинается после судебной реформы 1864г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон и судебная власть была отделена от административной, когда был изменен организационно-правовой и функциональный статус проку­ратуры в России, изменен порядок дознания и следствия.

 

Дополнительный материал по теме: 

Апликат и меценат

Адвокат должен быть: природным дворянином, иметь поместье, не быть замеченным ни в каком пороке, знать законы, выполнять данную присягу. Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре, назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов - меценатов. Данный институт просуществовал до 1840 г.

Депутаты при следствиях. В соответствии с законами Российской империи к делам, в которых обвиняемые принадлежали к какой-либо сословной или профессиональной организации, в качестве лиц, их представляющих, могли допускаться так называемые депутаты. Этот институт лишь отдалённо напоминал адвокатуру, поскольку функции депутатов переплетались с функциями прокурорского надзора. При депутатах должны были производиться допросы и следственные действия. Депутаты делились на постоянных и временных.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах. Институт был организован 14 мая 1832 г. и практически сохранилась до октябрьской революции 1917 г. Заниматься практикой в коммерческих судах могли только лица, которые были внесены в список присяжных стряпчих. В него включались кандидаты, которые должны были представить суду "аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании их и поведении, какие сами признают нужными". Стряпчий, внесенный в список, мог быть исключен из него по усмотрению суда без дальнейших объяснений, причина исключения регистрировалась исключительно в протоколе. После внесения в список стряпчий принимал присягу и получал право ходатайства по делам. Возможно, здесь и находятся истоки института частных поверенных в России, который развивался после судебной реформы 1864 г. Число стряпчих точно не было определено, но суду вменялось в обязанность иметь "...печение, чтобы оно было достаточным и чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе".

Петр I
английский суд Вестминстер-Холл

Необходимо отметить, что в России отношение к адвокатуре и состязательному процессу было весьма своеобразным. Так сложилось исторически, и тон этому задавали русские государи. В документах о посещении Петром I Англии в 1689 г. сообщалось, что, посетив суд Вестминстер-Холл, Пётр увидел там "законников", т.е. адвокатов, в мантиях и париках. Он спросил: "Что это за народ и что они тут делают?"  "Это все законники, Ваше Величество", - ответили ему. "Законники, - удивился Петр. - К чему они? Во всем царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой". 

Екатерина II

   Такого же мнения об адвокатах придерживалась и Екатерина II: "Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и законодательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут следовать моим началам".

Николай I

   Негативная реакция на сословие адвокатов была и у императора Николая I, который говорил князю Голицыну, отстаивавшему необходимость введения адвокатуры: "Нет, князь, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты. Проживет без них".
  В русской литературе стряпчих и поверенных обзывали "ябедниками", "кровопийцами", "крапивным семенем". В какой-то мере такое негативное отношение населения было оправданно. Государственная власть не пыталась развивать этот институт, и ходатайствами занимались порой лица, не имеющие не только высшего юридического образования, но и образования вообще. Поскольку надзор за их деятельностью отсутствовал, то нередко в интересах своих клиентов они прибегали к неправомерным действиям, различного рода подлостям, что и вызывало соответствующую реакцию населения.

Александр II

   Ситуация изменилась в начале XIX в.: развивающаяся буржуазная Европа втягивала Россию в рыночные отношения, хотя процессы и происходили с отставанием в 50-60 лет, пример тому - буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX столетия. Судебная реформа 1864 г. зрела еще в рамках феодально-крепостнического строя, но царское правительство оттягивало осуществление кардинальных преобразований судебной системы. Лишь кризис в стране на рубеже 1850-1860-х годах заставил правительство в экстренном порядке начать преобразования в области судоустройства и судопроизводства. В конце октября 1861 г. царь (Александр II) издал    

   Повеление о порядке составления основных положений о судоустройстве и судопроизводстве. Хотя нововведения в основном были связаны с судебной системой, коснулись они и института адвокатуры. Ранее действовавшая система защитников и ходатаев не отвечала буржуазным принципам реформ. Правительство пересмотрело отношение к адвокатуре. "Основные положения судоустройства" достаточно подробно рассматривали основы организации и деятельности присяжных поверенных, как теперь называли адвокатов.

Судебную реформу 1864 г. разрабатывали образованные отечественные юристы того времени (С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.И.Стояновский), учитывая традиции страны и опыт западноевропейских держав, отчасти немецко-австрийской адвокатуры, особенности которой состояли в соединении в одних руках функций правозаступничества и судебного представительства.
Положение о присяжных поверенных должно было вступить в действие раньше судебных уставов. Предполагалось, что оно будет обнародовано, "дабы лица, желающие поступить в это звание, могли приписываться к судебных местам и заблаговременно подготавливаться к исполнению своих обязанностей при содействии новых уставов судопроизводства".
Государственная канцелярия одновременно с выработкой проекта судоустройства составила и временные правила о присяжных поверенных.
Правила эти состояли из четырех статей и заключались в следующем.

В первоначальном варианте одним из условий включения в адвокатуру было наличие высшего юридического образования. Свое отступление по этому поводу Государственная канцелярия мотивировала тем, что первая группа представляла достаточные гарантии того, что состояла из людей вполне развитых и достаточно подготовленных для профессиональной деятельности поверенного.

К. Арсеньев Д. Стасов В. Спасович

 Созданному в Санкт-Петербурге Совету предшествовал Комитет присяжных поверенных, который был образован в марте 1866 г. В числе первых подавших прошение о приеме в сословие адвокатов были известные впоследствии юристы и блестящие знатоки своего дела К. Арсеньев, Д. Стасов, В. Спасович.
 Всего желающих стать первыми российскими адвокатами было 68 человек, 12 из них отказано по формальным основаниям. Комитет присяжных поверенных просуществовал недолго. В апреле 1866 г. образовался Совет присяжных поверенных. По заключению Судебной Палаты в Санкт-Петербурге "дела Комитета переданы Совету вместе с нерассмотренными министром юстиции прошениями" о приеме в состав присяжных поверенных. В Москве Совет присяжных поверенных открылся 9 сентября 1866 г., до этого его функции исполнял Московский окружной суд. Адвокатура, созданная в ходе Судебной реформы 1864 г., составляла важнейший элемент правоохранительной системы России. Она свидетельствовала о демократических, буржуазных изменениях в общественно-политической жизни страны. Вместе с тем необходимо отметить, что в результате ограниченного доступа (из-за различного рода цензов) она сохранила силу сословной организации. 

20 ноября 1864 г. Судебные Уставы получили Высочайшее утверждение императора Александра II, и адвокатура как самостоятельная организация получила право на существование. Из присяжных поверенных было сформировано особое сословие с присущими ему признаками: сословной частью, привилегиями и, разумеется, сословными учреждениями. Без особых изменений организация просуществовала до октября 1917 г., когда в результате слома старого буржуазного строя она, как и вся судебная система царизма, была упразднена. На этом и закончился буржуазный этап существования российской адвокатуры.

Учреждение судебных установлений. 
О присяжных поверенных

Отделение первое
О присяжных поверенных вообще

Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест.
Присяжными поверенными могут быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках, если они сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, или также не менее пяти лет состояли кандидатами на должности по судебному ведомству (ст.407), или же занимались судебною практикою под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

Присяжными поверенными не могут быть:
1) не достигшие двадцатипятилетнего возраста;
2) иностранцы;
3) объявленные несостоятельными должниками;
4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья;
5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, быв под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;
7) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Присяжные поверенные приписываются к судебным палатам и избирают место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой приписаны.

Отделение второе
О совете присяжных поверенных
I. Образование совета присяжных поверенных
357. Присяжные поверенные каждого округа судебной палаты избирают из среды себя порядком, указанным в следующих 359 - 365-й статьях, для надзора за всеми состоящими в том округе поверенными особый при судебной палате совет, а также председателя сего совета и товарища председателя, который в случае болезни или отсутствия председателя занимает его место.
358. Присяжные поверенные округа судебной палаты, если их не менее двадцати, входят в палату с просьбою о разрешении им избрать совет. Вследствие такой просьбы палата назначает одного из членов своих для председательствования в общем собрании присяжных поверенных при выборе членов совета.
359. Назначенный палатою член созывает всех присяжных поверенных округа на определенный день в место пребывания палаты и по прибытии не менее половины их открывает общее их собрание, которое и приступает к выбору председателя, товарища председателя и членов совета, причем выборы производятся на каждую должность отдельно.
360. Избрание совершается по простому большинству голосов. При равенстве голосов, полученных несколькими кандидатами на одну и ту же должность, избранным считается тот, кто прежде записан в список присяжных поверенных.
361. Число членов совета, считая в оном председателя и товарища председателя, должно быть соразмерно числу подведомых совету присяжных поверенных, не менее пяти и не более пятнадцати, по усмотрению и предварительному перед выборами членов совета назначению общего собрания.
362. По окончании выборов председательствовавший в общем собрании присяжных поверенных член палаты закрывает оное, объявив об открытии избранного совета.
363. Список членов совета передается прокурору судебной палаты и публикуется во всеобщее сведение.
364. Совет присяжных поверенных возобновляется ежегодно, для чего общее собрание их созывается председателем совета, но председательствует в оном лицо, избранное для сего собравшимися присяжными 4 поверенными из среды себя. Пред выбором членов совета общему собранию читается отчет о действиях совета за минувший судебный год.
365. Если для возобновления совета прибудет в общее собрание менее половины подведомственных сему совету присяжных поверенных, то собрание считается несостоявшимся и председатель совета извещает повестками всех присяжных поверенных, что в случае неприбытия их к назначаемому им для выборов новому сроку, совет присяжных останется в прежнем составе. Когда же и к сему новому сроку не прибудут по крайней мере половина присяжных поверенных, то о сем составляется протокол, новые выборы не производятся, и как председатель совета и его товарищ, так и все члены сохраняют свое звание до следующих выборов, о чем и публикуется во всеобщее сведение.
366. Если в каком-либо городе, в котором нет судебной палаты, имеют место жительства более десяти присяжных поверенных, то они могут, с разрешения состоящего при местной судебной палате совета присяжных поверенных, избрать из среды себя отделение совета при окружном суде в таком составе и с теми, из принадлежащих совету, правами, которые будут им самим определены. Об учреждении такого отделения совета присяжных поверенных и о правах, ему советом предоставленных, должно быть доводимо до сведения судебной палаты.

II. Права и обязанности совета присяжных поверенных
367. К обязанностям и правам совета присяжных поверенных принадлежат:
1) рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или отказ им в этом;
2) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей сообразно с пользою их доверителей;
3) выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета;
4) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;
5) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбою о назначении им таковых (ст.392);
6) определение количества вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по сему предмету между ним и тяжущимся и когда не заключено между ними письменного условия;
7) распределение между присяжными поверенными процентного сбора, установленного 398-ю статьею сего Учреждения;
8) определение взысканий с сих поверенных как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.
368. Совет присяжных поверенных имеет право своею властию подвергать их за нарушение принятых ими на себя обязанностей:
1) предостережениям,
2) выговорам,
3) запрещению отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, впрочем, не долее одного года;
4) исключению из числа присяжных поверенных и
5) преданию уголовному суду в случаях, особенно важных.

Примечание. Исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание во всем государстве.

369. Присяжный поверенный, подвергшийся два раза запрещению отправлять временно обязанности поверенного, в случае новой вины, которую совет признает заслуживающею такого же взыскания, исключается советом из числа поверенных.
370. О постановлениях совета относительно взыскания с присяжных поверенных или освобождения от оного сообщается прокурору того места, при котором совет состоит.
377. Ни одно из упомянутых в 368-й статье взысканий не может быть назначено советом без предварительного истребования от обвиняемого объяснений в определенный советом срок.
372. В случае непредставления объяснения или неявки обвиняемого в назначенный срок без уважительных причин совет делает постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств.
373. Признание уважительными причин неявки присяжного поверенного или непредставления требуемого объяснения в совет зависит от усмотрения самого совета.
374. Взыскание, наложенное советом на присяжного поверенного, или оправдание его советом не лишают частное лицо права искать с того поверенного вознаграждения убытков в судебных местах. 
375. Никакое постановление совета присяжных поверенных не может иметь силы, когда в нем участвовало менее половины членов совета. При равенстве голосов голос председателя дает перевес тому мнению, которое им принято; но взыскания, означенные в 3 - 5 пунктах 368-й статьи настоящего Учреждения, могут быть определяемы советом только по большинству двух третей голосов.
376. На все постановления совета, кроме подвергающих присяжного поверенного предостережению или выговору, могут быть приносимы жалобы судебной палате в двухнедельный со времени объявления сих постановлений срок. Протесты прокуроров допускаются в тот же срок только против постановлений, означенных выше в статье 370-й.
377. Определения палаты по сим жалобам и протестам (ст.376) суть окончательные.
Примечание. Все постановления, изложенные в статьях 370-377 настоящего Учреждения, относятся в равной мере как к советам, так и к отделениям совета присяжных поверенных.
378. Где нет совета присяжных поверенных или отделения оного, там права и обязанности его принадлежат местному окружному суду.

Отделение третье
О правах, обязанностях и ответственности присяжных поверенных

I. Порядок поступления в число присяжных поверенных
379. Желающий поступить в число присяжных поверенных должен подать о том прошение в совет сих поверенных, объяснив в прошении: в каком именно городе избирает он себе место жительства, а также что для поступления его в звание присяжного поверенного нет ни одного из тех препятствий, которые означены в 355-и статье сего Учреждения, с тем, что ежели в последствии откроется противное, то он подлежит не только исключению, из числа присяжных поверенных, но и преданию суду. К прошению прилагаются все документы, необходимые для установления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
380. Совет присяжных поверенных, рассмотрев документы, означенные в предшедшей 379-й статье, и приняв в соображение все сведения, которые признает нужными, постановляет или о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдается ему надлежащее свидетельство, или же об отказе в принятии.
381. По представлении принятым в присяжные поверенные означенного в предшедшей 380-й статье свидетельства в то судебное место, при коем состоит совет или отделение совета присяжных поверенных, место сие делает распоряжение о приводе его к присяге по прилагаемой у сего форме (Приложение II).
Каждый присягает по правилам своего вероисповедания.
382. По приводе к присяге принятый в число присяжных поверенных вносится в список сих поверенных, о чем делается надлежащая надпись на свидетельстве, выданном ему советом, и о принятии его в присяжные поверенные публикуется от судебного места во всеобщее сведение.

II. Права и обязанности присяжных поверенных
383. Присяжные поверенные могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они приписаны.
384. Присяжный поверенный, принявший на себя хождение по делу, начавшемуся в округе, в котором он приписан, имеет право по желанию тяжущегося продолжать ходатайство по оному во всех судах до окончательного решения дела, хотя бы это было и вне того округа, подчиняясь в таком случае совету поверенных того места, где производится дело.
385. Присяжный поверенный, который для продолжения ходатайства по делу на основании предшедшей
384-й статьи должен будет переехать в другой город, обязан сперва прочие, находящиеся у него дела, подлежащие производству в его отсутствие, передать с согласия своих доверителей другому присяжному поверенному.
386. Тяжущиеся сохраняют право являться в суд лично, равно как подавать просьбы и другие бумаги и доверять подачу их посторонним лицам, а также объяснять свои дела и требования без обязанности избирать присяжных поверенных.
387. В тех городах, где имеет жительство достаточное число присяжных поверенных, тяжущиеся могут давать доверенности на хождение по тяжебным их делам в судах того города только лицам, принадлежащим к числу сих поверенных.
388. Число присяжных поверенных, признаваемое достаточным (ст.387) в городах уездных и губернских и в столицах, определяется в особой табели, которую министр юстиции по представлениям судебных палат вносит через Государственный совет на высочайшее утверждение.
389. Не запрещается тяжущимся и в случаях, означенных в предшедших 387 и 388-й статьях, давать доверенности на ведение тяжебных дел своим родителям, супругам, детям и лицам, имеющим одну общую с доверителем тяжбу, или заведующим по доверенностям имениями или делами тех тяжущихся.

Примечание. Доверенности, данные на ведение тяжебных дел лицам, не принадлежащим к числу присяжных поверенных, прежде того времени, когда число их достигло определенного в табели размера (ст.388), остаются в своей силе.

390. Присяжные поверенные производят гражданские дела или на основании доверенности, данной им тяжущимися, или вследствие объявления, поданного тяжущимся в суд, или по назначению вследствие просьбы тяжущихся советом присяжных поверенных (ст.367, п.4 и 5), или, наконец, по назначению председателя суда (Уст. гражд. судопр. ст.254).
391. Тяжущийся имеет право означить, доверяет ли он присяжному поверенному хождение по своему делу во всем его объеме до совершенного его окончания или уполномочивает его только на определенное какое-либо действие. Не воспрещается иметь по одному и тому же делу нескольких присяжных поверенных.
392. В тех местах, где состоит полное, определенное табелью (ст.388) число присяжных поверенных, каждый тяжущийся, не могущий сам прибыть в город, где должно производиться его дело, или же не успевший согласиться с местными присяжными поверенными на счет хождения по его делу, имеет право обратиться в совет присяжных поверенных с просьбою о назначении поверенного для ведения его дела. Совет обязан исполнить эту просьбу согласно с 5-м пунктом 367-й статьи.
393. В делах уголовных присяжные поверенные принимают на себя защиту подсудимых или по соглашению с ними, или по назначению председателя судебного места.
394. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места (ст.367, п.4 и 5, 290, 392, 393), не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не представив достаточных для сего причин.
395. Количество вознаграждения присяжных поверенных за хождение по делам зависит от соглашения их с доверителями. Условие о сем должно быть письменное.
396. На каждые три года установляется министром юстиции по представлениям судебных палат и советов присяжных поверенных особая такса, которая, по утверждении ее в законодательном порядке, публикуется во всеобщее сведение:
во 1-х, для означения в судебных решениях количества судебных издержек, подлежащих взысканию с обвиненного по делу в пользу противной стороны за наем поверенного, и во 2-х, для определения количества вознаграждения поверенных в тех случаях, когда тяжущиеся не заключили с ними письменных о том условий.
397. По делам лиц, пользующихся на суде правом бедности, означенное в п.1-м предшедшей 396-й статьи взыскание за наем поверенного обращается в пользу того присяжного поверенного, который был назначен советом поверенных для хождения по делу со стороны бедного лица (ст.367, п.4).
398. Из вознаграждения, получаемого присяжными поверенными, удерживается со следующей им по таксе суммы известный процент, определяемый одновременно с таксою, для составления общей по всей России суммы на вознаграждение присяжных поверенных, назначаемых председателями судебных мест для защиты подсудимых. Распределение этой общей суммы делается ежегодно между всеми судебными округами министром юстиции соответственно числу защитников, назначенных председателями из присяжных поверенных, а между поверенными в округах - советами присяжных поверенных.
399. От тяжущегося всегда зависит заменить одного присяжного поверенного другим или принять хождение по делу на самого себя, удовлетворив поверенного за его труды по условию или, при несуществовании оного, по таксе.
400. Присяжным поверенным запрещается покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц. Все сделки такого рода признаются недействительными и подвергают поверенных ответственности по постановлению их совета.
401. Присяжный поверенный не может действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер.
402. Присяжный поверенный не может не только быть в одно и то же время поверенным обеих спорящих сторон, но и переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой.
403. Присяжный поверенный не должен оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и в случае устранения от оного и даже после окончания дела.
404. За пропущение по вине присяжного поверенного узаконенных сроков и всякое другое нарушение установленных правил и форм тяжущийся имеет право, если потерпел от сего какой-либо ущерб, взыскать с поверенного свои убытки чрез тот суд, в котором он вел дело.
405. За умышленные ко вреду доверителей действия присяжные поверенные по жалобе тяжущихся и по исследовании их вины могут, сверх взыскания с них убытков, быть подвергнуты уголовному суду.
406. Каждый присяжный поверенный обязан вести список дел, ему порученных, и представлять его в совет поверенных по первому оного требованию.