Виды ударов ногами в каратэ

В принципе, удары ногами благодаря их длине и мощи эффективнее чем удары кулаками. Однако намного более сложны в плане технического исполнения.
Чтобы лучше использовать свои ноги, надо их тренировать: развивать мускулы и придавать им эластичность.

Удары ногами "гэри" представлят собой уникальный раздел в каратэ. Наиболее сильные, эффективные и эффектные удары проводятся именно ногами и представляют собой одни из самых больших разделов в этом виде борьбы.

Техника "гэри" является наиболее сложной для освоения так как требует специальной физической подготовки, направленной на увелнчеюю подвижности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Техника выполнения требует большой устойчивости так как приходится стоять практически на одной ноге. Удары ногами используются в основном для ведения боя на средней и дальней дистанции.

Приемы из серии "гэри - вадза" делятся по направлению: 

Главной ошибкой наносящего удар ногой является потеря устойчивости, вследствие этого он становится уязвимей.
Поэтому необходимо следовать следующим очень важным советам:постоянно следить за тем,чтобы всей ступней стоять на земле. Если во время удара вы хоть на несколько сантиметров подниметесь на пальцах ударной ноги, то потеряете устойчивость.
Опорная нога должна быть слегка согнута.Если колено напряжено,нога не сможет самортизировать силу отталкивания,и устойчивость будет потеряна.

Чрезмерно не наклоняйтесь. Речь идет о всем известном физическом законе:если центр тяжести смещен от центра равновесия - падение неизбежно. С другой стороны, за счет более глубокого наклона и поворота бедер увеличивается дальность попадания удара. Для того,чтобы избежать потери равновесия в этом случае, следует использовать ударную ногу в качестве противовеса. Однако новичкам не советуется этим злоупотреблять.
Возможны удары ногами как ближестоящими, так и дальнестоящими. Ближестоящая нога бьет быстрее и незаметнее, но удар получается слабее. Дальнестоящая же наоборот, наносит очень сильный удар, но ее легко заметить и сблокировать.

Маэ гэри кэкоми ( проникающий удар ногой вперед )

 

 

Это один из самых сильных и очень трудно блокируемых уларов ногами в каратэ. Для выполнения удара необходимо слегка согнуть опорную ногу, ударная нога сильно сгибается в колене, при этом пятка подносится как можно ближе к ягодицам. Затем за счет разгиба ноги послать ступню ударной ноги по прямой траектории к цели. Ударная поверхность - основание пальцев "коши" или пятка "кокато". Цель - живот, солнечное сплетение. Наиболее сильный удар получается если в момент разгиба подать бедро вперед.

Гэдан кин гэри (восхлдящий удар в пах)

 

 

Исходное положение аналогично "маэ-гэри", Единственное различие в том, что бедро остается горизонтальным полу, а носок ударной ноги сильно оттягивается назад. Удар выполняется за счет разгиба в коленном суставе снизу вверх 

 

Йодан маваши гэри ( круговой удар ногой по верхнему уровню )

 

 

Очень мощный удар, позволяющий серьезно поразить противника. Из исходного положения предыдущего удара необходимо, не опуская колено, отвести бедро в сторону наружу до отказа. Далее выполняется круговое движение ступней за счет разгиба в коленном суставе в горизонтальной плоскости снизу вверх. При выполнении этого удара необходимо сохранять равновесие за счет балансирующего положения рук. Цель лицо, шея. Ударная поверхность - подъем ступни.

 


 


 

Гэдан маваши гэри - лоу-кик (круговой удар ногой по нижнему уровню)

 

 

Очень мощный удар, позволяющий серьезно поразить ноги противника. Из исходного положения предыдущего удара необходимо, не опуская колено, отвести бедро в сторону и в следующий момент обрушить голень бьющей ноги и вес всего тела на ногу противника.

 

 

 

 

Йондан ура - маваши гэри  (удар ногой в развороте)



 

Исходное положение:передняя стойка.Ногу поднять на уровень бедер,нога согнута максимально,пятка прижата к ягодице.Бедро и нога параллельно земле,опорная нога слегка согнутаНа высталенной вперед ноге делается поворот на 270 градусов, нога, отставленная назад, описывает дугу почти по земле.Удар напоминает пошечину тыльной стороной ладони. Поворачиваться надо в ту торону, где опорная нога. Если же противник ушел из-под удара, возвращение в исходное полодение в том же направлении. После завершения удара рекомендуется удар рукой, одновременно с постановкой ноги.
Наиболее уязвимые места для этого удара: затылок, позвоночник, лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чудан еко гэри (удар ногой вбок)

 

Очень сильный и эффективный удар.
Техника исполнения:боковая стойка,колено поднято до груди,бедро этой ноги почти в вертикальном положении.При подьеме перенести центр тяжести на опорную ногу.Затем нанести удар,распрямив ногу по прямой траектории.Это движение уравновешивается небольшим наклоном корпуса в сторону,обратную удару,но наклоном нельзя злоупотреблять,чтобы не нарушить равновесия и не ослабить силу удара.Ударный участок в боковом ударе-высшая часть ступни.(возможно также нанесение удара пяткой и всей стопой).Ступня должна быть параллельна земле.Удар наносится одинаково хорошо в лицо,солнечное сплетение,живот,пах.

 

 

Чудан уширо гэри (удар ногой назад)

 

Ударную ногу надо сжать так,чтобы пятка была направлена на противника,а бедро параллельно земле.Вторая нога слегка согнута для сохранения равновесия.Затем разгибаем ногу,сопровождая резким движением бедер.Удар резкий,сухой,уравновешиваемый наклоном корпуса вперед.Лицо повернуто к противнику.Обратите внимание,чтобы удар шел точно назад,а не в сторону.

 

Фумикоми маэ - гэри (топчущий удар стопой вниз)

 

Основная мишень этого удара - колено и голень противника.Им можно также остановить атакующую ногу противника.Амплитуда движений при ударе вниз невелика.Это один из низкоидущих ударов, которым в сочетании м ударами рук можно атаковать противника.Техника:
Левая стопа на месте или скользит вперед на пол-шага.Центр тяжести тела перенести вперед на левую ногу,согнутую в колене.Правую ногу, согнутую в колене, поднять,голень развернуть наружу, носок также наружу.Распрямляя колено, нанести удар вперед-вниз до уровня колена.Усилие направить к внешнему краю стопы.

 

 

Маэ тоби гэри (проямой удар ногой в прыжке)

Мощный удар, позволяющий атаковать противника с большой дистанции по любому уровню. Из положения "кокуцу дачи" сильно оттолкнуться от пола передней ногой. В момент набора высоты сильно согнуть ударную ногу в колене и в верхней точке за счет разгиба ноги в коленном суставе с силой выбросить ступню наружу в направлении цели, одновременно сгибая другую ногу и поднося пятку толчковой ноги как можно ближе к ягодицам. Руки помогают сохранить равновесие.

Тактика работы ногами в уличной драке

В экстремальной ситуации, когда ваша жизнь и здоровье подвергаются опасности, хороши все средства для выживания. Любые подручные средства, которые могут положительно повлиять на исход поединка, должны быть использованы. Но, если их нет, то вашим оружием становится ваше тело. И ногам отводится первое место. Вы стоите, передвигаетесь, наносите удары. Нужно лишь понимать, что реальный уличный бой - это не спортивный поединок и, тем более, не эффектный балет киногероев типа Ж. К. Ван Дамма. И то, что подходит для показательных выступлений или спортивных поединков, совсем не подходит для уличной драки.

"Но как же," - скажете вы - "А как же соревнования, где часто одерживают победу красивыми, эффектными ударами?". Ответ прост. Посмотрите, много ли мастеров выступает на татами или ринге, оцените их уровень и подготовку. Зеленые, синие пояса? Бог с ним - первые, вторые даны? Насколько они компетентны в уличной драке, насколько проработана их техника защиты и атаки, доведена ли до уровня рефлекса? Вряд ли. Поэтому одни наносят ура-маваси в челюсть, а другие в эту челюсть получают.

Думаю, что "спортсмены" и Мастера - абсолютно разные категории. Для Мастера боевое искусство - путь жизни, способ самосовершенствования и познания, на крайний случай - эффективная система самозащиты. Но не средство доказательства превосходства над кем-то. Искусство Мастера невидимо. Для "спортсменов" же соревнования - способ стать известным, показать свой бойцовский дух. Проверить свои силы в поединке с равным, с таким же, как и они. Но уличные реалии доказывают, что противник на улице - уже не "такой". Он непредсказуем, он жесток и цель его - не кубок и не медаль. Его цель - вы, ваше здоровье или жизнь. Нужно трезво оценивать границу, где кончается спорт и начинается беспощадная драка.

Поэтому, в уличной драке: удар не должен быть виден. Вы не должны его "телеграфировать". Исходя из этого, предпочтение отдается ударам не выше среднего уровня. Цели - подъем стопы, голень, колено, мышцы бедра, пах, мочевой пузырь. Задача каждого удара - максимальный травматизм за минимальное время. Удары должны быть неожиданными, следовательно, на их подготовку надо затрачивать минимум времени.

Далее следует фраза, которая повергнет в шок приверженцев традиционных, классических стилей: Колено выносить не надо!

"А как же все мае, йоко, маваси?" - спросите вы. Спокойно! Колено оставим для тренировки и постановки именно мае, йоко, маваси. Колено - "телеграф" для вашего противника. Увидев "заготовку", он разорвет дистанцию, уйдет с линии атаки и не известно тогда, чем все закончиться… Плюс, колено - лишний "угол", увеличивающий время нанесения удара, отнимающий скорость и ломающий самую оптимальную траекторию удара - прямую. Чем прямее траектория удара, тем быстрее он доходит до цели. Не нужно забывать, что вынос колена - это сам по себе удар в ближнем бою, а все "мае (ап)", "йоко (йоп)", "маваси (дольо)", "шассе", "фуэтэ" - это его продолжение в том случае, если противник "ушел" от вашего удара коленом и пытается разорвать, увеличить дистанцию.

Тем не менее, не нужно утрировать мои слова о "бесколенных" ударах до состояния циркуля - этакий зомби, у которого одна нога опорная, а вторая, полностью прямая, рисует круги. Нет. Существует масса способов выноса ноги через "восьмерки", "волны" и т.д. Для описания их нужен большой обзорный труд, что не является задачей данной статьи. Следует лишь сказать, что наглядный пример нанесения подобных ударов можно увидеть в технике филиппинской школы пананджакман, китайского стиля ушу вин чун, французского сават и некоторых других.

Теперь о передвижениях

Устойчивая позиция, плавные, размеренные шаги, всегда дадут вам возможность изменить направление движения, разорвать дистанцию и нанести удар. Хорошее чувство контакта с поверхностью придаст вам уверенность, как в защите, так и в атаке. Оставьте боксерскую перепрыжку и т.д. Они отнимают много сил и дезориентируют в пространстве. Двигаться нужно ровно настолько, сколько требует ситуация. Никто не отнимает у вас права перекачивать вес с ноги на ногу, но стойка в глубоком выпаде вперед или присед на заднюю ногу тоже никому не нужен. Они ограничивают ваш технический потенциал и дают противнику возможность предугадывать ваши действия.

Итак, к чему мы пришли: устойчивая позиция, размеренные передвижения, удары по нижнему, максимум по среднему уровню. Не стоит забывать, что одними ногами драться не стоит, комбинируйте удары рук и ног с обманными, отвлекающими маневрами.



Хочется добавить, что если вы решили внести в свой технический арсенал удары ногами, необходима их физическая тренировка - нагрузка, растяжка, работа на пластику и скорость. И тогда ваши ноги станут мощным оружием. 

Источник: http://www.kommandos.narod.ru/barsnogi.htm